Научная статья на тему 'Особенности использования разнообразных форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей применительно к условиям проблемных аграрных регионов'

Особенности использования разнообразных форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей применительно к условиям проблемных аграрных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ / МЕТОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ПРОБЛЕМНЫЕ АГРАРНЫЕ РЕГИОНЫ / КРЕДИТ / ЛИЗИНГ / СТРАХОВАНИЕ / TYPES / METHODS OF STATE SUPPORT AGRICULTURAL PRODUCERS / AGRICULTURAL SECTOR / THE PROBLEM OF AGRICULTURAL REGIONS / CREDIT / LEASING / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эминова Эльнара Мигажидиновна, Ремиханова Джамиля Алискендаровна

В настоящей статье рассматриваются различные виды и методы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяемой в настоящее время в России. В целях повышения эффективности государственной поддержки аграрного сектора, применительно к условиям проблемных аграрных регионов, предлагается сохранить те субсидии, которые обеспечивают эффективное воспроизводство племенное животноводство и элитное семеноводство, процентных ставок по привлеченным кредитам и лизингу, страхование урожая сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эминова Эльнара Мигажидиновна, Ремиханова Джамиля Алискендаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF USING VARIOUS FORMS AND METHODS OF STATE SUPPORT AGRICULTURAL PRODUCERS IN RELATION TO THE CONDITIONS OF THE PROBLEM AGRICULTURAL REGIONS

This article discusses the various types and methods of state support for agricultural producers currently used in Russia. In order to improve the efficiency of state support to the agricultural sector in the context of the Proagrarian problem regions are encouraged to keep those subsidies, which provide efficient reproduction and breeding livestock and elite seed production, interest rates on outstanding loans and leases, crop insurance crops and productivity of farm animals.

Текст научной работы на тему «Особенности использования разнообразных форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей применительно к условиям проблемных аграрных регионов»

ЭМИНОВА Э.М.,РЕМИХАНОВА Д.А.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ ПРОБЛЕМНЫХ АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются различные виды и методы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяемой в настоящее время в России. В целях повышения эффективности государственной поддержки аграрного сектора, применительно к условиям проблемных аграрных регионов, предлагается сохранить те субсидии, которые обеспечивают эффективное воспроизводство — племенное животноводство и элитное семеноводство, процентных ставок по привлеченным кредитам и лизингу, страхование урожая сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных.

Ключевые слова: виды, методы, государственная поддержка, сельскохозяйственные товаропроизводители, аграрный сектор, проблемные аграрные регионы, кредит, лизинг, страхование.

ЕМШОУА Е.М.,REMIKHANOVA D.A.

PECULIARITIES OF USING VARIOUS FORMS AND METHODS OF STATE SUPPORT AGRICULTURAL PRODUCERS IN RELATION TO THE CONDITIONS OF THE PROBLEM AGRICULTURAL REGIONS

Abstract. This article discusses the various types and methods of state support for agricultural producers currently used in Russia. In order to improve the efficiency of state support to the agricultural sector in the context of the Pro-agrarian problem regions are encouraged to keep those subsidies, which provide efficient reproduction and breeding livestock and elite seed production, interest rates on outstanding loans and leases, crop insurance crops and productivity of farm animals.

Keywords: types, methods of state support agricultural producers, the agricultural sector, the problem of agricultural regions, credit, leasing, insurance.

Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей можно разделить на следующие основные группы - связанные с субсидированием закупаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями ресурсов; выплата дотаций; меры, связанные с повышением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей при реализации произведённой ими продукции; меры, связанные с уменьшением суммы подлежащих уплате в федеральный бюджет и внебюджетные фонды сельскохозяйственными производителями денежных средств по обязательствам перед данным бюджетом и внебюджетными фондами.[1]

Рассмотрим определения видов государственной поддержки применяемой в настоящее время в России (рис. 1):

В настоящее время система выплаты дотаций зависимая, т.е. сначала происходит определение потребности на выплату дотаций, а затем на основании этой потребности Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет финансирование. Однако в связи с относительной стабилизацией финансовой и экономической сферы страны целесообразно перейти к независимой системе выплаты дотаций, при которой Министерство на основании предварительных расчётов производит финансирование выплаты компенсаций субъектам РФ, а затем на основе расчётных документов хозяйств органы управления сельского хозяйства осуществляют выплату субсидий. [13, 14]

