Научная статья на тему 'Особенности использования веб-служб в политической интернет-коммуникации'

Особенности использования веб-служб в политической интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / INTERNAL POLICY / INTERNET / POLITICAL COMMUNICATION / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дегтярева Вера Сергеевна

В статье с помощью системного, институционального, структурно-функционального подходов определяются характер и специфика эксплуатации веб-служб для политических нужд. Автор делает выводы, что социальные сети, блоги, микроблоги и т. д. способствуют смене парадигмы в политике от принципов административной иерархии, контроля и исполнения к адресному привлечению новых сторонников и интерактивному сотрудничеству с заинтересованными сторонами на основе схожих идей и взглядов. Ресурсы Интернета предоставили возможность индивидам заявлять о своих интересах и требованиях, а также самостоятельно действовать (объединяться для публичных акций, бойкотов и т. д.) в составе масштабных сообществ, формируемых в социальных сетях. Вместе с тем правительства получили новые ресурсы для контроля и слежки за гражданами в киберпространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific use of web services in political internet communication

The study determines the nature and specific aspects of web services used for political purposes from the perspective of systemic, institutional, structural and functional approaches. The author concludes that social networks, blogs, and microblogs contribute to the political paradigm shift from the principles of the administrative hierarchy, control, and enforcement to the attraction of new supporters and interactive collaboration with parties concerned based on similar ideas and views. Internet resources provided an opportunity for individuals to express their interests and requirements and act independently (join together to initiate public rallies, boycotts) as a part of large-scale communities formed in social networks. At the same time, governments gained new opportunities to control and spy on citizens in cyberspace

Текст научной работы на тему «Особенности использования веб-служб в политической интернет-коммуникации»

УДК 323.22:004.738.5:316.77

https://doi.org/10.24158/pep.2018.12.7

Дегтярева Вера Сергеевна

аспирант кафедры политологии, социологии и связей с общественностью Института нефтегазового бизнеса Уфимского государственного нефтяного технического университета

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-СЛУЖБ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Degtyareva Vera Sergeevna

PhD student, Department of Political Science, Sociology and Public Relations, Institute of Oil and Gas Business, Ufa State Petroleum Technological University

THE SPECIFIC USE OF WEB SERVICES IN POLITICAL INTERNET COMMUNICATION

Аннотация:

В статье с помощью системного, институционального, структурно-функционального подходов определяются характер и специфика эксплуатации веб-служб для политических нужд. Автор делает выводы, что социальные сети, блоги, микроблоги и т. д. способствуют смене парадигмы в политике от принципов административной иерархии, контроля и исполнения к адресному привлечению новых сторонников и интерактивному сотрудничеству с заинтересованными сторонами на основе схожих идей и взглядов. Ресурсы Интернета предоставили возможность индивидам заявлять о своих интересах и требованиях, а также самостоятельно действовать (объединяться для публичных акций, бойкотов и т. д.) в составе масштабных сообществ, формируемых в социальных сетях. Вместе с тем правительства получили новые ресурсы для контроля и слежки за гражданами в киберпространстве.

Ключевые слова:

внутренняя политика, интернет, политическая коммуникация, политическая система, политический процесс.

Summary:

The study determines the nature and specific aspects of web services used for political purposes from the perspective of systemic, institutional, structural and functional approaches. The author concludes that social networks, blogs, and microblogs contribute to the political paradigm shift from the principles of the administrative hierarchy, control, and enforcement to the attraction of new supporters and interactive collaboration with parties concerned based on similar ideas and views. Internet resources provided an opportunity for individuals to express their interests and requirements and act independently (join together to initiate public rallies, boycotts) as a part of large-scale communities formed in social networks. At the same time, governments gained new opportunities to control and spy on citizens in cyberspace.

Keywords:

internal policy, Internet, political communication, political system, political process.

Одной из основных тенденций мировой и российской политики является расширение интернет-коммуникации. Это направление оказывает значительное влияние на характер функционирования политической системы государства, меняет ее параметры, задает вектор ее развитию [1]. Вслед за П. Манчини мы определяем политическую коммуникацию как «пространство символической деятельности общества, в котором, вследствие процессов социальной дифференциации, взаимодействуют и вступают в конкуренцию различные системы с целью утвердить свою точку зрения по вопросам общественного интереса» [2, p. 87].

Наиболее заметные изменения происходят в сфере использования веб-служб (в широком смысле - онлайновых социальных сетей, платформ и т. п.), которые можно рассматривать как карту политико-коммуникационных взаимодействий пользователей с друзьями, коллегами, знакомыми, членами семьи, единомышленниками, оппонентами, руководителями, подчиненными и т. д. Эта интеракция помогает информационному сопровождению государственной политики стать более эффективной, а также реализоваться в среде наиболее восприимчивых к транслируемым идеям людей.

