Научная статья на тему 'Экспериментальная оценка эффективности применения степ-аэробики в комплексной программе оптимизации физической работоспособности и функционального состояния организма юношей и девушек 15-16 лет с вегето-сосудистой дистонией'

Экспериментальная оценка эффективности применения степ-аэробики в комплексной программе оптимизации физической работоспособности и функционального состояния организма юношей и девушек 15-16 лет с вегето-сосудистой дистонией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
263
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СТЕП-АЭРОБИКА / ФіЗИЧНА ПРАЦЕЗДАТНіСТЬ / ФУНКЦіОНАЛЬНИЙ СТАН / ФіЗИЧНЕ ЗДОРОВ'Я / ВЕГЕТО-СУДИННА ДИСТОНіЯ / ДіВЧАТА / ЮНАКИ / СТАРШИЙ ШКіЛЬНОї ВіК / РЕАБіЛіТАЦіЯ / СТЕП-АЕРОБіКА / PHYSICAL CAPACITY / FUNCTIONAL STATE / PHYSICAL HEALTH / VEGETATIKS VASCULAR DISTONY YOUTHS / GIRLS / SENIOR SCHOOL AGE / REHABILITATION / STEP-AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дорошенко В. В., Богдановская Н. В., Маликов Николай Васильевич

В рамках эксперимента проведено изучение эффективности применения систематических занятий степ-аэробикой в комплексной программе реабилитации юношей и девушек 15-16 лет с признаками вегето-сосудистой дистонии. Показано, что к окончанию исследования у школьников и школьниц основной группы отмечалось достоверное повышение уровня физической работоспособности и физического состояния их организма, а также оптимизация функционального состояния систем кровообращения, внешнего дыхания и физического здоровья. Полученные данные позволили констатировать достаточно высокую эффективность разработанной нами программы реабилитационных мероприятий для школьников и школьниц старшего возраста с данной формой нозологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дорошенко В. В., Богдановская Н. В., Маликов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental estimation of efficiency of application of step-aerobics in the complex program of optimization physical capacity and functional state of organism of youths and girls 15-16 years with vegetates vascular distony

Within the framework of experiment the study of efficiency of application of systematic employments by step-aerobics in the complex program of rehabilitation youths and girls 15-16 years with the signs of vegetates vascular destiny was conducted. It is shown that ending of research at schoolboys and schoolgirls of basic group the reliable increase of level of physical capacity and bodily condition of their organism, and also optimization of the functional state of the systems of blood circulation, external breathing and physical health was marked. Findings allowed to establish enough high efficiency of the program of rehabilitation measures developed by us for schoolboys and schoolgirls of senior age with the given form of nosology.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная оценка эффективности применения степ-аэробики в комплексной программе оптимизации физической работоспособности и функционального состояния организма юношей и девушек 15-16 лет с вегето-сосудистой дистонией»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТЕП-АЭРОБИКИ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 15-16 ЛЕТ С ВЕГЕТО-

СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ

Дорошенко В.В., Богдановская Н.В., Маликов Н.В.

Запорожский национальный университет

Аннотация. В рамках эксперимента проведено изучение эффективности применения систематических занятий степ-аэробикой в комплексной программе реабилитации юношей и девушек i5-i6 лет с признаками вегето-сосудистойдистонии Показано, что к окончанию исследования у школьников и школьниц основной группы отмечалось достоверное повышение уровня физической работоспособности и физического состояния их организма, а также оптимизация функционального состояния систем кровообращения, внешнего дыхания и физического здоровья. Полученные данные позволили констатировать достаточно высокую эффективность разработанной нами программы реабилитационных мероприятий для школьников и школьниц старшего возраста с данной формой нозологии.

