Научная статья на тему 'Особенности историографического педагогического исследования'

Особенности историографического педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДЫ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭТАПЫ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / К. Д. УШИНСКИЙ / ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / HISTORIOGRAPHY / HISTORIOGRAPHIC PEDAGOGICAL RESEARCH / METHODS OF HISTORIOGRAPHIC PEDAGOGICAL RESEARCH / STEPS OF HISTORIOGRAPHIC PEDAGOGICAL RESEARCH / K. D. USHINSKIY / THE IDEAS OF PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямзин М. А., Капустина В. Ю.

В статье рассматривается актуальность историографического педагогического исследования, анализируются его особенности, определяются методы, исследовательское поле, этапы. В качестве примера используется историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HISTORIOGRAPHIC PEDAGOGICAL RESEARCH

The article discusses the relevance of historiographic pedagogical research, analyzes its features, determines its methods, research fields and stages. As an example the research uses the historiography of the pedagogical anthropology ideas in K. D. Ushinskiy’s work.

Текст научной работы на тему «Особенности историографического педагогического исследования»

УДК 37.012.2

М. А. Лямзин, В. Ю. Капустина

Лямзин М. А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]

Капустина В. Ю., аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматривается актуальность историографического педагогического исследования, анализируются его особенности, определяются методы, исследовательское поле, этапы. В качестве примера используется историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского.

Ключевые слова: историография; историографическое педагогическое исследование; методы историографического педагогического исследования; этапы историографического педагогического исследования; К. Д. Ушинский; идеи педагогической антропологии.

M. A. Lyamzin, V. Y. Kapustina

Lyamzin M. A., Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Chair of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]

Kapustina V. Y., Post-graduate Student, Chair of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]

FEATURES OF HISTORIOGRAPHIC PEDAGOGICAL RESEARCH

The article discusses the relevance of historiographic pedagogical research, analyzes its features, determines its methods, research fields and stages. As an example the research uses the historiography of the pedagogical anthropology ideas in K. D. Ushinskiy's work.

Key words: historiography; historiographic pedagogical research; methods of historiographic pedagogical research; steps of historiographic pedagogical research; K. D. Ushinskiy; the ideas of pedagogical anthropology.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время все больше и больше педагогов-исследователей обращаются к историографическому изучению мирового и отечественного образования. Они стремятся узнать, как возникали современные научные теории и концепции, рассматривались в литературе и каковы

их истоки, направления развития педагогической науки. Поэтому историографические педагогические исследования приобретают всё более важное как теоретическое, так и практическое значение, формируя педагогическую историографию как относительно самостоятельную область научного историко-педагогического знания. Их теоретическая значимость состоит в том, что результаты подобного рода исследований активно влияют на развитие педагогики. Они позволяют специалистам подтверждать, опровергать или корректировать исторически сложившиеся взгляды и подходы, делать новые умозаключения, тем самым обогащая педагогическую теорию.

Прикладное значение историографических педагогических исследований заключается в том, что полученные данные направлены на совершенствование практики функционирования системы образования в российском обществе в целом, в различных его образовательных системах (общего образования, профессионального образования и т. п.), на повышение качества педагогического процесса в образовательных организациях. Историографические изыскания способствуют тому, чтобы в процессе модернизации образования в настоящее время не забыт опыт прошлого, чтобы воспитание и обучение осуществлялись на основе традиционных национальных подходов с учетом всего прогрессивного, что накоплено в мире. Тем самым результаты такого рода исследований способствуют приоритетному развитию отечественной педагогики и школьного дела.

Современные российские ученые - М. В. Богуславский, В. Г. Без-рогов, Е. А. Князев и др. - считают, что изучение историографии отечественного образования и анализ источниковедения истории образования в настоящее время являются наиболее перспективными направлениями историко-педагогических научных исследований [1, с. 13]. Сегодня в России актуальные проблемы историографии изучают несколько историко-педагогических школ (генераций). К ним, в частности, относятся исследователи С. В. Куликова и М. В. Савин (г. Волгоград). Эти ученые и их ученики разрабатывают проблемы методологии и историографии истории педагогики, истории всемирной и отечественной педагогики, а также истории российского национального образования. По мнению члена-корреспондента Российской академии образования М. В. Богуславского, сегодня сформировалась Волгоградская научная историко-педагогическая школа.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что практически каждый педагог-исследователь, теоретик и практик рано или поздно осознает необходимость историографического поиска, сбора, систематизации и анализа источниковой базы для своих исследований. Поэтому проблема историографии педагогического исследования актуальна для каждого.

Под термином «историография» (от греч. historia - «рассказ о прошедшем», graphô - «пишу») понимается «история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе ... или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография)» [2, с. 550-557]. С начала XX в. историография стала определяться и как «научная дисциплина, изучающая историю исторической науки» [там же, с. 550]. Историография представляет собой особый тип исторического исследования, основанный на изучении, анализе, систематизации, классификации, периодизации исторических источников. Результатом такого изучения является знание о знании или об упущениях в имеющемся знании. Если подобное историческое исследование проводится на материале педагогической теории и практики, то оно становится историографическим педагогическим исследованием, имеющим свои особенности. Цель данной статьи заключается в том, чтобы представить специфику историографического педагогического исследования.

Е. Ю. Илалтдинова в своей докторской диссертации проанализировала суть историографического педагогического исследования и представила его специфику через следующие критерии оценки: цель исследования, характеристика результата, прогноз развития. Ученый приводит понимание данного вида педагогического исследования М. В. Богуславским и Г. Б. Корнетовым в форме «рефлексии генезиса и развития педагогического знания и познания, исторически развивающаяся педагогическая реальность, порождающая и порождаемая контекстами общественной жизни» [3, с. 37].

Изучение нескольких историографических педагогических исследований позволяет сформулировать некоторые основные их особенности. Прежде всего в них анализируются свершившиеся факты и события. Данные исследования имеют теоретический характер, вносят

непосредственный вклад в развитие истории, методологии, теории педагогики. Опосредованно, путем обогащения истории - методологии -теории, они оказывают влияние на совершенствование существующей педагогической (образовательной) практики, а также на выработку перспективных направлений ее дальнейшего позитивного развития. В этом отношении историографическое исследование позволяет реализовать прогностическую функцию педагогической науки.

Эта черта историографических педагогических исследований, имеющих, на первый взгляд, теоретическое значение, но на деле вносящих определенный вклад не только в существующую практику образования, но и в перспективы его позитивного изменения, должна быть хорошо осмыслена исследователями и получить свое дальнейшее развитие.

Другая особенность заключается в том, что при проведении подобных исследований применяется комплекс взаимосвязанных методов познания, к которым относятся следующие основные группы методов:

- общетеоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация, типизация, идеализация, абстрагирование, индукция, дедукция и др.);

- исторические (ретроспективный, периодизации, статистический анализ, сравнительный, историко-логический и др.);

- историко-педагогические (историко-структурный, историко-генетический, историко-сравнительный, интерпретация и смысловая реконструкция историко-педагогических источников и др.).

Необходимо отметить, что в историографическом исследовании имеют место математические и статистические методы. Например, для определения степени научного интереса к той или иной проблеме исследования, целесообразно провести статистический анализ количества изданных работ, посвященных ее рассмотрению, в том числе, в различные годы, на разных уровнях познания (научные статьи, монографии, кандидатские, докторские диссертации) и т. п. Сравнение полученных результатов дает картину не только степени изученности проблемы, но и ее актуальности в те или иные периоды истории, проявленного научного интереса и разработанности.

Данная специфика историографических педагогических работ нацеливает исследователей на овладение всем комплексом методов познания и адекватным применением его в процессе познания.

Еще одна из особенностей историографических педагогических исследований состоит в том, что, как правило, они представляют собой специфический процесс познания исторического педагогического опыта на основе изучения любых источников (документов), содержащих педагогическую информацию. Это может быть собственно историческая и педагогическая литература, а также философская, психологическая, социологическая и иная база, относящаяся к изучаемой эпохе.

Наша позиция в этом аспекте совпадает с утверждением специалистов о том, что источниками историографических исследований можно назвать «всякий источник познания исторических явлений, фактов», «любой исторический источник» [4, с. 40]. Учитывая это обстоятельство, исследователю важно уметь определять круг таких источников, обращать внимание на факты и явления, которые могут и должны стать основанием для теоретических выводов и практических рекомендаций. Только на достаточном (репрезентативном) массиве изучаемых фактов и явлений можно сделать соответствующие умозаключения.

Специфика историографических педагогических исследований связана с их обширным предметным содержанием. Поле научных исследований может включать:

- эпохи, периоды, этапы развития различных обществ;

- педагогические взгляды, теории, образовательные организации;

- описание жизнедеятельности и творчества представителей общественно-политических движений и педагогической общественности;

- научные работы в области общей педагогики и других разделов педагогической науки (дидактики, теории воспитания и пр.).

Поэтому большую значимость в историографическом педагогическом исследовании приобретает умение исследователя определять границы, исторические хронологические рамки, пределы своего научного познания [4].

