Научная статья на тему 'Медиация в ситуации конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей'

Медиация в ситуации конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3835
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВОД / ТЕХНОЛОГИЯ МЕДИАЦИИ / ПОЗИЦИЯ ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАНТА / ПОЗИЦИЯ МЕДИАТОРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ МЕДИАТОРА / ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕДИАЦИИ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА / DIVORCE / TECHNOLOGY OF MEDIATION / THE POSITION OF A COUNSELING PSYCHOLOGIST / THE POSITION OF A MEDIATOR / PSYCHOLOGICAL REQUIREMENTS TO THE MEDIATOR / INDICATIONS AND CONTRAINDICATIONS FOR APPLYING MEDIATION IN A DIVORCE SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клюева Надежда Владимировна

Развод и его психологические последствия актуальная проблема современного российского общества. В психологической литературе представлено немало исследований, посвященных анализу причин и факторов, приводящих к разводу, однако практике работы психолога с разводящейся семьей (особенно с несовершеннолетним ребенком) уделено недостаточно внимания. Под семейной медиацией понимается процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта (в частности, парам на грани расставания и развода) улучшить взаимодействие друг с другом и принимать приемлемые для обеих сторон осознанные решения, связанные с расставанием / разводом, детьми, а также по финансовым или имущественным вопросам. Выделены причины, которые мешают внедрению технологии медиации в работу с разводящимися семьями: неготовность супругов (преимущественная ориентация на рассмотрение дел в суде); невладение многими психологами технологией медиации; сопротивление применению медиации как инновационной технологии; ориентация родителей на манипулятивные и силовые стратегии поведения в ситуации конфликта. Опрос экспертов (психологов, адвокатов и медиаторов) позволил выявить общее и отличное в восприятии возможностей медиации при работе с семьями. Исследование шести семей на этапе их подготовки к разводу позволило выявить психологические особенности сторон (участников) конфликта; условия и предмет конфликта; действия его участников; динамические характеристики и исход конфликта между супругами/родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION IN A CONFLICT BETWEEN THE SPOUSES WITH UNDERAGE CHILDREN

Divorce and its psychological effects represent actual problems of modern Russian society. Modern psychological science presents a lot of research on the analysis of the causes and factors that lead to divorce. At the same time, the practice of a psychologist working with divorcing families, especially with a minor child, is not given enough attention. Family mediation is understood as a process in which an independent third party helps participants of a family conflict (especially couples on the verge of separation and divorce) to improve communication with each other and make acceptable to both parties informed decisions on issues relating to parting / divorce, children, financial or property matters. The reasons that hinder the implementation of mediation in work technology with divorcing families are outlined. Among them are unpreparedness of spouses (the preferred orientation for consideration of cases in court), lack of mediation technology skills in many psychologists, resistance to the use of mediation as an innovative technology, the orientation of parents to manipulative and power behavior strategy in conflict situations. Experts’ poll (psychologists, lawyers and mediators) revealed the general and the specific in the perception of mediation opportunities in working with families. A study of six families living in the preparatory to divorce phase revealed psychological characteristics of the parties (members) of the conflict; conditions and the subject of conflict; actions of conflict participants; dynamic characteristics and outcome of the conflict between spouses / parents.

Текст научной работы на тему «Медиация в ситуации конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей»

80_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 316.6 Н.В. Клюева

МЕДИАЦИЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА МЕЖДУ СУПРУГАМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Развод и его психологические последствия - актуальная проблема современного российского общества. В психологической литературе представлено немало исследований, посвященных анализу причин и факторов, приводящих к разводу, однако практике работы психолога с разводящейся семьей (особенно с несовершеннолетним ребенком) уделено недостаточно внимания.

Под семейной медиацией понимается процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта (в частности, парам на грани расставания и развода) улучшить взаимодействие друг с другом и принимать приемлемые для обеих сторон осознанные решения, связанные с расставанием / разводом, детьми, а также по финансовым или имущественным вопросам. Выделены причины, которые мешают внедрению технологии медиации в работу с разводящимися семьями: неготовность супругов (преимущественная ориентация на рассмотрение дел в суде); невладение многими психологами технологией медиации; сопротивление применению медиации как инновационной технологии; ориентация родителей на манипулятивные и силовые стратегии поведения в ситуации конфликта. Опрос экспертов (психологов, адвокатов и медиаторов) позволил выявить общее и отличное в восприятии возможностей медиации при работе с семьями. Исследование шести семей на этапе их подготовки к разводу позволило выявить психологические особенности сторон (участников) конфликта; условия и предмет конфликта; действия его участников; динамические характеристики и исход конфликта между супругами/родителями.

Ключевые слова: развод, технология медиации, позиция психолога консультанта, позиция медиатора, психологические требования к личности медиатора, показания и противопоказания к проведению медиации в ситуации развода.

Семья - значимый социальный институт, а семейная жизнь - одна из самых важных составляющих жизни человека. Однако многие семейные функции со временем нарушаются, изменяются психологические установки супругов на сохранение брака. В некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз.

Право на развод с давних времен было предметом обсуждения в любом обществе. Признание такого права, то есть свободы людей не только заключать браки, но и расторгать их, - одно из доказательств демократизации общества.

Развод как расторжение брака есть юридическое прекращение его при жизни супругов. Он представляет собой ненормативный кризис семьи, состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы и требующее реорганизации семьи как системы. Как правило, ему предшествуют неоднократные попытки супругов расстаться. Развод и его психологические последствия - это актуальная проблема современного российского общества.

Задача психологии - анализ причин и факторов, приводящих к разводу. Для психологической практики важно определить ресурсы сохранения отношений между родителями, даже если супружеские отношения завершены, если семья имела детей.

Период развода связан с юридическим оформлением нового статуса семьи, признанием прекращения действия прежних прав и обязательств супругов в связи с расторжением брака и принятием новых обязательств по сохранению родительских функций. Продолжительность этого периода определяется правовыми нормами (от 2 до 5-6 месяцев в зависимости от наличия в семье детей и добровольности решения о разводе обоими супругами). Развод - не просто проставление штампа в паспорте как процедура юридического оформления нового семейного статуса, но и оформление экономического разрыва, а также соглашения об участии супругов в воспитании детей.

Если родители не достигают взаимного согласия о том, с кем останутся проживать дети и как будет обеспечена реализация права одинокого родителя на воспитание детей, решение принимает суд. Именно он решает, с кем из родителей останутся дети, принимая во внимание различные факторы: возраст и пол родителей; эмоциональную привязанность детей к родителям и другим членам семьи; материальные условия и финансовое обеспечение, которые может предоставить детям каждый из родителей (при условии финансовой поддержки второго родителя); возможности реализации ро-

Медиация в ситуации конфликта между супругами.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

81

2016. Т. 26, вып. 2

дителями воспитательной функции; состояние соматического и нервно-психического здоровья родителей и их правовой статус (дееспособность, гражданство, административные правонарушения, нахождение под следствием или в исправительно-трудовом учреждении и пр.).

В случае необходимости проводится психолого-педагогическая экспертиза, заключение которой носит рекомендательный характер. Основой принятия решения о том, с кем останутся дети, является принцип защиты интересов и психического здоровья и развития ребенка. К участию в принятии такого решения привлекаются органы опеки, на которые возлагается контроль его осуществления. Нередко принятие решения о реализации родительских прав затягивается на долгое время, вплоть до нескольких лет, причем его практика основана на анализе характера первичной привязанности ребенка.

В настоящее время в практике работы юристов и психологов все больше используется технология медиации. Она пока не стала широко распространенной, в том числе, и по психологическим причинам: не информированность и неготовность супругов обращаться для решения конфликтов к процедуре медиации, не владение специалистов технологией медиации, сопротивление применению медиации, как инновационной технологии, ориентация родителей на манипулятивные и силовые стратегии поведения в ситуации конфликта.

