ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В АКСИОСФЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
© Е. В. Полубоярова
Полубоярова Елена Владимировна
студентка VI курса факультет психологии Самарская
гуманитарная академия e-mail: elena [email protected]
В статье выявлена взаимосвязь экзистенции с ценностью сферы профессии и луховното уловлетворения у юношей в экспериментальной и контрольной труппах.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, экзистенция, школьники старших классов.
Среди всего многообразия проблем, относящихся к психологии, феномен ценностей является наиболее противоречивым и неоднозначным для изучения. В существующей на сегодняшний день литературе, посвящённой данной проблематике, понятию ценность, его определению и содержанию уделяется достаточно большое внимание, причём понимание ценностей представлено в многообразии различных, альтернативных подходов и концепций.
С появлением интереса к проблеме ценностей ученые столкнулись с рядом трудностей не только теоретического обоснования и толкования ценностей, но и диагностического измерения этого междисциплинарного феномена. Второй аспект данной проблемы является более актуальным для психологов-практиков [1].
Согласно Милтону Рокичу, ведущему исследователю ценностей, ценность — это «наиболее предпочитаемое личностью и обществом прочное убеждение (верование), проявляющееся в соответствующем ему типе поведения». Индивидуальная система ценностей определена Рокичем как «определенная на всю жизнь система убеждений относительно предпочитаемых целей и типов поведения» [3].
В своем исследовании Л. Б. Эрштейн выделяет три подхода к определению ценностей:
1. Ценности как значимость. Отношение к ценностям как к мере, отражающей определенную значимость элементов реальности, с которыми сталкивается субъект.
2. Ценность как выбор. Ценности — это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных средств и способов действия.
3. Ценность как феномен, характеризующийся определенными признаками [9].
Ценности также стали основой логотерапии и экзистенциального анализа, где основная идея заключается в том, что любое наполненное смыслом формирование жизни непосредственно связано с обнаружением и воплощением ценностей.
Рост влияния экзистенциальных подходов является одной из признаваемых специалистами тенденций развития психологии первого десятилетия XXI века. Ее примечательной особенностью становится «переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия», что отвечает методологическим принципам экзистенциального направления, сторонникам которого «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего» [2].
Экзистенцией можно назвать проживание человеком своего духовного измерения [7].
Франкл считал антропологическими предпосылками для экзистенции «самодистанцирование» и «самотрансценденцию»: человек должен дистанцироваться от самого себя, что делает его более открытым, чтобы затем оказаться способным выйти за пределы себя и отдать себя внешнему миру с его предложениями и задачами. В качестве третьей основы экзистенции Франкл называл смысл, или «вызов момента». Человек находит смысл, когда дает ответ на обращенные к нему запросы бытия, то есть когда распознает, что ему надлежит сделать сейчас, в данных обстоятельствах.
Персональной основой экзистенции является решимость, актуализация свободной воли, что находит выражение в жизни, сопровождающейся внутренним согласием. Без принятия решений и их воплощения, без свободы и ответственности состоявшаяся экзистенция немыслима.
Актуальность темы исследования заключается в том, что охватывает один из важнейших периодов становления личности человека — возраст от 16 до 18 лет. Ранний юношеский возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.
При всей сложности проблем, встающих перед молодым человеком в период юности, анализ работ по возрастной и педагогической психологии показывает, что данный этап онтогенеза освещается в литературе гораздо в меньшей степени, чем детство или отрочество. По этой причине портрет современного юноши выглядит расплывчатым и недостаточно конкретным. Помимо этого, в
трудах по возрастной и педагогической психологии, как правило, не отмечается качественных различий между юношами и девушками, обучающимися в средней школе, и теми, кто уже сделал свой выбор, осуществив жизненное и профессиональное самоопределение. Исследователи чаще рассматривают юношеский возраст в целом, не выделяют в нем отдельных этапов и не изучают их специфики. Многими авторами отмечается сензитивность данного возрастного этапа онтогенеза к становлению мировоззрения, системы идеалов и ценностей, но при этом юность вновь рассматривается в качестве однородной группы.
