УДК 63 К 1:502.313:581.581:0
Н. В. Богдановекая Запорожский государственный университет
АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОС ТИ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Винчено йдаптивж можлйвот серцево-судинНОТ снстемн оргашзму дггеН шальною в]ку (7-17 рокш), шо проживають у нссприятлнвил; еколопчДнх умовах великого промыслового репину. Показано, ЩО у вс!х обстежених д:тем в^Дзначяютьсй ниадошльш адяптацшт зд]0но<пч апя-рату кровооб^у. Найбизьш ншькд аданташйт здЩност! орган¡зму вшначанпься в хлокчнкш 710 I 15-17 рокчв, а також у дшчаток 11-17 рш^в. Отримаш дат необхшно враховуватн пря орга-Н1зяцй' профЬаюичннх 1 реаш-шташйних тод!в з дпъмн шкшьного шку- Продемоистрована також можл»в1сть внкоркстанни величин» адапташйног^ потенц!аду, що розрйховупъся за запреИонованою нами меюдикою. як б1ода>г!чний 1вди катер стану навкелишнього середовлща.
Соаремеяя&ж уровень развитая Шучных знаний ш проблеме адаптации, теоретические И экспериментальный исследования л о данному вопросу позволяют констатировать, что изучение адаптационных возможностей организма при взаимодействии с самыми различными факторами окружающей его среды остается по-прежнему одной из основных задач биологии и медицины [3- 6]. Более того, бурное развитие в последние годы таких отраслей научных знаний как реабилитация, рекреация и т. п. настоятельно требует дальнейших исследований по проблеме адаптации, поиска наиболее объективных критериев сненки развития адаптационного процесса, адаптационных возможностей и разработки на этой основе эффективных средств профилактики и оздоровления больших контингентов населения, особенно детей различного возраста. Очевидно, что незавершенность морфофункционально-го развития детского организма делает его наиболее восприимчивым к неблагоприятным внешним воздействиям [1; 7; 9].
В связи с несомненной актуальностью представленной проблемы нами было проведено изучение адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста (7-17 лет), родившихся и проживающих в неблагоприятных экологических условиях г. Запорожья. У всех принявших участие в эксперименте школьников оценка адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы была проведена по традиционной методике р. М. ьаевского [2]. а также по предложенной нами методике [8].
Согласно методике Р. М, Баешсого, величина адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы определялась по следующей формуле: АП* (в абсолютных единицах, а. е.) = 0.011 хЧСС + 0,014хАДс + 0,008хАДд + 0,014хВ + +0,009хМТ - 0,009хДТ - 0,273, где ЧСС - частота сердечных сокращений, уд/мин; АДс - систолическое артериальное давление, мм рт. ст.; АДд - диастол и чес кое артериальное давление, мм рт. ст.; В - возраст, годы; МТ - масса тела, кг; ДТ - длина тела. см.
В соответствии с полученными до данной формуле значениями адаптационного потенциала выделяли следующие уровни адаптивных возможностей сердечнососудистой системы; 1. Удовлетворительные адаптивные возможности (значения Ш1Е составляют < 2,11 а. е.); 2. Напряжение адаптационных механизмов (значения АПб от 2,11 до 3,2 а. е.); 3. Неудовлетворительные адаптивные возможности (АПв
© BoniauuBetas H. B„ 2004
BicHHK ^mnponeTpoBCBKoro ymBepcHTeTy. Eionorn, eKonoria. Visnik Dnipropetrovs'kogo universitetu. Sena Biologia, ekologia Visnyk of Dnipropetrovsk University. Biology, ecology. Visn. Dnipropetr. Univ. Ser. Biol. Ekol. 2005. 12(1). ISSN 2310-0842 print ISSN 2312-301X online www.ecology.dp.ua
регистрируются в интервале от 3,2 до 4,3 а. е.); 4. Срыв адаптации (значения АПЁ составляют более 4,3 а. е.).
Разработанная нами методика оценки адаптивных возможностей организма является модификацией метода вариационной пульсометрш и, отличаясь от него по научно-методическому подходу к оценке эффективности работы сердца, практически идентична по способу расчета основных показателей. В результате статистического анализа определенной выборки амплитуд комплексов QRS (не менее 100) регистрируются следующие показатели: Moh (мв) - величина наиболее часто встречающейся амплитуды комплекса; AMoll (%} отношение числа амплитуд комплексов соответствующих Moh, к: общему числу амплитуд, выраженное в процентах; ДхЬ (мв) — разница между максимальным и минимальным значениями амплитуд комплексов QRS. На основе указанных параметров рассчитывается показатель эффективности работы сердца (ПЭРС (в абсолютных единицах, а.е.) = = AMoh х Moh i 2 Axh) и величина адаптационного потенциала сердечнососудистой системы (AXlfvb а. е. = ПЭРС / ИНссе).
