УДК 37.017.925
В. Ю. Капустина
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии факультета гуманитарных наук МГЛУ; [email protected]
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Д. УШИНСКОГО
В статье рассматриваются понятия «дух» и «духовность» и их составляющие, согласно антропологическому учению К. Д. Ушинского. К ним относятся: дар слова (речи), мышление, самосознание, воля, совесть, нравственные, эстетические и религиозные чувства. Все эти качества можно развить в ходе педагогического процесса, опираясь на средства, заложенные в самом человеке. Истинно человеческое достояние и цель человеческой жизни - развитие духа, формирование духовности. Как сложный философский или религиозный вопрос воспитание духовности и духовный труд часто исключались из педагогических дискуссий. Историографический анализ показывает, что разработка и реализация отдельных идей К. Д. Ушинского имели место в отечественной истории педагогики и образования. Дискретность в понимании потомками сущности духовного воспитания лишает возможности воплощения в полной мере идей, обоснованных основоположником педагогической антропологии. Обращение к первоисточнику и претворение в жизнь его замыслов может качественно улучшить современное отечественное образование.
Ключевые слова: К. Д. Ушинский; педагогическая антропология; духовность; развитие; человек; историография.
Kapustina V. Yu.
PhD Student of the Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy of the FacuLty of Humanitarian Sciences, MSLU; [email protected]
THE ANTHROPOLOGICAL IDEAS OF SPIRITUALITY IN THE WORKS OF K. D. USHINSKY
The articLe reveaLs the concepts of «spirit» and «spirituaLity» and their components, according to the anthropoLogicaL teachings of K. D. Ushinsky. These incLude: the gift of word (speech), thinking, seLf-awareness, wiLL, conscience, moraL and aesthetic, reLigious feeLings. ALL these quaLities can be deveLoped in pedagogicaL process, reLying on the means inherent in the individuaL. The truLy human property and goaL of human Life is the deveLopment of the spirit, the formation of spirituaLity. These concepts had ambiguous interpretations in subsequent times. As a compLex phiLosophicaL or reLigious question, the «cuLtivating of spirituaLity» and «spirituaL Labor» were often excLuded from pedagogicaL discussions. The historiographicaL anaLysis shows that the deveLopment and impLementation of Ushinsky' ideas took pLace in the nationaL history of pedagogy and education. Discreteness in the understanding of the essence of spirituaL education by the descendants makes it impossibLe to impLement in fuLL the
ideas justified by the founder of pedagogical. anthropoLogy. An appeal, to the primary source and the implementation of his ideas can quaLitativeLy improve the domestic education in Russia.
Key words: K. D. Ushinsky; pedagogicaL anthropoLogy; spirituality; development; human; historiography.
Введение
В настоящее время актуальными становятся вопросы возрождения государственности, патриотизма, национальной идентификации, противодействия коррупции и многие другие общественные проблемы. Они находятся в поле духовного воспитания нации и решать их необходимо не только гражданскому обществу, но и педагогическим работникам, психологам, родителям. Найти ответы на актуальные вопросы представляется возможным в творчестве классика отечественной педагогики, психологии, педагогической антропологии Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871) и в работах исследователей его творчества и последователей его учения.
Антропологические идеи К. Д. Ушинского о развиии духовности
Фундаментальный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» [Ушинский 1948-1952, тт. 8, 9, 10] был задуман как учебное пособие по педагогике, раскрывающее основы развития человека - части общественного организма, с целью его воспитания во всех отношениях. Пытаясь уйти от современных ему традиций «рецептурной педагогики», К. Д. Ушинский явил миру целостную систему взглядов и идей о том, что есть человек и какими средствами необходимо содействовать его развитию.
Одной из центральных идей этого труда стало понимание человека в его триединстве: тела - души - духа. Опираясь в своем учении на эволюционную теорию Ч. Дарвина, наш соотечественник указал на преемственность тела как растительного организма; души как животного организма. Дух это часть человека, отличающая его от эволюционных предков.
Характеристики развития и движения, присущие всему живому в телесном организме, воплощаются в стремлении быть (существовать) в одухотворенном животном организме - жить и в духовном организме они воплощаются в стремлении созидать.
