О ВЛИЯНИИ ПОЛА И ПОРЯДКА РОЖДАЕМОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
И.В. Грошев, И.В. Евдокимова
Groshev I.V. & Evdokimova I.V. On the influence of gender and birth-rate on the formation of vocational interest The article looks at the notion of vocational interest and the factors affecting its formation as well as professional choice. The authors conclude that gender differentiates interest in a certain profession. The correlation is studied for the first time between birth-rate and vocational interest. The results of the study prove the truth of the hypothesis that gender, age and birth-rate affect the formation and development of a personality’s specialist vocational interest
В отечественной психологии общепринятым является положение о том, что решающую роль в становлении, формировании и развитии личности специалиста играет деятельность. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены особенностями психической регуляции поведения человека, особенностями структуры личностных черт конкретного индивида и их детерминирующей функции в тех или иных формах целенаправленной активности. Это делает систему личностно-деятельностных отношений достаточно динамичной, проявляющейся во взаимном приспособлении, адаптации компонентов личностной и деятельностной структур.
Особенности взаимосвязи и взаимовлияния характеристик структуры и отдельных компонентов личности, а также профессиональной деятельности определяют постановку проблемы психологического изучения формирования личности профессионала, начиная с выбора профессии и формирования профессионального интереса (стадии оптации) и заканчивая стадией спада (прогрессивно снижающейся профессиональной активностью, угасанием многих профессиональных интересов, сменой ценностных ориентаций и резким изменением жизненной направленности).
Следует отметить, что проблема формирования личности профессионала в теоретическом плане связана с разработкой и дополнением известных психологических концепций личности, ее структуры, развития и детерминации на разных этапах жизненного пути. Практический аспект проблемы направлен на разработку и решение задач профессиональной ориентации, выбора профессии, обучения, психологического отбора с учетом личностных особенностей, профессиональной подготовки. Таким образом,
формирование личности профессионала предполагает выявление тех сложных психических систем, которые определяют выбор вида трудовой деятельности и детерминируют процесс ее овладения.
В данной работе мы рассмотрели несколько факторов, влияющих, на наш взгляд, на формирование профессионального интереса и определяющих выбор профессии.
Обратимся к понятию «интерес» в психологии. При изучении определений интереса, данных представителями разных психологических школ, можно увидеть, что интерес - это необходимый фактор избирательной активности относительно к определенным направлениям объективной действительности. Исследователи высказывают различные суждения о том, как проявляется эта активность, какие факторы влияют на нее, в какой степени она зависит от конкретного индивида и тому подобное.
В литературе, посвященной данной проблеме, встречаются разные подходы к определению интереса. Все они важны, так как отражают его различные стороны.
• Интерес выступает как избирательная направленность человека и его внимания (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин).
• Интерес выступает как направленность мыслей и помыслов (С.А. Рубинштейн) и как проявление умственной и эмоциональной активности (С.А. Рубинштейн, Е.К. Стронг).
• Л.А. Гордон считает, что интерес - это совокупность и эмоционально волевых, и интеллектуальных процессов, благодаря которой повышается активность сознания и деятельности человека.
• Интерес диктуется потребностями (Ш. Бюлер).
• Интерес есть одна из сторон, моментов в развертывании потребности, - считает Е.С. Кузьмина.
• Интерес - это познавательное отношение человека к миру, - считает В.Н. Мяси-щев и В.Г. Иванов. Н.Г. Морозов дополняет: эмоционально-познавательное.
• Интерес - не только познавательное, но и тактичное отношение, играющее огромную роль в социальной деятельности людей, в их поведении. Это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности, - считает Л.Г. Ковалев.
• Представители биологической теории
В. Мак Дауголл, 3. Фрейд, Е. Клапаред и другие видят происхождение интереса во врожденных особенностях человека, в инстинктах.
• Е. Торндайн, Р. Вудворст и другие представители бихевиоризма сравнивают механизм образования и развития интереса с механизмом образования привычки.
В биологических теориях, указывающих на врожденные свойства интереса, есть положения, несомненно заслуживающие внимания. Бесспорно, что начальный уровень интереса прослеживается в заложенных генетически свойствах индивида, неоспоримо влияние психологии конкретной личности, его врожденных особенностей на формирование интереса.
