Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 293 — 295. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):293 — 295.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Научная статья
УДК 372 881 1 NIION: 2007-0062-4/21-071
doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-293-295 MOSURED: 77/27-°04-2021-°4-271
Роль коммуникативного подхода в современных условиях преподавания иностранных языков
Елена Вячеславовна Швецова
Московский политехнический университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Коммуникативный подход лежит в основе процесса обучения иностранным языкам сегодня. В статье подробно рассматриваются понятия коммуникации и коммуникативной стратегии, обосновывается роль культурологического аспекта при изучении языков, приводятся различные приемы, применяемые в процессе обучения иностранным языкам с использованием коммуникативного аспекта.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная стратегия, языковое общение, культура, коммуникативный прием Для цитирования: Швецова Е.В. Роль коммуникативного подхода в современных условиях преподавания иностранных языков // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 293 — 295. doi: 10.24411/2073-33052021-4-293-295.
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION
Original article
The role of the communicative approach in modern language teaching
Elena V. Shvetsova,
Moscow Polytech University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Communicative approach is the basic principle if modern language education. The article demonstrates the concepts of communication and communicative strategy, highlights the role of culture for language learning, illustrates techniques of communicative approach to language teaching.
Keywords: communication, communicative strategy, language interaction, culture, communicative approach For citation: Shvetsova E.V. The role of the communicative approach in modern language teaching // Obrazo-vaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021 ;(4):293 —295. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-293-295.
Процессы интеграции и глобализации, царящие в современном обществе, повлияли на многие аспекты жизни людей, в том числе на сферу образования.
Стремительный рост межкультурного и ме-жязыкового общения сделал коммуникативный подход в обучении языкам базовым для образовательной парадигмы. Многие исследователи рассматривают его в качестве главенствующего в процессе преподавания [1—6].
Основой данного подхода является процесс коммуникации, которая понимается как процесс обмена информацией между двумя или более людьми и включает в себя такие основные базовые элементы, как: (1) сообщение; (2) отправи-
© Швецова Е.В., 2021.
тель; (3) адресат; (4) канал. Обучение иностранному языку трактуется в рамках данного подхода как обучение общению через коммуникацию. Акцент при этом делается на осознанное и мотивированное использование языка людьми, которые коммуницируют для достижения определенной цели. Успех взаимодействия во многом зависит от выбора коммуникативной стратегии и от того, как она реализуется в процессе языкового общения.
Коммуникативная стратегия — это общее планирование коммуникации на основе текущей ситуации и целей общения. Ученые объединили успешные стратегии в четыре принципа речевого общения:
■ принцип количества (говорить не больше и не меньше того, что требуется);
Педагогические науки
■ качества (требование истинности);
■ отношения (соответствие высказывания теме коммуникации);
■ способа (требование четкости, ясности, упорядоченности).
Эти принципы активно используются и в коммуникативном подходе в обучении языкам.
Выбранная коммуникативная стратегия может быть ориентирована на конкретную цель, на собеседника и на ситуацию.
Еще одним условием успешности процесса коммуникации выступают различные виды невербального общения, такие как жесты, позы, мимика, прикосновения или сохранение определенной дистанции, даже одежда и запахи. Однако следует знать, что особенности использования невербальных средств могут различаться в отдельных культурах. Из-за отсутствия таких знаний зачастую возникает культурное недопонимание, жесты и позы могут быть неправильно интерпретированы, тактильный контакт во время разговора может оказаться неприемлемым и т.д. Поэтому изучение языка невозможно без знакомства с культурой его носителей. Такой совместный, лингвокультурологический подход в языковом обучении, как правило, базируется на том, что обучающиеся знакомятся с культурой изучаемого языка не только в теории (через текстовую информацию), но и на практике (через реальные ситуации общения).
Создать ситуации, приближенные к реальным, — основная задача коммуникативного подхода в обучении языкам, решить которую помогают различные коммуникативные приемы. В аудировании и чтении такие приемы нацелены на развитие навыков приобретения информации, в говорении и письме — на формирование навыков создания и передачи информации.
Упражнения с так называемым информационным пробелом (information gap) нацелены на развитие навыков говорения. Такие упражнения представляют из себя ситуации, в которых один или несколько участников обладают какой-либо информацией, а другие — нет. У последних, в свою очередь, есть сведения, недоступные первым. Для того чтобы сделать информацию полной, участникам надо контактировать друг с другом, например, задавая друг другу вопросы. Упражнение с информационным пробелом можно превратить в интерактивную игру, если добавить правила и назначить победителя.
