Медиация в профессии Mediation in the profession
Научная статья
УДК 37.01
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-100-112
Петр Петрович Попов
Воронежский государственный технический университет, Ассоциация медиаторов «НОМ» г. Балашиха, Московская обл., Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9822-8833 e-mail: [email protected]
Виктор Сергеевич Гапченко
Коллегия медиаторов при Балашихинской ТПП
г. Балашиха, Московская обл., Россия ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0419-1265 e-mail: [email protected]
Арина Владленовна Игнатович
г. Красногорск, Московская обл., Россия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X e-mail: [email protected]
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА С МЕДИАТОРОМ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются эффективное разрешение семейных конфликтов при помощи медиации. Определены условия, обеспечивающие высокую эффективность этой процедуры. Приводятся данные психологов о том, что развод родителей выступает фактором, оказывающим негативное влияние на отношения с подростками. Рассмотрены эмпирические данные отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению бракоразводных процессов пар, имеющих детей подросткового возраста. Предполагается целесообразным внедрение в правовую практику в Российской Федерации приостановку судебного процесса и направление расторгающих брак супругов на предварительную встречу с медиатором. Перечислены преимущества и цели медиации. Подчеркивается, что благодаря обязательной предварительной встрече с медиатором внимание сторон будет обращено не только к их собственным потребностям, но и к потребностям несовершеннолетних.
Ключевые слова: медиация, медиатор, семейный конфликт, подростки, обязательная предварительная встреча
Для цитирования: Попов П.П., Гапченко В.С., Игнатович А.В. Обязательная предварительная встреча с медиатором как средство эффективного разрешения семейных конфликтов. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 5. P. 100-112
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-100-112 Original article
Peter P. Popov
Voronezh State Technical University Member of the Association of mediators «NOM» Balashikha, Moscow region, Russia Corresponding author. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9822-8833 e-mail: [email protected]
Viktor S. Gapchenko
Board of mediators at the Balashikha CCI Balashikha, Moscow region, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-0419-1265 e-mail: [email protected]
Arina V. Ignatovich
master of psychology and pedagogy, mediator ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X e-mail: [email protected] Krasnogorsk, Moscow region, Russia
MANDATORY PRELIMINARY MEETING WITH A MEDIATOR AS A MEANS OF EFFECTIVE RESOLUTION OF FAMILY CONFLICTS
Abstract. The article discusses the effective resolution of family conflicts using mediation. The conditions providing high efficiency of this procedure are determined. The data of psychologists are given that the divorce of parents is a factor that has a negative impact on relationships with adolescents. The empirical data of domestic and foreign studies devoted to the study of divorce processes of couples with adolescent children are considered. It is assumed that it would be expedient to introduce into legal practice in the Russian Federation the suspension of the trial and the direction of the dissolving spouses for a preliminary meeting with the mediator. The advantages and goals of mediation are listed. It is emphasized that due to the obligatory preliminary meeting with the mediator, the attention of the parties will be drawn not only to their own needs, but also to the needs of minors.
Keywords: mediation, mediator, family conflict, adolescents, mandatory preliminary meeting
For citation: Popov P.P., Gapchenko V.S., Ignatovich A.V. Mandatory preliminary meeting with a mediator as a means of effectively resolving family conflicts. Pedagogy: history, perspectives. 2020. Vol. 3. No.5. P. 100-112 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-100-112 (In Russ.)
Благодарность: коллектив авторов выражает свою благодарность членам «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» Глазунову Вячеславу Владимировичу и Соколовой Инне Александровне, а также сотрудникам Управления опеки и попечительства по Городскому округу Балашиха Министерства образования Московской области.
Acknowledgement: the team of authors expresses their gratitude to the members Of the"Commission on minors' A/fairs and protection of their rights» Glazunov Vyacheslav Vladimirovich and Sokolova Inna Alexandrovna, as well as employees Of the Department of guardianship and guardianship for the city district of Balashikha of the Ministry of education of the Moscow region.
