Научная статья на тему 'История образования как ресурс обеспечения качества преподавания в высшей школе'

История образования как ресурс обеспечения качества преподавания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING QUALITY / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД (ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД) ПОЗНАНИЯ / HISTORICAL APPROACH (HISTORY-LOGIC KNOWLEDGE METHOD)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямзин М. А.

В статье анализируется проблема повышения компетентности преподавателей и аспирантов вузов в области истории отечественного и зарубежного образования для обеспечения качества преподавания. Даются организационно-методические рекомендации по работе с различными категориями преподавателей. Особое внимание уделяется подготовке аспирантов к преподавательской деятельности, присвоению выпускникам аспирантур квалификации «Исследователь. Педагог-исследователь». Предлагается содержание интегрированной учебной дисциплины по истории образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лямзин М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of education as a resource of providing teaching quality in high school

In the article the problem of inlarging the high school professors’ and postgraduates’ competence in the field of the history of natioal and foreign education to provide teaching quality is under the analysis. The arrange-method recommendations to work with different categories of postgraduates and professors are represented. Special attention is paid to teacher’s activity training of postgraduates and professors, qualifying postgraduates as “Researcher. Professor-Researcher”. The content of integrated academic subject in history of education is supposed.

Текст научной работы на тему «История образования как ресурс обеспечения качества преподавания в высшей школе»

УДК 378

М. А. Лямзин

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье анализируется проблема повышения компетентности преподавателей и аспирантов вузов в области истории отечественного и зарубежного образования для обеспечения качества преподавания. Даются организационно-методические рекомендации по работе с различными категориями преподавателей. Особое внимание уделяется подготовке аспирантов к преподавательской деятельности, присвоению выпускникам аспирантур квалификации «Исследователь. Педагог-исследователь». Предлагается содержание интегрированной учебной дисциплины по истории образования.

Ключевые слова: история образования; качество преподавания; высшая школа; исторический подход (историко-логический метод) познания.

Lyamzin M. A.

Advanced Doctor (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]

HISTORY OF EDUCATION AS A RESOURCE OF PROVIDING TEACHING QUALITY IN HIGH SCHOOL

In the article the problem of inlarging the high school professors' and postgraduates' competence in the field of the history of natioal and foreign education to provide teaching quality is under the analysis. The arrange-method recommendations to work with different categories of postgraduates and professors are represented. Special attention is paid to teacher's activity training of postgraduates and professors, qualifying postgraduates as "Researcher. Professor-Researcher". The content of integrated academic subject in history of education is supposed.

Key words: history of education; teaching quality; high school; historical approach (history-logic knowledge method).

Анализ научных публикаций и образовательной практики показывает, что в условиях непрерывной модернизации российского образования и стремления органов управления инновировать структуру, содержание, технологии и другие компоненты высшего образования, педагогическим работникам вузов необходимо обратить самое пристальное внимание на повышение своей компетентности в области истории мирового и отечественного образования, а также истории

соответствующей учебной дисциплины и научной области профессиональной (предметной) деятельности для обеспечения качества преподавания учебных дисциплин. Для современного преподавателя высшей школы - профессионала в педагогической деятельности, а не узкопрофильного предметника - принципиально важно стремление к пониманию исторических смыслов, тенденций и механизмов развития образования в мире и в отечестве. Мы полагаем, что в настоящее время требуется понимающее отношение к истории образования.

Актуальность темы статьи заключается в том, что для становления активной субъектной позиции преподавателю высшей школы в настоящее время необходимо знать, понимать и учитывать в своей профессиональной деятельности исторический опыт возникновения и развития профессионального образования в экономически развитых странах мира и в России. Ему нужно знать и понимать законы и закономерности функционирования высшего образования, уметь осмысливать исторические тенденции в этой социальной сфере и прогнозировать перспективы развития. В своей профессиональной деятельности преподавателю следует руководствоваться определенными принципами (которые изменчивы и имеют исторический характер), извлекать уроки из прошлого, не повторять ошибок в настоящем и будущем, наращивать позитивную образовательную практику. Особенно важно знать и учитывать в преподавании накопленный предыдущими поколениями опыт целеполагания и целедостижения, применения разнообразных форм, методов, приемов, средств, методик и технологий обучения и воспитания (образования). В этой связи по-прежнему актуально звучат слова одного из крупнейших русских историков - В. О. Ключевского (1841-1911): «Предмет истории - то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, не конченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т. е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу» [3, с. 375].

Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать проблему изучения и учета педагогическими работниками

и аспирантами высших учебных заведений (как будущими преподавателями) истории образования и истории соответствующей области науки; привлечь внимание педагогических работников вузов к данной проблеме; сформулировать предложения по организации систематического изучения преподавателями в системе дополнительного профессионального образования и самостоятельной работы, а также аспирантами всех направлений подготовки. Исходя из данной цели, в первой части статьи представлены основные результаты анализа состояния данной проблемы применительно к деятельности преподавателей, во второй - к подготовке аспирантов вузов.

Результаты изучения научных источников убедительно доказывают, что накопленное человечеством знание истории развития систем образования, педагогических идей (подходов, концепций, теорий) и истории конкретной науки является одним из важнейших факторов, наряду с научным мировоззрением, знанием предмета преподавания, методами формирования и совершенствования профессионального сознания и деятельности преподавателя высшей школы. Наблюдения показывают, что знание истории образования и ее различных отраслей (гуманитарного, в том числе, педагогического, лингвистического; естественно-научного и т. п.), является для преподавателя вуза вспомогательным, но очень ценным средством мотивирования учебной деятельности обучающихся, активизации их внимания, обогащения содержания учебных дисциплин познавательными историческими фактами и интересными примерами, развития критического и творческого мышления.

Практика свидетельствует, что использование в процессе преподавания любой учебной дисциплины знаний истории образования и истории конкретной науки оказывает позитивное влияние на качество высшего образования. Поэтому каждый педагог-предметник (преподаватель иностранных языков, физической культуры и других учебных дисциплин) должен знать историю преподаваемого предмета с древнейших времен до наших дней, включая знание этапов, тенденций, закономерностей его исторического развития, возникновения и изменения основных понятий, новых теорий (концепций). Только усвоив достижения предшественников, преподаватель может понять современный этап развития учебной дисциплины и стоящей за ней области научного знания, а также предвидеть ее возможное развитие.

Примером того, что история той или иной науки остается в поле зрения специалистов именно этого направления является то, что на Втором парижском математическом конгрессе (1900 г.) работала секция истории и библиографии математики. И на последующих конгрессах, наряду с другими, действуют секции истории математики [5, с. 4].

Обращение к педагогическому творчеству «учителя русских учителей» и основателя педагогической антропологии в России К. Д. Ушинского (1824-1870) показывает, что ученый настойчиво ратовал за введение истории педагогики и образования в подготовку российских учителей. Приведем лишь некоторые тому подтверждения: «... историческая точка зрения - едва ли не самая верная при обозрении учебных заведений каждого народа» [6]. В наброске плана изучения педагогики в женских учебных заведениях России Ушин-ский писал: «. считал бы полезным пройти краткую историю педагогики, причем указать как на важнейшие эпохи в ней, так и на самые замечательные сочинения педагогического содержания» [7]. В других пунктах этого плана педагог отмечает, что «... следует коротко познакомить девиц с наиболее выдающимися личностями и направлениями в истории воспитания и дать список замечательнейших педагогических сочинений с кратким изложением значения и направления каждого» [8]. Следует заметить, что Ушинский рекомендовал изучать исторические проблемы в конце курса педагогики. Видимо это целесообразно потому, что обучающиеся должны вначале хотя бы в основном познакомиться с теорией педагогики и образования, а затем изучать их историю. Это положение следует учитывать при планировании последовательности (логики) изучения учебных дисциплин в современных условиях.

Обращение к истории образования и истории соответствующей предметной деятельности преподавателя в сфере науки формирует и развивает у педагогов исторический подход (или историко-логический метод) к познанию и оценке современных событий в сфере образования. Российские ученые Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, А. Н. Джуринский, Э. Д. Днепров и другие справедливо полагают, что такой подход (метод) является наиболее эффективным способом учебной и научной деятельности обучающихся, а также будущей профессиональной деятельности выпускников вузов [см. например, 7]. Он является обязательным в преподавании учебных дисциплин,

потому что его использование позволяет привлечь внимание студентов к процессам, происходящим в высшем образовании сегодня, дать им пищу для анализа, сравнения, размышления над перспективами развития образования. Без его применения в практике обучения нет необходимого перехода к теории вопроса, а обучающиеся получают только поверхностные суждения о рассматриваемых явлениях.

Использование преподавателями и обучающимися исторического подхода в процессе обучения любой учебной дисциплине имеет ряд преимуществ. Это, во-первых, достижение кумулятивного эффекта в обеспечении межпредметных и межцикловых связей, потому что исторический подход предполагает знание и понимание не только исторических закономерностей, тенденций, опыта и уроков становления и развития сферы образования, но и состояния экономики, социальной, политической и многих других сторон жизнедеятельности людей в определенный период времени. Во-вторых, это - обеспечение преемственности содержания учебного материала: использование исторического подхода актуализирует знания, навыки и умения, которые были усвоены обучающимися в общеобразовательной школе и при последующем обучении.

Чтобы учитывать уроки истории развития мировой и отечественной систем образования, их нужно хорошо знать, непрерывно осмысливать и переосмысливать. Однако в современных условиях российского образования и науки делать это становится все труднее. Так, в настоящее время полноценными знаниями в области истории образования в нашей стране располагают лишь немногие специалисты. Дальше ситуация будет только усугубляться, потому что целенаправленной подготовки в этом направлении в вузах не ведется. Студенты-бакалавры изучают учебную дисциплину «История педагогики и образования» только по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в объеме одного семестра.

Реорганизован Институт теории и истории педагогики Российской академии образования, которому в 2014 г. исполнилось 70 лет. Исследованием проблем истории педагогики и образования теперь занимаются сотрудники лишь одной немногочисленной лаборатории.

Современные авторы учебников и пособий по истории педагогики и образования предпочитают, как правило, хронологическое описание событий в этой сфере. Они не заостряют внимание читателей на

историко-педагогических и образовательных аналогиях, параллелях, совпадениях, повторах. Практически не делаются обобщающие выводы и заключения, нет четких формулировок того, какой же опыт истории приемлем для решения современных проблем в системе российского образования.

В том числе видимо и поэтому, как показывают результаты наших целенаправленных наблюдений и бесед, многие преподаватели высшей школы не владеют даже самыми основными сведениями о истории мирового (например, европейского) и отечественного образования, не знают истории той области науки, к которой относится предмет их преподавания. Это, конечно, обедняет содержание и методику преподавания, да и личность самого преподавателя.

В связи с этим было бы целесообразно, во-первых, в различных организованных формах работы с начинающими преподавателями (педагогический стаж до трех лет) предусмотреть изучение ими минимального объема сведений по истории образования и конкретной области науки для формирования у них исторического подхода в преподавании и научно-исследовательской деятельности. Эффективным методом обучения служит здесь проведение коллоквиумов.

Во-вторых, в образовательных программах дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) для всех категорий преподавателей вузов необходимо выделять время как для изучения истории образования, так и истории конкретной области науки. При этом даже более важно вести обсуждение опыта применения исторического подхода в преподавании конкретной учебной дисциплины. Целесообразно предусмотреть проведение промежуточной аттестации преподавателей, например, в форме тестирования [4].

В-третьих, в научной и методической работе в вузах, на факультетах и кафедрах следует регулярно проводить научно-методические мероприятия по обсуждению актуальных проблем истории образования и истории конкретной области науки, обогащения содержания и методики обучения имеющимся историческим опытом. Представляется, что комплексный подход к изучению истории образования и истории предметной области профессиональной деятельности преподавателей позволит повысить качество преподавания, обучения и высшего образования.