В целях качественной оценки полученных значений АПм нами была разработана соответствующая шкала, предусматривающая наличие следующих функциональных классов но данному параметру: 1- Низкий (значения АПМ < 0,406 а, е.); 2. Ниже среднего (от 0,407 а, е. до 0,631 а. е.); 3, Средний (от 0,632 а. о, до 1,084 а. е.): 4. Выше среднего (от 1,085 а, е. до 1,310 а. е.), 5. Высокий (ЛПМ>1,3 10 а. е.). Все полученные в ходе исследования экспериментальные данные были обработаны стандартными методами математической статистики.
Анализ полученных в ходе исследования экспериментальных .данных позволил установить ряд особенностей в уровне адаптивных возможностей сердечнососудистой системы детей школьного возраста, проживающих в неблагоприятных экологических условиях крупного промышленного региона.
В табл. 1 представлены результаты обследования мальчиков и юношей школьного возраста от 7 до 17 лет,'
Таблица !
Распределение мальчиков и ашогией школьлаго возраста (7-17 лет) пу уровням адаптивных' возможностей с с рде чао-сосудист о if системы организма (в % от общего числя обеледовадавдк в,каждой возрастной группе)
In | Показатели "Уровни адаптивных возможностей Возрастные группы
1 J Олег 11-14 лет ¡5-17 лет
уд о s летво pirrej i ы-i ы й 100 100 74,80
№E напряжение адаптацимщьтх Механизм^ - - 25,20
неудовяетво рнтел ьны Й - - -
срыв адаптации - - -
НИЗКИЙ 22,95 16,76 35,43
ниже среднего 16,94 23,12 16,53
АПМ средний 34; 97 25,43 39,37
шше среднего 12,57 15.61 7,87
1 высокий 12,57 ¡9,0? 0,80
Приведенные в ней данные позволили не только дать оценку адаптивным возможностям организма обследованных школьников, но И проанализировать информативность использованных в исследовании методических подходов к: определению данных возможностей. 'Гак, по АП[; в младшем и среднем школьном возрасте асе дети обладали «удовлетворительными» адаптационными способностями и только у части старшеклассников (25,20%) регистрировалось напряжение адапта-
Вксник Дтпропетровського утверситету. Бюлопя, еколопя. ■д Visnik Dnipropetrovs'kogo universitetu. Sena Biologia, ekologia
Visnyk of Dnipropetrovsk University. Biology, ecology.
Visn. Dnipropetr. Univ. Ser. Biol. Ekol.
2005. 12(1).
ISSN 2310-0842 print ISSN 2312-301X online www.ecology.dp.ua
ционных механизмов. Отсутствие возрастных изменений адаптивных возможностей мальчиков и юношей по АПБ, а также отсутствие представителей с признаками нарушений адаптационных процессов в неблагоприятных экологических условиях поставили под сомнение информативность величин адаптационных потенциалов, определенных по традиционной методике Р, М. Баевского.
Более объективные, по нашему мнению, данные были получены при использовании среди обследованного контингента школьников предложенного нами методического подхода к оценке адаптационных способностей организма, В соответствии с данными табл. 1. применение в качестве оценочного критерия значений АПм позволило не только более детально распределить мальчиков и юношей 7-17 лет по уровням адаптивных возможностей их организма, но и получить реальную картину относительно адаптационных способностей обследованных детей, подвергающихся неадекватным воздействиям окружающей среды. Практически во всех возрастных группах у школьников наблюдался неблагоприятный характер внутри-группового распределения по уровню адаптивных возможностей аппарата кровообращения. Подавляющее число мальчиков и юношей обладало «средними», «ниже среднего», «низкими» адаптационными способностями, тогда как их представительство в более благоприятных структурных подразделениях («выше среднего» и «высоком») было незначительным.
Таким образом, у школьников 7-) 7 лет, проживающих в неблагоприятных экологических условиях г. Запорожья, наблюдаются сниженные адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы организма, а своеобразными группами риска являются мальчики младшего и юноши старшего школьного возраста. Достаточно отметить, что в этих возрастных группах регистрировалось наибольшее число детей с «низким» (соответственно 22,95% и 35,4д%) и, напротив, наименьшее — с «выше среднего» (12.57% и 7,87%) и «высоким» (12,57% и 0,80%) уровнем адаптационных способностей. Бесспорно, что представители данного возраста требуют первоочередного применения средств профилактики и реабилитации.
Достаточно интересные экспериментальные данные были получены и при обследовании девочек и девушек школьного возраста (табл. 2).
