ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ Эштемиров С.1, Аминов И.Б.2, Турсунбаев А.3, Эштемиров Б.4
1Эштемиров Садик - кандидат физико-математических наук, доцент;
2Аминов Истам Барноевич - кандидат физико-математических наук, доцент; 3Турсунбаев Абдукарим - магистрант;
4Эштемиров Бунёд - студент, кафедра информационных технологий, факультет прикладной математики и информатики, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены основные технологии обучения, связанные с использованием информационных технологий в преподавании информатики. Описаны особенности использования дифференцированного обучения, метод проектов и мультимедийных презентаций.
Ключевые слова: информационный и инновационный подход, технология обучения, дифференцированное обучение, метод проектов, мультимедиа технология.
УДК 378.1
В настоящее время современное образование претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом на образовательные стандарты нового поколения. Это связано в первую очередь с проблемой управления качеством образования и позволяет перейти от минимума содержания обучения к минимуму результатов обучения.
Сегодня почти никто не сомневается, что традиционные подходы к обучению не всегда приводят к освоению основной образовательной программы и не отвечают запросам современного образования. В связи с этим соответственно повышаются требования к профессиональной квалификации будущих специалистов, в первую очередь, в части их подготовки к использованию современных информационных технологий, т.е. предъявляются особые требования к их будущей информационной деятельности [2].
Это обуславливает объективную потребность в решении проблемы совершенствования информационной подготовки будущих специалистов в системе высшего образования, что не возможно без использования инновационных подходов в преподавании информатики [1].
Сам термин «инновация» отличается широтой своих смысловых значений, обобщая которые применительно к образованию, можно сказать, что инновации это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологиях обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [3].
На сегодняшний день под инновациями в образовании мы понимаем процесс введения нового в цели и содержание образования, в организацию совместной деятельности преподавателей и студентов, совершенствование педагогических технологий, совокупности методов, форм, приемов и средств обучения
Под информационной деятельностью студентов понимают деятельность, направленную на активное взаимодействие между студентом и источником информации, организованную с помощью информационно-коммуникативных технологий и направленную на достижение учебно-профессиональных целей посредством информационных процессов [4].
В настоящее время использование технологии обучения значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы
и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
В преподавании курса «Информатики» считается эффективным использование технологии обучения как дифференцированный подход, метод проектов и мультимедийные презентации.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности -раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого студента. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах при изучении информатики в конечном итоге направлено на овладение всеми студентами определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная организация изучения информатики с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности студентов, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны -во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы при изучении информатики.
Компьютерное моделирование эксперимента при изучении информатики позволяет каждому студенту выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других студентов. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.
Обучающие программы при изучении информатики предоставляют практические возможности, как преподавателю, так и студенту, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Хорошая иллюстрация, анимация и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность студенту самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов [4].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов -индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод учебных проектов интересен при изучении информатики в тесном взаимодействии с информационными технологиями, который он обеспечивает средства для реализации поставленных целей. В качестве темы учебного проекта может быть предложено решение какой-то значимой для студентов проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области. Представление итогов выполненных проектов предполагается в виде отчета, доклада, презентации и т.д.
При этом осуществляется межпредметная интеграция, поскольку требуются знания из различных предметных областей, что обеспечивает прочное и сознательное использование студентами вуза программных и компьютерных средств современных информационных технологий в учебной, а позже и профессиональной деятельности [3]. При подготовке учебного проекта студент осуществляет самоконтроль информационной деятельности, при этом происходит самостоятельная информационная деятельность студентов: индивидуальная, парная, групповая,
которую студенты выполняют поиск, получение, преобразование и обработка информации в течение определенного отрезка времени.
Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию студенту и улучшать ее понимание. Программные средства, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Использование информационные технологии в учебном процессе сделала возможным достаточно широкое применение мультимедийных презентаций.
Таким образом, современные технологии обучения открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением информационных технологий, которые позволяют повысить эффективность обучения.
Список литературы
1. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование, 2009. № 6. С. 112-114.
2. Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г.Р. Махмутов, М.В. Махмутова // Вестник компьютерных и информационных технологий, 2010. № 8. С. 52-56.
3. Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ Полванова Д.Т.
Полванова Дилрабо Тагаймуратовна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье системно исследуются понятие «социализация» и ее сущность, виды, типы, социально-психологические механизмы социализации личности как комплексного феномена общественной практики и результата развития человека в обществе.
Вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом сообщества, всегда был в центре внимания, прежде всего философов, антропологов, социологов, психологов и педагогов. Ключевые слова: социализация, личность, психология.
Социализация — процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает усвоение: человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень.