лой атлетики и бокса к Универсиаде готовилось более 50 квалифицированных спортсменов. После того как в феврале 2007г. последний абзац IV раздела Положения был удален, что не дало возможности многим спортсменам студентам соревноваться на Универсиаде Украины активность занимающихся снизилась более чем на 20%
Выводы
Результаты исследования позволяют обосновывать программы тренинга мотивации спортивных достижений для юношей и девушек, как компонента психологического обеспечения их подготовки. Так, при наборе ребят в спортивные секции необходимо практиковать регулярные посещения ими спортивных соревнований. В беседах с юными спортсменами следует акцентировать их внимание на положительном влиянии спорта на развитие силы, выносливости, ловкости и т.д. Для формирования у девушек устойчивого интереса к тренировкам, для их спортивной ориентации целесообразно организовывать специально для них встречи с ведущими спортсменами, тренерами.
Необходимо усилить контроль за здоровьем занимающихся, с тем, чтобы избежать получения травм. Это касается, в первую очередь, мужских видов спорта, где отсев из-за травм составляет 21,6%. Достигнуть этого можно, разнообразив тренировочный процесс, т.е.дав занимающимся более основательную и широкую подготовку. Это будет, с одной стороны, действительным средством по профилактике спортивного травматизма, а с другой, послужит хорошей основой для получения устойчивых положительных эмоций от занятий спортом. Ведь именно с однообразием тренировочного процесса, связывают свои отрицательные эмоции от занятий спортом.
В организации учебно-тренировочного процесса тренерам необходимо учитывать и использовать существующее, выраженное желание юных спортсменов перейти в профессиональный спорт. На этой основе у них может быть сформировано действительно профессиональное отношение к занятиям спортом.
Перспектива дальнейших исследований касается определения и моделирования эффективных средств психологической подготовки занимающихся силовыми видами спорта и единоборствами в условиях соревновательной деятельности.
Литература
1. Запорожанов В. А. Контроль в спортивной тренировке. -К.: Здоровья, 1988. - 144с.
2. Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. - К.: Здоровья,1990. - 200с.
3. Пилипко В. Ф., Архангородський З. С., Клименко О. А., КлименкоА. І., Трубі цина О. В. Методика психологічного настрою для спортсменів займаючихся гирьовим спортом./ / Тези доповідей всеукраїнської науково-практичної конференції „Шляхи вдосконалення тренувального процесу в силових видах спорту”.-Харків: ХДАФК, 2004. - С.8-9.
4. Положення про VIII літню Універсіаду України 2007 року.-С.4.
5. Рудик П.А. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов. - М.: ФИС. 1987. - 236с.
6. Сеймук А.А., Подтеpгеpя В.Г. К вопросу о регуляции психического состояния тренера./Тяжелая атлетика. -1983 -С. 47 - 48.
7. Эмоционально - волевая подготовка спортсменов. Агишева Н.К., Алексеев Л.В., Виш И.М. и др.; под ред. А.Т.Фи-латова. - К.: Здоpовя,1982. - 296с.
8. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М., 1980. -240 с.
Поступила в редакцию 15.02.2007г.
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУДОВОДИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подлесный А.И.
Киевская государственная академия водного транспорта
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования психофизиологических и психофизических показателей судоводителей-профессионалов до и после несения вахты по управлению водным транспортом. Корреляционный и факторный анализ позволил определить информативные показатели структуры психофизиологической подготовленности судоводителей, которые ложатся в основу профессионально-прикладной физической подготовки студентов данной специальности.
Ключевые слова: психофизиологическая и психофизическая подготовленность, судоводители, производственная деятельность.
Анотація. Подлесний О.І. Особливості змін окремих психофізіологічних і психофізичних показників судноводіїв при виконанні виробничої діяльності. У статті наводяться результати дослідження психофізіологічних і психофізичних показників судноводіїв-професіоналів до та після несення вахти по управлінню водним транспортом. Кореляційний і факторний аналіз дозволив визначити інформативні показники структури психофізіологічної підготовленості судноводіїв, які лягають в основу професійно-прикладної фізичної підготовки студентів даної спеціальності.
Ключові слова: психофізіологічна й психофізична підготовленість, судоводії, виробнича діяльність.