В противовес биологическим теориям выступают социологизаторские, которые ведущую роль при образовании интереса отводят внешним раздражителям (социальным факторам).
С нашей точки зрения, практически все вышеперечисленные и существующие теории дополняют друг друга, все в разной степени весомы в образовании интереса, так как интерес является и избирательной направленностью психологических процессов индивида на объекты окружающего мира; и фактором, возбуждающим активность индивида, способствующую стремительному развитию психологических процессов; и потребностью индивида обратить внимание и заниматься конкретной деятельностью, приносящей удовлетворение.
Итак, понятие интереса многогранно. А в чем проявляется и как формируется профессиональный интерес? Наша точка зрения в контексте данного аспекта релевантна положению С.П. Крягжде о том, что профессиональный интерес - это динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющийся в избирательной, познава-
тельной, эмоциональной и волевой активности, направленной на предполагаемую и приобретаемую профессию [1].
Развивая эту теорию, Е.М. Павлюк вводит различные, по его мнению, понятия: «профессиональный интерес» и «интерес к профессии». В случае, если представления о профессии приблизительны, Е.М. Павлюк определяет их как интерес к профессии. Это своеобразный фундамент для профессионального интереса. Совокупность же знаний о профессии и формировании профессиональных умений и навыков является, по его мнению, профессиональным интересом.
Выбор профессии есть планирование жизненного пути и, значит, личностный аспект стоит в нем на одном из первых мест. Профессиональный выбор, по мнению Д.Е. Сьюпера, - это длительный процесс развития, в результате которого с увеличением возраста человека соответственно увеличивается и его связь с реальной действительностью [2]. Профессиональное развитие личности большинством авторов рассматривается как интеграция по сути двух процессов: развития личности в онтогенезе, то есть на всем жизненном пути, и профессионализации личности, то есть с периода начала профессионального самоопределения (выбора профессии) до завершения активной трудовой деятельности. Именно с этих позиций и следует воспринимать модель профессионального развития Д.Е. Сьюпера, которая включает в себя пять стадий и интересует нас с точки зрения профориентации. Основные положения данной концепции сводятся к следующим моментам:
- люди характеризуются различными способностями, интересами и свойствами личности;
- на этой основе каждый человек приходит к ряду профессий, а профессия - к ряду индивидов;
профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз;
- особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями, полом и даже порядком рождения;
- на ранних стадиях профессионального развития им можно управлять: а) через формирование интересов и способностей; б) через поддержание у индивидов стремления «попробовать реальную жизнь»;
- профессиональное развитие состоит, в сущности, в развитии и реализации <сЯ»-концепции и так далее [3].
Она содержит стадию оптации (подготовка к жизни и труду, выбор профессии). Это интервал от 11 (12) до 14-18 лет. В эту короткую «эпоху» происходят попытки планирования своего будущего, овладения системой социально значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути, формирование самооценки собственной профпригодности на основе анализа своих возможностей. Следующая стадия - стадия профессиональной подготовки от 15-18 до 16-23 лет. В этом возрасте молодые люди выстраивают свое представление об определенной профессии, исходя из личностных интересов, происходит освоение системы знаний и ценностных представлений о данной профессиональной общности, формирование профессиональной пригодности к обучению профессии и к реальной практической деятельности на основе развития профессионально ориентированных психологических структур личности. Более развернутые классификации стадий развития человека как субъекта трудовой деятельности и его профессионального становления даны в работах Е.А. Климова [4, 5] и Т.В. Кудрявцева [6, 7]. Не останавливаясь подробно на анализе данных концепций, отметим, что они являются первыми серьезными попытками создания целостной концепции профессионализации.
В данной работе рассматривается интерес, направленный на будущую, предполагаемую профессию и, исходя из возраста респондентов исследования, мы сталкиваемся не только с интересом к профессии, но также и с процессом формирования профессионального интереса. Необходимо заметить, что особое внимание в данной работе уделяется гендерным различиям и влиянию порядка рождаемости при выборе профессии.
Природная предрасположенность человека к той или иной профессиональной деятельности вносит существенный вклад во внутреннюю мотивацию, в тяготение человека к тому или иному занятию [8]. На любом этапе становления профессионала, особенно на этапе профессионального самоопределения, отбора и обучения, знание и учет индивидуально-психологических, природно детерминированных особенностей является ключевым условием для будущего профес-
сионала. Как отмечал Б.М. Теплов, знание индивидуальных различий людей становится важнейшей задачей психологии, поскольку психологическая наука поставила перед собой цель стать наукой, полезной для практики [9].