Несмотря на то, что в возрастной психологии выделяется кризис 17 лет, содержание которого связывается с первым этапом реального (а не виртуального, как в ранней юности) жизненного, личностного и профессионального самоопределения развивающейся личности, отсутствуют экспериментальные исследования специфики становления ценностей человека, а также других его личностных особенностей (самоактуализации, самооценки, степени осмысленности жизни).
Многие психологи (Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн,
Э. Эриксон и др.), характеризуя юность, указывают на необходимость мировоззренческого выбора в этом возрасте. Отсутствие этого выбора не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует её психическому здоровью. Именно поэтому изучение особенностей становления ценностно-смысловой сферы юношей и девушек, а также внутренних конфликтов в системе их ценностей представляет несомненную теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования — выявить особенности изменения в аксиосфере школьников старших классов.
Объектом нашего исследования являются ценности школьников старших классов.
Предмет исследования — особенности изменения в аксиосфере школьников старших классов.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между экзистенцией и ценностями у школьников старших классов.
2. Существуют различия в экзистенции и ценностях между группой школьников, обучающихся по программе «Одаренные дети», и группой школьников, обучающихся по общеобразовательной программе.
Методика исследования
В экспериментальную группу вошли школьники старших классов Образовательного центра школы № 8 г. Новокуйбышевска, обучающиеся по программе «Одаренные дети», которые на базе школы получают дополнительное образование по профилирующим предметам с преподавателями самарских вузов, знания в области этики, этикета, занимаются с хореографом. Целью программы «Одаренные дети» является обеспечение благоприятных условий для создания единой системы развития и адресной поддержки одаренных детей города в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения — 10 и 11 класс.
Экспериментальная группа состоит из учащихся, которые обучаются на «хорошо» и «отлично», имеют дополнительное образование (музыкальное, художественное), занимаются в кружках и спортивных секциях, имеют достижения в области образования, являются призерами и победителями школьных олимпиад разного уровня. Для участников программы «Одаренные дети» эти условия обязательны. В исследовании приняли участие 28 учащихся, из них 13 юношей и 15 девушек.
Для сравнения была взята контрольная группа, куда вошли учащиеся параллельного класса, которые обучаются по общеобразовательной программе. Контрольная группа неоднородна, в ней есть учащиеся разного уровня подготовки. В ее составе 29 учащихся, из них 11 юношей и 18 девушек.
Следовательно, экспериментальным воздействием является учебно-развивающая программа «Одаренные дети».
Исследование состояло из двух замеров с интервалом 1 год. В ходе первого пилотажного замера была использована методика А. В. Капцова «Аксиологическая направленность личности» (АНЛ4.2) [4].
При вторичном исследовании были использованы методика А. В. Капцо-ва «Аксиологическая направленность личности» (АНЛ4.2) и методика А. Лэн-гле «Шкала экзистенции».
Вторичная обработка результатов проводилась с использованием пакета БТАТКТГСА 6.0.
«Аксиологическая направленность личности» (АНЛ) А. В. Капцова
В качестве основного диагностического концепта в тесте выступают личностные ценности как составляющие аксиосферы, выражающие отношения значимости (важности) окружающей человека социальной действительности.
Методика состоит из 49 пунктов и включает, кроме информационных шкал традиционную шкалу социальной желательности и шкалы безразличия, оценивающие установку испытуемого на неопределенные или средние ответы
[4].
Шкала экзистенции
Шкала экзистенции (ШЭ) является одним из психометрических инструментов, разработанных в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле. Над опросником в 1988-1989 гг. работала К. Орглер, она подобрала вопросы и получила первые данные по стандартизации на выборке, составляющей более тысячи испытуемых, валидность опросника проверялась с помощью тестов САМОАЛ, 16 РБ, ЕР1.