Annotation. Podlesnyi A.I. The peculiarities of changes of a particular of navigator’s psychophysiological and psychophysical indices during professional activity. The paper deals with the results of evaluation psychophysiological and psychophysical indices before and after a watch concerned with water transport navigation. Correlation and factor analysis allow to define the most informative indices of navigator’s psychophysiological readiness structure, which forms the basis of a practical physical training of students in this profession.
Key words: psychophysiological and psychophysical futness, navigator’s, professional activity.
Введение.
Исследования ряда авторов [3,5,6,7] показывают, что успешное выполнение производственной деятельности зависит от личностного фактора, в структуре которого значительное место занимают психофизические и психофизиологические качества специалистов. Вместе с тем, отмечается, что около 50 % выпускников вузов энергетических, технических, транспортных профессий не готовы работать с достаточной эффективностью в современных ус-
ловиях производства, что связано с недостаточным уровнем их психофизиологической и психофизической подготовленности [6]. Это связано в большей степени с тем, что современная система физического воспитания студентов направлена на общую физическую подготовку и практически от -сутствует профессионально-прикладная физическая подготовка, которая должна учитывать особенности профессиональной деятельности и требования к проявлению специфических психофизических и психофизиологических качеств. Изучая эти качества в конкретной профессиональной деятельности, в данном случае у судоводителей, можно установить особенности их появления и определить модельные характеристики, которые дополнят профессиограмму и определят содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов водного транспорта.
Научное исследование соответствует теме Сводного плана НИР Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 гг. «Теоретикометодические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов высших учебных заведений», шифр темы 3.1.8.3, № госре-гистрации 010би010785.
Формулирование целей работы.
Целью работы является уточнение профес-сиограммы судоводителя для совершенствования содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов водного транспорта.
Задачи исследования заключались в выявлении наиболее информативных показателей, характеризующих психофизиологические, психофизические и функциональные свойства организма специалистов-судоводителей в процессе выполнения производственной деятельности.
Организация и методы исследования. Для решения поставленных задач была выбрана группа
судоводителей 25-45 лет, имеющих стаж работы от 5 до 25 лет (15 человек). Все они один раз в год проходили медицинскую комиссию и были допущены к работе по вождению водных транспортных средств типа «река-море». Исследования проводились в состоянии относительного покоя - до несения вахты и сразу после несения вахты по управлению транспортными средствами.
Методом психофизиометрии измерялись произвольные двигательные реакции на свет, звук, сложная реакция выбора, комбинированная реакция оценки последействия тормозного раздражителя, определялись показатели скорости переработки информации (СПИ), сила и уравновешенность нервных процессов [4].
Методом двигательных тестов изучались параметры координации движений (ПКД) по точности воспроизведения пространственных (45° и 75°), временных (5 с и 15 с) и силовых (50 % от максимальных усилий) характеристик движений.
В качестве индикаторов функционального состояния судоводителей, доступных измерению в условиях производственной деятельности, были выбраны силовые характеристики правой и левой руки, показатели ЧСС в покое, артериальное давление, функциональная проба Руфье, корректурная проба Анфимова, рассчитывался индекс Робинсона и индекс физического здоровья [2].
Результаты исследования и их обсуждение.
На первых этапах нашего исследования мы выясняли как влияет производственная деятельность на параметры координации движений и психофизиологические свойства ВНД. Для этого мы сравнили изучаемые показатели у плавсостава до и после несения вахты.
