УДК 37.0
В. Ю. Капустина
соискатель кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: 14057796@maiL.ru
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Д. УШИНСКОГО
В статье представлено обоснование авторской хронологической периодизации освоения и разработки педагогического наследия классика отечественной педагогики К. Д. Ушинского. Показаны периоды подъема и угасания исследовательского интереса к творчеству педагога. Эти процессы связаны с политической и общественно-экономической ситуацией в стране, а также деятельностью членов научно-педагогического сообщества.
Ключевые слова: К. Д. Ушинский; идеи педагогической антропологии; освоение и разработка педагогического наследия; хронологическая периодизация; парадиг-мальный подход.
V. Yu. Kapustina
Applicant the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-maiL: 14057796@maiL.ru
CHRONOLOGICAL PERIODIZATION OF THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL HERITAGE OF K. D. USHINSKY
The article presents the rationale for the author's chronological periodization of the development of the pedagogical anthropology of the classic of Russian pedagogy K. D. Ushinsky. It shows the periods of rise and faU of research interest in the work of the «teacher for Russian teachers». These processes are associated with the political and socio-economic situation in the country, as weLL as the activities of members of the scientific and pedagogical community.
Key words: K. D. Ushinsky; ideas of pedagogical anthropology; development of pedagogical heritage; chronological periodization; paradigm approach.
Введение
В 2018 г. исполнилось 150 лет со времени выхода второй части фундаментального труда «учителя русских учителей» «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», положившего начало отечественной педагогики, а 2 марта 2019 г. исполняется 195 лет со дня рождения ее автора Константина
Дмитриевича Ушинского (1824-1871). Возрастающий интерес в научно-педагогическом сообществе к его педагогическому наследию и богатый опыт освоения и разработки требует упорядочения, выявления роли членов научно-педагогического сообщества в популяризации и введении в теорию и практику отечественного образования идей педагогической антропологии.
Историографическое исследование с позиций парадигмального подхода дало возможность выявить роль лидеров, теоретиков, комментаторов и популяризаторов творчества К. Д. Ушинского, проследить диалектическую связь этапов освоения и разработки его педагогического наследия.
Хронологическая периодизация освоения и разработки педагогического наследия К. Д. Ушинского
Представленная в статье авторская хронологическая периодизация не является единственной. В современных исследованиях существуют следующие периодизации: разработка наследия К. Д. Ушинского [Дементьева 2002]; становление и развитие педагогической антропологии как отрасли научного знания [Данилюк 2003; Илья-шенко 2003; Гентух 2006; Пичугина 2009; Смирнова 2009; Маля-кова 2013].
Анализ подходов к определению этапов изучения педагогической антропологии показывает характерные черты освоения и разработки идей К. Д. Ушинского. Общим в них является выделение временных периодов, связанных с изменениями социально-политического строя в стране (Российская империя - СССР - Российская Федерация), мировоззренческих установок в обществе (идеология, отношение к религии, науке, понятию «человек»). В указанных периодизациях в качестве важнейших событий выделяются введение Ушинским в научный оборот понятия «педагогическая антропология» и создание им классического научного труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Однако в них не определены роли членов научно-педагогического сообщества в освоении и разработке идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского.
Выделение этапов нашей хронологической периодизации основано на анализе данных о количестве и содержании научных работ, статей, монографий, посвященных наследию Ушинского. При этом учитываются различные характеристики исторических периодов
времени, условия возрастания и угасания исследовательского интереса к идеям классика отечественной педагогики. Выявлены два основных направления исследований: биографическое - о жизнедеятельности К. Д. Ушинского и проблемно-тематическое - об идеях классика в его творческом наследии. Необходимо отметить совпадение периодов увеличения количества обращений научного сообщества к творчеству Ушинского с периодами реформирования - контрреформирования и смены парадигм в образовании [Богуславский 2012; Богуславский 2014].