Тест измеряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается испытуемым.
ШЭ представляет собой опросник, состоящий из 46 пунктов, ответы на которые испытуемый дает, оценивая себя и свою сегодняшнюю жизнь по различным аспектам [6].
Мы составили следующий план эксперимента:
о1 X О2
О3 О4.
Таким образом, в ходе эксперимента у нас формируются следующие статистические гипотезы по всем шкалам исследуемых методик:
Но: до применения воздействия между ценностями школьников, обучающихся по программе «Одаренные дети», и ценностям школьников, обучающимися по общеобразовательной программе, различия отсутствуют (О1- Оз^Но);
Н1: после применения воздействия между ценностями и экзистенцией школьников, обучающихся по программе «Одаренные дети», и школьников, обучающихся по общеобразовательной программе, существуют различия (О2- О4^Щ);
Н^ между показателями, полученными до и после воздействия учебноразвивающей программы на экспериментальную группу, существуют различия (О1" °2^Н1);
Н0: между показателями, полученными в разное время в контрольной группе, различия отсутствуют (О3- О4^Но).
Для определения различий между контрольной и экспериментальной группами был применен И-критерий Манна-Уитни [8].
Для подтверждения гипотез о различиях внутри групп был использован Т-критерий Вилкоксона, который предназначен для сравнения двух зависимых выборок между собой по уровню выраженности какого-либо признака. С его помощью можно определить направленность изменений и выраженность изменений в зависимых выборках.
Для проверки основной гипотезы о том, что у школьников старших классов существует взаимосвязь между экзистенцией и ценностями, был применен корреляционный анализ.
Результаты исследования представлены с учетом половых различий.
Результаты и их обсуждение
Целью первого тестирования было определить, существуют ли различия в ценностях школьников, обучающихся по программе «Одаренные дети», и школьников, обучающихся по общеобразовательной программе. Тестирование проводилось в конце учебного года между учащимися десятых классов.
Результаты представлены в таблице 1, с учетом половых различий. Для наглядности в таблице представлены средние значения по шкалам ценностей.
Как видно из таблицы 1 у юношей по шкалам ценностей сферы профессий, сферы семейной жизни, сферы общественной жизни, сферы увлечений, коллективности, духовного удовлетворения, креативности, жизнедеятельности, достижения, материального благополучия, традиции и индивидуальности различия между группами отсутствуют.
По шкале ценности сферы образования были выявлены различия. Ценность сферы образования у юношей в экспериментальной группе выше, чем у юношей в контрольной группе. Можно предположить, что юноши в экспериментальной группе больше заинтересованы в своём образовании, стремятся к расширению своего кругозора, успехи в учебе дают им возможность проявить себя, выделиться среди одноклассников.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа по шкалам ценностей до начала воздействия
Ценности юноши девушки
экспер.гр. п=13 контр.гр. п=11 Р экспер.гр. п=15 контр. гр. п=18 Р
сфера профессии 5,1 5,5 0,324 5,1 4,1 0,111
сфера образования 5,1* 3,3* 0,018 5,3 4,0 0,104
сфера семейной жизни 5,1 4,0 0,173 3,8 4,2 0,431
сфера общественной жизни 5,0 4,3 0,331 6,0* 4,3* 0,009
сфера увлечений 5,3 4,7 0,358 4,9 5,4 0,218
коллективности 4,8 4,0 0,273 4,8 3,6 0,135
духовного удовлетворения 6,2 5,6 0,343 6,5 5,9 0,410
креативности 5,5 4,2 0,139 5,3 4,3 0,131
жизнедеятельности 5,2 5,0 0,928 5,4 4,0 0,069
достижения 5,4 4,7 0,393 5,3 5,1 0,897
традиции 4,6 4,1 0,631 4,5 4,4 0,927
материального благополучия 4,6 3,9 0,407 4,2 4,8 0,248
индивидуальности 5,4 4,6 0,219 5,5 4,5 0,144
*р < 0,05
У девушек по шкалам ценностей сферы профессий, сферы образования, сферы семейной жизни, сферы увлечений, коллективности, духовного удовлетворения, креативности, жизнедеятельности, достижения, материального благополучия, традиции и индивидуальности значимых различий не выявлено.