Дух присущ только человеку. Это дар слова (человеческая речь), умение мыслить (разум), самосознание, убеждении, духовные чувствования, к которым относятся чувство свободы, права, справедливости, другие нравственные, эстетические и религиозные чувства. Одновременно с тем, что К. Д. Ушинский считает дух Даром Божьим, он относит его к психическим явлениям высшего порядка. Поэтому духовность человека является предметом не только религии, но и мировоззренческих учений: философии, психологии, педагогики. Знание этих наук необходимо людям, решающим проблемы воспитания человека.
К воспитательным средствам развития духа, духовности К. Д. Ушинский относил в первую очередь развитие у ребенка речи, умения мыслить и излагать свои мысли. В статье «О средствах распространения образования посредством грамотности» [Ушинский 1948-1952, т. 2, с. 235-249] педагог пишет о необходимости обучению грамоте, умению читать и владению письменной речью для духовного и нравственного развития. Обучение происходит на примерах объяснения понятий окружающего близкого и понятного ребенку мира. При этом требуется, чтобы у ученика складывалось объективное мировоззрение, основанное на научных фактах. Любовь к истине, искоренение предрассудков, понимание учеником своего места в мире, развитие самосознания - вот главные задачи педагога. Решение этих задач достигается привитием любви к серьезному осознанному учению. В умственном, учебном труде через постижение родного языка учащиеся приобщаются к культуре, традициям своего народа, приобретают национальную идентичность, принимают себя частью народа, испытывают гордость за свой народ, развивается чувство патриотизма. В мировоззренческом плане это достигается путем изучения отечественной истории и географии. Изучение родной природы, наблюдение за ее проявлениями пробуждает в детях чувство прекрасного, его понимание. Воспитание в традициях народа, знания близкого окружающего мира наделяет их верой в себя, в Отечество, в Бога.
Особое место в творчестве К. Д. Ушинского занимает понятие «труд». Любовь к труду и умение трудиться классик считает целью воспитания человека. Это то «лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач» [Ушинский 1948-1952, т. 2, с. 361]. Также труд является и средством воспитания, смысл
которого заложен в самом понятии - движение к цели через преодоление себя, через развитие воли. Важное условие труда - его свобода, т. е. человек сам определяет цель и исключительно собственным волевым усилием стремится к выполнению этой цели. В случае принуждения, такой труд становится рабским и вместо того, чтобы возвышать человека в его духовном развитии, наоборот сводит к животному состоянию. Высшим проявлением свободного физического, умственного или нравственного труда является творчество. Но с какого возраста необходимо приучать к труду? Может ли ребенок выполнять поставленные задачи? Игра - в детском возрасте является прообразом свободного труда. В это время взрослым необходимо приобщать дитя к выполнению простых операций. Наблюдения за поведением детей привели К. Д. Ушинского к выводу о том, что они, по своей природе, гораздо охотнее помогают старшим в их делах, чувствуя себя причастными к взрослой жизни, как бы входя в это закрытое для них пока общество, чем беззаботно «скачут» со своими сверстниками. Постепенное и терпеливое введение детей в трудовую деятельность, уважительное отношение к их достижениям, способствует приучению к труду и развивает детей духовно.
Идеи духовного воспитания К. Д. Ушинский обнародовал в своих статьях и «Педагогической антропологии» [Ушинский 1948-1952]. Но сам, являясь примером постоянной духовной работы над собой, считал необходимым принести и практическую пользу своему народу на ниве просвещения, тем самым реализовав другую антропологическую идею - единства теории и практики. Это воплотилось в учебных книгах для первоначального чтения «Детский мир» и «Родное слово» [Ушинский 1948-1952, тт. 4-7]. Исследователи творчества К. Д. Ушинского отмечают, что эти книги являются лучшими в своем роде образцами учебников, не только в России XIX в., но и среди зарубежных аналогов. Основываясь на антропологическом знании в его применении к педагогике, К. Д. Ушинский разработал и ввел в образовательную практику звуковой метод обучения грамоте. В текстах для первоначального чтения используется тщательно отобранный материал, доступный для детского понимания и произношения, что способствует развитию таких духовных составляющих, как речь и мышление. Обучаясь по этой системе, ученики не пересказывают заученные тексты, а высказывают свое мнение, дают собственные нравственные характеристики и оценки героям текстов, их поступкам.