Семья представляет собой систему, в которой проявляются семейные роли и строятся внутрисемейные отношения. Родителям важно демонстрировать своим детям культурные и цивилизованные модели поведения в трудных жизненных ситуациях, например, такие как медиация при разводе супругов.
Медиация - это понимающий аспект, который относится и к медиатору, и к процедуре. В последнее время многие ученые проводят различные исследования в русле данной проблемы. Л. Паркинсон, Д. Вайнстоун, Н. Робинсон, Ц.А. Шамликашвили, Н.В. Федоренко, Е.М. Фатыхова, Л.М. Дзюба, рассматривая медиацию как альтернативный способ урегулирования семейных конфликтов, охарактеризовали принципы медиации. Они раскрыли специфику добровольного участия, нейтральности медиатора, конфиденциальность процесса, главенство принципа самоопределения сторон. Медиация может быть эффективна, благодаря психологическим механизмам, которые в процессе проведения процедуры способствуют удовлетворению основных базовых потребностей сторон (пусть в усечённом виде). К сожалению, психологический климат в семье во время развода может быть неблагоприятный и может приводить к конфликтам супругов. При этом за конфликтами могут наблюдать подростки, что может приводить к сильным переживаниям и возникновению дистресса у подростков. Удовлетворение некоторой части базовых психологических потребностей разводящихся родителей, благодаря их участию в медиации и приближению к решению конфликта, может позволить обратить внимание родителей на потребностях их детей-подростков. Тем самым могут создаваться условия, при которых интересы и потребности подростков могут быть удовлетворены (пусть не полностью), что облегчает и уменьшает интенсивность переживаний подростков в ситуации развода родителей.
Развод родителей, как правило, становится фактором, оказывающим длительное, сильное и негативное влияние на отношения с подростками. По нашим данным, 52% разводившихся родителей отметили негативное влияние на детей в связи с разводом. Чем быстрее, тщательнее и экологичнее будут нивелированы негативные влияния развода родителей, тем лучше будет подросткам. В случае явно выраженных невротических расстройств у подростков, возникающих на фоне развода родителей необходима помощь соответствующих специалистов социально-психологических служб. Факторы эмоциональных нарушений у подростков представляют значительный интерес для понимания тех особенностей взаи-
модействия родителей с подростками, которые могут наносить существенный вред подросткам. В такой ситуации возникает необходимость в определённых формах разрешения конфликта, учитывающего проблемы не только взрослых, но и детей. Таким способом может быть медиация, так как процедура медиации направлена на восстановление, пусть в минимальной степени, партнерских отношений родителей, что позволяет увидеть и понять потребности и интересы всех участников этой драмы и позволяет реализовать стремления родителей к пониманию и помощи подросткам.
Можно сказать, что семейные медиации - это весьма многогранная тема, однако, несмотря на большую разнородность мнений и уникальность каждой истории, семейная медиация требует дальнейшего изучения и масштабного внедрения в правовую культуру современной России. Особенно если учитывать нами установленный факт, что 48% разводящихся признали, что никак не учитывали интересы детей при разводе. Вместе с тем уже сейчас очевидно, что возможности для медиации семейных конфликтов с участием подростков есть, и они могут быть реализованы лучше при введении обязательного направления на предварительную встречу с медиатором для всех родителей несовершеннолетних, обратившихся в суд по вопросу расторжению брака. С учетом принципа добровольности и на основании полученных данных в работе, вероятнее всего, медиации начнутся лишь в половине случаев. Однако благодаря внедрению в правовую культуру обязательной предварительной встречи с медиатором (далее - ОПВМ) будет обеспечено пристальное внимание разводящихся супругов не только к их собственным интересам, но также будет обращено внимание родителей к вопросам, затрагивающим интересы и потребности подростков и детей другого возраста.
Современные исследования доказывают эффективность применения медиации в разрешении семейных конфликтов. Семейные конфликты, связанные с разводом родителей и с участием подростков можно эффективно разрешать при создании необходимых условий. Зачастую во время развода родители не способны удовлетворить основные базовые потребности подростков - «в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении» [1]. «Чем быстрее, тщательнее и экологичнее будут проработаны и остановлены негативные влияния развода, тем лучше будет детям. На фоне развода родителей у подростков появляются невротические расстройства. В связи с этим возникает необходимость в специалистах социально-психологических служб. Облегчить и предотвратить проблемы подростков поможет участие в медиации разводящихся родителей. Таким средством может выступить введение ОПВМ. Оно учитывает интересы ребенка при создании приемлемых отношений между родителями, расторгающими брак [1].
Как правило, за период официального расторжения брака или раньше происходит разрыв в экономических отношениях супругов, и разводящиеся супруги принимают какие-то решения относительно места проживания совместных детей, выполнения родительских функций, участия в воспитании, материального содержания и финансового обеспечения совместных детей.
Продолжительность бракоразводного процесса на сегодня в РФ, согласно правой практике, составляет от 2 до 6 месяцев. И как указывает Паркинсон, вероятнее всего «медиация будет полезна и спорящим сторонам, настроенным на переговоры», так и сторонам не способным прийти к взаимному понимаю самостоя-
тельно, поскольку «в реальной жизни медиатору гораздо чаще приходится работать с партнерами, личное общение которых затруднено».
Фридман и соавторы указывают, что «конфликты лучше всего разрешаются тогда, когда удается выявить истинные интересы сторон, скрытые за внешними проявлениями эмоций». «Медиатор вместе со спорящими исследуют психологические, эмоциональные и ценностные проблемы, которые составляют истинную подоплеку конфликта, нередко отличающуюся от формулировки заявленной позиции». «Способность эффективно общаться друг с другом обычно бывает у них сильно нарушена». При этом авторы делаю акцент на том, что вопросы сотрудничества адвокатов и медиаторов во имя наиболее полноценной помощи участникам конфликта дают наиболее лучший результат [2]. Паола Доригони показала, что «Семейные споры можно назвать «круговыми» по природе. Несогласия в одном вопросе будут отражаться в других сферах. Я считаю, что первичная консультация с медиатором должна быть обязательной для всех сторон, которые хотят расстаться/развестись» [3].
Ю.В. Тищенко установил, что возможно «в значительной степени избежать многочисленных негативных последствий во взаимодействии между детьми и родителями, научая последних правильно слушать и понимать голос реальности» [4]. В том числе приводит данные собственного психологического исследования 20 матерей-одиночек, имеющих в отношениях с ребёнком проблемы. Делает вывод о том, что «Владение родителями навыками общения является немаловажным их качеством, способствующим развитию и формированию самосознания ребенка».
Л. Паркинсон указывает на 6 сфер, в которых происходит адаптация к разводу: эмоциональная, психологическая, правовая, экономическая, родительская сфера и общественные отношения [5]. При разводе каждая сторона, как правило, проходит эту адаптацию отдельно друг от друга. Однако, заключение соглашения не может является необходимым и обязательным условием завершения процедуры медиации, гораздо важнее, чтобы процедура началась, а как и когда ей заканчиваться лучше пусть решают стороны.
А.Л. Хавкина исследовала медиацию в разрешении семейных конфликтов. Она установила, что медиация является эффективным способом разрешения конфликтных и криминальных ситуаций, в работе с подростками и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации [6]. При налаженном взаимодействии, когда проблема еще не достигла своего пика, слаженная работа социальных учреждений, в которые направлялись дети и родители, в конфликтных ситуациях, где преобладает угроза физической и психологической безопасности, участие нейтральных медиаторов позволяют специалистам разных профессий оказывать качественную помощь нуждающимся. В условиях развода, по наблюдениям Л. Паркинсон, разводящиеся переполнены, как правило, горем и ощущением утраты, период острого эмоционального кризиса в котором разум сторон затемнен гневом и страданием при приглашении к медиации требует от медиатора особого чувства такта и осторожных формулировок. Приглашение собраться вместе и обсудить планы может быть отвергнуто как нереалистичное. В шкале стрессовых событий развод идет на втором месте, уступая только смерти. Считается что увольнение с работы и заключение в тюрьму сопряжено с меньшим стрессом. Осторожность необходима в той же степени, что и энтузиазм. Медиация - это не панацея и не всегда бывает уместна. С одной стороны, вмешательство компетент-
ных медиаторов на ранней стадии способно помочь избежать серьезных негативных последствий, с другой, партнеры могут быть еще не готовы к тому, чтобы принимать такую помощь.