По шкале ценности сферы общественной жизни выявлены различия. Ценность сферы общественной жизни у девушек в экспериментальной группе выше, чем у девушек в контрольной группе. Из таблицы видно, что среднее значение по этой шкале у девушек экспериментальной группы самое высокое относительно и юношей и девушек другой группы. Исходя из этого и беря во внимание условия отбора в класс «одаренных детей», можно предположить, что девушки в экспериментальной группе участие в общественных мероприятиях рассматривают как способ выделиться на фоне одноклассников. Учитывая возраст испытуемых (16-17 лет), активное участие в жизни школы и класса дает возможность девушкам проявить себя, показать свою индивидуальность, ценность которой для них также высока.
Стоит отметить, что средние значения ценностей и у девушек, и у юношей в экспериментальной группе почти по всем шкалам выше, чем в контрольной группе. Можно предположить, что учащиеся в классе «одаренные дети» имеют большую мотивацию к получению образования, проявлению себя во всех сферах жизнедеятельности.
После второго года обучения мы выявляли различия между ценностями и экзистенцией школьников, обучающихся по программе «Одаренные дети», и школьников, обучающихся по общеобразовательной программе. Результаты исследования представлены в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа по шкалам ценностей после воздействия
Ценности юноши девушки
экспер.гр. п=13 контр.гр. п=11 Р экспер.гр. п=15 контр.гр. п=18 Р
сфера профессии 6,2 5,0 0,084 5,6 4,6 0,044
сфера образования * іл, 3,5* 0,015 5,6* 4,0* 0,007
сфера семейной жизни 5,2 4,0 0,071 4,1 4,4 0,882
сфера общественной жизни 5,6* 3,8* 0,023 5,8 5,4 0,340
сфера увлечений 5,9 4,7 0,060 5,7 5,4 0,725
коллективности 5,2 3,7 0,083 4,7 3,9 0,381
духовного удовлетворения 6,8* 5,4* 0,048 6,2 6,1 0,551
креативности 5,5* 4,2* 0,018 5,7 4,6 0,118
жизнедеятельности 5,6* 4,0* 0,041 5,3 5,0 0,619
достижения 4,9 4,1 0,256 5,4 5,2 0,618
традиции 5,2* 3,6* 0,039 4,7 4,5 0,686
материального благополучия 4,8 4,0 0,409 4,9 5,2 0,543
индивидуальности 6,3 5,4 0,362 6,0 5,1 0,157
*р<0,05
Из таблицы 2 видно, что у юношей по шкалам ценностей сферы образования, сферы общественной жизни, духовного удовлетворения, креативности, жизнедеятельности, традиций существуют различия. Данные ценности для юношей экспериментальной группы имеют большую значимость, чем для юношей контрольной группы. Различия в ценности образования у юношей сохранились. Можно предположить, что за период обучения по программе «Одаренные дети» юноши в экспериментальной группе увидели для себя возможность выделиться не только в учебе, но и в других сферах жизни, проявляя при этом свою неординарность, творчество, чувствуя вовлеченность, удовлетворение и самоуважение.
По шкалам ценностей сферы профессии, сферы семейной жизни, сферы увлечений, Других, достижений, материального удовлетворения, индивидуальности различия у юношей отсутствуют.
Из таблицы 2 видно, что у девушек по шкалам ценностей сферы профессии, сферы образования выявлены различия. Для девушек экспериментальной группы ценность сферы профессии и сферы образования имеет большую значимость, чем для девушек контрольной группы. Можно предположить, что девушки в экспериментальной группе более серьезно стали относиться к учебе и предстоящему выбору профессии.