Ключевые слова: физическая работоспособность, функциональное состояние, физическое здоровье, вегето-сосудистая дистония, юноши, девушки, старший школьный возраст, реабилитация, степ-аэробика Анотація. Дорошенко В.В., Богдановська Н.В., Маліков М.В. Експериментальна оцінка ефективності застосування степ-аеробіки в комплексній програмі оптимізації фізичної працездатності та функціонального стану організму юнаків і дівчат 15-16 років з вегето-судинної дистонією. В рамках експерименту проведено вивчення ефективності застосування систематичних занять степ-аеробікою у комплексній програмі реабілітації юнаків та дівчат з ознаками вегето-судинної дистонії. Показано, що по завершенню дослідження у школярів та школярок загальної групи відмічалося достовірне підвищення рівня фізичної працездатності та фізичного стану їхнього організму, а також оптимізація функціонального стану систем кровообігу, зовнішнього дихання та фізичного здоров’я. Отримані дані дозволили констатувати достатньо високу ефективність розробленої програми реабілітаційних заходів щодо школярів та школярок старшого шкільного віку з даною формою нозології.

Ключові слова: фізична працездатність, функціональний стан, фізичне здоров’я, вегето-судинна дистонія, дівчата, юнаки, старший шкільної вік, реабілітація, степ-аеробіка.

Annotation. Doroshenko V.V., Bogdanovskaya N.V., Malikov N.V. Experimental estimation of efficiency of application of step-aerobics in the complex program of optimization physical capacity and functional state of organism of youths and girls 15-16 years with vegetates vascular distony. Within the framework of experiment the study of efficiency of application of systematic employments by step-aerobics in the complex program of rehabilitation youths and girls i5-i6 years with the signs of vegetates vascular destiny was conducted. It is shown that ending of research at schoolboys and schoolgirls of basic group the reliable increase of level of physical capacity and bodily condition of their organism, and also optimization of the functional state of the systems of blood circulation, external breathing and physical health was marked. Findings allowed to establish enough high efficiency of the program of rehabilitation measures developed by us for schoolboys and schoolgirls of senior age with the given form of nosology. Keywords: physical capacity, functional state, physical health, vegetatiks vascular distony youths, girls, senior school age, rehabilitation, step-aerobics.

Введение.

В последние годы отмечается существенное ухудшениесостояния здоровья детей различного возраста. Значительное распространение в структуре заболеваний развивающегося организма получили различные заболевания сердечно-сосудистой системы, одной из первых реагирующих на комплекс неблагоприятных воздействий окружающей среды [i-3, 5].

По мнению ряда специалистов, важная роль в оптимизации состояния здоровья детей школьного возраста с функциональными нарушениями системы кровообращения, наряду с традиционными средствами лечения и реабилитации, должна отводиться наиболее доступным и эффективным видам физических упражнений, к которым возможно, можно отнести и систематические занятий степ-аэробикой [4, 7]. К сожалению, в литературе практически отсутствуют сведения относительно эффективности использования степ-аэробики в оптимизации функционального состояния и физической работоспособности детей различного возраста с той или иной патологией аппарата кровообращения.

Актуальность и несомненная практическая значимость данного вопроса послужили предпосылкой для проведения настоящего исследования.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР Запорожскогонационального университета

Формулирование целей работы.

Целью исследования стала оценка эффективности разработанной нами программы реабилитационных мероприятий с элементами степ-аэробики для юношей и девушек старшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистойсистемы организма.

Результаты исследо вания.

В соответствии с целью исследования нами было проведено обследование 27 юношей и 33 девушек в возрасте i5-i6 лет с признаками вегето-сосудистойдистонии Все школьники и школьницы были разделены на

две группы основную (14 юношей и 17 девушек) и сравнительную (13 юношей и 16 девушек). Основное отличие между представителями указанных групп состояло в том, что школьники и школьницы основной группы, наряду с традиционной для данного заболевания программой реабилитационных мероприятий, систематически занимались степ-аэробикой

Для оценки эффективности предложенной нами программы реабилитации у всех обследованных в начале эксперимента, через 4 и 8 месяцев после начала применения реабилитационных мероприятий определяли уровень физической работоспособности с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона с расчетом индекса работоспособности (ИР, абсолютные единицы, а.е.); уровень физического состояния (УФС, а.е.) - по методике Пироговой-Иващенко; уровень функционального состояния систем кровообращения (УФСссс, баллы), внешнего дыхания (УФСвд баллы) и физического здоровья (УФЗ, баллы) - с помощью разработанной нами компьютерной программы «Школяр-люкс» [6].