Прежде всего необходимо отметить, что и в этом случае более информативной оказалась разработанная нами методика оценки адаптивных возможностей организма, Так, если по традиционному методу Р. М. Баевского определенное разграничение обследованных школьниц удалось зарегистрировать в среднем и старшем школьном возрасте, то по АПМ - практически во всех возрастных группах.
Использование величин адаптационных потенциалов, рассчитанных по предложенной нами методике, позволило констатировать, что и у школьниц 7-1 7 лет, аналогично их сверстникам, наблюдаются сниженные адаптационные способности аппарата кровообращения. Согласно результатам, представленным в табл. 2, среди девочек и девушек подавляющее количество школьниц обладало «низкими», «ниже среднего» и «средними» адаптивными возможностями, в то время как их представительство в более благоприятных структурных подразделениях («выше среднего» и «высоком») было незначительным. Вместе с тем, важным являлся тот факт, что для школьниц наиболее неадекватный характер внутригруппового распределения был отмечен среди девочек среднего и девушек старшего школьного возраста. Так, существенное число школьниц этих групп обладало «низкими» (соответственно ■18,9!% и 39,16%) и незначительное - «выше среднего» (1,09% и 2,80%) адаптивными возможностями. Девочек и девушек с «высоким» уровнем данных возможностей не было зарегистрировано вообще. Очевидно, что эти возрастные группы не-
Вюник Дтпропетровського утверситету. Бюлогы, еколопя.
Visnik Dnipropetrovs'kogo universitetu. Seriä Biologiä, ekologiä
Visnyk of Dnipropetrovsk University. Biology, ecology. .5
Visn. Dnipropetr. Univ. Ser. Biol. Ekol.
2005. 12(1).
ISSN 2310-0842 print ISSN 2312-301X online www.ecology.dp.ua
обходимо рассматривать как критические б отношении функционального состояния и адаптивных возможностей организма, требующие первоочередного стртчаш-ш профилактических, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Таблица 2
Распределение девочек и девушек школьного аолраста (7-17 лет) по уровням адаптивны:* возможностей сердечно-сосудистой системы организма (в % от общего числа обследованных в каждой возрастной группе)
; Показатели Уровни адаптивных возможностей Возрастные группы
7-10 лет 11-14 дет .15- 17 лег
удовлетворительный 108 90,22 46,85
All, напряжение ада нтз цио иных механизмов - 9.78 53,15
ti еу до» лет ворите л ьный - - -
срыи адаптации - „
низкий 24,00 48,91 39,16
ниже среднего 21,71 21,74 32,17
средний 36,00 28,26 25,87
выше среднего 11,43 1,09 2,80
ВЫСОКИЙ 6,86 -
В целом результаты обследования детей школьного возраста, проживающих в экологически неблагоприятных условиях .г. Запорожья, свидетельствуют о неудовлетворительных адаптивных возможностях их организма, что необходимо учитывать при организации различных видов деятельности, направленных на сохранение и развитие здоровья данного контингента населения. Кроме этого, полученные материалы позволили констатировать достаточно высокую информативность предложенной нами методики расчета адаптационного потенциала и возможность использования данного функционального показателя в качестве биологического индикатора состояния окружающей среды.
Библиографические ссылки
1. Антропова М. В., Борозкнна Г. В., Кузнецова Л. М,, Манке Г. Г., Па рани лева Т. М.
Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой систе-•щду \\>-"Л У) Фушюлогвя человека, -ТЛ.Ь ,7t№¡. -t. тЬДЛ,
2. Баев den i! Р. M. Состояние и перспективы развития проблемы прогнозирования адаптивных возможностей здорового человека // Проблемы опенки в прогнозирования функционального состояния а прикладной физиологии // Тезисы докл. Всееоюзн. сими - Фрунзе, 1988.-С. i§48.
3. Василевский Н, Ни Экологический риск: состояние проблемы:, медицинские в физно-логические аспекты // Экстремальная физиология, гигиена и средства индивидуальной защиты человека: Тез докл. 3 Всесоюзи. конф., 25-27 сен т. 1990. - М., 1990. - С. 65-67
4. Винарскйя Е. И. Влияние факторов окружающей среды на иммунный статус населения (н кучный обзор). - К.: Киевский ш~т обшей и коммунальной гигиены, 1993. - 26 с.
5. Казначеев В. П. Проблемы экологической патологии; что такое хронические заболевания ff Научные труды / Новоеиб. мед. ин-т. 1991. - 139. - С. 5-23.
6. Маликов Н. В, Адаптация: проблемы, гипотезы, эксперименты, - Запорожье; Ила-во Запорожского госушшерситета, 2001. — 359 с.
7. Маликов Н. В, Региональные особенности функционального состояния и адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы организма детей среднего школьного возраста // В сб.: Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания й спорта. - Харьков: XXIШ, 2001. - № 16. - С. 40-49.
