Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззренчески ориентированный проблемный метод / мировоззренческое обучение математическим дисциплинам / методические требования / мировоззренческая проблемная лекция / интеллектуально-познавательный / мотивационно-ценностный / нравственный компоненты системы мировоззренческих ориентиров. / worldview-oriented problematic method / worldview teaching of mathematical disciplines / methodological requirements / worldview problematic lecture / intellectualcognitive / motivational-value / moral components of the system of worldview guidelines.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзундза Алла Ивановна, Моисеенко Игорь Алексеевич, Цапов Вадим Александрович, Моисеенко Игорь Игоревич

Статья посвящена обоснованию целесообразности применения проблемного метода в мировоззренческом обучении студентов математическим дисциплинам. Проанализированы методические особенности проектирования и реализации мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения математическим дисциплинам, направленного на формирование интеллектуально-познавательной активности, эмоциональной, мотивационно-волевой и нравственной сфер личности студентов. Разработаны специальные методические требования к проектированию и реализации мировоззренчески ориентированного проблемного метода: создание нетривиальной проблемной ситуации, использование нестандартных мировоззренчески направленных задач, обеспечение возможности выбора метода решения, построение логической схемы решения проблемы, поощрение инициативы и настойчивости студентов. Определены условия эффективности применения мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения. Презентованы формы реализации мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения: мировоззренческие проблемные лекции, практические занятия. Экспериментально доказана эффективность внедрения мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения студентов математическим дисциплинам. Применение мировоззренчески ориентированных методов обучения, учитывающих особые методические требования, направленные на реализацию задач мировоззренческого развития студентов, способствует гармоническому формированию интеллектуальных, нравственных, мотивационно-волевых качеств у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзундза Алла Ивановна, Моисеенко Игорь Алексеевич, Цапов Вадим Александрович, Моисеенко Игорь Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РECULIARITIES OF USING THE PROBLEM METHOD IN ORGANIZING WORLDVIEW-ORIENTED TEACHING OF STUDENTS IN MATHEMATICAL DISCIPLINES

The article is devoted to the substantiation of the expediency of applying the problematic method in the worldview teaching of students mathematical disciplines. The methodological features of designing and implementing a worldview-oriented problematic method of teaching mathematical disciplines, aimed at the formation of intellectual and cognitive activity, emotional, motivational-volitional and moral spheres of the personality of students, are analyzed. Special methodological requirements for the design and implementation of a worldview-oriented problematic method have been developed: creating a non-trivial problem situation, using non-standard worldview-oriented tasks, providing the opportunity to choose a solution method, building a logical scheme for solving a problem, encouraging students' initiative and perseverance. The conditions for the effectiveness of the application of a worldview-oriented problem-based teaching method are determined. Forms of implementation of the worldview-oriented problematic method of teaching are presented: worldview problematic lectures, practical exercises. The effectiveness of the introduction of a worldview-oriented problematic method of teaching students in mathematical disciplines has been experimentally proven. The use of worldview-oriented teaching methods, taking into account special methodological requirements aimed at realizing the tasks of students' worldview development, contributes to the harmonious formation of intellectual, moral, motivational and volitional qualities in future specialists.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

УДК 378.147

Б01: 10.24412/2079-9152-2023-57-40-47

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Дзундза Алла Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, e-mail: alladzundza@mail.ru Моисеенко Игорь Алексеевич, доктор физико-математических наук, доцент,

e-mail: mia@donnu.ru Цапов Вадим Александрович, доктор педагогических наук, доцент, e-mail: tsapva@mail.ru Моисеенко Игорь Игоревич,