Пока дети малы они изучают народные сказки, потешки, приобщаясь к культурным традициям своего народа. Постепенно учебные тексты переходят к описанию близких бытовых, семейных понятий. Расширение кругозора происходит через изучение истории и географии Родины на лучших образцах отечественной классической литературы. В духе времени, когда православная вера была органической частью народных традиций и уклада жизни, в учебных книгах К. Д. Ушин-ского представлены и религиозные тексты, молитвы перед учением, после учения, молитва за царя и Отечество. «Детский мир» и «Родное слово». Они, конечно, уступают современным учебникам по красочности оформления, но очень четко выверены с точки зрения развития у детей эстетического вкуса.
«Родное слово» до 1917 г. было переиздано более 140 раз, а последние издания выходили на бумаге с водными знаками, что защищало их от подделки. Успех учебных книг К. Д. Ушинского вдохновил последователей на создание аналогичных пособий. Несмотря на такую популярность, современники Ушинского с осторожностью отнеслись к системе его воспитания, в том числе духовного. Было много обвинений во внедрении материалистического учения и ухода от религиозного воспитания. Этот факт во многом объясняет тем, что последователи, среди которых А. Анастасиев, Н. И. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов, В. Ф. Греков, Н. А. Корф, К. В. Лукашевич, А. Радонежский, В. Я. Стоюнин, Д. И. Тихомиров, Л. Н. Толстой, Л. Поливанов, в своих учебниках при сохранении звукового метода обучения чтению ввели больше религиозных текстов и меньше внимания уделяли формированию научного мировоззрения, желанию добывать истинные научные знания. Таким образом, понимание и реализация духовного воспитания вернулась в сложившийся ранее традиционный религиозный контекст и понимание духа как проявления высших психических функций, отличающих человека от животных, забылось.
После революции 1917 г. в России о духовном воспитании в православном религиозном понимании не могло быть и речи. Один из главных лозунгов того времени был: «Бога нет! Религия -опиум для народа!» В связи с этим, антропологическое учение К. Д. Ушинского было предано забвению, так как советский человек не может быть из духа, а материалистической идеологии не соответствует божественная природа человека и слово как Дар Творца. Однако некоторые идеи классика были вновь высказаны в работах
П. П. Блонского - автора первого советского учебника по педагогике [Блонский 1918] и воплощены в первых советских «Азбуках» [Азбука 1921], а также других пособиях для обучения чтению. Важную роль в воплощении идей К. Д. Ушинского сыграли психологические труды Л. С. Выготского. Его работа «Мышление и речь» и культурно-историческая теория способствовали развитию в отечественной психологии изучения «психических явлений высшего порядка». Было бы неверным утверждение прямой преемственности этих учений, так как ссылок в источниках не обнаружено, но близость теорий отмечается многими исследователями.
Что касается педагогики, то учение К. Д. Ушинского было частично «реабилитировано» в одной из последних статей Н. К. Крупской, опубликованной уже после ее смерти, в которой она рекомендовала учителям изучать и внедрять опыт классика в советской школе [Крупская 1940]. С этого момента, в начале 1940-х гг. проявился большой интерес к творчеству педагога. Однако слова дух и духовность в публикациях о творчестве классика употреблялись для описания современной К. Д. Ушинскому ситуации: «его взгляды формировались в духе времени» [Гончаров 1974; Лордкипанидзе 1974; Струминский 1960]. Среди прочих работ выделяется исследование Т. Т. Тажибаева, в котором весьма подробно разбирается понятие «духовные явления» в творчестве К. Д. Ушинского и описывается суть нравственного воспитания, а также указывается на значение развития высших психических функций [Тажибаев 1948].
Значительную работу проделали сотрудники Академии педагогических наук под руководством А. М. Еголина, Е. Н. Медынского и В. Я. Струминского. Они в течение почти 20 лет собрали самое полное собрание сочинений К. Д. Ушинского и открыли для советских педагогов идеи классика, «Педагогическую антропологию», в том числе идеи «духовного воспитания», опубликованные в «Материалах к третьему тому "Педагогической антропологии"» [Ушинский 19481952, т. 10].
Преемственность проссматривалась и в учебных пособиях по педагогике, формирующих мировоззрение и убеждения учителей. Большое внимание уделяется в них вопросам воспитания нравственности и морали, патриотизма, уважения к традициям многонационального государства, общечеловеческим ценностям, эстетическому воспитанию подрастающих поколений. В то же время отпечаток советской
идеологии прослеживается в отрицании религии, приверженности идеям атеистического воспитания.
В учебной литературе по «Родному языку» для начальной школы исследователи отмечают следование традициям учебников К. Д. Ушинского. Это строгий отбор содержания, представленный образцами классической литературы, соответствие дидактическим принципам и задачам, эстетика оформления.