Все полученные в ходе исследования экспериментальные материалы были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Exell.

По общепризнанному мнению диагностика физической работоспособности функционального состояния и физического здоровья той или иной группы обследуемых имеет важное значение для оценки эффективности применения среди них определенной программы коррекционных мероприятий. В связи с этим в нашем исследовании было проведено изучение особенностей указанных параметров у представителей обеих групп на всех этапах эксперимента.

Как видно из результатов представленных в таблице 1, в начале исследования нам не удалось зарегистрировать статистически значимых межгрупповых различий среди юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.

Для юношей основной и сравнительной групп были характерны ниже среднего значения уровня физического состояния организма (УФС), физической работоспособности (ИР), функционального состояния сердечно-сосудистой системы (УФСссс) и низкие - функционального состояния системы внешнего дыхания (УФСвд) и уровня физического здоровья (УФЗ).

Практически аналогичные соотношения были зарегистрированы и среди девушек обеих групп Среди них отмечался ниже среднего уровень физического состояния и физической работоспособности и низкие величины функционального состояния сердечно-сосудистойи дыхательной систем, а также уровня физического здоровья.

Представленные материалы свидетельствуют; во-первых, о несомненной однородности исследуемых групп школьников и школьниц с признаками вегето-сосудистой дистонии и, во-вторых, о выраженном негативном влиянии указанной нозологической формы на важнейшие функциональные показатели их организма.

Таблица 1

Величины индекса физической работоспособности (ИР), физического состояния (УФС), функционального состояния систем кровообращения (УФСссс), внешнего дыхания (УФСвд) и физического здоровья (УФЗ) у юношей и девушек основной и сравнительной групп в начале эксперимента (М±м)

Показатели Юноши Девушки

Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа

УФС, а.е. 0,41±0,01 ниже среднего 0,40±0,02 ниже среднего 0,44±0,02 ниже среднего 0,45±0,02 ниже среднего

ИР, а.е. 10,86±0,35 ниже среднего 11,30±0,56 ниже среднего 11,56±0,43 ниже среднего 11,39±0,54 ниже среднего

УФСссс, баллы 48,54±2,26 ниже среднего 49,14±1,87 ниже среднего 48,00±2,34 низкий 44,59±1,83 низкий

УФСвд, баллы 29,23±2,50 низкий 32,50±1,35 низкий 29,88±2,36 низкий 26,47±1,17 низкий

УФЗ, баллы 25,68±2,84 низкий 25,01±2,59 низкий 28,93±2,91 низкий 29,26±1,74 низкий

Повторное обследование юношей и девушек обеих групп, принявших участие в эксперименте, было проведено нами через 4 месяца после начала исследования Для более объективной интерпретации полученных данных мы посчитали возможным привести не абсолютные значения использованных в работе параметров, а величины их относительного изменения - в процентах от их значений, зарегистрированных в начале исследования

В соответствии с результатами, приведенными в таблице 2, на данном этапе эксперимента можно было констатировать лишь тенденцию к более высоким темпам позитивных изменений физической работоспособности физического состояния, функционального состояния кардиореспираторной системы и уровня физического здоровья у школьников и школьниц основной группы, систематически занимавшихся, помимо традиционных реабилитационных мероприятий, степ-аэробикой

Вместе с тем, нельзя не отметить, что уже через 4 месяца данных занятий у юношей основной группы регистрировались достоверно более высокие, чем у их сверстников из группы сравнения, величины относительного прироста уровня физического здоровья (соответственно 22,13±1,36% и 10,89±1,33%).