Авторская периодизация освоения и разработки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского включает шесть этапов: 1 этап: 1870-1917 гг.; 2 этап: 1917 г. - середина 1930-х гг.; 3 этап: середина 1930 - середина 1960-х гг.; 4 этап: середина 1960 - середина 1980-х гг.; 5 этап: середина 1980-2000-х гг.; 6 этап: 2000 г. - по настоящее время. Ниже дана их характеристика.
В период с 1870 по 1917 гг. среднее количество публикаций, в которых представлены результаты освоения и разработки идей К. Д. Ушинского, - около 10 в год. Первый рост их числа отмечено в связи с 25-й годовщиной смерти классика. Подъем второй волны интереса к творчеству Ушинского состоялся в 1901 г. - 29 работ, 1902 г. - 27 (памятные мероприятия в связи с 30-летием со дня смерти основателя педагогической антропологии). Этот этап характеризует осмысление наследия классика, накопление антропологических знаний, становление новых направлений научных исследований.
В первые годы после кончины классика его жизнедеятельность популяризировали Л. Н. Модзалевский, Ю. С. Рехневский, К. К. Сент-Илер, В. Я. Стоюнин, М. К. Чалый и др. Освоение и разработка идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского в проблемно-тематическом направлении включает работы теоретиков П. П. Блон-ского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, В. А. Волкович, П. Ф. Кап-терева, А. Н. Острогорского и других, которые с позиций идей педагогической антропологии обосновали теоретические положения воспитательной деятельности и педагогического процесса.
На втором этапе (1917 г. - середина 1930-х гг.) интерес к творчеству К. Д. Ушинского снижается. Это обусловлено политическими и социально-экономическими изменениями при становлении социалистического государства, Гражданской войной. С 1917 по 1936 гг. о творчестве Ушинского вышло всего 14 работ, в том числе в 1922,
1925, 1927, 1934 гг. по одной, в 1923 г. и 1935 г. - по две работы. С 1919 г. по 1921 г., в 1924, 1926, 1928 гг., в 1930-1933 гг. изданий его произведений не было.
В трудах П. П. Блонского, А. В. Лазурского, А. П. Нечаева, Е. И. Тихеевой, Г. И. Челпанова, С. Т. Шацкого и других обоснованы методологические основы развития педагогической науки с опорой на антропологические идеи К. Д. Ушинского. При этом в них произошла трансформация антропологического знания в русло психологии, идеи Ушинского наполнились психологическим содержанием. Деятельность этих членов научно-педагогического сообщества является вкладом теоретиков и популяризаторов в освоение и разработку наследия Ушинского.
Третий этап (середина 1930-х гг. - середины 1960-х гг.) знаменует собой повышение интереса к творчеству К. Д. Ушинского. В это время происходит сбор и накопление источников о его жизнедеятельности, популяризация антропологических идей среди педагогов, теоретическое осмысление его опыта и педагогической системы.
В это время отмечается две «волны» внимания к жизнедеятельности и творчеству Ушинского. Первая характеризуется тем, что в 1936 г. издано всего три его стати, а в 1940 г. - 12, в 1941 г. - 11 работ. Второй всплеск внимания происходит после окончания Великой Отечественной войны. Так, в 1945 г. вышло 75 работ, в 1946 г. -85. Далее интенсивность публикаций снижается: 1947 г. - 36 работ, 1948 г. и 1950 г. по 20. Среднее количество статей в 1953 г., 19551958 гг. - пять-шесть в год. Незначительные подъемы (до 11 статей в год) связаны с сохраняющимся вниманием к истории педагогики, торжествами и чествованиями по случаю рождения и годовщин смерти классика (1954, 1960, 1961).
Освоению и разработке творческого наследия К. Д. Ушинского препятствовало то, что до середины 1950-х гг. отсутствовало научное издание собрания его основных сочинений. Лишь в связи с 75-летием со дня его смерти в 1946 г. принимается Постановление об издании собрания сочинений, которое в значительной степени способствовало активизации внимания ученых к творчеству классика. Освоение и разработка идей классика в это время связаны с именами лидеров научно-педагогического сообщества Н. К. Крупской и М. И. Калинина; теоретиков: психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина; педагогов: В. А. Сухомлинского
и других; комментаторов: Е. А. Аркина, М. А. Данилова, К. Н. Корнилова, Е. А. Флериной и других; популяризаторов: Н. К. Гончарова, В. Е. Гмурмана, М. А. Данилова, П. И. Девина, М. Д. Жильцова, Д. О. Лордкипанидзе, Е. Н. Медынского, В. Я. Струминского, Т. Т. Та-жибаева и др.
С 1948 по 1962 гг. Академия педагогических наук РСФСР, институт теории и истории педагогики издают 11-томное собрание сочинений и четырехтомный Архив К. Д. Ушинского. Активное участие в этой работе принимали А. М. Еголин, Е. Н. Медынский, В. Я. Стру-минский; их статьи и примечания сопровождали эти издания. В 1948 г. состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Д. О. Лордкипанидзе. Его труд был первым опытом раскрытия основных положений педагогической антропологии классика педагогики, поиска их истоков и систематизации. Изданы учебник «Основы педагогики» [Гончаров 1947] и монография М. А. Данилова «Дидактика К. Д. Ушинского» (1948). Труды этих авторов базируются на антропологических идеях классика, в них раскрываются методологические и психологические основания теории обучения. Эти события в значительной мере способствовали популяризации идей К. Д. Ушинского.
В 1960-1970-е гг. М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лер-нером, А. А. Бударным, Н. М. Шахмаевым, В. В. Краевским было продолжено изучение дидактических идей Ушинского в новых условиях функционирования системы образования страны.
В целом третий этап освоения и разработки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского характеризуется их глубоким анализом и критическим отношением, накоплением и систематизацией ис-точниковой базы для освоения творческого наследия классика. Однако один из крупных исследователей творчества Ушинского писал: «Педагогическое наследство К. Д. Ушинского, несмотря на его широкое распространение и большую популярность в нашей стране, еще слишком мало подвергалось настоящему исследовательскому анализу и изучению, между тем как его значение в истории русской педагогики и русской школы не только дореволюционной, но и советской исключительно велико» [Струминский 1960, с. 3].
Четвертый этап (с середины 1960-х до середины 1980-х гг.) характеризуется значительным увеличением числа работ, вышедших к 150-летию классика. В это время издана монография Н. К. Гончарова,
переиздана с дополнениями работа Д. О. Лордкипанидзе; повысился исследовательский интерес к применению антропологических идей К. Д. Ушинского в образовательной теории и практике. Отличительными чертами этого этапа стала деятельность педагогов-новаторов, теоретическими истоками которой были идеи Ушинского, а также то, что профессиональное педагогическое образование приобрело антропологическую направленность.
Обращение к наследию классика связано с работами [Ананьев 1968; Ананьев 1977], в которых происходило дальнейшее развитие теоретических основ антропологического учения. Установлено, что этот ученый впервые в отечественной педагогике и психологии выделил педагогическую антропологию в отдельную науку [Ильяшенко 2003]. Популяризаторами творчества Ушинского в этот период выступают Э. Д. Днепров, С. Ф. Егоров, А. И. Пискунов, М. Ф. Шабаева и др.
На пятом этапе (середина 1980-х - 2000 гг.) интерес к творчеству К. Д. Ушинского связан с дальнейшим развитием в теории и реализацией на практике идей педагогической антропологии. Обращение научно-педагогического сообщества к антропологическим идеям Ушинского обусловлено поиском новых методологических подходов в педагогике, становлением педагогической антропологии как учебной дисциплины и специфической отрасли педагогического знания. Ее преподавание как учебной дисциплины началось с 1992 г. в Российском открытом университете, с 1993 г. в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина, Томском педагогическом государственном университете, с 1994 г. в Московском государственном лингвистическом университете. Выходят первые учебные пособия по педагогической антропологии (Б. М. Бим-Бад, Г. М. Коджаспирова, В. И. Максакова и А. Д. Максаков, Ю. С. Тюнников и Ю. И. Салов, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев и др.). В них прослеживается историографический анализ развития идей педагогической антропологии, но он не является целью детального рассмотрения.
Важную роль в освоении и разработке идей К. Д. Ушинского в 1990-е гг. в качестве лидера научного сообщества и активного популяризатора его идей сыграл Э. Д. Днепров (1936-2015). Будучи министром образования России (1990-1992), он привнес идеи классика в Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992).
На шестом этапе - с 2000 г. по настоящее время растет количество обращений к наследию Ушинского, что соответствует
антропологической парадигме и ретроинновации в образовании. Об этом свидетельствуют многочисленные научно-практические семинары, диспуты, конференции. Возрастающий интерес к педагогическому наследию Ушинского является следствием накопленного опыта его освоения, разработки и популяризации, актуальности идей классика, приверженности научно-педагогического сообщества отечественным традициям воспитания и обучения. В этот период времени защищено 19 диссертаций по разным аспектам творчества Ушинского, две из которых - на соискание ученой степени доктора наук.
В настоящее время наследие классика изучается в педагогических, психологических, философских и филологических науках. В биографическом направлении освоения наследия К. Д. Ушинского исследователи В. Г. Безрогов и М. В. Тендрякова, М. В. Богуславский, С. З. Занаев, Т. Н. Гаврилова, Т. Гордиенко, В. А. Мазилов, С. Л. Пала-дьев и другие отмечают и анализируют новые факты из жизни и творчества классика. В системе российского образования происходит дальнейшее развитие педагогической антропологии как отдельной отрасли знания, методологии теории и практики педагогики, деятельности педагогических работников образовательных организаций.
Заключение
Таким образом, основой авторской хронологической периодизации освоения и разработки педагогического наследия К. Д. Ушинско-го, которая включает шесть временных этапов, стала деятельность членов научно-педагогического сообщества, направленная на популяризацию и введение в теорию и практику отечественного образования идей педагогической антропологии. Исследование библиографических перечней, статистический подсчет публикаций о жизнедеятельности классика и о развитии его идей педагогической антропологии показало периоды подъема и снижения интереса лидеров, теоретиков, комментаторов и популяризаторов к творчеству К. Д. Ушинского. Установлено, что увеличение числа обращений научно-педагогического сообщества к идеям педагогической антропологии на каждом из этапов стимулируется деятельностью его лидеров. Однако важной подготовительной работой к созданию новых теорий, концепций и подходов в образовании на основе антропологических идей классика служат труды популяризаторов и комментаторов идей К. Д. Ушинского.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. : Наука, 1977. 379 с.
Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография. М. : ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. 434 с.
Богуславский М. В. Современная стратегия модернизации российского образования: историко-педагогический контекст // Наука и школа. 2014. № 6. 01.07.2014. С. 43-47.
Гентух Е. В. Генезис идей педагогической антропологии в истории отечественного образования : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 161 с.
Гончаров Н. К. Основы педагогики. М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1947. 408 с.
Данилюк А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции // Педагогика. 2003. № 1. С. 82-89.
Дементьева М. Н. Методологические основания наследия К. Д. Ушинского и их роль в становлении отечественной научной педагогики XIX века : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2002. 198 с.
Ильяшенко Е. Г. Становление педагогической антропологии в России: этапы развития, особенности современных подходов : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 172 с.
Малякова Н. С. Этапы развития идей педагогической антропологии в отечественной школе // Вестник ТГПУ. Томск, 2013. № 9 (137). С. 9-12.
Пичугина В. К. Антрополого-педагогические концепции в России второй половины XIX - начала XX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 28 с.
Смирнова И. С. Развитие идей педагогической антропологии в России (вторая половина XIX - начало XX вв.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2009. 26 с.
Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского (Биографический очерк). М., 1960. 348 с.