Научная статья на тему 'Гендерные особенности эмоционального интеллекта, эмпатии, личностной тревожности и саморегуляции как детерминант копинг-поведения в юношеском возрасте'

Гендерные особенности эмоционального интеллекта, эмпатии, личностной тревожности и саморегуляции как детерминант копинг-поведения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1223
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнев Константин Игоревич, Горбунова Анна Александровна

In article results of research of gender features of emotional intelligence, empathy, uneasiness, self-control as a coping behavior determinant at youthful age are presented. Gender distinctions in coping strategy, and also structure of emotional intelligence, empathy, self-control and personal uneasiness are revealed. Influence of components of emotional sphere of the person on coping strategy depending on gender specificity is studied. Types of the person on the basis of features a component of emotional sphere of the person and coping strategy are revealed, their gender specificity is defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности эмоционального интеллекта, эмпатии, личностной тревожности и саморегуляции как детерминант копинг-поведения в юношеском возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ личности

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2010. № 2. С. 32-38.

УДК 159.922

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ЭМПАТИИ, ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

К.И. КОРНЕВ, А.А. ГОРБУНОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In article results of research of gender features of emotional intelligence, empathy, uneasiness, self-control as a coping behavior determinant at youthful age are presented. Gender distinctions in coping strategy, and also structure of emotional intelligence, empathy, self-control and personal uneasiness are revealed. Influence of components of emotional sphere of the person on coping strategy depending on gender specificity is studied. Types of the person on the basis of features a component of emotional sphere of the person and coping strategy are revealed, their gender specificity is defined.

Жизнь в условиях современного общества неизбежно сопряжена с возникновением трудных жизненных ситуаций. Способность личности преодолевать возникающие трудности является важным условием благоприятной адаптации, сохранения психологического благополучия и физического здоровья.

Проблема изучения личностных характеристик, определяющих поведение личности в трудных жизненных ситуациях, активно разрабатывается как в отечественной науке (Л.И. Анцыферова, С.К. Нартова-Бочавер, В. А. Бодров, Л.И. Дементий, Н.Е. Водопьянова, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, А.В. Либина), так и за рубежом (R.S. Lazarus, S. Folkman, P.A. Thoits, N. Haan, P. H. Moose, C. Carver). Наибольшее внимание уделяется исследованиям влияния особенностей локуса контроля, самооценки, мотивационной сферы, ценностных ориентаций, а также ряду личностных черт.

Рассмотрение значения эмоциональной сферы личности в преодолении трудных жизненных ситуаций недостаточно представлено в современных исследованиях, большинство из которых посвящено влиянию тревожности и нейротизма, т. е. «негативной аффективно-сти» [3], на особенности поведения человека в ситуации стресса.

© К.И. Корнев, А.А. Горбунова, 2010

Тем не менее эмоциональная сфера личности включает характеристики, способствующие благополучной адаптации личности.

О.В. Лунева, А.В. Манторова, А.С. Петровская говорят об эмоциональном интеллекте как ресурсе совпадающего поведения, способствующего выбору оптимальных копинг-стратегий [8]. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский рассматривают эмпатию как «ключевой фактор» в развитии социального, просоциального поведения и важнейший ресурс преодоления стресса [13]. Способность к саморегуляции функциональных состояний тесно связана с развитием эмоциональной сферы, а также её влиянием на активность личности [2].

Основной идеей нашей работы является изучение влияния компонентов эмоциональной сферы личности на стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. На основании анализа литературы в качестве компонентов эмоциональной сферы личности мы предлагаем рассматривать эмоциональный интеллект, эмпатию, тревожность, а также саморегуляцию.

Объектом нашего исследования является копинг-поведение личности, предметом -копинг-стратегии; эмоциональный интеллект, эмпатия, саморегуляция, тревожность как детерминанты копинг-поведения в юношеском возрасте.

Цель исследования - изучить гендерные особенности эмоционального интеллекта, саморегуляции, эмпатии и личностной тревожности как детерминант копинг-поведения личности в юношеском возрасте.

Выборку составили 189 учащихся высших учебных заведений г. Омска: 50,3 % - юношей (средний возраст - 22,8 года) и 49,7 % - девушек (средний возраст - 22,4 года).