Так, при исследовании историографии идей педагогической антропологии в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870) предполагается изучение не только его опубликованных статей и работ, но и дневников - «Журнала» К. Д. Ушинского, переписки, документов о работе в качестве главного редактора в журнале Министерства просвещения России (1860-1861), отчетов о поездке по Европе (1862-1867), а также

трудов его предшественников, изучая которые К. Д. Ушинский пришел к идее создания педагогической антропологии и ее воплощению в практике образования. При этом нельзя обойти вниманием общественно-политические, философские, психологические и педагогические воззрения, научные труды предшественников К. Д. Ушин-ского (И. Ф. В. Гегеля, И. Канта, И. Гербарта, Ф. А. В. Дистервега) и его современников (В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, Н. Г. Чернышевского и др.).

Отметим также и то, что в целом этапы процесса историографического педагогического исследования (подготовительный, основной и заключительный) похожи на этапы традиционного педагогического исследования, но они имеют содержательную специфику.

На подготовительном этапе происходит определение научной проблемы для последующего изучения и формулировка темы, объекта, предмета, цели и задач исследования. Гипотеза исследования, как правило, в работах подобного рода не ставится. Исследователь определяет хронологические рамки своей работы и источниковую базу. Изучает литературу по теме исследования, выявляет степень разработанности проблемы, создает общий концептуальный подход (замысел) историографического педагогического исследования.

На основном этапе процесса исследования осуществляет сбор, обработку, систематизацию и концептуализацию полученных данных (например, по историческим периодам, стадиям или этапам развития предмета исследования).

На заключительном этапе историографического педагогического исследования формулирует теоретические обобщения, делает выводы и дает практические рекомендации для совершенствования сложившейся практики или проектирования чего-то нового, исходя из изученного историко-педагогического опыта. Проводит апробацию результатов исследования в научных статьях, докладах на конференциях и в других формах.

Научная обоснованность результатов историографического педагогического исследования обеспечивается реализацией принципа историзма, опорой на современную методологию исторического, педагогического, историко-педагогического исследования, применением комплекса исходных методологических положений и исследовательских методов. Важное значение имеет хронологическая

упорядоченность теоретических положений и конкретных исторических фактов.

Наибольшая достоверность результатов исследования достигается при умелом учете всего спектра существующих источников по теме, в том числе, противоречивых по содержащимся в них материалах, при выявлении и введении в научный оборот новых (неопубликованных, не известных широкому кругу читателей, мало известных специалистам) архивных источников, восполнении «пробелов» в историко-педагогическом знании.

Важно подчеркнуть, что процесс и результаты историографического педагогического исследования в значительной мере обусловлены квалификацией исследователя, его опытом творческой и профессиональной научно-педагогической деятельности, которые обеспечивают глубину и всесторонность анализа явлений и научных источников.

Таким образом, историографическое педагогическое исследование - интегративный вид научного исследования, в котором применяются методология и методы изучения истории, педагогики и истории педагогики. Это теоретический вид исследования, связанный с изучением разнообразной источниковой базы в определенных хронологических рамках.

Содержание и выводы историографического педагогического исследования направлены на обогащение методологии не только истории педагогики, но и самой педагогической науки. Они служат укреплению основ научного фундамента педагогики на современном этапе развития теории и практики воспитания и обучения, в целом образования.

Результаты историографического педагогического исследования должны быть социально-ориентированными, направленными на совершенствование системы образования и повышение эффективности деятельности образовательных организаций. Они предназначены для внедрения в массовой практике школ и других социальных институтах, реализующих образовательные функции, а также для повышения педагогической культуры кадров системы образования и общественности.

Одной из актуальных проблем педагогической историографии является изучение источников, которые легли в основу педагогической антропологии К. Д. Ушинского. Это позволит лучше понять взгляды

отечественных и зарубежных предшественников «учителя русских учителей», увидеть богатство и разнообразие педагогической мысли конца XVII - начала XVIII вв., ее гуманистическую направленность. Исследование историографии К. Д. Ушинского направлено на еще большее осознание значимости идей педагогической антропологии для современной отечественной педагогической теории и практики, совершенствования системы образования в России на основе прогрессивных национальных идей и учета передового педагогического опыта воспитания подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография. - М.: ФГНУ ИТИП РАО ; ИЦ АНОО ИЭТ, 2012. - 434 с.

2. Данилов А. И., Дмитриева Г. и др. Историография // Большая Советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - Т. 10. - 592 с.

3. Илалтдинова Е. Ю. Отечественная историография педагогического наследия А. С. Макаренко (1939-2013 гг.) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Калининград, 2015. - 49 с.

4. Маловичко С. И. Проблема классификации источников в предметном поле источниковедения историографии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2015. - № 2. - С. 36-44. (История.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.