Важно отметить, что по данным Ц.А. Шамликашвили для обеспечения высокой эффективности процедуры медиации необходимо выполнение следующих условий:
- участники медиации должны обладать соответствующей мотивацией;
- участники процедуры должны быть способными выразить свои интересы и потребности и иметь для этого равные возможности;
- иметь готовность к поиску совместного решения и проявлять гибкость;
- придерживаться принципа принятия - проявлять терпение и открытость в поиске конструктивного решения.
- помнить о личной ответственности спорящих сторон за конечный результат процедуры.
Следует понимать, что вопрос ответственности за принятые решения должен всегда оставаться на сторонах, и медиатор не должен превращаться в опекуна семьи. «Каждая семья уникальна: у неё своя культура, потребности, обстоятельства и взаимоотношения...» [7]. Вышеуказанные обстоятельства способны оказать существенное влияние на протекание и исход медиации. На основании этого необходимо осуществить значимую и глобальную работу по изменению вышеуказанного мировосприятия среди большинства наших сограждан, чтобы в результате ответственность за принятые родителями решения при расторжении брака (особенно родителями несовершеннолетних) осознавалась ими в максимальном объеме, что позволяло бы учитывать действительные интересы подростков. Кроме того, в подростковом возрасте по-прежнему важно удовлетворение потребности в принадлежности, которая может удовлетворяться благодаря медиации конфликта между родителями в силу улучшения взаимодействия между ними. Поэтому потеря семейной целостности семьи, в которой ребенок жил до подросткового возраста, часто становится более сильным психотравмирующим фактором, нежели такая же ситуация для детей более младшего возраста. Интенсивность отрицания и претензий в подростковом периоде является достаточно точным индикатором степени незавершенных эмоциональных связей с родителями.
Ц.А. Шамликашвили рассматриваются возможности интеграции суда и медиации на примере ряда западных стран. Указаны возможности и преимущества медиации как способа разрешения споров. Процесс медиации и медиативный подход способствуют переживанию спорящими сторонами их собственной силы, постепенному приобретению опыта. Относительно создания в медиации доверительно атмосферы можно сослаться на работы Ц.А. Шамликашвили и С.В. Харитонова: они поддерживают «идею о введении обязательной процедуры медиации до принятия решения в суде общей юрисдикции о расторжении брака». «До сих пор сохраняется норма, которая обязывает судью предоставить время для размышления, для обдумывания и примирения. Но чтобы это время не было потрачено впустую, надо с пользой потратить его на медиацию.» «Медиация - это как раз та самая процедура, которая учит мириться правильно, на законных основаниях и со взаимной выгодой.» [7].
В Калифорнии обязательная медиация установлена с 1981: «примерно 20 -30% разводящихся семей передают споры об опеке детей на рассмотрение суда и,
следовательно, обязаны пройти медиацию. Половина из этих споров полностью разрешается, а две трети разрешаются частично.
Более того СК РФ в п.1 ст. 8 «предусмотрено, что защита семейных прав граждан осуществляется только судом, иными государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства». В цитируемой работе автор впервые в теории семейного права проводит исследование расторжения брака, не только супругов, но и других членов семьи, а также обосновывает применение медиации как особой «формы защиты семейных прав граждан при рассмотрении судом дел о расторжении брака». «Одним из основных начал семейного законодательства является разрешение внутрисемейных споров по взаимному согласию, в связи с чем субъекты семейных правоотношений могут использовать любые не противоречащие закону средства..., стремясь к достижению согласия в семье.».
