Научная статья на тему 'Особенности использования технологии обучения при изучении курса информатики'

Особенности использования технологии обучения при изучении курса информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эштемиров Садик, Аминов Истам Барноевич, Турсунбаев Абдукарим, Эштемиров Бунёд

В статье рассмотрены основные технологии обучения, связанные с использованием информационных технологий в преподавании информатики. Описаны особенности использования дифференцированного обучения, метод проектов и мультимедийных презентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования технологии обучения при изучении курса информатики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ Эштемиров С.1, Аминов И.Б.2, Турсунбаев А.3, Эштемиров Б.4

1Эштемиров Садик - кандидат физико-математических наук, доцент;

2Аминов Истам Барноевич - кандидат физико-математических наук, доцент; 3Турсунбаев Абдукарим - магистрант;

4Эштемиров Бунёд - студент, кафедра информационных технологий, факультет прикладной математики и информатики, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены основные технологии обучения, связанные с использованием информационных технологий в преподавании информатики. Описаны особенности использования дифференцированного обучения, метод проектов и мультимедийных презентаций.

Ключевые слова: информационный и инновационный подход, технология обучения, дифференцированное обучение, метод проектов, мультимедиа технология.

УДК 378.1

В настоящее время современное образование претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом на образовательные стандарты нового поколения. Это связано в первую очередь с проблемой управления качеством образования и позволяет перейти от минимума содержания обучения к минимуму результатов обучения.

Сегодня почти никто не сомневается, что традиционные подходы к обучению не всегда приводят к освоению основной образовательной программы и не отвечают запросам современного образования. В связи с этим соответственно повышаются требования к профессиональной квалификации будущих специалистов, в первую очередь, в части их подготовки к использованию современных информационных технологий, т.е. предъявляются особые требования к их будущей информационной деятельности [2].

Это обуславливает объективную потребность в решении проблемы совершенствования информационной подготовки будущих специалистов в системе высшего образования, что не возможно без использования инновационных подходов в преподавании информатики [1].

Сам термин «инновация» отличается широтой своих смысловых значений, обобщая которые применительно к образованию, можно сказать, что инновации это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологиях обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [3].

На сегодняшний день под инновациями в образовании мы понимаем процесс введения нового в цели и содержание образования, в организацию совместной деятельности преподавателей и студентов, совершенствование педагогических технологий, совокупности методов, форм, приемов и средств обучения

Под информационной деятельностью студентов понимают деятельность, направленную на активное взаимодействие между студентом и источником информации, организованную с помощью информационно-коммуникативных технологий и направленную на достижение учебно-профессиональных целей посредством информационных процессов [4].

В настоящее время использование технологии обучения значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы

и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

В преподавании курса «Информатики» считается эффективным использование технологии обучения как дифференцированный подход, метод проектов и мультимедийные презентации.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности -раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого студента. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах при изучении информатики в конечном итоге направлено на овладение всеми студентами определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная организация изучения информатики с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности студентов, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны -во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы при изучении информатики.

Компьютерное моделирование эксперимента при изучении информатики позволяет каждому студенту выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других студентов. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Обучающие программы при изучении информатики предоставляют практические возможности, как преподавателю, так и студенту, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Хорошая иллюстрация, анимация и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность студенту самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов [4].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов -индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод учебных проектов интересен при изучении информатики в тесном взаимодействии с информационными технологиями, который он обеспечивает средства для реализации поставленных целей. В качестве темы учебного проекта может быть предложено решение какой-то значимой для студентов проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области. Представление итогов выполненных проектов предполагается в виде отчета, доклада, презентации и т.д.

При этом осуществляется межпредметная интеграция, поскольку требуются знания из различных предметных областей, что обеспечивает прочное и сознательное использование студентами вуза программных и компьютерных средств современных информационных технологий в учебной, а позже и профессиональной деятельности [3]. При подготовке учебного проекта студент осуществляет самоконтроль информационной деятельности, при этом происходит самостоятельная информационная деятельность студентов: индивидуальная, парная, групповая,

которую студенты выполняют поиск, получение, преобразование и обработка информации в течение определенного отрезка времени.

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию студенту и улучшать ее понимание. Программные средства, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Использование информационные технологии в учебном процессе сделала возможным достаточно широкое применение мультимедийных презентаций.

Таким образом, современные технологии обучения открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением информационных технологий, которые позволяют повысить эффективность обучения.

Список литературы

1. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование, 2009. № 6. С. 112-114.

2. Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г.Р. Махмутов, М.В. Махмутова // Вестник компьютерных и информационных технологий, 2010. № 8. С. 52-56.

3. Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ Полванова Д.Т.

Полванова Дилрабо Тагаймуратовна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье системно исследуются понятие «социализация» и ее сущность, виды, типы, социально-психологические механизмы социализации личности как комплексного феномена общественной практики и результата развития человека в обществе.

Вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом сообщества, всегда был в центре внимания, прежде всего философов, антропологов, социологов, психологов и педагогов. Ключевые слова: социализация, личность, психология.

Социализация — процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает усвоение: человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.