Однако, говоря о воплощении идей духовного воспитания, И. А. Горячева указывает на «приметы времени»: из «педагогической науки были искусственно изъяты знания и понятия о духовном мире ребенка, о воспитании его души, изучение духовных религиозных истоков творчества К. Д. Ушинского стало невозможным, его работы сокращали, превратно истолковывали отдельные положения, сопровождали неадекватными комментариями, выдергивали отрывки из контекста» [Горячева]. Главенствующая в советские годы, идея трудового воспитания человека сделала из «раба Божьего» «раба труда». Начиная с 80-х гг. XX в. постепенно в педагогическую терминологию начинает входить понятие «духовные потребности», включающие чувства дружбы, сопереживания, сопричастности к общему делу, стремления к прекрасному, к нравственным поступкам, к самореализации. После 1991 г. в сфере духовного воспитания наметилось несколько тенденций. С одной стороны, как наследие советского прошлого были дискредитированы такие важные понятия, как «воспитание», «идеология», «трудовое воспитание». Существующие в определениях этих понятий категории «воздействие», «формирование» и т. п. в научных кругах воспринималось как негуманное насилие над ребенком, тормозящее его развитие, не дающее проявиться индивидуальности.
Отрицание достижений советской педагогики и «разворот» в сторону западных технологий, привнесение чуждых народным традициям идеи «общества потребления» оказывают негативное влияние на духовное развитие подрастающих поколений. С другой стороны, современное развитие науки, возрождение педагогической антропологии и возвращение национальных религиозных православных традиций, гуманистическая направленность образования вселяет веру в воплощение идей духовного воспитания заложенных К. Д. Ушинским.
Заключение
Таким образом, актуальными и возможными к реализации сегодня являются идеи классика педагогики о развитии человека путем обучения родному языку, через чтение и выражение собственного мнения о прочитанном (идея развития духа через речь и мышление), изучение отечественной истории, географии, народных традиций, приобщение к ним (идея народности), обучение логическим приемам, научному поиску (идея формирования мировоззрения и убеждений, любви к истине), приучение к труду, привитие уважения и любви к нему, повышение значимости труда для процветания Родины (идея трудового воспитания). Немаловажной остается проблема создания нравственной и эстетической среды для воспитания детей, ведь К. Д. Ушинский указывал, что вопрос воспитания человека является первоочередным для общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Азбука. Единая трудовая школа. Дмитриев : Дмитриевск. отд. нар. образования, 1921. 7 с.
Блонский П. П. Курсъ педагогики: (Введение в воспитание ребенка). 2-е изд.,
испр. М. : Задруга, 1918. VI. 202 с. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М. : Педагогика, 1974. 270 с.
Горячева И. А. Духовно-нравственный потенциал учебных книг К. Д. Ушинского. URL: www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36645.php Горячева И. А. Учебные книги К. Д. Ушинского в контексте учебников для начальной школы, созданных в различные периоды развития российского образования. Сравнительный анализ учебно-методической системы К. Д. Ушинского с учебно-методическими системами, созданными после него. URL: portal-slovo.ru/pre_school_education/43291.php Крупская Н. К. К вопросу об изучении истории педагогики // Советская педагогика. 1940. № 2. ЛордкипанидзеД. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. Тбилиси : Изд-
во Тбилис. ун-та, 1974. 442 с. Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. (Биография) М. : Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1960. 348 с. Тажибаев Т. Т. Психология и педагогическая психология К. Д. Ушинского.
Алма-Ата : КазОГИЗ, 1948. 207 с. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин, Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский. М.-Л. : АПН РСФСР, 1948-1952:
Т. 2.: Педагогические статьи, 1857-1861, 1948, 655 с.
Т. 3.: Педагогические статьи, 1862-1870, 1948, 689 с.
Т. 4.: Детский мир и хрестоматия. 1948, 678 с.
Т. 5.: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». 1949, 591 с.
Т. 6.: Родное слово: книга для детей: год первый и второй. Родное слово: книга для учащих, 1949, 445 с.
Т. 7.: Родное слово: год 3-й. Руководство к преподаванию по «Родному слову», 1949, 356 с.
Т. 8.: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, Т. 1., 1950, 774 с.
Т. 9.: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, Т. 2, 1950, 626 с.
Т. 10.: Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»., 1950, 665 с.