Теперь о подготовке аспирантов в связи с рассматриваемой проблемой. Особо следует подчеркнуть, что в настоящее время обучение аспирантов по всем направлениям предполагает их подготовку к преподавательской деятельности и получение выпускниками квалификации «Исследователь. Педагог-исследователь». Поэтому подготовка к преподаванию и присвоению данной квалификации немыслима без изучения аспирантами истории образования и истории соответствующей науки. Мы полагаем, что такую интегрированную учебную дисциплину, направленную на изучение как истории образования, так и истории конкретной отрасли науки и вида образования (например, «История образования и математики») в виде дополнения и развития курса «История и философия науки», следует включать в базовую часть основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров. Проведенный нами анализ учебных планов данного уровня подготовки аспирантов в нескольких вузах страны показывает, что это не везде так.

В содержание данной учебной дисциплины целесообразно включить инвариантные и вариативные разделы (модули). В качестве инвариантных основ могли бы войти идеи и положения, концепции и теории, определившие развитие высшего образования во многих странах мира и в России: о природосообразности и культуросообразности образования, самодеятельности обучающихся; о единстве высшего образования и науки, о привлечении студентов в процессе обучения к научному творчеству; о духовно-нравственном воспитании студентов; о фундаментализации, гуманизации и гуманитаризации образования; о профессионализме профессорско-преподавательского состава; о причинах возникновения и особенностях функционирования европейских и отечественных университетов, их роли в развитии образования, науки, культуры общества и государства; об особенностях профессионального образования в России в различные исторические периоды его развития [2]; о формировании и функционировании ведущих научных школ (по отраслям знаний) и др. Здесь же могли бы найти отражение ключевые исторические факты, основополагающие закономерности, тенденции, уроки становления и функционирования систем образования и научной мысли в ведущих странах мира и в нашей стране. Важнейшее значение должно быть уделено формулировке

выводов об их поучительности для современного этапа развития всей системы отечественного образования и ее подсистем (например, математического образования).

Содержание вариативных разделов (модулей) данной учебной дисциплины целесообразно проектировать и конструировать самим вузом, исходя из специфики его образовательной деятельности, тех областей и видов профессиональной деятельности, к выполнению которых готовятся выпускники по образовательным программам. В методике проведения учебных занятий по этой дисциплине целесообразно применять такие способы обучения, которые основываются на обмене мнениями, организации дискуссий, выработке умозаключений, интерпретации исторического опыта для современных условий образования.

В заключение еще раз подчеркнем важность изучения истории образования и истории соответствующих областей науки как одного из аспектов историко-культурного процесса, который имеет непреходящее значение для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания человека. Знание истории и чувство сопричастности, преемственности сегодняшним переменам влияют на формирование профессионального сознания и деятельности преподавателей и обучающихся, способствуют повышению качества высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславский М. В. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст): монография. - М. : Научная книга, 2007. - 236 с.

2. История профессионального образования в России. - М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с.

3. Ключевский В. О. Собрание сочинений в 9 томах. - М. : Мысль, 1990. - Т. 9.

4. Лямзин М. А. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по курсу «История педагогики и образования»: учеб. пособие. - М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2015. - 104 с.

5. Тихомиров В. Математика в первой половине XX века // Квант. -1999. -№ 1. - 9 с. Электронный ресурс. URL: http://kvant.mccme.ru/pdf/1999-/01/ kv0199tikhomirov.pdf (дата обращения 02.01.2015).

6. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо первое. По дороге в Берн. Электронный ресурс. URL: http://biografia.-ru/arhiv/79. html (дата обращения 02.01.2015).

7. Ушинский К. Д. Программа для педагогического курса для женских учебных заведений. Электронный ресурс. URL: http://elib.gnpbu.ru/ text/-ushinskiy_sobranie-sochineniy_t10_1950/go,30;fs,1 (дата обращения 02.01.2015).

8. Ушинский К. Д. Программа для педагогического курса для женских учебных заведений. Электронный ресурс. URL: http://elib.gnpbu.ru-/ text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t10_1950/go,48;fs,1 (дата обращения 02.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.