Таблица2

Величины относительного прироста использованных в исследовании показателей у юношей и девушек 15-16 лет основной и сравнительной групп после 4 месяцев эксперимента (в % от значений данных показателей,

зарегистрированных в начале исследования)

Показатели Юноши Девушки

Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа

УФС 4,44±1,52 3,46±1,35 2,44±1,33 3,67±1,26

ИР -4,67±1,22 -4,55±1,37 -3,89±1,34 -5,89±1,33

УФСссс 2,22±1,33 5,23±1,40 5,08±1,40 6,86±1,36

УФСвд 8,42±1,35 9,89±1,38 11,92±1,34 15,56±1,41

УФЗ 10,89±1,33 22,13±1,36*** 15,17±1,31 16,26±1,38

Примечание: здесь и далее * - р < 0,05; ** - р < 0,01 ; р < 0 ,001 по сравнению с группой сравнения;

В целом изменения большинства использованных в исследовании показателей к данному этапу эксперимента были не столь выраженными (от 2,44±1,33% до 9,89±1,38%), за исключением динамики уровня физического здоровья у представителей обоего пола и обеих групп (от 10,89±1,33% до 22,13±1,36%). Нельзя не отметить также и достаточно оптимальные значения относительного изменения уровня функционального состояния системы внешнего дыхания у девушек 15-16 лет основной и сравнительной групп (соответственно 15,56±1,41% и 11,92±1,34%).

Как и предполагалось, наиболее существенные изменения были отмечены на заключительном этапе исследования - после 8 месяцев применения разработанной нами программы реабилитационных мероприятий.

Как видно из таблицы 3 к окончанию исследования у юношей основной группы наблюдалась тенденция к более оптимальным значениям УФС (соответственно 0,46±0,01 а.е. и 0,45±0,01 а.е.), ИР (9,46±0,42 а.е. и 9,89±0,25 а.е.) и достоверно более высокие значения уровней функционального состояния систем кровообращения (соответственно 55,21±1,81 балла и 50,54±1,85 балла), внешнего дыхания (40,64±1,28 балла и 34,38±2,38 балла) и физического здоровья (38,33±2,25 балла и 31,81±2,51 балла).

Нельзя не отметить тот факт, что для юношей обеих групп были характерны позитивные изменения практически всех использованных в исследовании параметров. Так, к окончанию эксперимента у них наблюдались уже средние значения физической работоспособности и функционального состояния сердечнососудистой системы организма, а у представителей основной группы и ниже среднего величины уровня физической работоспособности.

Таблица 3

Величины изученных показателей у юношей и девушек 15-16 лет основной и сравнительной групп через 8

месяцев после начала эксперимента (М±м)

Показатели Юноши Девушки

Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа

УФС, а.е. 0,45±0,01 ниже среднего 0,46±0,01 ниже среднего 0,47±0,01 ниже среднего 0,49±0,01 ниже среднего

ИР, а.е. 9,89±0,25 средний 9,46±0,42 средний 10,51±0,35 ниже среднего 9,73±0,34 средний

УФСссс, баллы 50,54±1,85 средний 55,21±1,81* средний 51,38±2,08 средний 51,82±1,71 средний

УФСвд, баллы 34,38±2,38 ниже среднего 40,64±1,28** ниже среднего 35,94±2,08 ниже среднего 36,00±1,10 ниже среднего

УФЗ, баллы 31,81±2,51 низкий 38,33±2,25* ниже среднего 35,32±2,43 ниже среднего 39,82±1,43* ниже среднего

Схожие данные были получены и при сравнительном анализе абсолютных значений использованных в работе показателей, отмеченных у девушек 15-16 лет исследованных групп Для представительниц основной группы была характерна тенденция к более оптимальным значениям УФС, ИР, УФСссс, УФСвд и статистически значимо более высокие величины УФЗ (соответственно 39,82±1,43 балла и 35,32±2,43 балла).

Необходимо отметить также, что у представительниц обеих групп наблюдалась положительная динамика изученных параметров, которая отражалась их переходом в более оптимальные, чем в начале исследования, функциональные классы.

Еще более убедительными выглядели данные сравнительного анализа величин относительного изменения показателей физической работоспособности функционального состояния и физического здоровья у школьников и школьниц 15-16 лет основной и сравнительной групп, зарегистрированные к окончанию исследования (табл. 4).