Медиация - это особая форма посредничества, при которой медиатор играет роль третьей беспристрастной стороны, оказывающей спорящим сторонам, добровольно участвующим в процедуре медиации, содействие в выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения. Особенность медиации, как посреднической процедуры, в том, что спорящие стороны добровольно участвуют в процессе урегулирования спора, совместными усилиями вырабатывают возможные варианты его разрешения. Медиатор не предлагает своих версий готовых решений. Он лишь ведет и направляет процесс взаимодействия сторон, создавая условия для лучшего понимания спорящими как себя, так и друг друга.

Под семейной медиацией будем понимать процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта (в частности, парам на грани расставания и развода) улучшить взаимодействие друг с другом и принимать приемлемые для обеих сторон осознанные решения по вопросам, связанным с расставанием / разводом, детьми, а также по финансовым или имущественным вопросам [3. С. 18].

Обозначим основные отличия медиации от судебного разбирательства (табл. 1) [4. С. 7-9].

Таблица 1

Отличия медиации от судебного процесса

Суд Медиация

Формальный процесс Неформальная процедура

Публичный процесс Конфиденциальная процедура

Контролируется государством Основана на автономности участников

Ориентирован на повод к конфликту Ориентирован на личные убеждения и субъективные интересы сторон

Ориентирован на реализацию правовых позиций Ориентирован на объединение различных интересов

Ориентирован на прошлое Нацелен на создание взаимоприемлемого будущего

Обязательное применение права Использование права по усмотрению сторон

Ориентирован на победу одной из точек зрения Уважение различий, интересов, точек зрений друг друга

Использование слабости позиции другой стороны в целях собственного выигрыша Принятие собственной слабости (и слабости других) как переломной точки в споре, когда приходит осознание необходимости привлечения помощи со стороны

Стратегия в духе «выигрыш-проигрыш» Решение в духе «выигрыш-выигрыш»

На основании сравнительного анализа процедуру медиации можно определить как структурированный процесс, обеспечивающий ведение конструктивных переговоров между вовлеченными в спор сторонами с целью разрешения проблемы и возможного достижения соглашения об урегулировании споров. Ведение процедуры осуществляет нейтральное беспристрастное лицо - медиатор.

Функции медиатора изложены в табл. 2.

82_Н.В. Клюева_

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таблица 2

Действия медиатора

Что делает профессиональный медиатор? Чего не делает профессиональный медиатор?

Создает комфортную доверительную обстановку Не выносит решения по спору

Остается нейтральным, беспристрастным и непредвзятым на протяжении всего процесса переговоров Не выясняет кто прав, кто виноват

Поддерживает стороны в высказывании своих точек зрения и видении существа дела Не оказывает давление на участников конфликта

Обеспечивает равное участие и возможности сторон в процедуре медиации Не навязывает сторонам своего мнения по поводу путей разрешения конфликта

Организует процесс переговоров Не раскрывает информации, полученной во время процедуры медиации

Содействует сторонам в поиске креативных решений по спору Не консультирует стороны по правовым вопросам

Помогает сторонам в формулировании окончательных договоренностей Не оказывает сторонам психологическую помощь

Правовой базой медиации являются Федеральный Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. № 193-Ф3; Федеральный Закон «О внесении изменений в закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010г. № 194-ФЗ; Кодекс медиаторов России, утвержденный 25.10.2012 г. Протоколом №5 Президиума НП «Национальная организация медиаторов»; Европейский кодекс поведения медиаторов.

Главные предпосылки медиации - нацеленность сторон на мирное разрешение спора и добровольность их участия в процедуре медиации. Лишь объединив усилия, чтобы разрешить проблему, вместо восприятия оппонента как противника, участники спора могут рассчитывать на достижение договоренностей, основанных на взаимном согласии - консенсусе. Достигнув консенсуса, участники спора заключают такое соглашение, которое позволяет им конструктивно выстраивать дальнейшие взаимоотношения и совместную деятельность.