аспирант

ФГБОУВО «Донецкий государственный университет», г. Донецк, РФ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию целесообразности применения проблемного метода в мировоззренческом обучении студентов математическим дисциплинам. Проанализированы методические особенности проектирования и реализации мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения математическим дисциплинам, направленного на формирование интеллектуально-познавательной активности, эмоциональной, мотивационно-волевой и нравственной сфер личности студентов. Разработаны специальные методические требования к проектированию и реализации мировоззренчески ориентированного проблемного метода: создание нетривиальной проблемной ситуации, использование нестандартных мировоззренчески направленных задач, обеспечение возможности выбора метода решения, построение логической схемы решения проблемы, поощрение инициативы и настойчивости студентов. Определены условия эффективности применения мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения. Презентованы формы реализации мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения: мировоззренческие проблемные лекции, практические занятия. Экспериментально доказана эффективность внедрения мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения студентов математическим дисциплинам. Применение мировоззренчески ориентированных методов обучения, учитывающих особые методические требования, направленные на реализацию задач мировоззренческого развития студентов, способствует гармоническому формированию интеллектуальных, нравственных, мотивационно-волевых качеств у будущих специалистов.

Ключевые слова: мировоззренчески ориентированный проблемный метод, мировоззренческое обучение математическим дисциплинам, методические требования, мировоззренческая проблемная лекция, интеллектуально-познавательный, мотивационно-

ценностный, нравственный компоненты системы мировоззренческих ориентиров.

Для цитирования: Дзундза А.И. Особенности использования проблемного метода при организации мировоззренчески ориентированного обучения студентов математическим дисциплинам / А.И. Дзундза, И.А. Моисеенко, В.А. Цапов, И.И. Моисеенко // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международный сборник научных работ. - 2023. -Вып. 1(57). - С. 40-47. В01: 10.24412/2079-9152-2023-57-40-47

—-5......£-—

Постановка проблемы. Мировоззренческие основы общества в значительной степени формируются, сохраняются и пропагандируются учреждениями образования. Особенное значение задача укрепления нравственных ориентиров социума приобретает в эпоху глобальных вызовов. Поэтому проблема проектирования мировоззренчески ориентированных целей, содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания подрастающего поколения особенно актуальна в настоящее время.

Анализ актуальных исследований. Вопросам формирования мировоззренческих ориентиров современной молодежи посвящены исследования ряда ученых, педагогов, психологов, философов, социологов и др. Философские основы проблемы формирования мировоззрения личности изучались в работах A.A. Касьяна [14], А.Г. Спиркина [19], В.Ф.Черно-воленко [23] и др. Обоснованию условий для эффективного формирования мировоззренческих ориентиров личности посвящены труды Б.С. Бабака [3], А.Е. Вос-кунского [4], П.Н. Федосеева [21]. Ученые анализировали социокультурные факторы, влияющие на глубину нравственных установок личности. Концептуальные основы формирования гуманистического мировоззрения разработаны Е.П. Бельчиковой [12], Б.И. Додоновым [8], В.И.Купцовым [11], P.M. Роговой [15], Ю.А. Самариным [16], Б.М. Тепловым [20] и др.

В последние годы научные исследования проблемы формирования мировоззрения личности направлены на поиск инновационных путей актуализации вос-

питательных задач образования, на обоснование концептуальных основ системного, аксиологического, деятельностного, культурологического, гуманистического подходов к проблеме формирования мировоззрения современной молодежи (A.A. Алексеева [1], М.Н. Аплетаев [2], E.H. Джух [5], О.П. Журавлева [9], А.Д. Король [10], A.B. Хуторской [22]), В основе этих исследований лежат фундаментальные принципы государственной политики в сфере образования. Так в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплена необходимость обеспечения гуманистического характера образования, приоритета свободного развития личности, воспитания трудолюбия, гражданственности, ответственности [13].

Цель статьи. Математическое образование обладает мощным потенциалом реализации задач формирования интеллектуальных, нравственных, морально-волевых качеств обучающихся. Целью статьи является презентация авторского подхода к определению методических особенностей проектирования мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения математическим дисциплинам.

Изложение основного материала. При организации мировоззренчески ориентированного обучения математическим дисциплинам мы применяем такие классические методы обучения, как объясни-тельно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский (самостоятельная научно-исследовательская работа, исследовательские методы решения задач).