Диагностика копинг-стратегий проводилась с помощью методики «Опросник копинг-стратегий Ч. Карвера» (в адаптации Л.И. Дементий) [4; 15]; эмоционального интеллекта - «Опросник диагностики эмоционального интеллекта» Д.В. Люсина [9]; эмпатии - «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко [12]; саморегуляции -«Стиль саморегуляции» В.И. Моросановой [10]; личностной тревожности - «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спил-бергера (в адаптации ЮЛ. Ханина) [14].

Представим результаты в соответствии с задачами исследования.

При сравнении выраженности эмоционального интеллекта, эмпатии, личностной тревожности в группах девушек и юношей были выявлены значимые различия.

Сравнительный анализ структуры эмоционального интеллекта (ЭмИн) в выделенных группах показал, что в группе девушек значимо выше выраженность субкомпонента «понимание своих эмоций» (и = 3252 при р < 0,01), в группе юношей значимо выше выраженность субкомпонента «контроль экспрессии» (И = 2868 при р < 0,01).

Кроме этого, обнаружены следующие значимые различия: межличностный эмоцио-

нальный интеллект (И = 3252 при р < 0,01) преобладает в группе девушек, внутрилично-стный (И = 2868 при р < 0,01) - в группе юношей (табл. 1). Основное различие данных компонентов - направленность в понимании и управлении эмоциями на других людей и внешний мир (межличностный ЭмИн) либо на себя и свои переживания (внутриличност-ный ЭмИн).

Таким образом, девушки обладают более выраженной ориентацией на понимание эмоционального состояния партнёра по общению, проявляющееся преимущественно в межличностных отношениях, по сравнению с юношами, которые ориентированы на понимание собственных переживаний и их регуляцию.

В группе девушек более выражены компоненты способности к эмпатии (табл. 1): рациональный (3,11 - в группе юношей / 3,34 -в группе девушек), эмоциональный (2,33 -юноши / 3,39 - девушки), интуитивный каналы эмпатии (2,65 - юноши / 3,4 - девушки); установки, способствующие эмпатии (2,92 -юноши / 3,65 - девушки), проникающая способность эмпатии (3,09 - юноши / 3,20 - девушки) и идентификация в эмпатии (3,22 -юноши / 3,61 - девушки), что указывает не только на высокое развитие способностей к эмпатии, но и на развитие способствующих эмпатии поведенческих стереотипов в группе девушек. Однако уровня значимости достигли различия по шкалам «эмоциональный канал эмпатии», «интуитивный канал эмпатии», «установки, способствующие эмпатии», а также «общей шкалы эмпатии».

Таблица 1

Значимые различия в эмоциональном интеллекте, эмпатии и личностной тревожности между группами девушек и юношей

Переменные Юноши Девушки Значение и-критерия Манна-Уитни

Эмоциональный интеллект

Межличностный ЭмИн 42,34 44,89 3290**

Внутриличностный ЭмИн 43,85 40,62 3406**

Понимание чужих эмоций 24,03 25,87 3252**

Контроль эмоций 10,43 8,59 2868**

Эмпатические способности

Эмоциональный канал эмпатии 2,33 3,39 2733**

Интуитивный канал эмпатии 2,65 3,4 3371**

Установки, способствующие эмпатии 2,92 3,65 2989**

Общий уровень эмпатии 17,41 20,6 2619**

Тревожность

Личностная тревожность 41,43 44,33 3600*

Примечание. В таблице указан уровень значимости различий, где ** соответствует р < 0,01, * - р < 0,05.

Между группами выявлены значимые различия в уровне личностной тревожности (И = 3600 при р < 0,05): девушки обладают более выраженной личностной тревожностью по сравнению с юношами (табл. 1). В связи с этим можно предположить, что в группе девушек наиболее выражены характеристики, типичные для высокотревожной личности: восприятие широкого круга ситуаций как стрессовых, склонность воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в широком диапазоне ситуаций. В то же время тенденция оценивать широкий круг ситуаций как стрессовых, вероятно, препятствует формированию адаптивного поведения, что приводит к нарушению поведенческой интегра-

ции, истощает ресурсы организма, необходимые для активного преодоления.

Выявлено, что группы сходны по выраженности саморегуляции, не выявлено значимых различий ни по одной из шкал.

Выявлены значимые гендерные различия в выраженности копинг-стратегий. Девушки в большей степени склонны прибегать к таким копинг-стратегиям, как «активный поиск общественной поддержки» (И = 3184 при р < 0,01), «положительное истолкование и рост» (И = 3606 при р < 0,05), «фокус на эмоциях и их выражении» (И = 3058 при р < 0,01). Юноши, по сравнению с девушками, более склонны использовать «отрицание» (И = 3581 при р < 0,01) и «юмор» (и = 3419 при р < 0,05).

Таблица 2

Значимые различия по результатам методики «Опросник копинг-стратегий»

Ч. Карвера (в адаптации Л.И. Дементий)

Копинг-стратегии Юноши Девушки Значение и-критерия Манна-Уитни

Активный поиск общественной поддержки 11,8 11,15 3184**

Положительное истолкование и рост 12,74 12,01 3606*

Фокус на эмоциях и их выражении 11,31 9,58 3058*

Отрицание 7,65 8,74 3581**

Юмор 9,31 10,55 3419*

Примечание. В таблице указан уровень значимости различий, где ** соответствует р < 0,01; * - р <0,05.

Эмоциональный интеллект, эмпатия, личностная тревожность и саморегуляция выступают личностными детерминантами ко-пинг-поведения в юношеском возрасте.

В результате анализа данных выявлено, что существуют детерминанты копинг-стратегий, не имеющие гендерной специфики, т. е. оказывающие влияние на одни и те же копинг-стратегии в обеих группах.

Универсальными являются детерминанты, оказывающие влияние на копинг-стратегии «фокус на эмоциях и их выражении», «поведенческое отстранение».

Выраженная личностная тревожность (девушки Б = 8,4; юноши Б = 7,5) и эмпатия (девушки Б = 4,3; юноши Б = 3,5) способствуют использованию стратегии «фокус на эмоциях и их выражении», в то время как при выраженности внутриличностного интеллекта (девушки Б = 7,8; юноши Б = 8,1), способности к управлению эмоциями (девушки Б = 4,8; юноши Б = 6,7), а также механизмов саморегуляции: «моделирование» (девушки Б = 4,9; юноши Б = 4,5) и «оценка результатов» (девушки Б = 4,01; юноши Б = 4,4) -юноши и девушки склонны к меньшему ис-

пользованию данной копинг-стратегии в преодолении трудных жизненных ситуаций.

Таким образом, развитие способности к саморегуляции, распознаванию эмоциональных состояний и контролю над ними нивелирует необходимость обращения к эмоционально-ориентированной стратегии «фокусирования на эмоциях», результатом использования которой является снижение эмоционального напряжения.

При большей выраженности эмпатиче-ской ориентации на сопереживание партнёру и проживание эмоциональных состояний, а также личностной тревожности, проявляющейся в субъективном переживании напряжения, беспокойства, нервозности, формируется склонность к концентрации на переживаниях, единственным способом преодоления которой, в отсутствие необходимых навыков по регуляции своего состояния, выступает стратегия «фокусирование на эмоциях и их выражении».

Выявленные универсальные детерминанты обладают различной выраженностью в группах девушек и юношей: «внутрилично-стный эмоциональный интеллект» и «управ-

ление эмоциями» более выражены в группе юношей, тогда как эмпатия и тревожность преобладают в группе девушек, что, вероятно, определяет большую склонность девушек к использованию стратегии «фокусирование на эмоциях и их выражении».

Как юноши, так и девушки склонны меньше прибегать к стратегии «поведенческое отстранение» при повышении внутри-личностного интеллекта (девушки Б = 3,7; юноши Б = 6,5), способности к управлению эмоциями (девушки Б = 4,8; юноши Б = 7,04), а также сформированное™ общей способности к саморегуляции (девушки Б = 5,2; юноши Б = 6,2) и механизмов саморегуляции «программирование» (девушки Б = 3,1; юноши Б = 3,9), «моделирование» (девушки

Б = 12,3; юноши Б = 5,2), «оценка результатов» (девушки Б = 3,7; юноши Б = 3,6).