В основе развода лежит конфликт, который самостоятельно разрешить супруги не смогли. Для того, чтобы они вошли в медиативный процесс, необходимо понять природу конфликта Продуктивен, с нашей точки зрения, является структурный анализ конфликта, предложенной Н.В. Гришиной [1. С. 182-186]. Элементы, выделенные ею в конфликте (стороны (участники) конфликта, условия и предмет конфликта, действия участников исход (результат) конфликта), далее будут развернуты в эмпирическом исследовании.

Стороны (участники) семейного конфликта. В конфликтологической литературе их также называют противостоящими сторонами, реже - конкурентами или соперниками. Иногда их именуют противниками, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу враждующих противников. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников конфликта. В этой связи важно иметь в виду не только его непосредственных участников - тех, между кем развивается конфликтное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и чья позиция может влиять на исход конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как косвенные участники данной конфликтной ситуации. В контексте данной работы сторонами конфликта будут супруг и супруга или, в случае состоявшегося развода, - бывший супруг и бывшая супруга. Для понимания природы супружеского конфликта необходимо охарактеризовать отношения супругов в семье. Отношения между супругами могут быть непримиримыми и даже враждебными по отношению друг к другу, когда отсутствует желание идти на уступки. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи (кризисная семья). Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов (конфликтная семья). Есть семьи, в которых длительно существуют трудности, наносящие ощутимый удар стабиль-

Медиация в ситуации конфликта между супругами. 83

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 2

ности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятны обострение взаимоотношений, появление эмоционально-личностных и даже психических расстройств у одного или обоих супругов (проблемная семья). Есть семьи, в которых у супругов вследствие психологических трудностей отмечаются повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции, не адекватные ситуации, повышенная агрессивность и др. (невротическая семья).

Условия конфликта. Ситуация взаимодействия супругов, независимо от их отношения к ней, занимаемой ими субъективной позиции, оценки своих отношений и т. д., может быть объективно охарактеризована как ситуация позитивной взаимозависимости (кооперативная ситуация) или как противоречивая или негативная взаимозависимость (конкурентная ситуация). Среди основных причин супружеских конфликтов можно выделить: 1) психосексуальную несовместимость супругов; 2) неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера; 3) неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания; 4) пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т. д.); 5) неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т. д.; 6) различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др. Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, то есть изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположные полюса этого изменения - полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Предмет конфликта. Предмет конфликта - то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предмет конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предметом конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетнего ребенка, чаще всего бывает участие в воспитании ребенка. Если супруги находятся в браке, переживают кризис, то ребенок часто играет роль «яблока раздора», объектом, по поводу которого супруги высказывают друг другу свое недовольство. Если же они уже расстались, ребенок может стать объектом манипуляций того родителя, с которым он остается. Чтобы предотвратить те или иные неблагоприятные последствия, родителям ребенка необходимо понимать, что ребенок, вовлеченный в конфликт, получает психологическую травму. Чтобы не допустить этого, нужно стараться понять истинные потребности друг друга, не подменяя их взаимными обвинениями по поводу ребенка.

Действия участников конфликта. Структурным компонентом конфликта, без которого он просто не мог бы существовать, являются также действия его участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждают говорить не столько о действиях отдельных людей, сколько об их взаимодействии. Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показатели скрытого конфликта - демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.

Исход конфликта представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в конечном счете, определяющий его направленность. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов зависит, в первую очередь, от умения супругов слышать друг друга, понимать, разговаривать друг с другом и во вторую очередь - «не выносить сор из избы», то есть не втягивать в конфликт друзей и близких.

Отдельно остановимся на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод. Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что ом-

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

рачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам. Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с его последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии.