Изменение точности воспроизведения пространственных, временных и силовых характеристик движения после несения часовой вахты у судо-
Таблица 1 Показатели ПКД плавсостава до и после вахты (п = 15)
Период измерения Статист. показатели Пространственные характеристики ха Силовые рактеристики, кг Врем характе знные ристики
45° Ах 75° Ах 100% 50% факт Ах 5 с Ах 15с Ах
До вахты М 8 43,83 1,7 -1,17 0,13 75,5 1,09 0,5 0,08 50,0 4,82 25,0 2,41 28,83 4,45 3,83 0,4 4,63 0,56 -0,37 0,05 15,02 0,59 0,02 0,01
После вахты М 8 44,71 1,36 -0,29 0,01 75,17 1,85 0,170,06 47,6 3,86 23,8 1,19 30.17 5.17 6,37 0,9 5,2 0,25 0,2 0,02 15,43 0,91 0,43 0,1
Ах -0,88 -0,88 0,33 0,33 2,6 2,2 -1,34 -2,54 -0,57 -0,57 -0,41 -0,41
Таблица 2 Психофизиологические показатели ВНД плавсостава до и после вахты (п = 15)
Период измерения Статист. показатели Реакция на свет, мс Реакция на звук, мс Сложная реакция, мс СПИ, бит/с Комб. реакция, мс Сила Н.С., усл.ед. К ур, мс
До вахты М 8 273,75 17,22 235,75 16,43 396,0 20,78 8,10 0,37 306,08 23,76 2,41 0,28 39,0 19,7
После вахты М 8 295,08 23,41 263,41 22,06 450,75 27,44 7,35 0,43 312,5 25,28 2,27 0,31 37,41 39,83
Ах -21,33 -27,66 -54,75 0,75 6,42 0,14 1,59
водителей меняются неоднозначно (табл. 1). Улучшается точность воспроизведения пространственных характеристик движений на 45° и 75° соответственно на 0,88° и 0,33° (р<0,05). Повышается точность воспроизведения 5 с отрезка времени, однако если до вахты судоводители в основной массе недооценивали время и останавливали секундомер ранее 5 с (4,63 с), то после вахты - после прошествия 5с (5,2 с). Точность восприятия 15с отрезка времени до вахты была достаточно высока (15,02 с), а после вахты снизилась на 0,41 с и стала 15,43 с (р<0,05). Более всего претерпело изменение точность воспроизведения силовых характеристик движения после несения вахты. Переоценка 50 % усилия увеличилось на 6,37 кг (до вахты - 3,83 кг) и снизилась максимальная величина усилия на 2,6 кг, что, вероятно, свидетельствует о мышечном и сенсорном утомлении.
Претерпели изменения и психофизиологические показатели нервной системы после несения вахты (табл. 2). Снизилась быстрота простых двигательных реакций на световой и звуковой раздражитель (соответственно на 21,33 мс и 27,66 мс), сложной реакции выбора на 54,75 мс ( при р < 0,05), СПИ - на 0,75 бит/с. Однако несущественно изменились показатели комбинированной реакции, которая является согласно интерпретации, показателем уравновешенности нервных процессов, и сам коэффициент уравновешенности также остается практически неизменным (39,0 мс и 37,41 мс), т.е. он достаточно консервативен и свидетельствует о типологических свойствах нервной системы. Также достаточно устойчивым остается коэффициент силы нервных процессов, что еще раз подтверждает постулат, что основные свойства нервной системы под влиянием внешних факторов не претерпевают кардинальных изменений и остаются стабильными в пределах их типологических характеристик (Б. М. Теплов, 1971).
Каждому человеку присуще своеобразное сочетание этих свойств, которые имеют функциональную основу и могут открываться исследователю в жизненных проявлениях и поведенческих ре-
акциях индивида ( И. П. Павлов). Типологические особенности нервной системы оказывают значительное влияние на проявление физических способностей человека, его обучаемость движениям, работоспособность, надежность выступления на соревнованиях и поведение в экстремальных ситуациях ( Т.Ю. Круцевич, 1991).
Подтверждением консервативности показателей комбинированной реакции, коэффициента уравновешенности и силы нервных процессов, является анализ коэффициентов корреляции параметров психофизиологических свойств нервной системы до и после несения вахты (табл. 3.).
Наибольшее влияние на функциональные показатели нервной системы после несения вахты оказывают уравновешенность нервных процессов (параметры комбинированной реакции и коэффициента уравновешенности нервных процессов, 1,2 место) и силы нервной системы (3 место), измеряемые в состоянии относительного покоя.
Это может их характеризовать в большей степени как генотипические свойства нервной системы. От уравновешенности нервных процессов судоводителей после вахты (чем меньше модуль коэффициента уравновешенности, тем уравновешенней нервная система) зависит скорость простой реакции на свет и звук (г=0,76 и г=0,79 соответственно), скорость сложной двигательной реакции (г=0,79) и скорость переработки информации (г = -0,80). От силы нервных процессов (чем выше модуль коэффициента силы, тем сильнее нервная система) зависит устойчивость к длительному воздействию монотонных раздражителей без снижения способности быстро и правильно принимать решение, о чем свидетельствуют коэффициенты корреляции со сложной реакцией выбора (г = 0,78) и СПИ (г = 0,80).
