Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИАЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИАЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
434
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
медиация / медиатор / семейный конфликт / подростки / обязательная предварительная встреча / mediation / mediator / family conflict / adolescents / obligatory preliminary meeting

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Петр Петрович, Литвинов Кирилл Александрович, Никитин Григорий Михайлович, Мамбеталина Алия Сактагановна, Игнатович Владлен Константинович

Статья посвящена вопросам семейной медиации, её особенностям, влиянию несовершеннолетних на динамику внутрисемейного конфликта. Охарактеризованы особенности использования технологий медиации в разрешении семейных конфликтов с участием подростков. Дана характеристика семейной медиации, функции медиатора как специалиста. В статье говорится о создании пилотного проекта по внедрению обязательной предварительной встречи с медиатором в нескольких регионах РФ с участием судейского сообщества и Федерального института медиации. Отмечено, что медиативные инструменты, принципы и структура процедуры призваны улучшить понимание сторонами их позиций, собственных глубинных интересов, ценностей, потребностей и намерений, а затем и друг друга. Даны результаты проведенного анонимного опроса ранее разводившихся родителей и интервью с семейными медиаторами о типах семейных конфликтов, причинах их возникновения и способах управления ими. В статье приводится описание и интерпретация данных онлайн опроса родителей. Дается вывод об эффективности медиации при семейных спорах с участием подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING MEDIATION TECHNOLOGY IN RESOLVING FAMILY CONFLICTS WITH THE PARTICIPATION OF TEENAGERS

The article is devoted to the issues of family mediation, its features, the influence of minors on the dynamics of intra-family conflict. The features of the use of mediation technologies in resolving family conflicts with the participation of adolescents are characterized. The characteristics of family mediation, the function of a mediator as a specialist are given. The article talks about the creation of a pilot project to introduce a mandatory preliminary meeting with a mediator in several regions of the Russian Federation with the participation of the judicial community and the Federal Institute of Mediation. It is noted that mediation tools, principles and structure of the procedure are designed to improve the parties’ understanding of their positions, their own deep interests, values, needs and intentions, and then of each other. The results of an anonymous survey of previously divorced parents and interviews with family mediators on the types of family conflicts, the reasons for their occurrence and ways of managing them are given. The article provides a description and interpretation of data from an online parent survey. A conclusion is made about the effectiveness of mediation in family disputes with the participation of adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИАЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ПОДРОСТКОВ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10922 ПОПОВ Петр Петрович,

магистрант кафедры жилищно-коммунального хозяйства факультета инженерных систем и сооружений ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», тренер-медиатор, член Ассоциации медиаторов «НОМ»

г. Балашиха, Московская область e-mail: [email protected]

ЛИТВИНОВ Кирилл Александрович,

кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Педагогика: история, перспективы», директор Краснодарского многопрофильного института дополнительного образования (КМИДО) e-mail: [email protected]

НИКИТИН Григорий Михайлович,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» e-mail: [email protected]

МАМБЕТАЛИНА Алия Сактагановна,

кандидат психологических наук, доцент Евразийского национального университета (ЕНУ) им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан

e-mail: [email protected]

ИГНАТОВИЧ Владлен Константинович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

e-mail: [email protected]

ИГНАТОВИЧ Светлана Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИАЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам семейной медиации, её особенностям, влиянию несовершеннолетних на динамику внутрисемейного конфликта. Охарактеризованы особенности использования технологий медиации в разрешении семейных конфликтов с участием подростков. Дана характеристика семейной медиации, функции медиатора как специалиста. В статье говорится о создании пилотного проекта по внедрению обязательной предварительной встречи с медиатором в нескольких регионах РФ с участием судейского сообщества и Федерального института медиации. Отмечено, что медиативные инструменты, принципы и структура процедуры призваны улучшить понимание сторонами их позиций, собственных глубинных интересов, ценностей, потребностей и намерений, а затем и друг друга. Даны результаты проведенного анонимного опроса ранее разводившихся родителей и интервью с семейными медиаторами о типах семейных конфликтов, причинах их возникновения и способах управления ими. В статье приводится описание

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

и интерпретация данных онлайн опроса родителей. Дается вывод об эффективности медиации при семейных спорах с участием подростков.

Ключевые слова: медиация, медиатор, семейный конфликт, подростки, обязательная предварительная встреча.

POPOV Petr Petrovich,

Master student of the Department of Housing and Communal Services of the Faculty of Engineering Systems and Structures of Voronezh State Technical University, trainer-mediator, member of the Association of Mediators "NOM"

Balashikha

LITVINOV Kirill Alexandrovich,

candidate of pedagogical sciences, editor-in-chief of the journal "Pedagogy: history, prospects", director of the Krasnodar Multidisciplinary Institute of Additional Education (KMIDO)

NIKITIN Grigory Mikhailovich,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy of Trubilin Kuban State Agrarian University

MAMBETALINA Aliya Saktaganovna,

PhD in Psychology, Associate Professor of Gumilyov Eurasian National University (ENU), Astana, Kazakhstan

IGNATOVICH Vladlen Konstantinovich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology

of the Kuban State University

IGNATOVICH Svetlana Sergeevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology

of the Kuban State University

FEATURES OF USING MEDIATION TECHNOLOGY IN RESOLVING FAMILY CONFLICTS WITH THE PARTICIPATION

OF TEENAGERS

Annotation. The article is devoted to the issues of family mediation, its features, the influence of minors on the dynamics of intra-family conflict. The features of the use of mediation technologies in resolving family conflicts with the participation of adolescents are characterized. The characteristics of family mediation, the function of a mediator as a specialist are given. The article talks about the creation of a pilot project to introduce a mandatory preliminary meeting with a mediator in several regions of the Russian Federation with the participation of the judicial community and the Federal Institute of Mediation. It is noted that mediation tools, principles and structure of the procedure are designed to improve the parties' understanding of their positions, their own deep interests, values, needs and intentions, and then of each other. The results of an anonymous survey of previously divorced parents and interviews with family mediators on the types of family conflicts, the reasons for their occurrence and ways of managing them are given. The article provides a description and interpretation of data from an online parent survey. A conclusion is made about the effectiveness of mediation in family disputes with the participation of adolescents.

Key words: mediation, mediator, family conflict, adolescents, obligatory preliminary meeting.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Введение. Одной из ключевых особенностей семейных конфликтов с участием подростков является тот факт, что попытки разрешения таких споров и конфликтов в суде имеют неочевидную перспективу и представляют собой трудно реализуемую задачу на практике. В данной работе планируется уделить основное внимание тем семейным конфликтам с участием подростков, которые связаны напрямую или косвенно с расторжением брака родителей.

Официальная статистика в РФ о числе расторгающихся браков, где имеются подростки, а также учет влияния на подростков последствий расторгнутых браков, к сожалению, не ведется. Для несовершеннолетних, в т.ч. подростков, развод родителей практически всегда является пси-хотравмирующим фактором.

В соответствие с законом в Российской Федерации самостоятельные решения подростки вправе принимать с 18 лет, до этого времени решения за них принимают родители, либо опекуны. В случаях, когда между сторонами имеется конфликт и/или родители подростка расторгают брак, возникает ситуация, когда решения хорошо принимать бы «не третьему, авторитетному лицу, обличённому властью», а самому подростку и его родителям, и помочь в этом может медиация. Использование в медиации специальных инструментов и техник, соблюдение принципов медиации в процедуре приводит к тому, что создаются такие условия для участников семейного конфликта, которые позволяют им добровольно в безопасной среде понять свои интересы, повернуться к потребностям и интересам подростков и обсудить вместе как свое будущее, так и будущее детей. Благодаря тому, что в процедуре медиации решение супруги принимают добровольно, самостоятельно, без давления, с соблюдением их законных прав, то, как правило, каждая из сторон выходит из процедуры медиации удовлетворенной.

Степень научной разработанности темы свидетельствует о том, что в последнее десятилетие появляется все больше и больше исследований, посвященных вопросам семейной медиации, её особенностям, влиянию несовершеннолетних на динамику внутрисемейного конфликта и т.д., однако это направление изучено сравнительно мало. Малоизученными остаются вопросы особенностей семейных медиаций с участием подростов, несмотря на имеющиеся существенные отличия в физиологии, психологии и поведении подростков, связанные с периодом активного физического и полового созревания, от детей среднего и младшего возраста.

Акцент нашего исследования направлен преимущественно на участие подростков в семей-

ных конфликтах, связанных с разводом родителей. Поэтому ближе всего к теме исследования оказались работы, отражающие различные психологические аспекты по теме нашего исследования следующихавторов:А.Я. Варга[1],О.А. Карабанова [2], А. Маслоу [3], Р.В. Овчарова [4], Л. Паркинсон [5; 6], Ю.В. Тищенко [7], Г. Фигдор [7], А.Л. Хавкина [7], М.А. Хазанова [8], И.Ю. Хамитова [9], Ц.А. Шам-ликашвили [11]. Научная литература, отражающая преимущественно юридические аспекты, имеющие значение для специфики нашей работы, принадлежит перу таких авторов, как: П.А. Астахов, С.В. Дармодехин, А.А. Евладова, М.С. Иванова, В.В. Измайлов, О.В. Садина, Ц.А. Шамликашвили, О.И. Шолгина. В процессе исследования мы опирались на работы авторов, которые изучают собственно медиацию и целенаправленно обращают внимание на вопросы, связанные с семейной медиацией, особенно в ракурсе споров родителей при расторжении брака (Д. Вайнстоун, Н.В. Гордийчук, П. Делеуран, П. Доригони, Н.В. Клюева, Н. Робинсон, С.А. Оборотова, Л. Паркинсон, С.Л. Тюльканов, Н.В. Федоренко, Г. Фридман, Д. Химмельстайн, Ц.А. Шамликашвили).

Ниже приводится обзор и анализ литературных источников, результатов научных исследований, ранее выполненных по теме работы, устанавливается проблема по заявленной теме.

Часто в процессе конфликтного взаимодействия и развития конфликта во время развода родителей значительно снижаются возможности родителей по удовлетворению основных базовых потребностей подростков. Основные потребности описаны А. Маслоу [3]. Наиболее «страдающие» потребности - в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении.