Таким образом, можно предположить, что развитие способностей к саморегуляции, распознаванию своих эмоций, управлению эмоциональными реакциями, связанное с более успешной реализации регулятивной, распознавательной, стимулирующей функции эмоциональной сферы характерно как для юношей, так и для девушек. Активация данных функций способствует подавлению поведенческих проявлений стратегий, ориентированных на отстранение от проблемной ситуации, а также направлению ресурсов на иные формы совладания.

Выявлено, что существуют гендерно специфические, различающиеся в группах девушек и юношей детерминанты копинг-стратегий (в тексте ниже приведены значимые влияния при р < 0,01).

В группе юношей выраженный межличностный эмоциональный интеллект (Б = 4,7) способствует использованию стратегии активного копинга, выраженный механизм саморегуляции «планирование» (Б = 7,5) - стратегии «планирование». Выраженная личностная тревожность является детерминантой стратегий «поиск общественной поддержки» (Б = 6,3), «поиск эмоциональной поддержки» (Б = 10,8), «обращение к религии» (Б = 4,3), «отрицание» (Б = 4,5). Выраженная эмпатия (Б = 4,3) способствует использованию стратегии «обращение к религии». Чем более выражен механизм саморегуляции «самостоятельность», тем меньше юноши склонны использовать стратегии «поиск общественной поддержки» (Б = 4,4) и «положительное истолко-

вание и рост» (Б = 4,6). Механизмы саморегуляции «программирование» (Б = 4,7) и «моделирование» (Б = 4,4) препятствуют использованию стратегии «ментальное отстранение». Общая способность к саморегуляции (Б = 4,5) определяет частоту обращения к стратегии «использование алкоголя и наркотиков» юношами.

В группе девушек выраженный внутри-личностный эмоциональный интеллект (Б = 5,02) способствует меньшему использованию стратегии «ментальное отстранение». Развитие механизмов саморегуляции «моделирование» (Б = 4,5) способствует меньшему обращению к стратегии «обращение к религии», механизма «самостоятельность» (Б = 5,5) -копинг-стратегии «поиск эмоциональной поддержки». В группе девушек выявлено обратное влияния на копинг-стратегию «использование юмора» механизма саморегуляции «планирование» (Б = 8,3); прямое влияние -механизма саморегуляции «гибкость» (Б = 4,3), также влияние «общей шкалы саморегуляции» (Б = 6,2). При выраженности механизма саморегуляции «планирование» девушки не склонны использовать юмор как копинг-стратегию, однако при высокой выраженности механизма саморегуляции «гибкость» юмор является предпочитаемой копинг-стратегией.

Таким образом, выявлено, что исследуемые характеристики оказывают большее влияние на копинг-поведение в группе юношей. Также установлено, что выраженный эмоциональный интеллект и способность к саморегуляции снижают вероятность использования эмоционально-ориентированных ко-пинг-стратегий и стратегий избегания как в группе девушек, так и в группе юношей. В то же время в группе юношей высокие показатели эмоционального интеллекта и саморегуляции способствуют применению активных форм совпадающего поведения.

В нашей работе были выявлены типы личности на основе эмоционального интеллекта, саморегуляции, эмпатии, личностной тревожности, а также типичных для каждого личностного типа стратегий копинга.

Построение типов личности выступило одной из задач работы, поскольку кластерный анализ позволяет составить целостное представление о значении исследуемых детерминант в процессе совладания, выявить соотношение изучаемых характеристик в рамках одного типа.

Нами было выделено пять личностных типов, со своими особенностями эмоционального интеллекта, эмпатии, личностной тревожности, саморегуляции, особенностями копинг-стратегий и гендерной спецификой.

1) «Эмоционально компетентный, активно преодолевающий» тип (17 % выборки). В данный тип вошли 53 % юношей и 47 % девушек.

2) «Неэмпатичный, активно преодолевающий» тип (29 % выборки). В данный тип вошли 55 % юношей и 45 % девушек.

3) «Эмпатично-тревожный, ориентированный на общественную поддержку» тип (20 % выборки). В данный тип вошли 38 % юношей и 72 % девушек.