Анализ корреляционных взаимосвязей между параметрами координации движений до несения вахты и показателями ВНД до и после несения вахты свидетельствует о снижении суммарной взаимосвязи ПКД практически со всеми изучаемыми показателями ВНД, измеряемыми после вахты (81 =
Таблица 3
Взаимосвязь параметров психофизиологических свойств нервной системы судоводителей до и после несения вахты
Психофизиологические показатели После вахты Ег г ср. Рейтинг
До вахты Реакция на свет Реакция на звук Сложная реакция СПИ Комб. реакция Сила Н.С. К ур н.пр.
Реакция на свет 0,32 0,55 -0,36 0,49 0,54 -0,36 0,76 3,38 0,48 7
Реакция на звук 0,72 0,84 -0,38 0,52 0,56 -0,14 0,64 3,8 0,54 5
Сложная реакция 0,24 0,51 0,85 -0,69 0,39 -0,68 0,51 3,87 0,55 4
СПИ -0,26 -0,54 -0,71 0,81 -0,40 0,61 -0,34 3,67 0,52 6
Комбинированная реакция 0,58 0,71 0,74 -0,93 0,80 -0,74 0,76 5,26 0,75 1
Сила Н.С. -0,32 -0,47 -0,71 0,68 -0,33 0,85 -0,52 3,88 0,55 3
К уравнов. н.проц. 0,76 0,79 0,78 -0,80 0,72 -0,58 0,78 5,21 0,74 2
при р < 0,05 г = 0,422; р < 0,01 г = 0,606 при р < 0,001 г = 0,725
18,04 и 82 = 13,32).
Наибольшая теснота взаимосвязей ПКД отмечается с временем реакции на свет (г = 0,30) и звук (г = 0,40), измеряемый как до, так и после вахты. В наибольшей степени время реакции на световой сигнал до вахты связано с точностью воспроизведения пространственных характеристик движения на 45° и временных на 15с (г = -0,44). Но в большей степени на точность воспроизведения временных параметров движения оказывает влияние скорость реакции на звуковой сигнал. Причем, чем быстрее реакция (т.е. реактивная нервная система), тем больше отклонение в воспроизведении 15с отрезка времени (г = -0,75 при р -0,01), и наоборот меньшее отклонение в воспроизведении 5 с отрезка времени связано с меньшим временем реакции (г = 0,40). Эта же зависимость проявляется и после измерения показателей ВНД после вахты. Таким образом можно предположить, что лица с менее реактивной нервной системой (т. е. с большим временем простой двигательной реакции) лучше воспроизводят 15с отрезки времени и пространственную величину 45°. Наше предположение подтверждается корреляцией временных ПКД с временем комбинированной реакции, которая также свидетельствует о реактивности нервных процессов. Большая скорость реакции присуща холерикам, поэтому отрицательная взаимосвязь с точностью воспроизведения 15с отрезков времени (г = -0,44 и г = -0,32) и положительная при воспроизведении 5с отрезков (г = 0,45 и г = 0,35) может подтвердить особенности пространственной и временной организации управления движениями лиц с различными психологическими свойствами.
Из всех ПКД, измеряемых до вахты, наибольшую взаимосвязь с психофизиологическими свойствами ВНД проявили способности к воспроизведению временных характеристик движения -5с отрезков (гср. = 0,32), 15с отрезков (гср. = 0,27) и силовых характеристик (50% от тах) - гср. = 0,27.
Анализ корреляционных взаимосвязей ПКД после несения вахты со свойствами ВНД является наиболее показательным, т.к. после 4-х часов управления судном отмечается утомление, что проявляется в ухудшении некоторых сенсомоторных реакций и точности воспроизведения силовых, временных пространственных характеристик движений.
Можно констатировать, что сумма коэффициентов корреляции ПКД после вахты со свойствами ВНД выше, чем до вахты (соответственно 38,94 и 31,36), причем она практически одинакова по сум -ме взаимосвязей с этими психофизиологическими показателями, измеряемыми как до так и после вахты. Это позволяет считать, что такие характерные свойства как реактивность нервных процессов, устойчивость к действию сбивающих факторов (комбинированная реакция) и адекватность реакции на различные по силе раздражители (сила н.п.) являются в определенной степени консервативными (генотипическими) и оказывают влияние на способности координации движений во время несения вахты
судоводителями.