Л. Паркинсон обозначает основные принципы экосистемного подхода к семейной медиации, где «дети - это личности, а не объекты собственности». Она указывает, что при разводе супругам и другим членам семьи хорошо бы обсудить особенно такие вопросы как: финансовые, жилищные и взаимоотношения с детьми [5]. Именно поэтому привлечение нейтрального медиатора к семейным конфликтам, связанным с участием подростков и других несовершеннолетних, может являться тем фактором, который поможет разрешить семейный конфликт. По данным Л. Паркинсон, несовершеннолетние, в т.ч. и подростки, вынуждены приспосабливаться к разводу родителей.

Л. Паркинсон приводит пять составляющих элементов семейной медиации: использование правил и следование процедурам с целью убедить стороны участвовать в медиации; управле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ние конфликтом; ориентация на детей; предоставление информации о детях; поиск соглашения.

По информации от Паркинсон, Дж. Джонстон и Л. Кэпмпбелл, для работы, казалось бы, с «безвыходными ситуациями» при расторжении брака разработали специальную типологию, где описываются возможные способы преодоления «преград» и выделяются [5]:

«внешняя преграда», которая «лежит на поверхности, видимая и осознанная». Как правило, влияние на эти преграды сторонам не доступны в силу объективных причин;

«преграда взаимодействия - видна частично». здесь речь идет о межличностных «преградах», связанных в первую очередь с взаимодействием ключевых сторон конфликта;

«внутренние преграды личности» - могут быть скрыты и не осознанны [6].

Опираясь на вывод Даниеля Хелла [10] о том, что одним из существенных факторов появления депрессивной модели поведения являются конфликтные эпизоды биографии, М.А. Хазано-вой выдвинуто предположение о том, что медиация и пред медиация, как её начальная ступень, в определённой мере могут представлять существенную профилактику депрессивных моделей поведения для подростков в будущем.

Развод родителей, как правило, является фактором, оказывающим длительное и деструктивное влияние на подростков. То поведение, которое родители осуществляют в процессе развода, неизбежно отражается на подростках. Чем быстрее, тщательнее и экологичнее будут проработаны и остановлены негативные влияния развода, тем лучше будет детям [9].

Медиативные инструменты, принципы и структура процедуры призваны улучшить понимание сторонами не только их позиций, но и собственных глубинных интересов, ценностей, потребностей и намерений, а затем и друг друга. Медиаторы, как правило, в процессе взаимодействия с каждой стороной уделяют особое внимание не формальным заявлениям и требованиям, а глубинным интересам и сути процессов, породивших такие требования и заявления. В отличие от медиации, суд - это строго формализованная процедура, протекающая по четким и однозначным правилам, прописанным в законе, процедура, жестко регламентированная и нетерпящая каких-либо изменений, импровизаций и вольностей. В суде стороны строго обязаны следовать установленному порядку, вне зависимости от обстоятельств. Медиация - процесс более гибкий и демократичный.

Главная цель и задача в медиации создать условия как минимум для конструктивного общения сторон, как максимум, для полного разреше-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ния семейного конфликта. Место, время, порядок и форма общения сторон определяется, исходя из их возможностей и пожеланий, в то же время имеет второстепенное значение, по сравнению с вышеуказанным приоритетом.

Можно выделить преимущества медиации перед судебным способом решения семейных споров: самостоятельное и непосредственное участие заинтересованных сторон в выработке и принятии решений; выявление глубинных потребностей и ценностей каждой стороны; гибкий регламент и формат; добровольность участия в процедуре; 80% конфликтов и устранение негативных последствий. Вместе с тем, важно отметить значительное влияние судейского и юридического сообщества в расширении применения медиации в семейных спорах.

Таким образом, на основании правовой практики в Российской Федерации и опыте других стран имеется ряд преимуществ для рассмотрения семейных конфликтов не только в рамках судебного процесса, но и в процедуре медиации [8].

Введение в правовую культуру обязательной предварительной встречи с медиатором (далее -ОПВМ) может существенным образом защитить права и интересы подростков при семейных конфликтах, связанных с расторжением брака. Тогда у пары, расторгающей брак, появляется шанс наладить сотрудничество и возможность учитывать их представления о собственных потребностях и желаниях, а также представления подростков об их потребностях, интересах и желаниях.

Основная часть. Целевая группа исследования - родители несовершеннолетних, расторгавшие брак, медиаторы, имеющие практический опыт организации и проведения медиаций при семейных конфликтах более трех лет. Цели исследования: выяснить тенденции протекания семейных конфликтов, спровоцированных расторжением брака; выявить роль и степень участия подростков в вышеуказанных конфликтах; определить возможности и условия для привлечения третьей нейтральной стороны - посредника - к урегулированию семейного спора в обязательном порядке, в виде обязательной предмедиативной встречи.