По шкалам ценностей сферы семейной жизни, сферы общественной жизни, сферы увлечений, Других, духовного удовлетворения, креативности, жизнедеятельности, достижений, традиций, материального удовлетворения, индивидуальности у девушек различия отсутствуют.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что после воздействия программы «Одаренные дети» у юношей экспериментальной группы значимость таких ценностей, как сфера общественной жизни, духовного удовлетворения, креативности, жизнедеятельности, традиций, стала выше, чем у юношей контрольной группы. Различия по ценности сферы образования сохранились. Значения по ценностям сферы образования и сферы профессии у девушек экспериментальной группы стали выше, чем у девушек контрольной группы.
Из таблицы 3 видно, что по субшкале «самодистанцирование» между юношами экспериментальной и контрольной группы существуют различия. Данные различия показывают, что в экспериментальной группе учащиеся обладают большей способностью к критическому отношению к себе, дают адекватную, более объективную оценку своим действиям и поступкам, что говорит о высокой чувствительности, когнитивной и эмоциональной доступности для себя и мира.
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа по шкале экзистенции после воздействия
Шкалы экзистенции юноши девушки
экспер.гр. п=13 контр.гр. п=10 Р экспер. гр. п=13 контр.гр. п=17 Р
Самодистанцирование 6,6* 5,2* 0,018 5,5 4,8 0,316
Самотрансценденция 8,6 8,5 0,691 8,8 7,2 0,066
Персональность 7,9 7,1 0,196 7,6 6,4 0,162
Свобода 6,5 6,5 0,675 6,2 6,2 0,847
Ответственность 5,3 5,3 0,923 5,1 5,0 0,716
Экзистенция 6,5 6,7 0,502 6,2 6,0 0,608
Экзистенциальная исполненность 7,0 6,6 0,588 6,7 6,0 0,277
*р <0,05
По субшкалам самотрансценденции, персональности, свободы, ответственности, экзистенция и экзистенциальная исполненности различия не выявлены, таким образом, по этим шкалам гипотеза Щ отвергается. У девушек по шкалам экзистенции различий не выявлено.
Для проверки гипотезы о том, что между показателями, полученными до и после воздействия учебно-развивающей программы на экспериментальную группу, существуют различия, мы воспользовались Т-критерием Вилкок-сона для связанной выборки. При обработке данных нам выявить различия не удалось. Различия между первым и вторым тестированием в экспериментальной группе и у юношей, и у девушек отсутствуют. Таким образом, гипотеза Н^ отвергается.
Для проверки гипотезы Но о том, что между показателями, полученными в разное время в контрольной группе, различия отсутствуют, мы также воспользовались Т-критерием Вилкоксона. В контрольной группе для юношей гипотеза подтвердилась по всем шкалам. У девушек контрольной группы выявлены различия в сфере общественной деятельности (п = 17, р = 0,03, при р < 0,05). Таким образом, для шкалы сферы общественной деятельности при-
нимаем гипотезу Щ. Можно предположить, что ценность общественной жизни у девушек в контрольной группе стала выше из-за того, что они имели наглядный пример девушек из класса «одаренных детей», как можно проявить и показать свои возможности, участвуя в общественных мероприятиях.
Для проверки основной гипотезы о том, что у школьников старших классов существует взаимосвязь между экзистенцией и ценностями, мы выявляли взаимосвязь в контрольной и экспериментальной группе между шкалами экзистенции и ценностями, для чего был применен корреляционный анализ.
В отчете представлены данные взаимосвязи ценностей со шкалой экзистенции, так как именно эта шкала описывает такую существенную характеристику человеческой экзистенции, как способность ориентироваться в этом мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, меняя ее, таким образом, в лучшую сторону, и именно эта шкала показывает переживание человека, его отношение к окружающей действительности.