®

Нами разработаны специальные методические требования к проектированию названных выше методов обучения, актуализирующие их направленность на формирование мировоззренческих ориентиров современных студентов [7].

Остановимся на анализе методических особенностей проектирования и реализации мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения математическим дисциплинам, направленного на формирование интеллектуально-познавательной активности, эмоциональной, мотивационно-волевой и нравственной сфер личности студентов.

Как известно, метод проблемного изложения или проблемный метод обучения традиционно применяют при решении задач формирования у обучающихся умений делать выводы из альтернативных гипотез, обосновывать неочевидные взаимосвязи между элементами системы, выявлять скрытые противоречия, выполнять операции классификации, сравнения, анализа, синтеза и пр. Он основан преимущественно на самостоятельном формулировании проблемной задачи (ситуации) обучающимися, в которой обозначена суть проблемы и намечены пути ее решения. Основная идея метода проблемного изложения заключается в том, что педагог одновременно с обсуждением корректности постановки проблемы должен стимулировать студентов к самостоятельному поиску алгоритмов решения, построению мыслительных рассуждений, обоснованию полноты решения и пр. Безусловно, преподаватель должен обсуждать со студентами также непротиворечивость логики построения решения проблемной задачи, при необходимости оказывать помощь в проектировании последовательности этапов решения проблемы, стараясь, чтобы студенты не только понимали и запоминали осуществляемые действия, но и осваивали общедиалектические подходы к построению умозаключений и логических выводов. Именно эти обстоятельства позволи-

ли нам сделать вывод о целесообразности и полезности применения проблемного метода обучения при организации мировоззренческого обучения математическим дисциплинам.

Исходя из вышеизложенного мы считаем, что специальными методическими требованиями к проектированию мировоззренчески ориентированного проблемного метода являются:

а) создание нетривиальной проблемной ситуации, ориентированной на формирование мотивационно-ценностного отношения к результатам обучения;

б) использование нестандартных мировоззренчески направленных задач или задач в неклассической формулировке (с недостающими данными; с повышающейся или понижающейся сложностью; на систематизацию функциональной зависимости; на обобщение и классификацию математических подходов; на геометрическую интерпретацию аналитических объектов, перевернутых задач);

в) обязательное предоставление студентам возможности выбора из известных или новых методов, приемов, алгоритмов решения;

г) обязательное построение логической схемы решения (доказательства);

д) выделение класса задач, для которых применимы стандартные методы, приемы, алгоритмы решения, и обозначение круга задач, для которых стандартные методы решения не применимы;

е) поощрение инициативы и настойчивости студентов, организация доверительного диалога между преподавателем и студентом;

ж) осознанность целесообразности применения проблемного метода студентами в конкретной учебной ситуации.

Условиями эффективности реализации мировоззренчески ориентированного проблемного метода мы считаем:

а) обеспечение интереса к содержанию проблемы;

б) посильностъ решения проблемы, рациональное соотношение известных и неизвестных фактов;

в) осознание важности мировоззренчески ориентированной информации для самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Метод проблемного обучения, ориентированный на мировоззренческое развитие будущих специалистов целесообразно реализовыватъ при организации мировоззренческих проблемных лекций, практических и семинарских занятий. Заметим, что достаточно эффективным при организации проблемных лекций является использование организационных форм и средств эвристического обучения, поскольку цели эвристического и проблемного обучения близки [18]. Эвристическое обучение направлено на предоставление обучающимся возможности создавать новые знания, формулировать творческие задачи, делать собственные открытия [17].

Приведем фрагмент эвристической беседы, организованной нами при проведении мировоззренчески ориентированной проблемной лекции по математическому анализу (тема «Поверхностный интеграл 2-го рода»), Проблемную ситуацию на этом занятии мы проектируем с учетом того, что студенты уже изучили поверхностный интеграл 1-го рода и свободно применяют соответствующие методы вычисления интеграла. Теперь мы предлагаем студентам физическую задачу на определение потока жидкости через заданную поверхность. Для решения этой задачи имеющихся знаний недостаточно. В процессе поиска решения проблемы студенты естественным образом приходят к определению нового понятия — поверхностного интеграла 2-го рода. Заметим, что подобного рода задачи усиливают также прикладную направленность математического обучения, актуализируют предметные связи.

«Преподаватель (П.): При введении понятия поверхностного интеграла 1-го

рода мы получали интегральные суммы, в которых значение функции в некоторой точке умножалось на площади элементов поверхности. В задачах физики, например, при определении потока жидкости через поверхность изучаются пределы аналогичных сумм с той лишь разницей, что вместо площадей самих элементов поверхности стоят площади их проекций на три координатные плоскости. При этом поверхность 5" предполагается ориентированной (указано, какое из направлений нормалей считается положительным) и площадь проекции берётся со знаком «+» или «-» в зависимости от того, является ли угол между положительным направлением нормали и осью, перпендикулярной плоскости проекций, острым или тупым. Естественно, возникает вопрос: сколько жидкости протечет через заданную поверхность за единицу времени, если плотность жидкости везде одна и та же («несжимаемая жидкость»), пусть для определенности она равна 1.

Студент (С.): Очевидно, такая задача не может не привести к интегральной сумме и через нее - к интегралу.

П.: Действительно, давайте разобьем поверхность 5" на кусочки, каждый из которых можно уже приближенно считать плоским, а поле А скоростей жидкости на протяжении этого кусочка постоянным. Рассмотрим один такой кусочек. За единицу времени частички жидкости, находившиеся в начальный момент на исследуемом кусочке, сместятся на отрезок, длина которого численно равна скорости (ведь скорость и есть «путь за единицу времени»). Естественно, возникает вопрос: как подсчитать объем вытекшего столбика жидкости?

С.: Нужно площадь основания умножить на высоту (высота понимается как расстояние, пройденное жидкостью за единицу времени). Учитываем, что скорость перпендикулярна элементу поверхности.

П.: Правильно. А в общем случае нам нужно взять ту составляющую скорости,

®

которая перпендикулярна к нашей поверхности. Выделим на нашей поверхности одну из сторон; обычно это делают так: в одной из точек поверхности перпендикулярно к ней строят вектор. Данный вектор будем называть «нормальным». Лучше сразу определиться, что этот вектор имеет некоторую заранее известную длину; обычно считают ее равной единице. Когда мы передвигаемся по плоскости, вместе с нами передвигается и наш «нормальный» вектор. Та сторона, на которой расположен вектор, и считается выделенной. Может возникнуть проблемная ситуация, так как, некоторые математики утверждают, что встречаются поверхности, для которых таким образом выделить сторону невозможно. Утверждают даже, что некто Мебиус гулял когда-то по такой поверхности вместе со своей любимой собакой, привязал ее к дереву и решил немного побродить в одиночестве. Через какое-то время он понял, что собака лает как раз под его ногами! Давайте вспомним вид ленты Мебиуса. Что же в этом случае делать?

С.: Я вижу тут следующий выход: считать, что суммарно жидкость через нее протекла в нулевом количестве (в смысле: сколько втекло, столько и вытекло).

П.: В самом деле, тот наблюдатель, который (условно) стоит вверх головой, подсчитывает количество протекающей жидкости через ту или иную площадку, ориентируясь на свою нормаль, а тот наблюдатель, который вслед за Мебиусом ушел туда, откуда Мебиус слышал лай своей собаки, доносящийся как бы из-под земли, также подсчитывает количество протекающей жидкости, но если, скажем, первому кажется, что это количество нужно учитывать со знаком плюс, так как жидкость вырывается из поверхности в виде гейзера, то второму кажется, что идет дождик. Заканчиваем рассуждение про вычисление количества жидкости за единицу времени. Конечно, мы должны просуммировать результаты, полученные для каждого элемента по-

верхности и перейти к пределу. Перейдём теперь к построению поверхностного интеграла второго рода».