Цель нашего исследования - выявить возможности разрешения конфликтов супругов, находящихся на грани развода, когда еще есть вероятность сохранения семьи. Психологу важно понять, на каком уровне находится конфликт, возможность ли его разрешение посредством переговоров. У бывших супругов, имеющих несовершеннолетних детей и находящихся в конфликте, тоже, на наш взгляд, есть возможность его разрешения путем переговоров. Именно поэтому понимание структуры конфликта психологом-консультантом может способствовать эффективному его разрешению.

Характеристика эмпирического исследования. В 2015 г. совместно с К.Е. Казанцевой нами было проведено исследование с целью изучения возможностей медиации для разрешения брачно-семейных конфликтов супругов, имеющих несовершеннолетних детей [2].

Эмпирические задачи исследования:

- выявить мнение экспертов (психологов, медиаторов и юристов) относительно сущности и условий применения медиации при работе с разводящимися семьями;

- выявить возможности медиации через использование метода «case-study» при работе с разводящимися семьями.

Методы исследования: экспертный опрос, метод «case-study».

Выборка: в исследовании приняли участие 15 экспертов:

- 5 психологов (стаж работы не менее 5 лет; имею. опыт семейного консультирования; работают в психологических Центрах и образовательных учреждениях г. Ярославля);

- 5 юристов (стаж работы не менее 5 лет; работают в суде, адвокатских образованиях, в Правительстве Ярославской области, имеют опыт консультирования семей);

- 5 медиаторов (стаж работы не менее 6 месяцев; применяют медиацию в практике работы; члены коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Ярославской области);

- Шесть семей, находящихся в ситуации развода.

На первом этапе исследования был проведен опрос экспертов: психологов, юристов, медиаторов, принимающих участие в разрешении семейных конфликтных ситуаций, со следующими целями:

1. С какими видами семейных конфликтов работают эксперты?

2. Какими способами они разрешают семейные конфликты?

3. Какими знаниями должен обладать специалист в разрешении семейного конфликта?

4. Какими навыками должен обладать специалист?

5. Как применяются психологические знания специалистав процедуре медиации?

Результаты опроса экспертов. Среди конфликтов, которые эксперты разрешают, все назвали

конфликты, происходящие между супругами, имеющими несовершеннолетних детей и находящимися в ситуации развода. Из способов разрешения конфликтов такого рода, все эксперты называют ведение переговоров. Психологи, юристы и медиаторы считают необходимым для разрешения конфликта обладать знаниями в области семейной психологии и конфликтологии, навыками ведения переговоров и коммуникативными.

Психологи в процедуре медиации применяют свою способность наблюдать за поведением сторон, интерпретировать и выдвигать гипотезы относительно динамики конфликта. Вместе с тем, эти навыки иногда отвлекают психолога от ведения процедуры медиации. Такие навыки, как саморегуляция, управление эмоциями, психологическая поддержка, способны воодушевить стороны и наделить их силой самостоятельного разрешения спора. Юристы в процедуре медиации следят за соблюдением прав сторон, структурируя процесс медиации, разъясняя сторонам их возможности и ограничения с точки зрения права.

Различия в мнениях экспертов в способах разрешения конфликтов между супругами, имеющими несовершеннолетних детей, находящимися в ситуации развода. Основными отличиями ответов группы психологов являются использование многообразных подходов психологического консультирования; применение знаний различных отраслей психологии (психология личности, возрастная

Медиация в ситуации конфликта между супругами... 85

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 2

психологии, консультативной психологии, конфликтология); использование большего количества навыков, по сравнению с другими экспертами: владение навыками установления контакта, наблюдения, постановки вопросов, активного слушания, работы с эмоциями, эмпатия.

Основными отличиями ответов группы юристов являются юридическое консультирование, возможность сопровождения сторон (одной из сторон) в судебном рассмотрении; применение знаний различных отраслей права (гражданского права и процесса, семейного права, международного права); навыки сбора, систематизации, обработки информации, оформления документов (соглашений).

Основными отличиями ответов группы медиаторов являются применение технологии переговоров, а также преимущественная ориентация на использование такой стратегии разрешения конфликта, как компромисс; использование знаний в области психологии общения и конфликтологии, а также в области семейного права и ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиации)»; навыков самопрезентации, коммуникации, саморегуляции, создания атмосферы сотрудничества, безоценочного восприятия участников конфликта.

На втором этапе была поставлена задача выявить возможности применения медиации в психологическом консультировании как одного из способов разрешения конфликта исследуемого типаме-тодом «case-study». На данном этапе в исследовании приняли участие шесть семейных пар, имеющих несовершеннолетних детей.

Единицами анализа случая были выбраны:

1) психологические особенности сторон (участников) конфликта;

2) условия конфликта;

3) предмет конфликта;

4) действия участников конфликта;

5) исход конфликта;

Обобщенные результаты этого этапа исследования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ конфликтных ситуаций, с использованием единиц анализа случая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стороны Условия Предмет Действия (стратегия поведения) Исход

1. Виктория, 28 лет; Виталий, 45 лет позитивная взаимозависимость (кооперативная ситуация) несоответствие представлений супругов об участии в воспитании ребенка Виктория: сотрудничество Виталий: уход, сотрудничество Разрешение конфликта путем самостоятельных переговоров после психологического консультирования

2. Татьяна, 28 лет; Виктор, 32 года негативная взаимозависимость (конкурентная ситуация) несоответствие представлений супругов о семейных ролях Татьяна: уход, подавление, сотрудничество Виктор: подавление, уход, сотрудничеств о Разрешение конфликта путем самостоятельных переговоров после психологического консультирования

3. Виталий, 50 лет; Ирина, 32 года негативная взаимозависимость (конкурентная ситуация); противоречия в целях и интересах невозможность установить порядок общения отца с ребенком по причине того, что стороны конфликта не хотят идти навстречу друг другу Виталий: уход, подавление, сотрудничество Ирина: подавление, сотрудничество Разрешение конфликта путем организации переговоров с помощью адвокатов обеих сторон и подписание мирового соглашения

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Окончание табл. 3

4. Сергей, 32 года; Татьяна, 32 года негативная взаимозависимость (конкурентная ситуация); противоречия в целях и интересах невозможность установить порядок общения отца с ребенком по причине того, что стороны конфликта не хотят идти навстречу друг другу Сергей: подавление, сотрудничество Татьяна: уход, сотрудничество Разрешение конфликта путем организации переговоров с помощью адвокатов обеих сторон и подписание мирового соглашения

5. Ольга, 35 лет; Андрей, 35 лет негативная взаимозависимость (конкурентная ситуация); противоречия в целях и интересах невозможность установить порядок общения отца с ребенком по причине того, что стороны конфликта не хотят идти навстречу друг другу Ольга: сотрудничество Андрей: подавление Конфликт не разрешен

6. Евгений, 28 лет; Юлия, 28 лет негативная взаимозависимость (конкурентная ситуация); противоречия в целях и интересах невозможность установить порядок общения отца с ребенком по причине того, что стороны конфликта не хотят идти навстречу друг другу Евгений: подавление Юлия: уход Конфликт не разрешен

Результаты анализа индивидуальных случаев показывают, что супружеские пары, имеющие несовершеннолетних детей и находящиеся в конфликте, более склонны к сотрудничеству, если у них нет противоречий в целях и интересах. Наличие противоречий в целях и интересах не препятствует разрешению конфликта с помощью переговоров. Разрешение конфликта путем организации самостоятельных переговоров (после консультации психологом одной из сторон) возможно при наличии установки на необходимость договориться и сформированности способности услышать партнера. Если предмет конфликта - невозможность установить порядок общения одного из родителей с ребенком по причине того, что стороны конфликта не хотят идти друг другу навстречу, то разрешить его представляется возможным только при участии обеих сторон в переговорном процессе. Если стороны приняли решение о расставании или уже оформили развод, им, как правило, требуется помощь третьей стороны, чтобы разрешить конфликт. Сотрудничество - это универсальная стратегия, применимая на любой стадии развития конфликта, что подтверждается во всех шести случаях.