Особое значение в настоящее время имеет разработка конструктивной региональной политики в области развития сельскохозяйственного производства, что в полной мере отвечает нынешней тенденции регионализации экономики и перемещения в субъекты Федерации ответственности за рост и развитие хозяйствующих субъектов. [7]

бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств

бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов

финансирование бюджетных расходов, предусматривающее предоставление средств юридическим липам на возвратной и возмездной основе

бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года

бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на определенные цели

Рис. 1. Виды государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

В целях повышения эффективности государственной поддержки аграрного сектора, применительно к условиям проблемных аграрных регионов, необходимо сохранить те субсидии, которые обеспечивают эффективное воспроизводство - племенное животноводство и элитное семеноводство (в т.ч. не только зерна, но и других культур.), процентных ставок по привлеченным кредитам и лизингу, страхование урожая сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных.

Субсидии на элитное семеноводство и на племенное скотоводство. Имеют важнейшее значение, поскольку невозможно добиться хорошего урожая сельскохозяйственных культур и высокой продуктивности в животноводстве без использования элитных семян и племенных пород животных.

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам и лизингу. Одним из существенных факторов, определяющих возникновение кредитных отношений в сельском хозяйстве, является сезонность производства. Разница во времени между приобретением оборотных средств и реализацией готовой продукции слишком существенный, что делает банковский кредит необходимым.

Приобретение основных и оборотных средств за счет собственных источников организаций становится невыполнимой задачей. Основным источником ее решения является банковский кредит. [8]

Основная функция кредита - это перераспределение средств между различными сферами экономики на основе срочности, возвратности, платности. Кредит - это своеобразный катализатор оборачиваемости авансированного капитала. Он обеспечивает общую экономию издержек обращения. Серьезным фактором, который ограничивает кредитование сельского хозяйства, являются специфические риски, с которыми банки сталкиваются при кредитовании данной отрасли. К специфическим рискам кредитования сельскохозяйственных предприятий относятся (рис. 2):

Существующий механизм субсидирования кредита из средств специального фонда приводит к тому, что кредитные ресурсы нередко по льготной ставке попадают не в сельское хозяйство, а в другие отрасли. Искажаются конкурентные условия на финансовом рынке услуг, поскольку число банков, работающих с сельским хозяйством часто ограничивается лишь теми, которые имеют доступ к бюджетным ресурсам, увеличиваются затраты на контроль за целевым использованием кредитов.

В связи с этим, целесообразнее использовать следующий механизм компенсирования кредита. Государство выплачивает средства не банку, а непосредственно сельскохозяйственному предприятию, взявшему кредит в банке по рыночной ставке. В таком случае компенсация кредита осуществляется не в начале срока кредитования, а в конце, что облегчает контроль над целевым использованием средств.

Бюджетные ассигнования

Дотации

Бюджетный кредит

Бюджетная ссуда

Субсидия

Субвенция

Повышенная неустойчивость финансового состояния, несоответствие долгосрочных запросов предприятий краткосрочности имеющихся у банка ресурсов, нестабильность бюджета, невыполнение тех его статей, которые связаны с сельским хозяйством

Сезонные особенности сель-хозпроизвод ства, его зависимость от природно-климатических условий;

Трудности, связанные с реализацией продукции

Неплатежи или задержки поступления выручки от реализации

Отсутствие у заемщиков ликвидного обеспечения кредитов

Низкая доходность операции по кредитованию

Недостаточная правовая и нормативная база кредито-

Рис. 2. Риски, связанные с кредитованием в сельском хозяйстве

Еще одно преимущество данного механизма заключается в том, что есть возможность государству увязать предоставления субсидий на кредит с участием предприятия в определенной программе1.

Также необходимо дополнить существующий механизм субсидирования процентной ставкой по кредиту и части самого кредита (как это происходит в России сегодня) механизмом частичного или полного государственного гарантирования возврата кредита.

Гарантирование возврата кредита позволяет решить одновременно ряд задач: возникает обеспечение кредита; количество банков, предоставляющих кредит под гарантии, заметно возрастет; сократятся бюджетные расходы на формирование фонда льготного кредитования2; уменьшатся расходы на контроль над использованием средств фонда кредитования; снизится возможность использования средств бюджета не по назначению; частично перераспределяются риски невозврата кредитов - от государства к коммерческим банкам.

Наиболее реальным механизмом привлечения средств на обновление основных фондов представляются долгосрочные инвестиционные кредиты и лизинговые операции. Лизинг (аренда) является формой среднесрочного и долгосрочного кредитования и предусматривает, прежде всего, покупку оборудования (основных средств) при посредничестве специализированной лизинговой компании. Данный вид расчетов за технику позволит хозяйствам покупать дорогостоящие, но нужные зерно- и кормоуборочные комбайны, тракторы, автомобили и т.н. [6]

Финансирование капитальных вложений с помощью лизинга обладает рядом существенных преимуществ: в частности, значительно снижает кредитные риски. Лизинговый контракт в меньшей степени оценивает кредитоспособность клиента, но в большей степени рассматривает возможность лизингополучателя осуществлять текущие платежи. Чтобы развивать лизинговые отношения, необходимо создавать (в большинстве случаев с участием банковского капитала) специализированные лизинговые компании, которые предоставляли бы услуги по лизингу, в том числе под гарантии государства (как в случае с льготным кредитованием). [2, 15]

Субсидии на страхование урожая сельскохозяйственных культур. В связи с тем, что сельское хозяйство является сектором производства, в значительной степени подверженным влиянию неблагоприятных природно-климатических условий, большое значение имеет снижение риска получения убытков сельскохозяйственными производителями, вследствие неурожая сельскохозяйственных культур. В разных странах для того, чтобы обеспечить стабильное развитие сельского хозяйства, применяются различные методы компенсации ущерба от стихийных бедствий. Эти компенсации осуществляются как в виде прямой помощи государства (Франция, Германия), так и в виде субсидирования страховых взносов, уплаченных сельскохозяйственными производителями при страховании производственных рисков (США, Канада, Испания. Швеция). В последнее время предпочтение во многих странах отдается субсидирова-

1 Например, в программе совершенствования структуры производства

2 Эти средства можно перераспределить на другие нужды сельского хозяйства, в частности, на долгосрочные инвестиционные проекты

нию страховых взносов, как более эффективному способу. [3, 4, 5, 10, 11]

Существует ряд преимуществ субсидирования страхования перед прямым распределением дотаций хозяйствам, понесшим ущерб от стихийных бедствий и неурожаев (рис. 3.):

Преимущества субсидирования страхования

Формирование страховых фондов производятся как сельскохозяйственными производителями так и государством, что позволяет значительно увеличить размеры страховых выплат, а значит, и компенсировать в большей мере ущерб; Повышается роль профессиональных страховщиков (прежде всего частного капитала) в администрировании аграрными рисками, в связи с этим, контроль над соблюдением агротехнических требований, установление страховых случаев, опенка суммы ущерба и размера страховых выплат осуществляются страховыми организациями, которые будут расходовать на эти цели собственные, а не государственные средства; Вовлечение в процесс страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей изменит их отношение к страховым организациям, как к мерам государственной поддержки , которую не стыдно выбивать любыми средствами;

Рис. 3. Преимущества субсидирования страхования

В системе страхования производственных рисков компенсация ущерба не будет носить разовый характер и не будет зависеть от того, сколько средств можно было в пожарном порядке выделить из бюджета. В благополучные годы в фондах страхования накапливаются средства (поступлений больше, чем расходов), которые можно использовать в неблагополучные годы. Страхование способствует также привлечению инвестиций в сельское хозяйство3.

Для развития добровольного страхования урожая необходимо стимулировать хозяйства, чтобы они видели в страховании не только новую статью затрат, но и ощутили преимущества страхования в целом. Например в США, если фермер не участвует в программе страхования, он не получает компенсации и льготы от государства при потере урожая или доходов [11].

Такие рычаги управления могут быть применены и в России. Средства из фонда субсидирования и стимулирования кредитования сельскохозяйственных производителей, а так же различного рода компенсации, будут выделяться только тем хозяйствам, которые застраховали свой урожай. Общепринятым приемом стимулирования страхования является также отнесение страховых взносов, выплачиваемых хозяйствами на себестоимость продукции, т.е. исключение их из суммы налогооблагаемых доходов. [9]

Учитывая, что банки и страховые организации заинтересованы в развитии страхования в сельском хозяйстве, они тоже могут предоставить ряд льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систематически страхующих урожай.

Однако, создание системы добровольного страхования в сельском хозяйстве не означает отсутствие государственного регулирования этого процесса. Тем более, что речь идет о субсидировании государством страховых взносов, уплачиваемых хозяйствами. Если государство берет на себя обязательство уплаты части страхового взноса, то, естественно, оно вправе знать, насколько эффективно используются эти средства. В конечном счете, эти субсидии или хотя бы основная их часть должны «дойти» до сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде возмещения ущерба, понесенного в результате наступления страховых случаев.

В этих целях необходимо законодательно установить четкий порядок определения стоимости застрахованного урожая, размера ущерба и выплаты страхового возмещения.

Размер средств, направляемых на субсидирование страхования урожая, будет зависеть в значительной степени от страховых тарифов, устанавливаемых в процентах к страховой сумме. Во всех без исключения странах, где осуществляется субсидирование страхования урожая, страховые тарифы регламентируются государственными службами, т.к. государство становится непосредственным участником такого страхования.[12]

Учитывая ограниченные возможности субсидирования и отсутствие опыта такого страхования, следует начинать с минимального круга сельскохозяйственных культур и основных природных рисков, которым подвержено сельское хозяйство. Следует учесть и тот факт, что в странах, где осуществляется субсидирование страховых взносов, страхованием охвачены не

3 К примеру: банки охотнее будут кредитовать сельскохозяйственных производителей под залог будущего урожая, если этот урожай будет застрахован.

более 60% хозяйств, и страхованию подлежит, как правило, 60-70% прогнозируемого урожая.

Результатом развития страхования будет повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост инвестиций в отрасль, что обеспечит интенсивное развитие сельского хозяйства, увеличение объемов производства в других отраслях экономики, и, в конечном счете, прирост доходов бюджета значительно превысит произведенные затраты.

Литература

1. Вашанов В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России / В. Вашанов // Экономист. - 2001. - №1. - С. 76-82.

2. Гаджиева Э.А. Модели управления эффективностью агропромышленного предприятия / Э.А. Га-джиева, С.В. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 4. - С. 214-230

3. Гетман Л. Аграрная политика Швеции роль государства в регулировании рыночных отношений / Л. Гетман //АПК: экономика, управление. - 1998. - №8. -С. 17-18

4. Дания: самая доходная отрасль -животноводство // Российский центр сельскохозяйственного консультирования [Электронныйресурс]: http://gras.oryol.ru/Inform/erudition.html

5. Дохолян С.В. Зарубежный опыт государственного регулирования агропромышленного производства и возможность его использования в российской практике / С.В. Дохолян // Проблемы развития АПК региона. - 2010. - Т. 3. - № 3. - С. 22-27.

6. Дохолян С.В. Методическое обеспечение экспертизы и отбора лизинговых проектов для промышленных предприятий / С.В. Дохолян, Х.Г. Гаджигишиев // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2008. - № 2. - С. 99-111.

7. Дохолян С.В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона / С.В. Дохолян, В.З., Петросянц // Проблемы развития АПК региона. - 2012. №3, - С. 121 -130

8. Дохолян С.В. Экономическая устойчивость агропромышленного предприятия: сущность и факторы / С.В. Дохолян, М.Э. Магомедова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 3. - С.169-191.

9. Заика С.Б. Дотации и компенсации: методика стимулирования эффективности сельхозпроизвод-ства //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1999. - ч.2. - С. 37-41

10. Лангер Норман. Сельское хозяйство США // О Соединенных Штатах Америки. Государственный департамент США. Офис международных информационных программ. [Электронный ресурс]: http:// www.4uth.gov. ua/usa/russian/economy/agriculture. htm

11. Овчинников О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США.-М.:ООО «ДеЛи», 1999. -663 с.

12. Петросянц В.З. Анализ, оценка и страхование рисков предприятий промышленности /монография /

B. З. Петросянц, А.А. Баширова ; Российская акад. наук, Дагестанский науч. центр, Ин-т социально-экономических исслед.. Махачкала, 2007.

13. Эминова Э.М. Государственное регулирование аграрного сектора в Республике Дагестан: проблемы и направления совершенствования / Э.М. Эминова // Региональная экономика: теория и практика. -2007. - № 8. - С. 214-218.

14. Эминова Э.М. Государственное регулирование устойчивого развития аграрно-промышленного комплекса региона (на примере Республики Дагестан) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Дагестанский государственный университет. Махачкала, 2009.

15. Юнусова П.С. Развитие малых предприятий как условие обеспечения конкурентоспособного продовольственного рынка региона /П.С. Юнусова //Вопросы структуризации экономики. - 2010. - № 3. -

C. 342-346.

References:

1. Vashanov V. Prognoz of regional development of agriculture of Russia / V. Vashanov//the Economist. -2001. - №1. - С. 76-82.

2. Gadzhiev E.A. Model of management of efficiency of the agroindustrial enterprise / E.A. Gadzhiev, S. V. Doholjan//Regional problems of transformation of economy. - 2010. - № 4. - with. 214-230

3. Hetm L. Agrarnaja politika of Sweden a state role in regulation of market relations / L. Getman//agrarian and industrial complex: economy, management. - 1998. - №8. - With. 17-18

4. Denmark: the most profitable branch - animal industries//the Russian centre of agricultural consultation [the Electronic resource]: <http://gras.oryol.ru/Inform/erudition.html>

5. Doholjan S. V. Foreign experience of state regulation of agroindustrial manufacture and possibility of its use in the Russian practice / S.V. Doholjan//Problems of development of agrarian and industrial complex of region. - 2010. - Т. 3. - № 3. - With. 22-27.

6. Doholjan S. V. Methodical maintenance of examination and selection of leasing projects for the industrial enterprises / S.V. Doholjan, H. G. Gadzhigishiev//Regional problems of transformation of economy. - 2008. - № 2. - with. 99-111.

7. Doholjan S. V. System the approach to formation of the concept of development of an agrofood complex of region / S.V. Doholjan, Century З, Petrosjants//Problems of development of agrarian and industrial complex of region. - 2012. №3, - with. 121-130

8. Doholjan S. V. Economic stability of the agroindustrial enterprise: essence and factors / S.V. Doholjan,

M.E. Magomedov//Regional problems of transformation of economy. - 2011. - № 3. - С.169-191.

9. Stutterer S.B. Grant and indemnifications: a technique of stimulation of efficiency of agricultural manufacture/Economy of the agricultural and processing enterprises. - 1999. - ч.2. - With. 37-41

10. Langer Norman. Agriculture of the USA/About the United States of America. US State department. Office of the international information programs. [An electronic resource]: <http://www.4uth.gov.ua/usa/russian/ economy/agriculture. htm>

11. Ovchinnikov O.G. Gosudarstvennoe regulirovanie of agrarian sector of SSHA. ТН.:ООО "Have put", 1999. - 663 with.

12. Petrosjants V. Z. The analysis, an estimation and insurance of risks of the enterprises of the industry / the monography / V.Z. Petrosjants, A.A. Bashirova; Russian акад. Sciences, Dagestan науч. The centre, In social and economic исслед. Makhachkala, 2007.

13. Eminova E.M. state regulation of agrarian sector in Republic Dagestan: problems and perfection directions / E.M. Eminova//Regional economy: the theory and practice. - 2007. - № 8. - with. 214-218.

14.Eminova E.M. State regulation of a sustainable development of an agrarian and industrial complex of region (on the Republic Dagestan example)//the Dissertation on competition of a scientific degree of Cand.Econ.Sci. / the Dagestan state university. Makhachkala, 2009.

15.Junusova P. S. Development of small enterprises as a condition of maintenance of the competitive food market of region / P.S. Junusova//Questions of structurization of economy. - 2010. - № 3. - with. 342-346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.