Измайлов утверждает, что «в настоящее время объективно существует потребность в совершенствовании института расторжения брака с точки зрения установленных государством процедур частным интересам супругов и иных субъектов семейных правоотношений», безусловно, к «иным субъектам семейных правоотношений» можно отнести подростков и несовершеннолетних детей расторгающих брак родителей. Интересы несовершеннолетних при существующем порядке расторжения брака в суде обеспечиваются не в полной мере, несмотря на то, что суд может вынести решение о раздельном проживании ребенка с одним из родителей. Как правило, такое решение суда удовлетворяет скорее и в большей степени интересы супруга, с которым остаются проживать несовершеннолетние, но отнюдь не интересы самих подростков и несовершеннолетних детей. Более того, несмотря на раздельное проживание одного из родителей, суд вправе привлечь родителя, проживающего отдельно от ребенка, к обязанностям по содержанию ребенка как в несении дополнительных расходов на ребенка фактически понесенных так и «в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем» [8].
Измайлов делает вывод, что расторжение брака в суде, когда один из супругов против развода, есть потребность в обсуждении варианта обязательного применения медиации. Введение цивилизованных и гуманных способов разрешения семейных конфликтов с участием подростков посредством внедрения ОПВМ, является важным шагом по гармонизации внутри семейных и общественных отношений через пример социально приемлемых поведенческих стратегий в ситуации конфликта интересов и личностей.
По мнению Овчаровой, родительское влияние на подрастающее поколение осуществляется «постоянно». Введение ОПВМ может способствовать конструктивному, целенаправленному и позитивному «психолого-педагогическому формированию» осознанного родительства. Тогда как «затянувшийся конфликт между родителями - независимо от того, разъехались они или продолжают жить вместе - является серьезной предпосылкой для появления у ребенка трудностей психологического характера». «Даже те родители, которых обуревает гнев или захлестывает обида, обычно утверждают, что благополучие детей является для них главным делом. Медиатор должен помочь родителям отделить боль и гнев, которые они испытывают из-за разрыва отношений, от добрых побуждений, без которых невозможно построить доверительные детско-родительские отношения и наладить взаимопонимание между бывшими супругами, которое позволит им успешно выполнять свои родительские обязанности.» [9].
По нашим наблюдениям многие семейные конфликты в суде разбираются в атмосфере нарушенной коммуникации, когда зачастую стороны, по сути, общаются только в рамках судебного процесса. Однако, правила, порядок и специфика судебного заседания зачастую не позволяют ни сторонам, ни судье внести в обсуждение и рассмотрение целый ряд вопросов, не имеющих прямого отношения к заявленному иску, но способных оказывать существенное влияние на поведение и мотивы сторон, например, вопросы эмоционального характера и человеческих взаимоотношений. Один из опрошенных нами экспертов по медиации - действующая судья - в ответ на вопрос: как вы понимаете, что сторонам лучше уйти на медиацию, отвечает: «Когда ответчик или истец, или обе стороны прямо в процессе начинают говорить о вещах и явлениях, не прописанных в исковом заявлении или имеющих очень косвенное отношение к теме иска, я понимаю, что лучшим решением для сторон будет направление этого дела на медиацию». По сути, обозначая индикаторы, показывающие, что сторонам показана медиация.
Для сбора необходимой доказательной базы необходимо создать пилотный проект по внедрению ОПВМ для дел, находящихся в суде как минимум в нескольких регионах РФ, с обязательной обратной связью всех сторон, участвовавших в ОПВМ и участием судейского сообщества, возможно, с участием как головного учреждения в данном исследовании Федерального института медиации. Подростки имеют свои специфические потребности при разводе родителей, которые требуют пристального внимания со стороны взрослых. К сожалению, как правило, взрослым в это время не хватает ресурса для удовлетворения собственных потребностей. Часто родителям не хватает также и ресурсов для удовлетворения потребностей детей и подростков. Именно поэтому, необходимо вводить ОПВМ для разводящихся пар не только с детьми младшего и среднего возраста, но и для пар, имеющих детей-подростков на момент расторжения брака. Такой акцент современной медиации на интересах и потребностях каждой стороны (особенно при разрешении семейных конфликтов с участием подростков) нам кажется наиболее оптимальным по сравнению с судебным состязательным процессом. А для того чтобы обращение к медиации приобрело массовый характер, необходимо вводить обязательные предварительные медиативные встречи для сторон, обратившихся в суд по любым семейным спором, и особенно по вопросам, касающихся интересов несовершеннолетних и подростков. Обязательная предварительная встреча с медиатором или обязательная предмедиация, может быть введена и в тех случаях, когда одна из сторон пытается обжаловать судебное решение, то есть, когда имеется явное несогласие какой-либо стороны с вынесенным судом первой инстанции решением.