4) «Эмоционально некомпетентный, ориентированный на общественную поддержку» тип (16 % выборки). В данный тип вошли 67 % юношей и 33 % девушек.

5) «Тревожный, сфокусированный на эмоциях» тип (18 % выборки). В данный тип вошли 35 % юношей и 65 % девушек.

В табл. 3 представлены переменные, оказавшие наибольшее влияние на формирование типов.

Таблица 3 Переменные, оказавшие наибольшее

влияние на формирование типов

Таким образом, личностные типы, не имеющие гендерной специфики: «эмоционально компетентный, активно преодолевающий» и «неэмпатичный, активно преодолевающий», - отличаются наиболее высокими показателями эмоционального интеллекта и саморегуляции, а также использованием активных копинг-стратегий.

Личностные типы, характерные для девушек: «эмпатично-тревожный, ориентирован-

ный на общественную поддержку» и «тревожный, сфокусированный на эмоциях». Личностный тип, характерный для юношей, - «эмоцио-

нально некомпетентный, ориентированный на общественную поддержку».

Гендерно специфичные личностные типы отличаются низкими показателями эмоционального интеллекта, выраженной тревожностью и эмпатией.

Представим описание каждого из выделенных личностных типов подробнее.

«Эмоционально компетентный, активно преодолевающий» тип отличается высокими показателями эмоционального интеллекта, выраженной способностью к саморегуляции, низкой личностной тревожностью. При возникновении трудных жизненных ситуаций использует стратегии активного копинга и планирования.

Выраженный эмоциональный интеллект и саморегуляция рассматриваются как характеристики личности, определяющие успешность адаптации к требованиям среды и продуктивность ориентации в ситуации, а также адекватность ответных реакции. Их сочетание с низкой личностной тревожностью, связанной с подавлением стратегий, направленных на поиск поддержки, фокусирование на эмоциях, а также отстранение от ситуации, определяет «эмоциональную компетентность» типа, а также использование активных копинг-стратегий.

«Неэмпатичный, активно преодолевающий» тип характеризуется умеренными показателями эмоционального интеллекта и саморегуляции, низкой личностной тревожностью, а также низкой способностью к эмпатии. В трудных жизненных ситуациях использует стратегии активного копинга и планирования.

Отличительной характеристикой «неэмпа-тичного, активно преодолевающего» типа, по сравнению с другими выделенными типами, являются низкие показатели эмпатии, а также более низкие, по сравнению с «эмоционально компетентным, активно преодолевающим» типом, показатели эмоционального интеллекта; вероятно, сочетание таких личностных особенностей не оказывает существенного влияния на изменение копинг-поведения.

«Эмпатично-тревожный, ориентированный на общественную поддержку» тип более характерен для девушек. Отличительными особенностями данного типа являются выраженная личностная тревожность и выраженная эмпатия, показатели эмоционального интеллекта в норме, низкая способность к саморегуляции. В трудных жизненных ситуациях

№ Переменные Г

1 Внутриличностный эмоциональный интеллект 114,3**

2 Понимание эмоций 100,5**

3 Управление эмоциями 94,5**

4 Межличностный эмоциональный интеллект 58,7**

5 Личностная тревожность 49,5**

6 Общая способность к саморегуляции» 19,7**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Общая способность к эмпатии 14,6**

Примечание. В таблице указан уровень значимости влияния, где ** соответствует р < 0,01, * - р < 0,05.

использует стратегию «активного поиска общественной поддержки», которая является для данного типа наиболее выраженной по сравнению с другими стратегиями копинга.

Использование стратегии поиска поддержки у социального окружения, при выраженной личностной тревожности и эмпатии, а также невыраженной способности к саморегуляции и низком внутриличностном интеллекте, вероятно, обусловлено стремлением личности снизить напряжение, нервозность посредством получения обратной связи о «правильности» понимания ситуации, а также поддержания уверенности в правоте выбранных действий.