В результате корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи между ценностями и экзистенцией у юношей в экспериментальной группе (п = 13).Существует взаимосвязь экзистенции с ценностью сферы профессии (г = 0,61, р < 0,05) и духовного удовлетворения (г = 0,67, р < 0,05) у юношей, это говорит о том, что чем больше молодые люди чувствуют свою включенность в жизнь, тем важнее для них становится значимость профессии и духовного удовлетворения. Перед вступлением во взрослую жизнь юноши осознают всю важность и значимость выбранной ими профессии, также для них важно и моральное удовлетворение, и внутренний комфорт.
При проведении корреляционного анализа между ценностями и экзистенцией у девушек в экспериментальной группе (п=13) значимых взаимосвязей не выявлено.
В результате корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи между ценностями и экзистенцией у юношей в контрольной группе (п = 10).Существует взаимосвязь экзистенции с ценностью сферы профессии (г = 0,71, р < 0,05) и духовного удовлетворения (г = 0,60, р < 0,05) у юношей в контрольной группе.
При проведении корреляционного анализа между ценностями и экзистенцией у девушек в контрольной группе (п = 17) значимых взаимосвязей не выявлено.
На основании полученных взаимосвязей можно предположить, что юноши в возрасте 17-18 лет острее переживают сферы жизни, связанные с выбором их будущей профессии, так как от этого зависит их становление как мужчин и как полноценной личности.
У девушек взаимосвязи экзистенции с ценностями не выявлено. Это может говорить о том, что у девушек к 17-18 годам уже сформированы ценности.
Выводы
Нам удалось выявить различия между школьниками, обучающимися по программе «Одаренные дети», и школьниками, обучающимися по общеобразовательной программе, по таким ценностям, как ценность сферы профессии,
сферы образования, сферы общественной деятельности, духовного удовлетворения, жизнедеятельности, креативности, традиции. Данные ценности имеют большую значимость в экспериментальной группе.
Так как программа «Одаренные дети» рассчитана на воспитание здоровых, мыслящих, интеллектуально развитых, социально активных, творческих людей, то можно предположить, что в результате обучения у учащихся экспериментальной группы были заложены или усилились ценности сферы профессии, сферы образования, сферы общественной деятельности, духовного удовлетворения, жизнедеятельности, креативности, традиции. Развилась способность к объективному осмыслению своих поступков и действий. Обучаясь в условиях жесткой конкуренции, юноши и девушки выбирают разные способы для проявления своей индивидуальности. Но ценность образования к завершению обучения и для юношей, и для девушек экспериментальной группы имеет большую значимость. Это своеобразный итог их многолетнего труда, способ самоутверждения. Из 28 учащихся класса «Одаренные дети» — 27 закончили школу с медалью. В контрольной группе из 29 учащихся с медалью школу закончили 5 человек.
Но, несмотря на различия, мы выявили и общую закономерность, а именно выявлена взаимосвязь экзистенции с ценностью сферы профессии и духовного удовлетворения у юношей в двух группах. Перед вступлением во взрослую жизнь юноши осознают всю важность и значимость выбранной ими профессии, также для них важно и моральное удовлетворение, и внутренний комфорт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева, С. В. К проблеме ценностей в психологии. Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005». — СПб. : Изд-во СПб ун-та, 2005.
2. Гришина, Н. В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. — 2011. — Вып. 4. — С. 109—116.
3. Еникеев, М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М. : ПРИОР, 2002.
4. Капцов, А. В. Аксиологическая направленность личности : руководство по применению. 4-е изд., доп. — Самара : СамЛюксПринт, 2011.
5. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. — Самара : СНЦ РАН, 2009.
6. Кривцова С. В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. — 2009. — № 1. — C. 141—170.
7. Лэнгле, А. Л. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности : сб. ст. — М. : Генезис, 2005.
8. Сидоренко, Е. Методы математической обработки в психологии. — СПб. : Речь,
2007.
9. Эрштейн, Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. — СПб., 2008.