Из шести представленных для анализа случаев технология медиации показана в четырех, так как основными критериями готовности к участию в медиации являются добровольность участия, открытость в обмене информацией, уважение сторон друг к другу и равенство сторон.

Выводы

• Медиация в работе с разводящимися семьями, имеющими несовершеннолетних детей, представляет собой форму досудебного разрешения споров и урегулирования конфликтов, предполагая понимание медиатором психологических составляющих конфликта, таких, как: 1) психологические особенности сторон конфликта; 2) условия конфликта; 3) предмет конфликта; 4) действия участников конфликта; 5) исход конфликта.

Медиация в ситуации конфликта между супругами.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

87

2016. Т. 26, вып. 2

• Медиация как способ разрешения конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей и находящимися в ситуации развода, показана во всех случаях обращения к психологу-консультанту. Перспектива заключения соглашения зависит от поведения сторон и профессионализма психолога-консультанта, применяющего медиацию на стадии знакомства с этой процедурой.

• Использование медиации предполагает высокий уровень профессионализма медиатора, включающий в себя знание конфликтологии, психологии общения, особенностей психологического консультирования супругов, семейного законодательства, а также соответствие требованиям к личности медиатора, что предполагает высокий уровень коммуникативной компетентности, беспристрастность, тактичность и доброжелательность, умение поддерживать стороны в процессе принятия решения.

• Медиация не может быть использована, если: 1) одна из сторон возражает против ее применения; 2) у стороны (сторон) присутствуют признаки психического нездоровья; 3) есть необходимость принятия судебного решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

2. Казанцева К.Е. Медиация в ситуации конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей: дис. .магистра психологии. Ярославль: ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2015. 120 с.

3. Паркинсон Л. Семейная медиация. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультировании, 2010. 400 с.

4. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. учебное пособие/М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2013. 128 с.

Поступила в редакцию 18.03.16

N. V. Klyueva

MEDIATION IN A CONFLICT BETWEEN THE SPOUSES WITH UNDERAGE CHILDREN

Divorce and its psychological effects represent actual problems of modern Russian society. Modern psychological science presents a lot of research on the analysis of the causes and factors that lead to divorce. At the same time, the practice of a psychologist working with divorcing families, especially with a minor child, is not given enough attention. Family mediation is understood as a process in which an independent third party helps participants of a family conflict (especially couples on the verge of separation and divorce) to improve communication with each other and make acceptable to both parties informed decisions on issues relating to parting / divorce, children, financial or property matters. The reasons that hinder the implementation of mediation in work technology with divorcing families are outlined. Among them are unpreparedness of spouses (the preferred orientation for consideration of cases in court), lack of mediation technology skills in many psychologists, resistance to the use of mediation as an innovative technology, the orientation of parents to manipulative and power behavior strategy in conflict situations. Experts' poll (psychologists, lawyers and mediators) revealed the general and the specific in the perception of mediation opportunities in working with families. A study of six families living in the preparatory to divorce phase revealed psychological characteristics of the parties (members) of the conflict; conditions and the subject of conflict; actions of conflict participants; dynamic characteristics and outcome of the conflict between spouses / parents.

Keywords: divorce, technology of mediation, the position of a counseling psychologist, the position of a mediator, psychological requirements to the mediator, indications and contraindications for applying mediation in a divorce situation.

Клюева Надежда Владимировна,

доктор психологических наук, профессор,

заведующая кафедрой консультационной психологии

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»

150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14 E-mail: nadejda@uniyar.ac.ru

Klyueva N.V.,

Doctor of Psychology, Professor,

Head of the Department of Counselling Psychology

Yaroslavl State University

Sovetskaya st., 14, Yaroslavl, Russia, 150000

E-mail: nadejda@uniyar.ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.