Опрос родителей проводился анонимно и добровольно в социальных сетях с 30.11.2019 по 14.02.2020 на ресурсе http://ru.surveymonkey.com. Типичное затраченное время ответов на 29 вопросов - 8 мин. 20 сек. На вопросы ответили 65 респондентов - 20 мужчин и 45 женщин. Полученную выборку считаем репрезентативной, выявленные тенденции считаем достоверными, с поправкой на то, что все наши респонденты владеют навыками и возможностью пользоваться

сетью Интернет. В результате опроса получены следующие данные:

В1. 67.7% респондентов расторгали брак лишь однажды; 29.2% - дважды; три раза и более разводись 3% респондентов.

В2. В 56.9% случаев инициатором развода были женщины; 21.5% - мужчины; совместное решение отмечалось в 12.3% случаев; родители жены - 3.1%; родители мужа - 1.5%; затруднились ответить 3.1% респондентов.

В3. 32.3% респондентов прожили в браке от 7 до 10 лет, прежде чем развестись; не более 3-х лет прожили в браке - 20%; и еще 20% респондентов прожили в браке перед разводом от 4 до 6 лет; после 11-15 лет совместной жизни расторгли брак 18.5% опрошенных; 6.2% развелись после 16-20 лет супружества и 3.1% разошлись после 21-30 лет совместной жизни.

В4. 27.7% пережили развод более 5 лет назад, 23.1% - более 10 лет назад; 2 года назад развод случился у 26% опрошенных; в прошлом году разошлись 10.8%; в этом году - 12.3%.

В5. Среди причин расторжения брака 26.1% ответивших указали несовместимость характеров/отсутствие взаимопонимания; 20% - измены супруга; разные взгляды на организацию семейной жизни указали 16.9%; вредные привычки одного из супругов - 7.8%; различия в интеллектуальном уровне - 6.2%; материальные трудности

- 4.6%; другое - 12.3%; 6% респондентов затруднились с ответом.

В6. Время между принятием решения о расторжении брака и моментов фактического расторжения более 5 лет ждали 7.7%; затруднился с ответом только один респондент.

В7. При ответе на вопрос могли ли супруги на момент развода сохранять конструктивные отношения 29.2% ответили - безусловно, нет; 26.2% - скорее нет; 26.2% - скорее да; 15.4% -безусловно, да; 3.1% респондентов затруднились ответить.

В8. 32.2% респондентам моральную поддержку в период развода оказывали друзья; 18.5%

- отец; 12.3% - затруднились ответить; 9.2% - психолог; 3.1% - юрист; 24.6% респондентов указали другое.

В9. 55.6% при ответе на вопрос, обращались ли вы за помощью при разводе в какие-либо социально-психологические учреждения, к психологу, психотерапевту, ответили - нет и не собирались; 20.6% - обращались самостоятельно; 9.5% - обращались вместе с супругом; 3.2% - обращались вместе с ребенком; 3.2% хотели обратиться, но так и не обратились; 1.6% затруднились с ответом; 4.8% респондентов указали другое.

В10. При ответе на вопрос, сколько детей, какого возраста и пола было в семье на момент

расторжения брака, респонденты ответили так: сын старше 3-х лет и младше 12 - 16.9%; дочь старше 3-х лет и младше 12 - 13.9%; дочь младше 3-х лет - 12.3%; сын младше 3-х лет - 10.8%; сын старше 12 лет и младше 18 лет - 9.2%; дочь старше 11 лет и младше 18 лет - 1.5%: другое указали 35.4% респондентов. В итоге, при разводе 65 респондентов можно отметить участие 83 несовершеннолетних, из них подростков - 10 человек.

В11. Всего 41.5% респондентов просто договорились со вторым родителем о месте проживания детей после развода; 29.2% решили самостоятельно этот вопрос; 6.2% - дожидались решения суда; 4.6% - пустили этот вопрос на самотек; 1.5%

- договорились при помощи родственников; 1.5%

- при помощи психолого-социальной службы; 15.4% респондентов указали другое.

В12. В 58.5% случаев на момент опроса дети проживали с респондентом; 24.5% - со вторым родителем; 16.9% респондентов указали другое.

В13. Сохранились ли отношения с детьми: 47.7% респондентов ответили, что дети живут со мной и у нас хорошие отношения; 12.3% - да, созваниваемся часто, но встречаемся несколько раз в месяц; 10.8% - да, мы регулярно общаемся, и мы регулярно видимся по выходным; 7.8% - да, мы очень близки, созваниваемся каждый день, можем видеться несколько раз в неделю; 3.1% -периодически созваниваемся и встречаемся; 3.1%

- иногда встречаемся; 3.1% - не общаюсь уже больше года, но хотелось бы; 1.5% - не общаюсь уже более года и не планирую; 1.5% - затруднились с ответом; 9.23% респондентов указали другое.

В14. Как учитывалось мнение и интересы детей после расторжения брака? 41.5% - никак не учитывались и даже не спрашивали; 18.5% - мы учитывали и прислушивались к интересам и мнению детей максимально; 13.9% - мы учитывали и прислушивались к интересам и мнению детей частично; 6.1% - обсуждалось только с мамой; 3.1% - обсуждалось только с папой; 1.5% - обсуждали при участии третьего, нейтрального лица; 15.4% - указали другое.