К окончанию исследования для юношей, в течение 8 месяцев проходивших курс реабилитации по разработанной нами программе, наблюдались достоверно более высокие, чем в группе сравнения, значения относительного прироста УФС (соответственно 14,45±1,16% и 9,24±1,59%), ИР (16,31±1,25% и 8,92±1,23%), УФСссс (12,35±1,39% и 4,12±1,29%), УФСвд (25,05±1,38% и 17,63±1,38%) и УФЗ (соответственно 53,24±1,32 и 23,87±1,34%).

Таблица 4

Величины относительного прироста использованных в работе показателей у юношей и девушек 15-16 лет

основной и сравнительной групп после 8 месяцев эксперимента (М±м)

Показатели Юноши Девушки

Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа

УФС 9,24±1,59 14,45±1,16** 6,03±1,20 7,64±1,19

ИР -8,92±1,23 -16,31±1,25*** -9,08±1,29 -14,57±1,18**

УФСссс 4,12±1,29 12,35±1,39*** 7,03±1,34 16,23±1,37***

УФСвд 17,63±1,38 25,05±1,38*** 20,29±1,33 36,00±1,37***

УФЗ 23,87±1,34 53,24±1,32*** 22,06±1,30 36,09±1,30***

Аналогичная картина отмечалась и в отношении девушек обеих групп. Для представительниц основной группы были характерны статистически значимо более высокие темпы позитивных изменений ИР (соответственно 14,57±1,18% и 9,08±1,29%), УФСссс (16,23±1,37% и 7,03±1,34%), УФСвд (36,00±1,37% и 20,29±1,33%) и УФЗ (36,09±1,30% и 22,06±1,30%).

В свете представленных данных интересным выглядел факт относительно равных величин относительного прироста практически всех изученных показателей у юношей и девушек основной группы, за исключением значений уровня их физического здоровья, положительные изменения которого были более выражены в группе юношей (соответственно 53,24±1,32% и 36,09±1,30%).

Выводы.

Таким образом, полученные в данном исследовании материалы убедительно свидетельствуют о том, что использование систематических занятий степ-аэробикой в комплексной реабилитации юношей и девушек старшего школьного возраста с признаками вегето-сосудистой дистонии способствует более выраженной оптимизации функционального состояния их организма, повышению уровня физической работоспособности и физического здоровья в целом. Очевидно, что применение данного вида физических упражнений существенно повышает эффективность реабилитационных мероприятий, проводимых среди данного контингента лиц с указанной формой нозологии.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем использования систематических занятий степ-аэробикой в комплексной реабилитации юношей и девушек старшего школьного возраста с признаками вегето-сосудистойдистонии

Литература

1. Антипенко Е.Н. Приоритеты здоровья населения Украины // Медицина Украины - 1996. - №2. - С. 214.

2. Вельтищев Ю.Е. Экологически детерминированные нарушения состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. - 1999. - №3. - С. 7-8.

3. Комов А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурногоразвития школьников // Теория и практика физической культуры - 1998. - №6. -С. 2 - 7.

4. Лянной Ю., Кравченко А. Застосування фізичних вправ як засіб реабілітації школярів з послабленим здоров’ям в умовах загальноосвітньої школи // Фізвиховання в школі. - 2000. - №1. - С. 40 - 42.

5. Маликов Н.В., Богдановская Н.В. Современные проблемы адаптации: Запорожский национальный университет. - Запорожье, 2007. - 341 с.

6. Маліков М.В., Богдановська Н.В., Сватьєв А.В. Функціональна діагностика в фізичному вихованні та спорті. Навчальний посібник. - Запоріжжя: ЗНУ, 2006. - 246 с. (під грифом МОН України).

7. Ратов И.П., Иванов В.В., Попов Г.И. и др. К проблемам выбора перспективных направлений в

использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры - 1999. - №5. - С. 9 - 13.

Поступила в редакцию 07.05.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.