«Тревожный, сфокусированный на эмоциях» тип более характерен для девушек. Отличительными особенностями данного типа являются наиболее выраженная личностная тревожность, по сравнению с другими типами, умеренные показатели саморегуляции и эмпатии, низкие показатели внутриличност-ного эмоционального интеллекта. В трудных жизненных ситуациях использует стратегию «фокус на эмоциях и их выражении», что, вероятно, связано с неспособностью разобраться в собственных эмоциональных реакциях на ситуацию.

Несмотря на особенности типа, кроме стратегии «фокусирование на эмоциях», типичными являются стратегии «активного копинга», «планирования», «поиска общественной поддержки». Вероятно, что высокий уровень тревожности в сочетании с показателями эмпатии, «межличностного интеллекта» и «понимания эмоций» в пределах нормы стимулируют активное преодоление и использование разнообразных копинг-стратегий. Однако преобладание копинг-стратегии «фокусирование на эмоциях» может отражать определённую динамику совладания, включающую отреагирование негативного эмоционального напряжения как первый и необходимый этап, способствующий последующему использованию стратегий активного копинга, что, вероятно, выступает компенсацией, недостаточно выраженной способности к саморегуляции и внутриличностного эмоционального интеллекта.

«Эмоционально некомпетентный, ориентированный на общественную поддержку» тип более характерен для юношей. Особенностями данного типа являются низкие показатели эмоционального интеллекта, низкая спо-

собность к саморегуляции, высокая личностная тревожность. В трудных жизненных ситуациях отсутствуют выраженные стратегии копинга, однако наиболее распространенной стратегией является «поиск общественной поддержки». Обращение за общественной поддержкой при преодолении трудных жизненных ситуаций, вероятно, так же как и для «эмпатично-тревожного» типа, связано с потребностью в снижении уровня тревожности, а также в получении обратной связи относительно правильности понимания ситуации и выбранных действий.

Таким образом, с помощью кластерного анализа нами рассмотрена роль эмоционального интеллекта, эмпатии, саморегуляции, тревожности в процессе совладания. Выраженность эмоционального интеллекта, низкая личностная тревожность, выраженная способность к саморегуляции связаны с использованием активных копинг-стратегий, направленных на непосредственное разрешение трудной жизненной ситуации. Высокая личностная тревожность и эмпатия, умеренная способность к саморегуляции, низкий уровень эмоционального интеллекта связаны со стратегиями поиска общественной и эмоциональной поддержки, фокуса на эмоциях, целью которых может являться «проработка» и снижение аффективных реакций.

Наше исследование дополнило научные представления о роли эмоционального интеллекта, эмпатии, тревожности, а также саморегуляции в процессах совпадающего поведения личности. Доказана конструктивная роль эмоционального интеллекта и способности к саморегуляции в выборе стратегий активного копинга. Полученные данные позволяют говорить о перспективности изучения роли эмоциональной сферы личности, ее влиянии на копинг-поведение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4, № 1. - С. 7-21.

2. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1 : «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал.- 2006. - Т. 27, № 1 (янв.-фев.). - С. 122-133.

3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК.

2003. - 352 с.

4. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-

поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3 - С. 20-25.

5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия»,

2004. - 288 с.

6. Корнев К. И. Личностные детерминанты, стратегии копинга и типы руководителей высшего и среднего звена в условиях профессиональных стрессовых ситуаций : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. - Краснодар, 2008. - 174 с.

7. Либина А. В. Совладеющий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. -М. : Эксмо, 2008. - 400 с.

8. Лунева О. В., Манторова А. В. Социальный и эмоциональный интеллект как копинг-ре-сурс. Психология совладеющего поведения : материалы междунар. науч-практ. конф. / отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. -Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. -426 с.

9. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. -№ 4. - С. 3-22.

10. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. - М. : Когито-Центр, 2004. - 44 с.

11. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 5. - С. 20-30.

12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие. - Самара : Изд. дом «БаХРАМ-М», 2002. - 672 с.

13. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-пове-дение и профилактика психосоциальных расстройств у подростов // Обозрение психиатрии и медицины им. В.М. Бехтерева. -

1993. - № 1.- С. 53-61.

14. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы тревоги // Тревога и тревожность / сост. и общ. ред. В. М. Астапов. - СПб. : Питер. 2001. - С. 88-104.

15. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. - V. 56. - P. 267283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.