В связи с этим показательна предвыборная кампания президента США Б. Обамы в 2008 г., который использовал социальные сети для консолидации сторонников, а также для фандрайзинга -сбора финансовых средств. Таким способом удалось получить сумму в размере почти 1 млрд долл. По данным исследователей, порядка 10 % американцев вообще и 30 % молодежи черпали информацию о ходе выборов из тех социальных сетей, в которых состояли [3].

Сети «Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассники», MySpace дали возможность правительственным агентам не просто отслеживать безликие имена граждан, их должности, доходы и расходы, перемещения и другие индикаторы, находящиеся в базах данных налоговой службы, полиции, пенсионного фонда, поликлиник, банков, но и контролировать то, что находится за именем и статистикой, - личную информацию в виде фото, видео, политических и религиозных предпочтений, интересов, симпатий, связей и т. д. Более того, такой контроль может вестись не только

за конкретными пользователями, но и за сообществами, группами, категориями граждан. Перечисленные и другие подобные ресурсы расширяют социально-политический потенциал информационного сопровождения государственной политики в таком направлении, как предоставление интерфейса прикладного программирования для сетевых сервисов, нацеленных на получение сведений из аккаунтов. Эта функция повышает уровень социально-политического влияния социальных сетей и позволяет распространять их возможности за пределы того места, которое они занимают в киберпространстве.

В связи с этим стоит упомянуть о так называемых исследовательских сайтах типа Spoke, Rapleaf, Zoominfo и иных (а также сервисах наподобие LexisNexis, Generate и др.), которые на основе доступной публичной информации о людях автоматически создают информационные базы с личными аккаунтами и объединяют их в сообщества и группы без участия пользователей. Хотя эти ресурсы значительно облегчают формирование баз данных граждан в масштабах регионов и стран, однако их продукты не застрахованы от неточностей, устаревшей информации, дублирования сведений и т. п.

На практике, например, Zoominfo автоматически извлекает из киберпространства и обрабатывает биографии и контакты десятков миллионов граждан и организаций, генерируя огромный массив упорядоченных данных. Иной подход использует сайт Rapleaf, который предлагает способы (интернет-сервисы) единого управления разными аккаунтами с возможностью эффективного контроля над их приватностью и доступом к их информации в сети. Еще один интересный опыт предоставляет Hoover's Connect. Этот сайт сканирует все интернет-коммуникации (включая содержание), фиксирует количество и частоту обращений к почтовым службам типа Outlook и на основе полученных сведений генерирует своеобразную коммуникационную карту с информацией о том, с кем, на какие темы, когда, как часто, по каким каналам связи общается пользователь.

С одной стороны, наблюдение и контроль способствуют эффективному нетворкингу (налаживанию и развитию связей в сети [4, с. 59]), выстраиванию продолжительных личных отношений с пользователями, подготовке и передаче более точных и действенных политико-информационных сообщений, с другой - повышают угрозу тоталитаризма и подавления прав и инициатив граждан.

Эффективному нетворкингу содействуют и новые разработки в сфере социальных приложений (Zynga, SGN) и виртуальных миров (Second Life, Twinity). Так, Министерство иностранных дел Швеции создало в киберпространстве виртуальное посольство с функциями информирования о получении виз, истории и культуре государства, предоставления рекомендаций мест и достопримечательностей. В свою очередь полицейский департамент канадского города Ванкувера организовал семинары для желающих трудоустроиться соискателей - будущих офицеров. Помимо учебных и коммуникационных задач руководство полиции в данном случае преследовало цель поставить интернет-технологии на службу закона. В деловом мире показателен пример компании IBM, которая построила виртуальный мир для рассредоточенных по разным странам работников (точнее, для их виртуальных образов - аватаров), чтобы проводить тренинги, испытания новых продуктов, совещания.

Еще одна важная тенденция использования социальных сетей связана с тем, что сегодня функцию передачи сообщений, фото, видео, документов и других сведений почти полностью реализуют социальные сети (ранее эту задачу выполняла электронная почта). Более того, данные площадки интегрируют личную, деловую, политическую, социальную и другие виды активности. Примером из деловой практики может служить Forbes.com CEO Network - виртуальное международное сообщество топ-менеджеров разных корпораций. В рамках этого онлайнового сообщества обеспечивается доступ к информации друг о друге, осуществляются контакты, проводятся тематические дискуссии, опросы. Таким образом, зарегистрированные пользователи (из числа высших руководителей компаний) социальной сети получают доступ к связи с коллегами схожего ранга из других организаций, а Forbes имеет возможность распространять среди участников своей сети новости и другие сведения, обращаться к ним за откликами и приглашать их в те или иные проекты.

Схожим образом возможно и построение политико-социальной сети в современной России, организованной по партийному, ведомственному или любому другому принципу. На такой виртуальной площадке реально объединить государственных служащих, политиков, общественных деятелей, наиболее активных граждан, лидирующих в своих сообществах. Эта деятельность будет способствовать возрождению эффективного демократического процесса в нашем государстве [5].

Многие корпорации и ряд правительств занимаются созданием социальных сетей новейшего типа - производственного функционала (наподобие электронного правительства), объединяющего в «облако» документооборот, безопасность данных, мультилингвистическую работу, потребление, финансовые операции, коммуникацию, а также все инфраструктурные сервисы.

С интенсификацией использования социальных сетей возрастает политическая выгода: правительственные агенты досконально изучают функционал «Фейсбук», MySpace, «ВКонтакте», «Одноклассники» и создают новые проекты их применения во внутренних коммуникациях, информационном сопровождении государственной политики, взаимодействии с потенциальными

сторонниками, а также для поддержания энтузиазма среди уже приобщенных пользователей. Благодаря социальным сетям люди и сообщества, удаленные друг от друга, получили возможность объединяться по политическому признаку и общаться между собой и с представителями власти в более доверительной атмосфере: личный профиль пользователя, его фото и видео, информация о семье, месте проживания, интересах позволяют сблизить коммуникантов, установить более глубокие и тесные отношения, больше узнать о собеседнике. Данные обстоятельства способствуют формированию и поддержанию необходимого социально-политического настроя среди множества граждан и их объединений, вдохновляют на новые проекты и перемены.

Можно заметить, что в последнее время активно используется не только личная страница, но и ассоциированные с ней способы политического информирования. Так, обновление статуса, отражающего сведения о текущей деятельности, месте пребывания, происходящих изменениях в политике, планах, появляется в новостной ленте автора-политика и привлекает внимание всех его подписчиков. Последние в свою очередь узнают новости, более того - могут делиться этой информацией, распространяя ее в самом широком масштабе, ставить отметки «Мне нравится», переходить по приведенным ссылкам, увеличивать трафик официальных интернет-ресурсов государства. Кроме того, политики, сотрудники информационных подразделений правительств, министерств и ведомств применяют связи друзей и подписчиков для целенаправленного поиска тех, кто может быть полезен в текущей деятельности, а также в расширении охвата информационного сопровождения государственной политики, исходя из критериев опыта, политических предпочтений, местонахождения и т. д. В этом отношении особенно ценна сеть LinkedIn.

Данные новации приводят к тому, что на сегодняшний день уже недостаточно простого размещения какой-либо политической информации в киберпространстве. Необходимо сначала решить следующие проблемы: определение заинтересованной стороны, поддержка авторитетных пользователей, доставка сведений точно по адресу, обхождение фильтров и привлечение внимания граждан (благодаря полученной поддержке), эффективный способ подготовки конструктивного ответа на отклики в виде положительных комментариев или отрицательных отзывов. Кроме этого, на повестку дня выдвигаются проблемы создания виджетов и приложений, способствующих качественному информационному сопровождению государственной политики.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что в последнее время социальные сети, блоги, микроблоги, социальные приложения, виртуальные площадки содействуют смене парадигмы в информационном сопровождении государственной политики от принципов административной иерархии, контроля и исполнения к адресному привлечению новых сторонников и интерактивному сотрудничеству с заинтересованными сторонами на основе схожих идей и взглядов.

Ресурсы Интернета предоставили возможность отдельным гражданам и их многочисленным ассоциациям заявлять о себе и своих интересах и требованиях (артикулировать и агрегировать политические требования), а также самостоятельно действовать как по отдельности, так и в составе масштабных сообществ. Онлайновые ресурсы Мировой сети способствуют демократизации политической сферы, позволяют людям общаться быстрее и информативнее, переводить отношения на личный уровень с учетом всех измерений их жизнедеятельности.

В этих условиях информационное сопровождение государственной политики перестает существовать только в руках правительственных агентов, сотрудников информационных подразделений министерств и ведомств. Благодаря ресурсам Интернета граждане приобретают инструменты, позволяющие воздействовать на ход информационного сопровождения государственной политики, пользователи могут менять акценты в распространяемых сведениях, блокировать их или, наоборот, - содействовать более широкому охвату аудитории. Вместе с тем правительства получили новые возможности по контролю и слежке за населением в киберпространстве.

Ссылки:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.

2. Mancini P. Manuale di comunicazione pubblica. Roma ; Bari, 2001. 205 p.

3. Datasets [Электронный ресурс] // Pew Research Center. 2018. URL: http://www.people-press.org/category/datasets (дата обращения: 24.12.2018).

4. Ших К. Эра Facebook. М., 2011. 304 с.

5. Яковлев М.В. Российская демократия: особенности концепта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 216-218.

References:

Castells, M 2000, The Information Age: Economy, Society and Culture, Moscow, 608 p., (in Russian).

'Datasets' 2018, Pew Research Center, viewed 24 December 2018, <http://www.people-press.org/category/datasets>.

Mancini, P 2001, Manuale di comunicazione pubblica, Roma, Bari, 205 p., (in Italian).

Shih, C 2011, The Facebook Era: Tapping Online Social Networks to Build Better Products, Reach New Audiences, and Sell More Stuff, Moscow, 304 p., (in Russian).

Yakovlev, MV 2013, 'Russian Democracy: the Aspects of the Concept', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki, no. 1-2, pp. 216-218, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.