Значимый вклад в разработку вопроса о природно обусловленных диспозициях людей к определенным сферам деятельности внесли новейшие работы Б.Р. Кадырова [10]. Автор показал, во-первых, что подростки, проявляющие тяготение к видам деятельности, связанным с техникой и знаковыми системами, обладают психологическими характеристиками, значительно отличающимися от характеристик, свойственных учащимся, которые отдают предпочтение занятиям, условно названным «природа», «человек», «художественные образы». Для психического склада представителей первой группы были типичны аналитичность подхода к объектам деятельности, неторопливость, усидчивость, терпеливость. Представители же второй группы тяготеют к активно-волевой деятельности, стремятся влиять на других, выразить себя, обладают широтой пристрастий. Во-вторых, при изучении психофизиологических оснований склонностей у подростков первой группы выявилось преобладание второй сигнальной системы, более высоким оказался уровень активированности левого полушария. У представителей второй группы преобладала первая сигнальная система, выше была активированность правого полушария. При этом прогностическое и симптоматическое значение имело не только преобладание активированности того или иного полушария, но и разные уровни активированности одного и того же полушария. Так, при высоком уровне активированности левого полушария была выражена склонность к занятиям, входящим в круг «знаковая система», а при более низком ее уровне обследуемые тяготели к сфере «техника»1.
Заслуживает внимания корреляция темперамента, типа телосложения (соматотипа), типа кожных рисунков (типа пальцевых рисунков, - дактилотипа) и осуществляемого профессионального выбора.
1 Как показали работы Э.А. Голубевой, С.Л. Изю-мовой, Е.П. Гусевой, относительно низкий уровень активированности мозга связан с достоинствами тормозных процессов, благоприятствующих саморегуляции, произвольности психических процессов, что и требуется для эффективного осуществления деятельностей, относящихся к сфере «техника».
К природно обусловленным диспозициям людей можно отнести и различия по половому признаку, влияние которого на развитие человека и профориентацию довольно велико. Согласно Б.Г. Ананьеву, это еще одна фундаментальная координата индивидуальности, которая пронизывает все свойства человека, а именно, координата возрастнополовой изменчивости, имеющая генетическую, а более широко, конституциональную врожденную программу [11]. Наиболее общее правило программы половой дифференциации дает В.А. Геодакян, согласно которому мужское поведение является как бы носителем эволюции, в то время как женские формы поведения связаны с сохранением и накоплением приобретенного социально и биологически целесообразного опыта [12]. В многочисленных исследованиях, накопленных к настоящему времени, показано существование, по крайней мере, 12 генетически врожденных программ, по которым наблюдается отчетливое различие между мужчинами и женщинами. Так, В.М. Русаловым было показано, что структура темперамента, темпераментальный профиль у женщин и мужчин имеет четкие различия. Оказывается, что мужчины обладают более высокой эр-гичностью, более высокой предметной и социальной пластичностью, более высокими характеристиками темпа или индивидуальной скорости, в то время как женщины характеризуются более высокими эмоциональными характеристиками, как в предметной, так и в социальной сферах, а также более выраженными характеристиками социальной пластичности [13]. Известна большая эмоциональность женщин и их меньшая стрес-соустойчивость, лучшая пространственная ориентация мужчин, но зато меньшая лабильность их нервной системы [14]. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают половые различия в интеллектуальной, эмоциональной, психомоторной и других сферах. В настоящее время большое внимание уделяется выявлению половых различий и в сфере профессионального интереса.
Таким образом, обилие фактического материала, существующее в настоящее время, дает основание считать фактор пола составляющей любого психологического исследования, без учета которого эти исследования, по мнению Р.Е. Garai [15], не представляют серьезной научной ценности.
Однако в нашей стране процесс профориентации юношей и девушек осуществляется практически без учета составляющей пола, а акцент в основном ставится на сформировавшиеся к этому времени личностные представления о той или иной профессии, своей роли в жизни и опирается чаще на знания, полученные детьми в школе.