В15. Кто препятствовал общению с ребенком? 70.8% - никто не препятствовал; 10.8% - да, постоянно бывший муж; 6.2% - да, иногда бывший муж; 3.1% - дети сами не хотят со мной общаться; 1.5% - да, постоянно родители бывшего мужа; 1.5% - да, иногда родители бывшего мужа; 1.5% -затруднились ответить; 4.6% - указали другое. 24.7% респондентов или практически каждый четвертый столкнулись с трудностями в общении с детьми после развода.

В16. Как происходит содержание детей после развода: я содержу их полностью - ответили 33.9% респондентов; дети живут со мной, полуОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

чаю алименты, но нам этого не хватает - 15.4%; я плачу алименты и помогаю сверх этого - 9.2%; дети живут со мной, я получаю алименты, нам хватает - 7.7%; алименты выплачиваются с задержкой - 4.6%, исправно плачу алименты, назначенные судом, но не более - 3.1%, 20% респондентов указали другое.

В17. Как дети пережили развод: 32.3% респондентов считают, что состояние детей не изменилось; 29.3% отметили негативные изменения; 29.2% указали, что дети стали более ответственными и зрелыми, 15.4% указали другое.

В18. Как на детях сказались последствия развода: в целом негативно, отметили 52.3%; отсутствие влияния развода на детей - 18,5% респондентов; позитивное влияние указали 15.4%; 10.8% затруднились ответить; 3.1% указали другое.

В19. Есть ли сложности с получением алиментов: нет - 47.7%; да - 36.9%; затруднились ответить 6.2%; указали другое 15.4%.

В20. Что сделали бы по-другому: 41.5% -ничего; обратились бы за помощью - 17%; затруднились ответить - 15.4%; думали бы лучше над возможными последствиями - 12.3%; указали другое - 9.2%.

В21. Уровень благосостояния после развода: ухудшился у 43.1%; улучшился у 35.4%; не изменился у 16.9%; затруднились ответить 4.6%.

В22. В каких сейчас отношениях с бывшим: в нейтральных - 43.1%; у нас нет отношений -24.6%; в плохих - 12.3%; в хороших - 12.2%; затрудняются ответить - 1.5%; другое - 6.2%.

В23. Отношение к помощи нейтрального посредника при разводе: положительно - 47.7%; отрицательно - 20%; нейтрально -15.4%; затрудняются ответить - 15.4%; другое - 1.5%.

В24. Нужна ли обязательная помощь разводящимся родителям при решении вопросов по детям: да - 52.3%; нет - 41.5%; затруднились -6.2%.

В25. Пол респондентов: 31% - мужчины; 69% - женщины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В26. Возраст респондентов: 37% - от 25 до 35 лет; 63% - 36 лет и старше.

В27. Образование респондентов: 61.5% -высшее; 32.3% - высшее, ученая степень; среднее и неполное высшее - 6.2%.

В28. Место жительства респондентов: город с населением более 1 млн - 63.1%; город с населением менее 1 млн, но более 250 тыс. - 16.9%; населенный пункт с населением менее 250 тыс. -20%.

В29. Профессия респондентов: служащий в коммерческой организации - 35.4%; руководитель - 23.1%; служащий в бюджетной организации -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

12.3%; другое - 23.1%; инженер - 4.6%; рабочий

- 1.5%.

Таким образом, опрос позволил установить, что: 72% разводов приходятся на первые 10 лет совместной жизни; 76% респондентов пережили развод более 2-х лет назад; в 57% случаев инициатором развода были женщины; основная причина разводов - личные взаимоотношения супругов; у 65% респондентов, несмотря на принятое решение о разводе фактического расторжения брака не происходит в первые полгода; 55% респондентов признали, что на момент развода оказались не способными демонстрировать конструктивные и адекватные отношения и спокойно обсуждать организационные вопросы, связанные с разводом; более 69% опрошенных прибегали к различной помощи третьих лиц в период развода; 43% продемонстрировали готовность и заинтересованность в обращении за помощью в специализированные учреждения или к профильным специалистам в связи с разводом; при разводе 65 респондентов пережить развод родителей пришлось 83 несовершеннолетним. Из них: подростки

- 10 человек, дети младшего и среднего возраста

- 73 человека; 83% детей стали проживать после развода с одним родителем и только 1.5% половину времени с папой, половину времени с мамой; 48% респондентов признались, что никак не учитывали интересы детей при разводе; каждому четвертому родителю препятствовали в общении с детьми после развода; 58.6% респондентов имеют сложности с получением алиментов; в целом негативное влияние на детей после развода отметили 52%.

В рамках исследования был проведен пилотный опрос выступивших в качестве экспертов семейных медиаторов, работающих на территории Российской Федерации и Казахстана, имеющих опыт в организации и проведении процедур семейной медиации, в т.ч. с участием подростков. Нами была разработана специальная анкета из 20 открытых вопросов, для проведения этого опроса. Все анкеты заполнялись экспертами самостоятельно в период с 20.12.2019 по 17.02.2020. В экспертном опросе участвовали 15 экспертов, среди которых женщины составили -60%, мужчины - 40%. Небольшой объем выборки был обусловлен спецификой предмета исследования.