Один из распространенных приемов, способствующих развитию навыков говорения, это когда одни участники пишут краткую информацию о себе на отдельных листках, а другие, глядя на
эти подсказки, задают наводящие вопросы, чтобы узнать как можно больше фактов. Такой прием называют чтением по подсказкам (reading from clues).
Навыки говорения и письма могут развиваться при выполнении упражнений, где участникам необходимо сопоставлять части, чтобы получить верный ответ (matching). Обычно учащихся просят соединить части предложения в одно, сопоставить текст с картинками или другим текстом и т.д.
Для развития навыков чтения распространенным является прием, когда текст делят на отдельные части, которые распределяются между учащимися. Для того чтобы узнать содержание всего текста, участникам надо задавать друг другу вопросы (jigsaw reading). Подобное задание может использоваться и при аудировании, когда отдельные части текста предлагаются участникам не в печатном виде, а предназначены для прослушивания, и только взаимодействие друг с другом позволяет объединить их в единое целое.
Перечисленные подходы объединены одним важным аспектом коммуникативного обучения — взаимодействием учащихся на занятии. Независимо от того, как оно осуществляется, это взаимодействие является залогом успешного внедрения коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам, делает занятие эффективным, стимулируя у учащихся стремление к приобретению знаний и развитию навыков общения на иностранном языке.
Список источников
1. Асламова Т.В. Интерактивная модель организации творческой коммуникативной деятельности студентов с опорой на медиатексты / / Современные технологии и тактики в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка / отв. ред. Н.М. Мекеко. М., 2013. С. 78—87.
2. Володина Е.В., Володина И.В. Формирование готовности к профессиональной коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности у студентов вуза / / European Social Science Journal. 2017. № 6. С. 121.
3. Лазарева О.П. Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода // Молодой ученый. 2015. № 15.2 (95.2). С. 40—42.
4. Савицкая Т.П., Казакова Е.В., Зотов В.В., Попел А.Е. Обучение студентов общению на иностранном языке как одно из условий их социализа-
294
Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 4
ции и дальнейшей адаптации в социуме / / Дизайн и технологии. 2018. № 66 (108). С. 136—145.
5. Столярова Е.В., Федотова М.Г., Дмитриева А.Г. Обучение навыкам ассертивности на уроках иностранного языка в сфере делового и профессионального общения / / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 12. С. 33—41.
6. Швецова Е.В. Возможности сети Интернет в процессе дистанционного обучения студентов / / Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: материалы I междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 161 —166.
References
1. Aslamova T.V. An interactive model of organizing students' creative communicative activity based on media texts / / Modern technologies and tactics in teaching a professionally oriented foreign language / otv. ed. N.M. Mekeko. M., 2013. P. 78—87.
2. Volodina E.V., Volodina I.V. Formation of readiness for professional communication in a foreign language in the field of innovation among
university students / / European Social Science Journal. 2017. No. 6. P. 121.
3. Lazareva O.P. Modern teaching foreign languages using a communicative approach / / Young scientist. 2015. No. 15.2 (95.2). P. 40—42.
4. Savitskaya T.P., Kazakova E.V., Zotov V.V., Popel A.E. Teaching students to communicate in a foreign language as one of the conditions for their socialization and further adaptation in society / / Design and Technologies. 2018. No. 66 (108). P. 136—145.
5. Stolyarova E.V., Fedotova M.G., Dmitrieva AG. Teaching assertiveness skills in foreign language lessons in the field of business and professional communication / / Scientific-methodical electronic journal Concept. 2017. No. 12. P. 33—41.
6. Shvetsova E.V. Possibilities of the Internet in the process of distance learning of students // Actual problems of teaching foreign languages in a non-linguistic university: materials of the I international scientific-practical conf. 2017. P. 161 — 166.
Информация об авторе Е.В. Швецова — кандидат филологических наук, доцент
Information about the author E.V. Shvetsova — candidate of philology, associate professor
Статья поступила в редакцию 07.10.2021; одобрена после рецензирования 07.11.2021; принята к публикации 16.11.2021.
The article was submitted 07.10.2021; approved after reviewing 07.11.2021; accepted for publication 16.11.2021.