Кроме вышеназванных факторов, влияющих на выбор профессии, формирование профессионального интереса и развитие личности специалиста, можно назвать то, каким по счету родился ребенок в семье, интервалы между рождениями. Совсем небезразличен фактор очередности рождения для когнитивного и личностного развития детей (Т.Н. Андреева, П.П. Блонский, Т.А. Думитрашку, М. Кёчки, И.В. Равич-Щербо, Ж.С. Джандо-сова, R.B. Zajonc & G.B. Marcus и другие), для школьной успеваемости (Н.В. Гавриш, М. Storfer и другие) и так далее.
В отечественной психологии влияние этого фактора не является общепризнанным, хотя опыт зарубежных исследований (со времен Френсиса Гальтона, опубликовавшего результаты своего исследования в 1874 году, проведено свыше полутора тысяч экспериментальных и биографических работ [по 16]) показывает, что порядок рождения определенно влияет на многие психологические особенности индивида и связан с такими его личностными особенностями и чертами, как интеллект, научные достижения, патологические изменения и другие. Данная связь отмечается в том числе и с профессиональными предпочтениями, то есть с проблемой профориентации. В исследованиях, в частности, показано, что перворожденные дети более уверены в себе, у них высокая самооценка, сильнее развито чувство ответственности. Интеллект ребенка в среднем тем ниже, чем больше детей в семье, выше порядковый номер рождения ребенка и меньше интервал между рождениями детей (A. Anastasy, L. Belmont & F. Marolla и другие), причем отрицательному влиянию размера семьи в первую очередь подвержено вербальное развитие детей (Т.А. Думитрашку, L.C. Steelman & J.T. Doby). Эта закономерность меньше всего выражена (или отсутствует) в верхних слоях общества, но вполне отчетлива и статистически надежна не только в низших слоях, но и в среднем классе (см. обзор И.В. Равич-Щербо). Следовательно, рассмотрение данного аспекта в нашем исследовании является
актуальным, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, проверяет давно высказанную, но не нашедшую отражения в экспериментальных исследованиях гипотезу о возможном генетическом влиянии порядка рождения на личность и выбор будущей профессии, формирование ее профессионального интереса. Во-вторых, восполняет пробел в фактологическом материале о взаимоотношении порядка рождения с антропологическими особенностями. В-третьих, связан с неразработанностью данной проблемы в отечественной психологии. За рубежом порядок рождения употребляется для наиболее полного описания личности наряду с такими общепризнанными характеристиками, как пол, возраст, образование. Необходимо ввести порядок рождения в разряд дескриптивных характеристик исследований индивидуальности хотя бы потому, что, как показывает мировой опыт, эта категория является полезной не только в плане научного подхода, но и имеет стойкие исторические корни в житейской психологии. Более того, соотнесение порядка рождения с психологическими и с антропологическими характеристиками обусловлено необходимостью взглянуть на эффект порядка рождения не только как на сугубо психологический или социальный феномен, но и как на возможное филогенетическое образование.
Огромное количество профессий и необходимость адекватного профессионального выбора ставят вопрос о классификации профессий. Наиболее удобной в настоящее время является классификация Е.А. Климова [5].
В системе Е.А. Климова можно выделить четыре яруса характерных типов профессий. Мы подробнее опишем так называемый первый ярус, профессии в котором различаются по предмету труда. Это типы профессий:
П - Человек - Природа,
Т - Человек - Техника,
Ч - Человек - Человек,
3 - Человек - Знаковая система,
X - Человек - Художественный образ. Второй ярус - классы профессий по цели труда, третий - отделы профессий по орудиям труда, четвертый - группы профессий по условиям труда. Такое деление, как впрочем и любая другая классификация в психологии, имеет относительный и условный характер, тем не менее она позволяет сориентироваться в большом разнообразии профессий и рас-
крывает важность личностного аспекта в выборе профессии.
МЕТОДИКА
Изложенные выше теоретические положения были подвергнуты проверке в ходе эмпирического исследования. Оно включало: изучение системы ценностей как одного из главных регуляторов поведения человека; факторов, определяющих профессиональный выбор; изучение процесса формирования профессионального интереса у школьников, как основы становления будущего специалиста, а также изучение влияния порядка рождаемости и пола на конкретный выбор профессии.