В ходе исследования было определено, что 93,3% опрошенных имели многократный опыт участия в качестве медиатора в семейных медиациях, и только один эксперт указал, что проводит медиации по другим категориям споров регулярно, а опыт проведения семейной медиации имел единичный - «одна, растянувшаяся на несколько лет». При ответе на вопрос о числе

семейных медиаций, проводимых экспертами в течение года, данные опроса показали разброс показателей от «1» до «более 200».

Кроме того, в качестве вариантов звучали ответы:

Вопрос № 7: сколько семейных конфликтов вы наблюдаете в среднем за 1 год и наблюдали за всю практику медиатора? - «Много»; «Так как наша организация занимается семейной терапией, то в среднем около 40 конфликтов в год»; «За год работаю в 5-7 кейсах, за последние 3 года около 15 семейных кейсов». «В год провожу 8-10 медиаций, за время работы медиатором провел около 50. Значительное количество обращений по семейным спорам до медиации не доходит»; «В год наблюдаю примерно 15-20 семейных конфликтов»; «В среднем проводим около 200 семейных медиаций в год. За всю практику более 800».

Вопрос № 8: сколько в среднем медиаций в семейных спорах вам удается инициировать за 1 год? - «Основная масса споров к нам приходит по рекомендациям суда. Суд инициирует медиацию»; «Значительное количество обращений по семейным спорам до медиации не доходит»; «Самостоятельного инициирования процедур медиации никогда не требовалось. Достаточно много направлений из судов, органов опеки, КДН и т.д.». В среднем число семейных медиаций, проводимых одним специалистом за год, составило 21. Суммарно и усреднено по информации, полученной от экспертов за один год: зафиксировано 713 обращений к медиатору с семейными конфликтами, из них проведено медиаций только в 311 случаях, инициировано самими медиаторами всего 43 медиации. За всю свою практику 15 опрошенных медиаторов суммарно наблюдали, инициировали и провели 1836 медиаций в семейных конфликтах.

В ходе исследования было определено, что чаще всего в практике 15 опрошенных семейных медиаторов встречались споры, связанные с расторжением брака супругов, такие семейные споры отметили 14 экспертов. На основании опыта экспертов-медиаторов можно сделать вывод, что по определению порядка общения с детьми после развода, возникает в 9 случаях из 10, что существенно опережает по распространенности любые другие виды семейных конфликтов при разводах родителей несовершеннолетних, в т.ч. подростков.

В ходе исследования было выявлено, что не все медиаторы самостоятельно участвуют в инициации семейной медиации, 20% экспертов проводят медиации, но самостоятельно в их инициации не участвуют. Вместе с тем, 60% экспертов так или иначе отмечают тесную взаимосвязь суда и приглашения к медиации. При ответе на вопрос

№ 3: «Что помогает сторонам принять решение об участии в медиации?», - были даны следующие ответы: возможность решить спор во внесудебном порядке, желание решить проблему быстро, недоверие суду, несовершенство судебного решения, авторитетное мнение, возможность уйти от судебных разбирательств, осведомленность в вопросах судебного разбирательства, опыт судебного разбирательства, предмедиативная встреча, направление и рекомендация из суда.

Таким образом, выявились две разнонаправленные тенденции при инициации медиации через суд: суд может выступать фактором мотивации к медиации через как негативную коннотацию, так и позитивную коннотацию.

Среди факторов способных препятствовать обращению сторон к медиации при семейных конфликтах и спорах эксперты отмечают плохую информированность сторон о процедуре медиации - 66.6%, чрезмерные эмоции и недоверие к другой стороне спора - 46.6%, негативные советы адвокатов и третьих лиц в отношении медиации -40%, платность услуги - 20%, убежденность сторон, что им поможет только суд - 13.3%.

Можно сделать вывод, что, прежде всего, незнание и непонимание сторонами медиации и даже попросту отсутствие достоверной информации о медиации, как альтернативном суду методе урегулирования семейного конфликта, является основной причиной, объективно затрудняющей доступ разводящихся родителей, к этому уместному во многих случаях и эффективному способу предотвращения и разрешения семейных споров.

Большинство экспертов-медиаторов указывает, что для минимизации и профилактики негативных последствий семейных конфликтов, связанных с расторжением брака, при наличии несовершеннолетних инициировать медиацию предпочтительнее на ранних стадиях семейных конфликтов, т.е. в самом начале судебного разбирательства, при активной авторитетной поддержке со стороны судейского корпуса. Очевидно, что таким своевременным и наиболее уместным моментом для инициации медиации является самое начало судебного процесса между родителями-супругами, желающими прекратить свой брачный союз.

100% экспертов отметили наличие собственного опыта наблюдения прямого или косвенного участия детей в семейных конфликтах.

Из них только 26.6% отметили роль несовершеннолетних в семейных конфликтах в связи с детско-родительскими отношениями. Тогда как косвенное участие несовершеннолетних в семейных конфликтах, связанных с разводом родителей, отмечают уже 80% экспертов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Причем чаще всего речь идет о якобы «интересах детей», через призму которых разводящиеся родители в действительности пытаются выяснить между собой на своем родительском уровне свои отношения. Обычно дети и подростки в семейных медиациях напрямую не участвуют, но часто выступают в роли «разменной монеты» для торга между супругами, либо им достается роль посредников по обсуждению имущественных и эмоциональных вопросов между расторгающими брак супругами.

Благодаря опросу экспертов удалось установить, что при семейных медиациях по вопросам расторжения брака роль и участие подростков опрошенные эксперты отмечают в 80% случаев. И участие это носит как правило пассивный и косвенный характер.

При ответах на вопрос № 13: «Какое чаще всего влияние оказывает участие или вовлеченность несовершеннолетних на динамику внутрисемейного спора?», - эксперты отмечали две любопытные тенденции, с одной стороны, косвенное и даже пассивное участие детей в семейных спорах; с другой - часть экспертов сообщает, что вовлеченность несовершеннолетних и их влияние на динамику семейной медиации может быть позитивной. Считаем, что выявленные тенденции хорошо иллюстрируют часто встречающийся в медиативной практике переход и трансформацию отношения к ситуации медиантов до медиации и после.

Особенного влияния и статистически значимого воздействия на динамику семейных конфликтов, отличающего от вышеописанных тенденций со стороны именно детей-подростков, эксперты не отметили. Только один эксперт указал, что именно подростковый возраст ребенка может усилить претензии сторон медиации друг к другу: «возраст подростков, обостряющиеся кризисы роста и развития молодых людей, как правило, обостряют взаимные претензии субъектов медиации. Также, в зависимости от стадии конфликта, влияние может быть полярным, от излечения до приговора процедуре». В то же время так же только один эксперт заметил, что «подростковый возраст совместных детей чаще оказывает меньше влияния на динамику, чем совместные дети более младшего возраста».

Имеющиеся существенные отличия в развитии, поведении и возможностях подростков по сравнению с детьми младшего возраста, статистически ощутимых корреляций в ответах экспертов нами не выявлено. Помимо двух тенденций, которые проявились в семейных конфликтах с косвенным и пассивным участием несовершеннолетних и описанных нами выше, когда «родители

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

в медиации начинают слушать и слышать друг друга».

В обобщенном виде эксперты выделяют следующие основные факторы, обеспечивающие прекращение конфликта: способность родителей при семейном конфликте переключиться на потребности детей и подростков отметили 33.3%; преимущества медиации как процедуры, такие как взаимное уважение, видение позитивного будущего, ориентация на стабилизацию будущих взаимоотношений, контроль и признание эмоций, четкость и прозрачность организации медиации, содействие самоопределению сторон, конфиденциальность, нейтральность и профессионализм медиатора - 53.3% опрошенных.

Можно сделать вывод, что медиация при семейных спорах с участием подростков так же эффективна, как и при других типах споров, благодаря универсальным психологическим механизмам медиации, принципам медиации и порядку проведения процедуры, особенно если разводящиеся родители окажутся способными сместить акцент на интересы и потребности детей. Более того, именно процедура медиации, за счет вышеперечисленных факторов, способна помочь родителям сделать такое смещение акцентов.

Резюмируя, можно сказать, что семейные медиации — это многогранная тема, где отмечается значимая разнородность мнений, на ряду с уникальностью практически каждого кейса. Семейная медиация требует дальнейшего изучения и масштабного внедрения в правовую культуру.

В ответах на вопрос № 17: «В чем вы видите преимущества и/или недостатки обязательной медиации при разрешении семейных споров с участием подростков?». - в обобщенном виде 80% экспертов указали различные преимущества обязательной медиации при семейных спорах. Из недостатков обязательной семейной медиации указаны: стоимость, нежелательная формализация медиации, отсутствие необходимого количества специалистов-медиаторов, создание ошибочных представлений и ожиданий у сторон, вероятное несоблюдение добровольности участия в медиации.

Таким образом, результаты опроса медиаторов показали, что в семейных конфликтах споры, связанные с расторжением брака, встречаются в 4.7 раза чаще, чем споры, связанные с наследством или детско-родительскими отношениями. 80% экспертов отмечают прямое или косвенное участие несовершеннолетних в семейных конфликтах, связанных с разводом родителей. Обычно несовершеннолетние в семейных медиациях напрямую не участвуют, но часто выступают в роли «разменной монеты» для торга между

супругами, либо им достается роль посредников по обсуждению имущественных и эмоциональных вопросов между расторгающими брак супругами. Удалось установить, что при семейных медиациях по вопросам расторжения брака роль и участие подростков отмечаются в 80% случаев. Прежде всего, незнание и непонимание сторонами медиации и даже попросту отсутствие достоверной информации о медиации, как альтернативном суду методе урегулирования семейного конфликта, является основной причиной, объективно затрудняющей доступ разводящихся родителей к медиации. Второй по значимости фактор, способный оказаться препятствием для добровольного начала сторонами процедуры медиации, являются чрезмерные эмоции разводящихся родителей и их недоверие друг другу. На третьем месте среди факторов, оказывающих значимое влияние на отказ сторон от процедуры медиации, находится неоднозначный настрой юридического сообщества. При инициации медиации через суд, согласно обобщенному опыту экспертов, проявились две разнонаправленные тенденции. Суд может выступать фактором мотивации к медиации как через негативную коннотацию, так и через позитивную. 53.3% экспертов считают, что к семейной медиации необходимо прибегать «чем раньше, тем лучше». Для минимизации и профилактики негативных последствий семейных конфликтов, связанных с расторжением брака при наличии несовершеннолетних, инициировать медиацию предпочтительнее на ранних стадиях семейных конфликтов, т.е. в самом начале судебного разбирательства. Были выявлены тенденции, часто встречающиеся и хорошо изученные в медиативной практике по другим категориям медиальных споров, а именно переход и трансформация отношения к ситуации медиантов до медиации и после. 80% экспертов указали различные преимущества обязательной медиации при семейных спорах. Из недостатков обязательной медиации указаны стоимость, нежелательная формализация медиации, отсутствие необходимого количества специалистов, создание ошибочных представлений и ожиданий у сторон, несоблюдение добровольности участия в медиации.

Заключение. Несмотря на существенные имеющиеся отличия в развитии, поведении и возможностях подростков по сравнению с детьми младшего и среднего возраста, статистически ощутимых корреляций в участии подростков при семейных конфликтах, связанных с расторжением брака, в проведенных опросах нами не выявлено. Однако, вероятно, есть необходимость в увеличении числа респондентов, т.к. по нашим данным при опросе 65 родителей, расторгавших брак в их семье на момент развода, было отмечено нали-

чие 88% детей младшего и среднего возраста, и только 12% подростки. Можно сделать вывод, что медиация при семейных спорах с участием подростков так же эффективна, как и при других типах споров, благодаря универсальным психологическим механизмам медиации, принципам медиации и порядку проведения процедуры, особенно если разводящиеся родители окажутся способными учесть и быть внимательными к интересам и потребностям детей.

Список литературы:

[1] Варга А.Я. [Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа.

- 2001. - № 1. - С. 33-38].

[2] Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2014. - 320 с.

[3] Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1970. - 365 с.

[4] Маслоу А., Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015. - 368 с.

[5] Паркинсон Л. Семейная медиация. - М: МЦУПК, 2010.

[6] Паркинсон Л. Когда расстаются родители // Медиация и право. Посредничество и примирение. - 2014. - № 2 (32). - С. 64-71.

[7] Тищенко Ю.В., Фигдор Г., Хавкина А.Л. Описание опыта применения восстановительной медиации в разрешении семейных конфликтов // Социальная безопасность и защита интересов семьи в условиях новой общественной реальности. - Пермь, 2013. - С. 223-228.

[8] Хазанова М.А. Путь становления личности // Медиация и право. Посредничество и примирение. - 2008. - № 2. - С. 18-23.

[9] Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2013. - № 4. - С. 65-74].

[10] Хелл Д. Ландшафт депрессии. Интегра-тивный подход. - М.: Алетейа, 1999. - 280 с.

[11] Шамликашвили Ц.А. Медиация - мост на пути к здоровому и зрелому обществу // Медиация и право. Посредничество и примирение. -2017. - № 1. - С. 12-47.

Spisok literatury:

[1] Varga A.Ya. [Varga A.Ya. Semejnye mify v praktike sistemnoj semejnoj psihoterapii // Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza. - 2001. - № 1.

- S. 33-38].

[2] Karabanova O.A. Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovaniya: ucheb. posobie. - M.: Gardariki, 2014. - 320 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

[3] Maslou A. Motivaciya i lichnost'. - M., 1970. - 365 s.

[4] Maslou A., Ovcharova R.V. Psihologiya roditel'stva: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Akademiya, 2015. - 368 s.

[5] Parkinson L. Semejnaya mediaciya. - M: MCUPK, 2010.

[6] Parkinson L. Kogda rasstayutsya roditeli // Mediaciya i pravo. Posrednichestvo i primirenie. -2014. - № 2 (32). - S. 64-71.

[7] Tishchenko Yu.V., Figdor G., Havkina A.L. Opisanie opyta primeneniya vosstanovitel'noj medi-acii v razreshenii semejnyh konfliktov // Social'naya bezopasnost' i zashchita interesov sem'i v usloviyah

novoj obshchestvennoj real'nosti. - Perm', 2013. - S. 223-228.

[8] Hazanova M.A. Put' stanovleniya lichnosti // Mediaciya i pravo. Posrednichestvo i primirenie. -2008. - № 2. - S. 18-23.

[9] Hamitova I.Yu. Mezhpokolennye svyazi. Vli-yanie semejnoj istorii na lichnuyu istoriyu rebenka // Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza. -2013. - № 4. - S. 65-74].

[10] Hell D. Landshaft depressii. Integrativnyj podhod. - M.: Aleteja, 1999. - 280 s.

[11] Shamlikashvili C.A. Mediaciya - most na puti k zdorovomu i zrelomu obshchestvu // Mediaciya i pravo. Posrednichestvo i primirenie. - 2017. - № 1. - S. 12-47.

4

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.