Система разрешения споров во всем цивилизованном мире претерпевает изменения. Ц.А. Шамликашвили призывает думать о медиации еще до возникновения спора, даже до появления причин для разногласий [8]. Она указывает, что главным преимуществом решения, в том числе семейных споров через медиацию, является то, что участники конфликта приходят к решению, выгодному для всех сторон, иными словами, все остаются в выигрыше, что позволяет спорщикам в дальнейшем продолжить сотрудничество, а не поставить точку во взаимоотношениях. Возможность разрешать сложные споры делает медиацию нужной.
Однако автор отмечает, что люди медленно узнают о медиации! В большинстве стран, где она распространена, понадобилось немало лет на ее становление. А вот в Англии медиация «вошла в моду» буквально за несколько лет, и сейчас о ней
знают практически все. Как это получилось? А очень просто. Там для некоторой категории споров приняли закон, по которому спорщики обязаны до суда обратиться к медиатору. Многие ученые отмечают целесообразность рассмотрения семейных конфликтов не только в рамках судебного процесса, но и в процедуре медиации, более того эти процессы часто могут быть как связаны между собой, так и идти параллельно друг другу. Более точным и отвечающим содержанию обязательного направления судом разводящихся родителей на предварительную медиацию будет словосочетание или термин «обязательное предложение пред медиации». Коннотация слова «предложение» подразумевает определенную свободу выбора того, кому поступает предложение, то есть свободу принимать предложение или нет. В этом случае мы в большей мере соблюдаем такой принцип медиации, как добровольность. Коннотация слова «обязательное» выражает процедурную необходимость для суда: всегда предлагать пред медиацию каждой расторгающей брак семье, имеющей детей.
На основе рассмотренных эмпирических данных отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению бракоразводных процессов пар, имеющих детей подросткового возраста, можно сделать вывод, что медиация уместна и может быть эффективна при урегулировании семейных конфликтов. Ниже перечислены преимущества и цели медиации, которые могут способствовать наиболее полной защите прав подростков и несовершеннолетних других возрастных групп при расторжении брака их родителями.
Преимущества медиации:
- разрешение конфликта без суда на добровольной и равноправной основе, в безопасной психологической атмосфере с экономией времени, денег, эмоциональных сил и энергии;
- конфликт рассматривается строго конфиденциально;
- решение принимается только самими сторонами, с учетом удовлетворения интересов каждого участника спора.
Целями медиации являются:
- содействие в выработке решения, соответствующего принципам медиации и рассмотрение варианта разрешения спора, устраивающего обе стороны медиации;
- снижение уровня конфликтности сторон, содействие в изменении отношений между сторонами.
Медиация может быть эффективна, благодаря психологическим механизмам, которые в процессе проведения процедуры способствуют удовлетворению основных базовых потребностей сторон, пусть в усечённом виде.
К сожалению, психологический климат в семье во время развода может быть неблагоприятный и может приводить к конфликтам супругов. При этом за конфликтами могут наблюдать подростки, это может приводить к сильным переживаниям и возникновению дистресса у подростков. Удовлетворение некоторой части базовых психологических потребностей разводящихся родителей благодаря их участию в медиации и приближению к решению конфликта может позволить обратить внимание родителей на потребностях их детей-подростков. Тем самым могут создаваться условия, при которых интересы и потребности подростков могут удовлетворятся, пусть не полностью, что облегчает и уменьшает интенсивность переживаний подростков в ситуации развода родителей. Развод родителей,
как правило, становится фактором, оказывающим длительное, сильное и негативное влияние на отношения с подростками. По нашим данным, 52% разводившихся родителей отметили негативное влияние на детей в связи с разводом. Чем быстрее, тщательнее и экологичнее будут нивелированы негативные влияния развода родителей, тем лучше будет подросткам. В случае явно выраженных невротических расстройств у подростков, возникающих на фоне развода родителей необходима помощь соответствующих специалистов социально-психологических служб.