6
В1сник Дн1пропетровського утверситету. Бюлопя, еколопя.
Visnik Dnipropetrovs'kogo universitetu. Seriä Biología, ekologiä Visnyk of Dnipropetrovsk University. Biology, ecology.
Visn. Dnipropetr. Univ. Ser. Biol. Ekol.
2005. 12(1).
ISSN 2310-0842 print ISSN 2312-301X online www.ecology.dp.ua
S. Малжов M. В., Богдановеька JH, В. Оссблнвост! фушедонального стану оргашзму юнаюв та дшчат рвних кл шато reo г р аф i1 щих perioHis СНД // Ыауков! записки Тер-иопшьского цедушверситету ím. 13. Гнатюка. - Тсрношль, 2001, -ífe 1 (12). - С. 80-84, 9. Петров В, И., Квартов||та ¿1- К., Оливина Л. П. Влияние нестандартной э ко логической ситуации на состояние здоровья детей (натуральный эксперимент) // Поволжский экологическим вестник. - 1997. -.Ха 4. - С. 119-123.
На&штла до реоколеги 25.05.04
УДК 597:591.5. 502.74
Д. Л. Бондарев
Дншровсько-Ор'шьський природний зашвгдтк
ФАУНА РИБ ПРМБЕРЕЖНО! ЗОВИ ДШПРОВСЬКО-ОР1ЛЬСЬКОГО ЗАПОВ1ДНИКА НА СУЧ АО НОМУ ЕТАПТ РОЗВИТКУ ШтОЦЕНОЗУ
Розглянуто стан угруповянь рнб прибережной' зони в о до им заповщниьга, динашку юльвд-иннх та яккни* параметров. Вщниченс реакин 1хт1оценоз1в на змши, яю вшбуваються в заплае-иих озерах, га визначено в пли в факгор1в, то IX обумовлюкпъ. Рекомендовано заходи щодо птд-тримки гомеостязу ше'Г групи вод них органом! в та оптнмгзацп'Гх в|'дп0вленнй [ вщтворенви.
Вступ
Роль залов ¡днях територш у розвигку природ оохоршшо У отрави в сучаотих умовах юнування провделових агломерацЩ не викликае сумшву. Зое реже мня бю-|йзномашття водних акваторий с невщ'емною склад о вою цього пронесу. Доел г дження фаун и риб, як вищоУ ланки пдробщценозу водойм, у тому чиезп Дшпровсь-ко -О р! лъ с ь ко г о заповщника, викликае особливий ¡нтерес, Обумовлено це низьким в;дсотком заповщання водних екосистем Придншров'я \ високим р1внем преса людсько'У д!яльност1, якого зазнають представники ¡хтюфауни в нашому репдш. Очевидно, що запзшдш територц е найважлишшим ланцюгом у систем! зaxoдiв по втшеншо в життя ¡деУ глобального збережеиня сучасного твари иного с в ¡ту.
У даному аспект] вистежепня реакций фауни риб заповщних територш, як! включають значш акваторщ е вкрай актуальном. Дшпровсько-Оршьський природний заповщник е од шею з иеоагатьох нриродоохоронних територш у межах УкраУ-ни, що включаг в себе залишки запдавних систем Дшпра. Ушкалыпсть Днщровсь-ко'-Оршьського природного заповщника саме 1 г юл я гаг в тому, що вш вклгачае в себе значш (у вщеотку до загалыгоУ територп) по плоил акватйрн, якл в1Д1грають важливу роль у збереженш генофонду ¡хтюфауни як Днтровського водосховища, так ( вс ь о го каскаду, а та кож з приток Дшпра [2; 9; 11].
Вщстеження стану ¡хтшценозш прибережних (найбшьш продуктивних) зон дае. змогу не тшьки констатувати змши. що вщбуваються в них екосистемах. але ! запропонувати заходи щодо подазьшоУ олттщацй юнування 1хтюценозш \ екосистем акваторп заповедника в цгчому [4].
Заповщник було створено в 1990 рош теля багатор1чних детальних досль джень р1вня цп-шоет! компонент ¡в водних > сум!жних екосистем. Розташований вш у верх1в'У Дншровського (Запор)зького) водосховища при впад!нш у нього нового русла р. Оргль М1ж мютами Дншродзержинеьк \ Дн!пропетровськ.
f.>[5j\ PCR/T,......- - BicHHK ^HinponeTpoBCLKoro yHiBepcHTeTy. Eionoria, eKonoria.
Visnik Dnipropetrovs'kogo universitetu. Seria Biologia, ekologia Visnyk of Dnipropetrovsk University. Biology, ecology. Visn. Dnipropetr. Univ. Ser. Biol. Ekol. 2005. 12(1). ISSN 2310-0842 print ISSN 2312-301X online www.ecology.dp.ua