Опыт нашей педагогической деятельности позволяет нам сделать вывод о том, что специальными методическими требованиями к организации мировоззренчески ориентированной проблемной лекции являются: обоснование мировоззренческой сущности изучаемой проблемы; анализ разных точек зрения на возможность решения проблемы; привлечение исторических сведений об открытиях в соответствующей сфере науки; вовлечение студентов в поиск научной истины альтернативными способами; акцентирование внимания на эстетической привлекательности четкого, стройного и логичного математического рассуждения; оценивание концептуальной полезности полученного результата. Мировоззренчески ориентированная проблемная лекция имеет целью возбуждение интеллектуально-познавательного интереса к изучаемому разделу математики, развитие эстетических и могивационно-волевых качеств студентов.

Мы считаем, что будущим специалистам необходимо сообщать, какой именно вид лекции будет организован в конкретной учебной ситуации. Так при проведении проблемных лекций, мы рассказываем студентам о различных подходах к их проектированию. Приведем фрагмент вводной части из проблемной лекции по вариативной дисциплине «Мировоззренческий потенциал математического обучения»: «Выдающиеся лекторы применяли проблемную лекцию для усиления ее доступности, эмоционального и идейного воздействия. В значительной степени про-блемность была присуща лекциям А.П. Карпинского, П.Ф. Лесгафта,

Д.И. Менделеева, К.А. Тимирязева,

H.A. Умова и других замечательных лекторов. Опытный лектор излагает материал в виде проблемного поиска, постоянно апеллируя к аудитории, обращаясь к слушателям с вопросами, стимулирующими

мысль, фантазию, догадку. Даже при монологической форме изложения информации, подобная лекция превращается в диалог по своему внутреннему строению. Благодаря проблемной лекции осуществляются практически все звенья мировоззренческого обучения, в основном повторяющие основные стадии интеллектуально-познавательного поиска». Безусловно, таким образом организованная мировоззренчески ориентированная проблемная лекция обладает всеми признаками многофункциональности, гибкости, диффе-ренцированности, всесторонней реализации методологической, ориентирующей, развивающей, воспитывающей и стимулирующей функций обучения.

Мировоззренчески ориентированные проблемные практические занятия, как форма реализации метода проблемного обучения, предполагают наиболее активное участие студентов в процессе проектирования и проведения занятия, тесное взаимодействие преподавателя со студентами (и студентов друг с другом) по сравнению с лекционной формой проблемного обучения. Методическим требованием к организации мировоззренчески ориентированных проблемных практических (лабораторных, семинарских) занятий является приоритетная их направленность на: развитие интеллектуально-познавательной, эмоциональной и мотивационно-волевой сфер студентов; формирование умений самостоятельного получения информации из различных источников; формирование навыков анализа, систематизации, классификации, обобщения, прогнозирования; формирование у студентов целостной картины мира. В том случае, когда проблемное практическое занятие организовано в соответствии со сформулированными выше методическими требованиями, в процессе обсуждения учебных проблем проявляются их новые грани, у студентов активно развиваются навыки аргументации, продуцирования идей, корпоративного взаимодействия.

Экспериментальная проверка эффективности внедрения мировоззренчески ориентированного проблемного метода обучения математическим дисциплинам студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» и 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» подтвердила существенный рост показателей сформированности интеллектуально-познавательного, мотива-ционно-ценностного, нравственного компонентов системы мировоззренческих ориентиров студентов. В качестве измерителей для обозначенных выше показателей мы использовали специально разработанные анкеты и опросники «Диагностика уровня интенсивности познавательной деятельности», «Диагностика порога познавательной активности» з «Диагностика уровня эстетического развития», «Диагностика нравственных качеств», «Диагностика уровня развития мотивационно-волевой сферы», а также результаты творческих контрольных заданий по учебным дисциплинам математический анализ, дискретная математика, комплексный анализ, функциональный анализ, теория вероятностей [6].

