AXh
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТЕП-АЭРОБИКОЙ
Дорошенко В.В., Богдановская Н.В., Маликов Н.В.
Запорожский национальный университет
Аннотация. Проведено изучение особенностей динамики адаптивных возможностей системы кровообращения юношей и девушек лет с вегето-сосудистой дистонией в процессе применения реабилитационных
мероприятий, включающих систематические занятия степ-аэробикой. Показано, что под влиянием предложенной нами реабилитационной программы у старших школьников и школьниц наблюдается повышение темпов оптимизации функционального состояния их организма и общих адаптационных способностей.
Ключевые слова: функциональное состояние, адаптивные возможности, сердечно-сосудистая система, юноши, девушки, старший школьный возраст, реабилитация, степ-аэробика.
Анотація. Дорошенко В.В., Богдановська Н.В., Маліков М.В. Особливості змін адаптивних можливостей школярів старшого віку з вегето-судинної дистонією під впливом реабілітаційних заходів з використанням систематичних занять степ-аеробікою. Проведено вивчення особливостей динаміки адаптивних можливостей системи кровообігу юнаків та дівчат років з вегето-судинної дистонією в
процесі використання реабілітаційних заходів, які включають систематичні заняття степ-аеробікою. Показано, що під впливом запропонованої нами реабілітаційної програми у старших школярів і школярок відмічається підвищення темпів оптимізації функціонального стану їхнього організму та загальних адаптаційних здатностей. Ключові слова: функціональний стан, адаптивні можливості, серцево-судинна система, юнаки, дівчата, старший шкільної вік, реабілітація, степ-аеробіка.
Annotation. Doroshenko V.V., Bogdanovskaya N.V., Malikov N.V. Features of change of adaptive possibilities of schoolboys of senior age with vegetatiks vascular distony under influencing of rehabilitation measures with the use of systematic employments by step-aerobics. The study of features of dynamics of adaptive possibilities of the system of blood circulation of youths and girls ^-^ years with vegetatiks vascular distony in the process of application of rehabilitation measures including systematic employments by step-aerobics is conducted. It is shown, that under influencing of the rehabilitation program offered by us senior schoolboys and schoolgirls have increase of rates of optimization of the functional state of their organism and general adaptation capabilities.
Keywords: functional state, adaptive possibilities, cardiovascular system, youths, girls, senior school age, rehabilitation, step-aerobics.
Введение.
По мнению большинства исследователей неблагоприятные условия современной жизни являются одной из основных причин существенного снижения адаптивных возможностей различных групп населения, в том числе, и детей школьного возраста [i-б]. Следствием этого является значительный рост ряда острых и хронических заболеваний в частности, сердечно-сосудистой системы, рассматриваемой в качестве одной из ведущих адаптивных систем целостного организма. Очевидно, таким образом, что разработка соответствующих реабилитационных программ, направленных на оптимизацию функционального состояния и уровня здоровья лиц с патологией аппарата кровообращения является одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время. Важно отметить при этом, что применение новых средств реабилитации должно основываться на использовании наиболее доступных и, в тоже время, эффективных видов физических упражнений, характеризующихся комплексным позитивным воздействием на организм, особенно с признаками незавершенности морфофункциональногоразвития.
По нашему мнению достаточно перспективным в данном направлении выглядит использование в системе реабилитационных мероприятий для лиц с патологией сердечно-сосудистойсистемы систематических занятий степ-аэробикой, способствующих, как известно, повышению аэробной производительности организма и оптимизации системы кровообращения практически здоровых людей [8-i0].
Актуальность и несомненная практическая значимость данного вопроса послужили предпосылкой для проведения настоящего исследования.
Работа выполнена в соответствии с планом НИР Запорожскогонационального университета
Формулирование целей работы.
Целью исследования стало изучение особенностей изменения адаптивных возможностей сердечно-сосудистойсистемы юношей и девушек лет с признаками вегето-сосудистой дистонии под влиянием
комплекса реабилитационных мероприятий, составным элементом которых являлись систематические занятия степ-аэробикой.
Результаты исследо вания.
В соответствии с поставленной целью исследования нами было проведено изучение особенностей адаптивных возможностей аппарата кровообращения у 27 юношей и 33 девушек в возрасте лет с
признаками вегето-сосудистойдистонии до применения реабилитационных мероприятий, а также через 4 и 8 месяцев после применения разработанной нами реабилитационной программы. Все обследуемые были
разделены на две группы основную (14 юношей и 17 девушек) и сравнительную (13 юношей и 16 девушек), отличие между которыми состояло в том, что представители основной группы, наряду с традиционной для данного заболевания программой реабилитационных мероприятий, систематически занимались степ-аэробикой
На всех этапах эксперимента (в начале, через 4 и 8 месяцев) у школьников и школьниц обеих групп с помощью анализа электрокардиограммы (ЭКГ), записанной во II стандартном отведении, по разработанному нами методу амплитудной пульсометрии [7] определяли: моду (МоИ, мВ), амплитуду моды (АшоИ, мВ), вариационный размах (DXh, мВ), показатель эффективности работы сердца (ПЭРС, абсолютные единицы, а.е.) и адаптационный потенциал сердечно-сосудистойсистемы (АП, а.е.).
Все полученные в ходе исследования экспериментальные материалы были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Exell.
Результаты исследо вания.
Результаты первичного обследования юношей и девушек основной и сравнительной групп, проведенного до начала применения разработанной нами программы реабилитационных мероприятий с применением систематических занятий степ-аэробикой, позволили установить следующее (табл. 1).
Среди юношей нам не удалось зарегистрировать статики достоверных различий в отношении практически всех изученных показателей амплитудной пульсометрии. На низком уровне были отмечены значения показателя эффективности работы сердца (ПЭРС) (соответственно 27,65±5,49 а.е. в основной группе и 32,67±4,01 а.е. в сравнительной группе), а также адаптационного потенциала сердечно-сосудистойсистемы (величины АП соотносились как 0,12±0,03 а.е. и 0,19±0,03 а.е.).
Таблица 1
Величины изученных показателей у юношей и девушек 15-16 лет основной и сравнительной групп в начале
эксперимента (М±м)
Показатели Юноши Девушки
Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа
МоИ, мВ G,96±G,G4 i,GG±G,G5 G,SG±G,G3 G,76±G,G2
Amoh, % 2S,57±2,i2 24,47±i,9S 32,29±1,б1 2S,i i±2,iS
DXh, мВ G,45±G,G3 G,54±G,G5 G,34±G,G2 G,3i±G,G2
ПЕРС, а.е. 32,67±4,G1 низкий 27,б5±5,49 низкий 3S,5i±2,i4 низкий 36,6G±3,4G низкий
АП, а.е. G,i9±G,G3 низкий G,i2±G,G3 низкий G,25±G,G3 низкий G,26±G,G4 низкий
Идентичные данные были отмечены нами и в отношении девушек старшего школьного возраста обеих групп. На фоне отсутствия статистически значимых межгрупповых различий в величинах МоИ, Amoh и DXh для них были характерны близкие друг к другу низкие значения ПЭРС (соответственно 36,60±3,40 а.е. и 38,51±2,14 а.е.) и АП (соответственно 0,26±0,04 а.е. и 0,25±0,03 а.е.).
Можно утверждать, что в начале исследования у всех испытуемых, независимо от пола и групповой принадлежности, отмечался неблагоприятный уровень функционирования сердечно-сосудистойсистемы и ее низкие адаптивные возможности. Полученные материалы достаточно объективно отражают общее функциональное состояние организма юношей и девушек 15-16 лет с заболеванием системы
кровообращения (вегето-сосу дистая дистония).
Повторное обследование школьников и школьниц старшего возраста было проведено нами через 4 месяца после начала применения реабилитационных мероприятий (табл. 2).
К данному этапу исследования у юношей основной группы, на фоне отсутствия статистически значимых межгрупповых различий в величинах большинства изученных параметров амплитудной пульсометрии, наблюдались достоверно более высокие, чем у их сверстников из группы сравнения, темпы роста адаптивных возможностей системы кровообращения (значения АП соотносились как 29,18±1,38% и 29,18±1,38%).
Таблица 2
Величины относительного прироста изученных показателей амплитудной пульсометрии у юношей и девушек 15-16 лет основной и сравнительной групп после 4 месяцев эксперимента (в % от значений данных
показателей, зарегистрированных в начале исследования)
Показатели Юноши Девушки
Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа
МоИ -4,49±1,17 -4,G2±1,16 1,41±1,28 2,79±i,2S
Amoh 6,G6±1,25 9,33±1,29 6,G2±i,3S iG,G2±i,37*
Xh -4,Si±i,32 -3,7G±i,3G G,73±i,29 -i,9G±i,3G
ПЕРС 4,59±1,27 -G,G6±i,2i** 5,Si±i,3i 13,97±1,45***
АП 1S,1G±1,36 29,iS±i,3S*** 2i,Gi±i,37 51,97±1,72***
Примечание: здесь и далее * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001 по сравнению с группой сравнения;
Более выраженными оказались через 4 месяца изменения использованных в работе показателей у девушек основной группы. Для них были характерны достоверно более высокие, чем в сравнительной группе, величины относительного прироста Amoh (соответственно 10,02±1,37% и 6,02±1,38%), ПЭРС (13,97±1,45% и 5,81±1,31%) и более, чем в 2 раза, адаптационного потенциала системы кровообращения (51,97±1,72% и 21,01±1,37%).
Очевидно, таким образом, что уже через 4 месяца использования систематических занятий степ-аэробикой в комплекснойреабилитации школьников и школьниц старшего возраста, наблюдается выраженная оптимизация адаптационных способностей их организма.
Достаточно интересные материалы были получены и на завершающем этапе исследования - через 8 месяцев после начала применения разработанной нами программы реабилитационных мероприятий для юношей и девушек 15-16 лет с признаками вегето-сосудистойдистонии
Как видно из результатов представленных в таблице 3, сравнительный анализ абсолютных значений параметров амплитудной пульсометрии зарегистрированных у представителей и представительниц обеих групп по окончании исследования, не позволил в полной мере констатировать преимущество той или иной реабилитационной программы.
Таблица 3
Величины изученных показателей у юношей и девушек 15-16 лет основной и сравнительной групп через 8
месяцев после начала эксперимента
Показатели Юноши Девушки
Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа
МоИ, мВ G,S9±G,Gi G,9S±G,G3** G,Si±G,G2 0,84±0,01
Amoh, % 31,93±1,54 3G,GS±i,49 34,93±i,3G 33,28±1,90
DXh, мВ G,42±G,G2 G,49±G,G4 G,33±G,G2 0,32±0,02
ПЕРС, а.е. 35,б2±3,5б низкий 32,7б±3,73 низкий 43,94±2,2i низкий 44,55±3,15 низкий
АП, а.е. G,26±G,G3 низкий G,24±G,G3 низкий G,37±G,G3 низкий 0,51±0,05** ниже среднего
Отметим, однако, что для юношей основной группы, были характерны достоверно более высокие величины МоИ (соответственно 0,98±0,03 мВ и 0,98±0,03 мВ) и тенденция к более оптимальным значениям АХИ.
Среди девушек представительницы основной группы, на фоне отсутствия статистически значимых межгрупповых различий в отношении большинства изученных показателей, имели, все-таки, достоверно более высокие адаптивные возможности (величины АП соотносились как 0,51±0,05 а.е. и 0,37±0,03 а.е.). Более того, именно у девушек основной группы отмечался переход их адаптационных способностей в более благоприятный, «ниже среднего), функциональный класс.
Значительно более выраженные изменения были отмечены нами при анализе величин относительного прироста использованных в работе параметров амплитудной пульсометрии
В соответствии с данными, представленными в таблице 4, к завершающему этапу исследования для представителей основной группы, независимо от пола, были характерны достоверно более высокие, чем у их сверстников и сверстниц из группы сравнения, темпы прироста значений большинства показателей, в том числе, ПЭРС (соответственно 18,51±1,21% и 9,03±1,34% в группе юношей и 21,71±1,36% и 14,08±1,44% в группе девушек) и адаптационного потенциала сердечно-сосудистойсистемы.
Таблица4
Величины относительного прироста изученных показателей амплитудной пульсометрии у юношей и девушек 15-16 лет основной и сравнительной групп после 8 месяцев эксперимента (в % от значений данных показателей, зарегистрированных в начале исследования)
Показатели Юноши Девушки
Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа
МоИ -7,14±1,05 -1,58±1,12*** 0,70±1,17 10,63±1,20***
АшоИ 11,76±1,24 22,91±1,25*** 8,19±1,29 18,37±1,33***
ХИ -6,87±1,20 -8,99±1,22 -3,84±1,36 4,17±1,24***
ПЕРС 9,03±1,34 18,51±1,21*** 14,08±1,44 21,71±1,36***
АП 35,10±1,32 101,58±1,58*** 48,21±1,49 97,76±1,73***
Межгрупповые различия в адаптивных возможностях аппарата кровообращения были вообще наиболее значительными Так, к окончанию исследования прирост адаптационных способностей юношей основной группы превышал таковой у их сверстников из группы сравнения почти в 3 раза (соответственно 101,58±1,58% и 35,10±1,32%), а у девушек - почти в 2 раза (97,76±1,73% у представительниц основной группы и 48,21±1,49% у их сверстниц из группы сравнения).
Выводы.
Таким образом, полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что применение в системе комплексной реабилитации школьников и школьниц старшего возраста систематических занятий степ-аэробикой способствует увеличению темпов оптимизации функциональногосостояния их организма и общих адаптационных способностей Приведенные материалы свидетельствуют также о достаточно высокой эффективности разработанной нами реабилитационной программы и о возможности ее практического использования при работе с детьми старшего школьного возраста с вегето-сосудистойдистонией.
Литература
1. Агаджанян Н.А.. Эколого-физиологический и социальный подход к оценке здоровья // Труды Научного Совета РАМН по эксперим. и прикл. физиологии, 1994, 4. - С. 9 - 20.
2. БогдановськаН.В. Особливості функціонального стану і адаптивних можливостей серцево-судинної системи організму дітей старшого шкільного віку // Наукові записки Тернопільського державного педуніверситету Серія: Біологія. - Тернопіль, 2002. - № 4(19). - С. 65-69.
3. Варвянский С.М. Влияние экологической ситуации на здоровье людей // Материалы Межд научнопрактической конференции «Физическая культура спорт и здоровье нации», Винница, 1998. - С. 110 - 113.
4. Звиняковский Я.И., Бердник О.В., Факторы риска и здоровье населения, проживающего в различных условиях окружающей среды // Довкілля та здоров'я. - 1996. - №1. - С. 8- 11.
5. Маликов Н.В., Богдановская Н.В. Современные проблемы адаптации: Запорожский национальный университет. - Запорожье, 2007. - 341 с.
6. Маликов Н.В., Богдановская Н.В. Учет адаптивных возможностей организма как важный фактор эффективности реабилитационных мероприятий // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві / Тези доповідей Міжнародній науково-практичної конференції. - Луцьк, 2002. -С. 96-97.
7. Маліков М.В., Богдановська Н.В., Сватьєв А.В. Функціональна діагностика в фізичному вихованні та спорті. Навчальний посібник. - Запоріжжя: ЗНУ, 2006. - 246 с. (під грифом МОН У країни).
8. Сосина А.А., Фабиан Э.И. Ритмическая гимнастика - К.: Радянська школа,1990. - С.91 - 115.
9. Степ-аэробика Вводный курс. - М.: Академия фитнесса, 2002. - 25 с.
10. ХоулиЭ.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 377 с.
Поступила в редакцию 13.05.2008г.