Таким образом исследование некоторых характеристик ПКД и ВНД до и после вахты судоводителей, их математический анализ позволил выделить наиболее значимые из изучаемых ПКД показатели, характерные для производственной деятельности судоводителя, это - способность к воспроизведению силовых характеристик (50% от тах), пространственных характеристик (75°) и временных (15с).
Показатели психофизиологических свойств ВНД оказывают свое влияние именно в процессе выполнения физической работы и выполнения профессиональных функций судоводителей зависит от реактивности нервных процессов, их уравновешенности и силы.
Следующей задачей нашего исследования было выяснение изменения некоторых показателей функционального состояния судоводителей доступных измерению в условиях производственной деятельности. Были исследованы силовые характеристики правой и левой руки, показатели частоты сердечных сокращений в покое, артериального давления, функциональной пробы Руфье, индекс Робинсона, индекс здоровья и корректурной пробы Анфимова.
Сравнение указанных показателей до и после вахты (табл. 4) позволяют выделить ряд параметров, достоверно отличающихся друг от друга.
При общем снижении силы правой и левой кисти в большей степени изменяется результат дина-метрии левой, хотя и не достоверно. Обращает на себя внимание индекс праворукости, который увеличивается с 7,68 % до 14,0 % (при р<0,05). Индекс праворукости, кроме того, что свидетельствует о преобладании правой (со знаком +) или левой (со знаком - ) руки, измеряемый в разное время, является показателем функциональной асимметрии мозга человека, а также показателем психоэмоционального состояния [1]. В среднем у праворуких данный коэффициент находится в диапазоне 10-20%. Исследованиями ученых (Ф.Б. Березин, 1976, В.И. Лавров, 1976 и др.) показано, что коэффициент правая/левая увеличивается при состоянии тревоги и напряжения (усиливается активность правой руки - левого полушария головного мозга). Этот коэффициент увеличивается у правшей при адаптации к новым условиям.
Исходный показатель праворукости у судоводителей со средним стажем 13 лет довольно низкий (7,68%). В литературе есть данные, что функциональные асимметрии человека подвижны, они усиливаются или, напротив, функции парных органов становятся более симметричными в результате длительного практического опыта. Вероятно для судоводителей характерно одинаково значимое владение правой и левой рукой, что и приводит в результате профессиональной деятельности к сглаживанию индекса праворукости. Увеличение этого показателя до 14% после вахты является нормальной реакцией, свидетельствующей об их эффективной профессиональной деятельности (ТА. Добро-
Таблица 4
Изменение функциональных показателей судоводителей после вахты (п=15)
Период измерений Стат. велич. Сила кисти Функциональное состояние Умств. работоспос.
& а ц к С м м е л а ц и С Индекс праворук. § и О О м е Ч Я К м о я С О ст о и о о Л и Ч & о Инд. Робинсона Проба Руфье Инд здоровья А Е
Р1 Р2 Р3 К 'в ^ Рч
До вахты М 50,0 46,2 7,7 64,9 70,5 127,5 82,0 104,7 89,8 122 103 76,5 9,6 6,1 0,93 900,2
а 4,8 5,3 3,3 5,5 6,9 8,3 4,5 6,2 13,0 17 11 5,2 2,5 2,8 0,08 36,1
После вахты М 47,63 41,02 14,0 61,5 75,5 128,3 84,5 106,4 96,8 134 108 82,3 12,5 2,3 0,84 814,6
а 3,0 4,1 4,1 5,6 7,4 8,3 4,9 6,5 14,2 16 15 9,9 3,8 2,1 0,06 23,2
ДХ 2,3 5,1 -6,3 3,4 -5,0 -0,8 -2,4 -1,7 -6,9 -12 -5 -5,8 -2,9 3,8 0,09 85,6
хотова, А.Г Федорук, Н.Н. Брагина, 1983). Согласно данным этих авторов, проводящих исследование на летчиках, Кпр. у тех, кто плохо переносит воздействие радиальных ускорений и отличается худ -шим качеством деятельности, уменьшается.
Мы исследовали только показатель асимметрии силы рук, в то время как функциональную асимметрию характеризуют и психомоторные реакции, которые более полно характеризуют адаптацию судоводителя к производственным функциям, а следовательно могут дополнить показатели професси-ограммы, которые в дальнейшем можно использовать для определения профессиональной пригодности студентов.
В этом направлении мы видим перспективу научных исследований.
Функциональные показатели ССС до и после вахты меняются незначительно в сторону увеличения, что свидетельствует об общем физическом и умственном утомлении. Достоверны измерения общего индекса физического здоровья на 3,8 балла (р<0,05) и чистой производительности (Е) при определении умственной работоспособности на 85,6 единиц.
В целом реакцию организма судоводителей на 4-х часовую вахту можно характеризовать как удовлетворительную.
Для выяснения наличия взаимосвязи между показателями физического состояния (30 показателей), измеряемыми в покое и показателями, характеризующими в определенной степени реакцию организма на физическую и психическую нагрузку во время несения вахты (23 показателя), мы провели корреляционный анализ.
Наиболее информативными в этом комплексе показателей, характеризующих и физическое развитие, и функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой систем, умственную и физическую работоспособность, типологические свойства нервной системы и психологические факторы, оказались характеристики психофизиологического статуса.
На I месте по сумме коэффициентов корреляции (8г = 8,16) находится комбинированная реакция, которая характеризует уравновешенность нервных процессов. Этот показатель имеет значи-
мую взаимосвязь с точностью выполнения работы (А) г = 0,44, точностью воспроизведения временных параметров движения (15с) г = 0,53, с самочувствием (С) после несения вахты. Чем уравновешеннее нервная система (ниже Кур.), тем лучше самочувствие (г = -0,53).
На II месте по рейтингу вышел показатель «потребность в достижении» (ПД), характеризующий интенсивность мотивации к профессиональной деятельности (8г = 8,15). Наибольшую взаимосвязь ПД имеет с индексом праворукости (г = 0,51), индексом Руфье (г = -0,48), показателями САН (г = 0,75; 0,70; 0,52 соответственно) и реактивностью нервной системы. Принимая во внимание, что простая реакция на звук, сложная реакция выбора и комбинированная реакция относятся к разряду психофизиологических, т.е. носят элементы произвольной деятельности, которая играет главенствующую роль в жизни человека и наиболее типична для его характеристики, и в то же время они зависят от тонуса нервной системы и ее функциональной возможности передачи нервного импульса, вероятно поэтому обнаруживаются достаточно значимые (р<0,05) корреляционные взаимосвязи между ними и интенсивностью мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности.
Также объяснима взаимосвязь «ПД» с показателями самочувствия, активности и настроения после выполнения производственной деятельности. При мотивированной производственной деятельности судоводитель не испытывает негативных эмоций и в меньшей степени проявляется утомление и поддерживается физическая работоспособность.
Индекс праворукости (III место) имеет значимые взаимосвязи с индексом Руфье (г = 0,48), с точностью и общей производительностью при выполнении умственной работы (г = -0,40 и -0,64). Данный тест (Анфимова) связан не только с умственными но и с моторными операциями, причем ведущей рукой, вероятно поэтому увеличение индекса праворукости, свидетельствующее о функциональном напряжении нервной системы судоводителей, приводит к снижению продуктивности выполнения умственных заданий. Такая же взаимосвязь обнаруживается и с показателями САН. С увеличением индекса праворукости снижается самочувствие (г =
-0,62), активность (г = -0,68), настроение (г = -0,42). Индекс праворукости является в большей степени функциональным показателем и в наших исследованиях не проявляет значимой взаимосвязи с типологическими свойствами нервной системы.
Весьма значимым для функционального состояния судоводителей во время вахты является индекс физического здоровья (8г = 7,16). Он имеет значимую взаимосвязь с индексом праворукости после вахты (г = -0,50), чем выше индекс здоровья, тем меньше меняется индекс праворукости и такие же отрицательные взаимосвязи с ЧСС в покое (г = -0,51), АЭср. (г = -0,52), индексом Робинсона (г = -0,55), индексом Руфье. Эти взаимосвязи являются достаточно естественными, т.к. большинство показателей входит в комплексную оценку физического здоровья. Обращает на себя внимание взаимосвязь с точностью воспроизведения пространственной характеристики на 45° (г = -0,54) и показателями САН. Самочувствие (г = 0,43), активность (г = 0,50) и настроение (г = 0,53) после вахты напрямую зависит от уровня физического здоровья.
Таким образом путем корреляционного анализа были определены наиболее значимые показатели физического состояния, измеряемые до и после вахты, которые оказывали наибольшее влияние на функциональное состояние судоводителей в процессе производственной деятельности и после нее. Эти показатели: реактивность нервной системы, уравновешенность, мотивация деятельности, индекс праворукости, индекс здоровья дополняют профес-сиограмму судоводителя и позволяют использовать их в диагностике профессиональной пригодности студентов-судоводителей и определять направленность процесса физического воспитания.
Выводы.
Проведенные исследования на судоводителях и математическая обработка данных позволили выделить наиболее информативные показатели физического состояния, психомоторных качеств, обеспечивающие функционирование организма и выполнение специфической профессиональной деятельности во время несения вахты. К ним относятся показатели физического здоровья, психофизиологических свойств ВНД (реактивность, уравновешенность, сила нервных процессов), психомоторных качеств, связанных с точностью воспроизведения пространственных (75°), временных (5с) и силовых характеристик движения. Весьма значимым показателем, влияющим на выполнение производственных операций и самочувствие, активность и настроение судоводителей, является интенсивность мотивации деятельности (ПД). Это позволяет подтвердить комплекс психофизических и психофизиологических качеств судоводителя выделенных в теоретически обоснованной профессиограмме и дополнить ее такими показателями как физическое здоровье и психоэмоциональными субъективными факторами самочувствия, активности и настроения, а также интенсивности мотивации деятельности.
Перспективой исследований будет анализ этих показателей у студентов, осваивающих профессию судоводителя, что позволит определить их профессиональную пригодность и выделить эффективные средства профессионально-прикладной физической подготовки.
Список литературы:
1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1988. - 240 с.
2. Клапчук В.В., Самошкін В.В. Кількісна оцінка рівня фізичного здоров’я та превентивна фізична реабілітація курсантів і студентів вищих навчальних закладів МВС України. - Дніпропетровськ: Юрид. акад. МВС, 2005. - 52 с.
3. Краснов В.П. Фізичне виховання: психофізичні вимоги до фахівців агропрому. - К.: Аграрна освіта, 2000. - 133 с.
4. Круцевич Т.Ю., Воробьев М.И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей. - К.: НУФВСУ, 2005. - 196 с.
5. Маракушин А.І. Фізична підготовка курсантів-вертоліт-ників у період допольотного навчання. Автореф. дис. канд. наук з фіз. вих. і спорту, ЛДІФК, 2006. - 22 с.
6. Раєвський Р.Т., Халайджі С.В. Професіонально-прикладна фізична підготовка студентів енергетичних спеціальностей. - Одеса: Наука і техніка, 2006. - 132 с.
7. Римик Р. Професійно-прикладна фізична підготовка учнів професійно-технічних навчальних закладів радіотехнічного профілю. - Івано-Франківськ: ОІППО, 2005. - 100 с.
Поступила в редакцию 15.02.2007г.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНОВ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА
Подригало Л. В., Галашко А. И., Лозовой А. Д.* Харьковский государственный медицинский университет * Харьковский национальный университет радиоэлектроники
Аннотация. Проведена сравнительная оценка антропометрических особенностей спортсменов силовых видов спорта (армспорта и гиревого спорта). Установлены различия в зависимости от вида спорта и уровня спортивного мастерства. Подтверждена эффективность использования метода индексов для оценки состояния и прогноза результативности спортсменов.
Ключевые слова: антропометрия, силовые виды спорта, спортсмены.
Анотація. Подрігало Л.В., Галашко О.І., Лозовий О.Д. Порівняльна оцінка антропометричного розвитку спортсменів силових видів спорту. Проведено порівняльну оцінку антропометричних особливостей спортсменів силових видів спорту (армспорту і гирьового спорту). З’ясовані відмінності залежно від виду спорту та рівню спортивної майстерності. Підтверджено ефективність застосування методу індексів для оцінки стану і прогнозу результативності спортсменів.
Ключові слова: антропометрія, силові види спорту, спортсмени.
Annotation. Podrigalo L.V., Galashko O.I., Lozovy O.D. Comparative estimation of anthropometric development of sportsmen of weight-lifting kinds of sports. The comparative estimation of anthropometric features of sportsmen of weight-lifting kinds of sports (armwrestling and weight sports) is carried out. The differences depending on a kind of sports and level of sports skill are determined. The efficiency of using method of indices for the estimation of the state and prognosis of productivity(effectiveness) of the sportsmen is confirmed.