Выводы. Безусловно, организация мировоззренчески ориентированного обучения математическим дисциплинам требует от преподавателей значительных временных затрат и высокой педагогической квалификации. Но проектирование и реализация в учебном процессе специальных методов, форм и средств обучения необходимы, поскольку применение мировоззренчески ориентированных методов обучения, учитывающих особые методические требования, направленные на реализацию задач мировоззренческого развития студентов, способствует гармоническому формированию интеллектуальных, нравственных, мотивационно-волевых качеств у будущих специалистов.

1. Алексеева, А.А. Формирование интеллектуальных способностей студентов / А.А. Алексеева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-

®

гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2014.-№5.~ С. 369-375.

2. Аплетаев, М.Н. Основы воспитания нравственной личности подростка в процессе обучения (теория и методика) : избранные педагогические труды / М.Н. Аплетаев ; Федеральное агентство по образованию, Омский гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 403 с.

3. Бабак, B.C. Мировоззрение как проблема личностного выбора / B.C. Бабак // Проблема свободного выбора и активности личности / редкол. : Э.Л. Акопов (отв. ред.) [и др.]. -Краснодар : [б. и.], 1972. - С. 87-100. -(Научные труды / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР ; Кубанский гос. ун-т ; Вып. 158).

4. Войскунский, А.Е. Киберпсихология: современный этап развития / А.Е. Войскунский // Южно-российский журнал социальных наук - 2020. - Т. 21, № 1. - С. 21-39.

5. Джух, Е.Н. Формирование социокультурной компетенции у студентов языковых специальностей на основе эвристического подхода / Е.Н. Джух // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Педагогика - 2020. -№7.- С. 12-17.

6. Дзундза, А.И. Критерии эффективности мировоззренческого обучения будущих учителей / А.И. Дзундза, Н.В. Фунтикова, В А. Цепов // Вестник Академии гражданской защиты. -2022. -Вып. 1 (29).-С. 52-60.

7. Дзундза, А.И. Методы мировоззренческого обучения математическим дисциплинам будущих учителей математики / А.И. Дзундза,

B. А. Цапов // Вестник Академии гражданской защиты. -2021. -Вып. 4 (28).-С. 7-13.

8. Додонов, Б.И. О системе «личность» / Б.И. Додонов //Психология личности в трудах отечественных психологов : [хрестоматия] / сост. Л.В. Куликов. — 2-е изд., перераб. и доп. -Санкт-Петербург : Питер, 2009. - С. 113— 122.

9. Журавлёва, О.П. Воспитательное пространство современной школы: попытка определения сущности и средств его организации / О.П. Журавлёва, Л.П. Михалева // Инновации в образовании. - 2018. — № 9. —

C. 131-140.

10. Король, АД. Эвристическая игра как принцип и форма диалогизации образования / АД Король, ЕА. Бушманова // Педагогика. -2020. -№ 12. -С. 44-51.

11. Купцов, В.И. Философия и методология науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /В.И. Купцов, C.B. Девятова, Н.И. Кузнецова. - Изд. 2, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2023. - 394 с.

12. Носков, И.А. Образовательный чек: реальность и перспективы / И.А. Носков, Е.П. Бельчикова // Народное образование. -1999. -№ 1-2. - С. 33-47.

13. Об образовании в Российской Федера-ции : Федеральный закон № 273-ФЭ : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерсщии 26 декабря 2012 года]. — Текст : электронный//Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. - URL: https:/äegalacts.ги/ doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 20.10.2022).

14. Образование - Наука - Идеология (опыт отечественной истории) : монография /A.A. Касьян, A.B. Грехов, С.Л. Ивашевский [и др.] ; отв. ред. A.A. Касьян ; М-во образования и науки Российской Федерации, Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород : НГПУ, 2012. - 393 с.