Можно сказать, что семейные медиации - это весьма многогранная тема, однако, несмотря на большую разнородность мнений и уникальность каждой истории, семейная медиация требует дальнейшего изучения и масштабного внедрения в правовую культуру современной России. Особенно если учитывать нами установленный факт, что 48% разводящихся признали, что никак не учитывали интересы детей при разводе. Вместе с тем уже сейчас очевидно, что возможности для медиации семейных конфликтов с участием подростков есть, и они могут быть реализованы лучше при введении обязательного направления на предварительную встречу с медиатором для всех родителей несовершеннолетних, обратившихся в суд по вопросу расторжению брака. С учетом принципа добровольности и на основании полученных данных в работе, вероятнее всего, медиации начнутся лишь в половине случаев. Однако, благодаря внедрению в правовую культуру ОПВМ, будет обеспечено обращение пристальное внимание разводящихся супругов не только их собственным интересам, но также будет обращено внимание родителей к вопросам, затрагивающим интересы и потребности подростков и детей другого возраста.
Нами было установлено, что 69% родителей в период развода прибегают к помощи третьих лиц при решении вопросов, возникающих в связи с расторжением брака, а также в целях наиболее полной защиты прав подростков и несовершеннолетних других возрастных групп при расторжении брака их родителями, Учитывая это, считаем целесообразным внедрение в правовую практику в Российской Федерации приостановку судебного процесса и направление расторгающих брак супругов на предварительную встречу с медиатором. Для этого необходимо внести ряд изменений в законодательные акты, что требует в дальнейшем детального изучения и тщательной проработки. Благодаря такой обязательной предварительной встрече с нейтральным медиатором внимание сторон будет обращено не только к их собственным потребностям, но и к потребностям несовершеннолетних, а также сторонам будет предоставлена информация о возможностях процедуры медиации и проведена оценка необходимости и возможных перспектив применения медиации в конкретном случае.
Итогом обязательной предварительной медиативной встречи может явиться добровольное согласие сторон на проведение процедуры медиации, либо добровольный отказ от процедуры. После ОПВМ и случившейся медиации возможно продолжить судебный процесс, если в таковом останется необходимость. С высокой долей вероятности, на основе опыта зарубежных медиаторов, введение ОПВМ поможет разгрузить суд по семейным вопросам, обеспечить наиболее полную защиту прав несовершеннолетних и предоставит гражданам возможность разрешать конфликты, связанные с расторжением брака наиболее гуманным, справедливым и взаимовыгодным образом через процедуру медиации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Гапченко В. Особенности проведения медиации в разрешении семейных конфликтов с участием подростков с.128 - 129 http://fimvestnik.ru/wp-content/uploads/2018/12/Gapchenko_4_2018.pdf
2. Фридман Г., Химмельстайн Д. Вызов конфликту. Понимающий подход в медиации. М.: МЦУПК, 2014. — 352 с
3. Паола Доригони «Медиация и право. Посредничество и примирение», № 1 (27), 2013 http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14517.html .
4. Тищенко Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка Вестник Краунц. Гуманитарные науки eLIBRARY ID: 33688383 Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский) №1 (13), 2009 - https ://elibrary.ru/item.asp?id=16862335
5. Паркинсон Л. Семейная медиация: [перевод] / Л.Паркинсон. - Москва: ООО "Межрегиональный центр упр. и политического консультирования, 2010. -400 с.: ил., табл.; 22 см. - (Медиация и право).; ISBN 978-5-98872-012-6 (Медиация и право).
6. Хавкина А.Л. Описание опыта применения восстановительной медиа-ции в разрешении семейных конфликтов // Социальная безопасность и защита интересов семьи в условиях новой общественной реальности. Пермь, 2013. -С. 223, - 228 с.