Объектом экспериментального исследования явились учащиеся 10-х классов одной из московских школ, а также учащиеся сельскохозяйственного училища г. Мичуринска. В опросе приняли участие 118 человек в возрасте от 16 до 19 лет. Нами было опрошено 65 юношей и 53 девушки, обучающихся в разных классах одной параллели (две из них профильные - математические).
В качестве методик исследования использовались ДДО Е.А. Климова [5], помогающего определить свое место в мире профессий, методика изучения ценностной ориентации, разработанная М. Роницем и опросник С. Ларссбо [17]. Преимущество данного вопросника состоит в том, что он выявляет структуру интересов, охватывая наиболее значимые виды деятельности, причем при ответах учитывается и общее количество информации.
Проверка результатов исследования, полученных с помощью методики С. Ларсебо и методом прямого опроса и беседы, производилась на основе критерия порядковой корреляции Спирмана. Кроме того, для обнаружения интересующих нас взаимосвязей общие результаты, полученные в исследовании, были обработаны методами математической статистики, позволившими обнаружить определенные закономерности. С этой целью мы использовали пакет статистических компьютерных программ 51аЫе\у 4.0, позволяющих рассчитывать корреляции между всеми критериальными качествами, оценками и зависимыми факторами. Достоверность различий между средними величинами показателей, характеризующих данную выборку, оценивалась по /-критерию Стьюдента, частотных распределений - по критерию х2-
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сегодня в нашем обществе у юношей и девушек происходит переориентация на другие критерии, нормы и ценности, от этого зависит и их профессиональный выбор. Учитывая данный аспект проблемы, мы попытались сделать срез в отношении ценностных ориентаций наших респондентов, опираясь при этом главным образом на выводы, сделанные И.С. Коном [18, 19]. Данные результаты представлены на рисунках 1-4.
Как видно из рисунков, в ценностных ориентациях юношей и девушек в основном доминируют материальные, а не духовные ценности. Кроме того, имеются значительные отличия в ценностной ориентации учащихся средней городской школы г. Москвы и учащихся сельскохозяйственного училища г. Мичуринска.
Степень социальной зрелости определяется тем, какое место на шкале ценностных ориентиров юношей и девушек занимают именно духовные ценности. Результаты исследования показывают, что среди учащихся московской средней школы этот показатель выше, чем среди учащихся мичуринского сельскохозяйственного училища; он выше среди девушек, чем среди юношей, и самый
высокий - у учеников гуманитарного склада и направленности личности.
Отношение молодежи к внешнему миру имеет ярко выраженную персональную направленность - об этом свидетельствует весьма низкий уровень такого показателя, как «счастье других». В ценностной ориентации молодых людей проявляется и соответствующая возрасту особенность - значимы цели и конечные результаты, а не средства их достижения. Выдвигается цель, но отсутствует идея, каким образом она должна быть достигнута. Среди юношей и девушек сельскохозяйственного училища отмечается высокая степень мыслительного конформизма и желание остаться анонимным.
Таким образом, полученный срез ценностных ориентаций, выявленных в ходе нашего исследования, дает основания считать, что приоритеты молодых людей отражают современное состояние ценностной ориентации российского общества в целом.
При анализе перечня «выбранных» профессий, представленных в таблице 1, мы исходили из взаимосвязи социальных, индивидуальных и психологических явлений, делая акцент при этом на территориальное расположение городской московской школы.
Таблица 1
Профессии Один ребенок Старший ребенок Младший ребенок
юноши, % девушки, % юноши, % девушки, % юноши, % девушки, %
1. Программист 23 - 28 7 29 -
2. Компьютерный дизайнер - - 6 7 - 22
3. Инженер - - 6 - - 11
4. Автомеханик - - - - 14 -
5. Экономист - 13 11 13 29 33
6. Менеджер 8 13 - 13 - -
7. Экономист-юрист - 13 17 - - -
8. Военный - - 6 - - -
9. Врач 15 - - - - -
10. Научная сфера - - 6 ' - - -
11. Журналист - 13 6 - - -
12. Спортсмен 8 - - - - -
13. Визажист - 13 - - - -
14. Учитель - - - 27 - -
15. Юрист 8 - 6 7 - -
16. Переводчик - - - - 11 -
17. Психолог - - - - 11 -
18. Стюардесса - - - 7 - -
19. Не определились 38 38 11 20 29 11
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Рис. 1. Ранжирование терминальных ценностей юношей 10-11-х классов средней школы г. Москвы
Содержание и порядковый номер ценности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
РиС. 2. Ранжирование терминальных ценностей девушек 10—11-Х классов средней ШКОЛЫ Г. Москвы Содержание и порядковый номер
ценности
Рис. 4. Ранжирование терминальных ценностей юношей 2-3-Х курсов Содержание и порядковый номер сельскохозяйственного училища Г. Мичуринска ценности
Здоровье
Материально обеспеченная жизнь
Творчество
Хорошие и верные друзья
Интересная работа
Счастливая семейная жизнь
Активная и деятельная жизнь
Жизненная мудрость
Свобода
Развлечения
Уверенность в себе
Продуктивная и плодотворная жизнь
Общественное
признание
Развитие
Познание
Счастье других
Любовь
Красота природы и искусство
7
р
Ы
о го о £2
к і
о "2 о ю
8 “ м *!
О ^3 ы
В 2
£ я
Я Г)
2 яе
'■п -я л
а и
* V
О 5
2 5
* ос ю I
и>
О
о _
03 О
П
а
Хорошие и верные друзья
Любовь
Материально обеспеченная жизнь
Счастливая семейная жизнь
Активная и деятельная жизнь
Развитие
Свобода
Здоровье
Уверенность в себе
Творчество
Жизненная мудрость
Познание
Продуктивная и плодотворная жизнь
Интересная работа
Красота природы и искусство
Общественное
признание
Развлечения
Счастье других
0003 ‘(81) I лэ/Сшча ‘АЛ мишдэд
Место по степени значимости
Из представленной таблицы 1 мы видим, что интересы к профессиям у 10-классников складываются стихийно. В основном выбор пал на самые популярные, модные, если можно так сказать, профессии по признаку их полярности в обществе на данный момент. Это видно хотя бы из следующего факта. Школьники указывают свою будущую профессию как «экономист-юрист», при том, что они имеют различную структуру. В данном случае из бесед, проведенных с юношами и девушками, можно сделать вывод, что подобное объединение этих профессий диктуется в основном материальным интересом и общественным мнением о престижности такого рода деятельности.
Исходя из знаний психологических особенностей юношей и девушек, неудивителен и тот факт, что довольно-таки большой процент и девушек, и юношей не определились еще в выборе профессионального будущего. Здесь необходимо отметить следующее, не представленное в таблице 1:
• юноши, не определившиеся в своем выборе, вообще не указывали варианты своего профессионального будущего;
• девушки, напротив, перечисляли ряд профессий, в которых они себя представляют.
Полученные таким образом в нашем исследовании данные находят свое подтверждение и в исследованиях Н.Н. Будрей-киной [20] о более развитой эгоцентричности у девушек, нежели у юношей. Помимо сказанного, результаты бесед подтвердили факт большего процента выбора профессии по советам родных у девушек, чем у юношей, не говоря уже о различной направленности профессиональных интересов. Это согласуется с ранее полученными данными в исследованиях В.П. Багрунова и П.Н. Тюрина [21].
Из результатов нашего исследования мы сделали и еще один вывод. Спектр профессиональных интересов у девушек данного возраста больше, чем у юношей. Так, выбор юношей пал на 13 профессиональных направлений, а девушек - на 17. В таблице 1 не указаны такие профессии, как парикмахер, искусствовед, филолог и писатель, так как девушки перечисляли их в совокупности с другими, как возможные варианты.
Для большей наглядности анализа полученных данных мы использовали приведенную выше классификацию профессий Е.А. Климова, взяв во внимание только первый ее ярус. Нами получены следующие
данные, которые графически представлены на рисунках 5 и 6.
Наибольший показатель сложности при выборе профессии присутствует в семьях, где респондент является единственным ребенком. Эти данные характерны как для юношей, так и для девушек. В семьях, где два ребенка, дело обстоит иначе.
Кроме того, было выявлено, что среди перворожденных юношей и девушек уже меньше детей (выражено в процентах), не сделавших свой предварительный выбор относительно сферы приложения своих способностей на профессиональном поприще (соответственно 28 процентов и 21 процент). При этом перворожденные девушки более уверены в себе, чем юноши.
Следующим аспектом нашего исследования было выявление сферы профессиональных интересов юношей и девушек. Так, у юношей больший разброс в профессиональном выборе, их интересы распределены по всем 5-ти сферам трудовой деятельности. Показателен и такой факт, что 33 процента юношей против 13 процентов девушек выбирают профессии из сферы Ч-З (программист, компьютерный дизайнер).
В сфере Ч-П мы наблюдаем тенденцию перевеса интереса девушек (13 процентов) относительно юношей (11 процентов), что связано с эмоциональными характеристиками девушек.
Наибольший интерес проявляется у девушек к профессиям из сферы Ч-Ч (учитель, переводчик, парикмахер, стюардесса). Это вполне характерно для девушек по причине их предназначения, заложенного в веках (дом, быт, заботы, дети).
У юношей интерес к профессиям этой сферы гораздо ниже (53 процента и 11 процентов соответственно). Несомненно, юноши проявили интерес к профессиям сферы Ч-Т.
Выявленным по данному аспекту фактам, а именно, низкому интересу к профессиям сферы Ч-Т и специальностям, связанным с техникой, у женского пола, вероятно, можно объяснить меньшей активностью у женщин правого полушария, где локализован центр пространственной ориентации, существенный компонент способностей к естественным наукам и техническим специальностям, чему подтверждение мы находим в исследованиях С.А. Соловьевой [22]. Преимущества мужчин в пространственной ориентации, в естественных и технических науках
Юноши Девушки
Рис. 5. Единственный ребенок в семье.
Юноши Девушки
Рис. 6. Перворожденный ребенок. Юноши Девушки
Рис. 7. Второрожденные дети.
#
отмечены во многих исследованиях [23-28 и других]. Большая склонность юношей к профессиям типа Ч-Т, а девушек к Ч-Ч, по-видимому, связана и с биологическими различиями (в том числе в пространственной ориентации и эмоциональности, которые, в свою очередь, являются производными от различий в межполушарной асимметрии мозга).
Рассмотрим результаты исследования второрожденных детей, представленных на рисунке 7.
Здесь сохраняется тенденция к лучшему самоопределению у девушек, чем у юношей (12 процентов и 28 процентов соответственно).
Интерес к профессиям сферы Ч-З по-прежнему ярче выражен у юношей, но разрыв уже меньше (юноши - 29 процентов против девушек - 22 процента). Обращение второрожденных девушек к данной сфере связано с активным общением со старшим братом-сестрой в семье, то есть наличием опоры на предыдущий опыт. Кроме того, в работе Ж.С. Джандосовой [16] указывается на преобладание аффективной сферы у второрожденных, что и подтверждается нашим исследованием.
Также у второрожденных девушек прослеживается интерес к сфере Ч-Т (11 процентов), чего не выявлено в двух предыдущих группах. Этот интерес, конечно, ниже, чем у юношей (11 процентов против 14 процентов), но он присутствует. При более подробном рассмотрении этих данных можно видеть, что у девушек, интересующихся техникой, есть старший брат, который оказывает несомненное влияние на становление психологического индивида сестры.
У второрожденных юношей, из числа респондентов, нами не выявлены интересующиеся профессиональной сферой Ч-Ч. У девушек же эта сфера традиционно присутствует (22 процента) в силу вышеуказанных причин.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о наличии положительной корреляционной связи профессионального выбора с полом и порядком рождения индивида. А так же показали несомненное влияние пола и порядка рождения на формирование профессионального интереса и профессиональное самоопределение личности, что связано, в свою очередь, не только с психологическими, но и с природно-биологическими
различиями. Исходя из наличия взаимосвязи психического и биологического, мы считаем необходимым учитывать гендерные различия и порядок рождения в процессе профкон-сультаций юношей и девушек.
1. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 54-61.
2. Super D.E. Vocation Development N. Y., 1957.
3. Super D.E, Bahn M.J. Occupational Psychology. Tevsteck, 1971.
4. Климов E.A. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсуль-танта // Науч. тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. Вып. 32. С. 5-25.
5. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
6. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психологии. 1981. №2. С. 20-30.
7. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985.
8. Latack J.C. Coping with job stress: measures and future directions for scale development // Journal of Applied Psychology. 1986. V. 71. № 3. P. 377-385.
9. Теплое EM. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
10. Кадыров Б.Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки: Автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 1990.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1977.
12. Геодакян ВА. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171-189.
13. Русалов В М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: теоретические, методические и экспериментальные подходы к решению проблем. М., 1992.
14. Обозов Н.Н. Женщина + Мужчина = ?!.
С.-Пб., 1995.
15. Garai F.E. Sex differences in mental health // Genetic Psychology Monagraphs. 1974. V. 81(2). P. 123-142.
16. Джандосова Ж. С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. С.-Пб., 1992.
17. Larcebeau S. Etude d’ un guestionnaire d’ in-terets pour garcons dc 10 a 12 ans // Bull. Lust, d’ orientation professionelles. 1958. V. 4. P. 232-240.
18. Кон КС. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.
19. Кон КС. Психология старшеклассника. М., 1982.
20. Будрейкина Н.Н. Межполовые различия в психологических проявлениях настойчивости девушек и юношей: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1996.
21. Багру нов В. П., Тюрин П. Н. Половые различия в психике человека // Наука и техника. 1980. № Ю. С. 31-39.
22. Соловьева СА. Профориентационные исследования личности школьника: учебное пособие к спецкурсу / Под ред. М.И. Старова Тамбов, 1992.
23. Балонов Г.В., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976.
24. Геодакян ВА. Эволюционная трактовка асимметрии мозга // Человек. Экология. Симметрия. Минск, 1991. С. 132-140.
25. Костандов ЭА. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознанное восприятие. М., 1983.
26. Соловьева С А. Асимметрия мозга и целостность памяти // Человек. Экология. Симметрия. Минск, 1991. С. 68-72.
27. Thompson E.G. Relation among cognitive complexity, sex and spatial task performance in college students // The Brit. J. of Psychology. 1981. V. 72. № 1-2. P. 249-257.
28. Orsini A. Sex differencies in a children’s spatial serial - Learning task // J. of Psychology. 1982. V. 111(1). P. 6771-6779.
НОРМА И ДЕВИАЦИЯ В СЕКСОЛОГИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАПАЗОНА ПОНЯТИЯ А.М. Холод
Kholod A. M Norm and deviation in sexology: determining the range of the concept. The article looks at the concepts ‘norm’ and ‘deviation’ in sexology and discusses different approaches to them. The author substantiates his own understanding of them and gives their taxonomies that include moral and ethical precepts, physiological and anatomical conventions, functional, or situational, conventions, psychogenous inevitability, somatotraumatic dependence, intentional conventions, and pathological and heuristic canons. These allow concretising the semantic range of the dichotomy ‘norm - deviation’ within interpretation of types of sexual activities that are characteristic of the Slavs.
Можно утверждать, что вопрос о границах нормы психического (и сексуального) поведения весьма относителен. Степень подобной относительности прямо зависима от множества мнений исследователей во взглядах на понятия «культура» и «сексуальная культура». Как сообщает А.С. Кармин [1], на сегодняшний день существует более 500 определений культуры. По мнению 3. Льва-Старовича, сексуальная деятельность «является одним из выражений культуры и испытывает на себе ее влияние» [2]. К. Имелинь-ский, например, даже издал книгу с названием «Культурная сексология» [3].
Представляется возможным в связи с этим принять в рабочем порядке мнение о том, что границы и содержание понятия «культура» взаимосвязаны с понятиями «норма» и «девиация». Ergo, диапазон последних двух понятий весьма зависим от «глубины» «проникновения» сознания определенного носителя языка в национальнокультурный континуум того социума, к ко-
торому этот определенный носитель языка генетически «привязан» и к которому сам себя причисляет. Исходя из утверждаемого, дальнейший материал будет излагаться с учетом культурно-исторического и, в некотором смысле, с позиций ирреального положения вещей, то есть такого положения вещей, при котором считается доступной для исследования и духовная (идеальная, нематериальная, иногда - мистическая) сторона психического поведения индивида.
Все, что связано с сексологией и сексопатологией, в той или иной мере коррелирует и с психологией, психиатрией. В этом смысле весьма иллюстративным ответом на вопрос о границах между нормой и патологией (в некотором смысле - девиацией) может выступать случай из личной практики Б.С. Братуся [4]. Автору в начале его преподавательской деятельности было поручено произвести для студентов третьего курса демонстрацию случаев патологии в клинике душевных заболеваний. Перед студентами