15. Рогова, P.M. Научно-методические основы становления личностного самосознания учащихся : методические рекомендации для учителей средних школ, гимназий, лицеев, педколледжей / Р.М Рогова - Москва : Гос-НИИ семьи и воспитания, 2002. —100 с.

16. Самарин, Ю.Ф. Избранные труды / Ю.Ф. Самарин ; сост., авт. вступ. ст. и ком-мент. Н.И. Цимбаев ; Ин-т обществ, мысли. Москва : РОССПЭН, 2010. - 541 с.

17. Скафа, Е.И. Педагогические технологии как инструмент формирования эвристических приемов у обучающихся в современной школе / Е.И. Скафа // Дидактика математики: проблемы и исследования : Междунар. сборник научных работ. - 2020. - Вып. 52. -С. 17-21.

18. Скафа, ЕЖ Теоретико-методические основы формирования готовности будущего учителя математики к проектно-эвристиче-ской деятельности : монография / ЕЖ Скафа -Донецк : Изд-во ДонНУ, 2020. -280 с.

19. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - Москва : Политиздат, 1972.-303 с.

20. Теплое, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М Теплое. -Москва : Наука, 2004. - 440 с.

21. Федосеев, П.Н. Философия и научное познание / П.Н. Федосеев. — Москва : Наука,

23. Черноволенко, В. Ф. Мировоззрение личности и ее основные жизненные выборы / В.Ф. Черноволенко // Диалектический и исторический материализм — философская основа коммунистического мировоззрения / редкол. : В.И. Шинкарук (пред.) [и др.]. - Киев : Наук, думка, 1977.-С. 318-325.

1983.-464 с.

22. Хуторской, А.В. Методология инновационной практики в образовании : монография / А.В. Хуторской. - Москва : Литрес,

2021.-162 с.

$.......£

PECULIARITIES OF USING THE PROBLEM METHOD IN ORGANIZING WORLDVIEW-ORIENTED TEACHING OF STUDENTS IN MATHEMATICAL DISCIPLINES

Dzundza Alia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Moiseyenko Igor,

Doctor of Physics and Mathematics Sciences, Associate Professor,

Tsapov Vadim,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Moiseyenko Igor, Postgraduate Student Donetsk State University, Donetsk, Russia

Abstract The article is devoted to the substantiation of the expediency of applying the problematic method in the worldview teaching of students mathematical disciplines. The methodological features of designing and implementing a -worldview-oriented problematic method of teaching mathematical disciplines, aimed at the formation of intellectual and cognitive activity, emotional, motivational-volitional and moral spheres of the personality of students, are analyzed. Special methodological requirements for the design and implementation of a worldview-oriented problematic method have been developed: creating a non-trivial problem situation, using non-standard worldview-oriented tasks, providing the opportunity to choose a solution method, building a logical scheme for solving a problem, encouraging students' initiative and perseverance. The conditions for the effectiveness of the application of a worldview-oriented problem-based teaching method are determined. Forms of implementation of the worldview-oriented problematic method of teaching are presented: worldview problematic lectures, practical exercises. The effectiveness of the introduction of a worldview-oriented problematic method of teaching students in mathematical disciplines has been experimentally proven. The use of worldview-oriented teaching methods, taking into account special methodological requirements aimed at realizing the tasks of students' worldview development, contributes to the harmonious formation of intellectual, moral, motivational and volitional qualities in future specialists.

Keywords: worldview-oriented problematic method, worldview teaching of mathematical disciplines, methodological requirements, worldview problematic lecture, intellectual-cognitive, motivational-value, moral components of the system of worldview guidelines.

For citation: Dzundza A., Moiseyenko I., Tsapov V., Moiseyenko I. (2023). Peculiarities of using the problem method in organizing worldview-oriented teaching of students in mathematical disciplines. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 57, pp. 40-47. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-40-47.

Статья поступила в редакцию 12.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.