7. Медиация: теория, практика, перспективы развития. Сб. материалов научно-практической конференции (13-14 апреля 2017 г. Москва) / отв. ред. О.П. Вечерина. М.: ФГБУ «ФИМ», 2017. - 178 с.
8. Шамликашвили Ц.А. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. Издательство: ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2006. - 86 с.
9. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2015. - 368 с.
REFERENCES
1. Gapchenko V. Features of mediation in resolving family conflicts involving adolescents. p. 128-129. Available at:http://fimvestnik.ru/wp-content/uploads/2018/12/Gapchenko_4_2018.pdf
2. Friedman G., Himmelstein D. Calling a conflict. Understanding approach in mediation. M.: ICUPK, 2014. 352 p.
3. Paola Dorigoni " Mediation and law. Mediation and reconciliation", No. 1 (27), 2013. Available at: http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14517.html .
4. Tishchenko Yu. V. Factors of family influence on the formation of child's self-consciousness Vestnik Kraunts. Humanities eLIBRARY ID: 33688383 Kamchatka state University. Vitus Bering (Petropavlovsk-Kamchatsky) No. 1 (13), 2009. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16862335
5. Parkinson L. Family mediation: [translation]. L.Parkinson. Moscow: LLC " interregional center for administrative and political consulting, 2010. 400 p.: ill., table.; 22 cm. (Mediation and law); ISBN 978-5-98872-012-6 (Mediation and law).
6. Khavkin, A. L., Description of experience with recovery media-tion in the resolution of family conflict. Social security and protection of family interests in the new social reality. Perm, 2013. P. 223, 228 p.
7. Mediation: theory, practice, development prospects. Collection of materials of the scientific and practical conference (April 13-14, 2017, Moscow). ed. by O. p. Vech-erina. M.: fgbu "FIM", 2017. 178 p.
8. Shamlikashvili TS. a. Mediation as a method of out-of-court dispute resolution. Publisher: interregional center for management and political consulting, 2006, 86 p.
9. Ovcharova R. V. Psychology of parenthood: textbook. manual for students. higher. studies'. Moscow: Akademiya, 2015, 368 p.
Информация об авторах: Попов Петр Петрович - магистрант кафедры жилищно-коммунального хозяйства факультета инженерных систем и сооружений ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», тренер-медиатор, член Ассоциации медиаторов «НОМ»; г. Балашиха, Московская обл., Россия, SPIN-kod: 4992-7974
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9822-8833 e-mail: [email protected]
Гапченко Виктор Сергеевич - председатель Коллегии медиаторов при Балаши-
хинской ТПП профессиональный медиатор
г. Балашиха, Московская обл., Россия
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0419-1265
e-mail: [email protected]
Игнатович Арина Владленовна, магистр психологии и педагогики, медиатор, воспитатель МБДОУ д/с № 49 г. Красногорск «Золотая рыбка» г. Москва, Россия
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X [email protected]
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Вклад авторов в работу: Попов П.П. - сбор информации Гапченко В.С. - проведение медиации Игнатович А.В. - обработка результатов
Information about the authors: Popov Peter Petrovich, Master's Student of the Department of Housing and Communal services of the Faculty of Engineering Systems and Structures of the Voronezh State Technical University, Coach-mediator, Member of the Association of mediators «NOM»; Balashikha, Moscow region, Russia Corresponding author.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9822-8833 e-mail: [email protected]
Gapchenko Viktor Sergeevich, Chairman of the Board of mediators at the Balashikha CCI.
professional mediator
Balashikha, Moscow region, Russia
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0419-1265
e-mail: [email protected]
- lll -
Arina Vladlenovna Ignatovich, master of psychology and pedagogy, mediator, kindergarten teacher No. 49, Krasnogorsk " Goldfish» ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X [email protected] Moscow, Russia
Authors Contributions: Popov P.P. - collecting information Gapchenko V.S. - conducting mediation Ignatovich A.V. - processing results
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 01.10.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 11.10.2020
Принята к публикации / Accepted for publication: 23.10.2020
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests.