Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРЕННЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРЕННЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Унижаев Николай Владимирович

Проведенное исследование позволило сформулировать модель управления электронной информационно-образовательной средой в различных формах обучения и выявить факторы, влияющие на внедрение передовых технологий в учебный процесс вузов. Проблемы автоматизации учебного процесса появились одновременно с внедрением новых информационных технологий. Пошаговое использование отдельных компонентов может частично снять такие проблемы. Основные направления развития могут быть направлены на создание инновационной системы управления, построенной на правилах. Такая система управления может легко адаптироваться под вновь возникающие задачи. Дополнительно к новой системе управления требуется модернизированная система проверки остаточных знаний, обладающая возможностями трехмерного и многомерного отображения. Это только часть того что требуется в современном учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING THE COMPONENTS OF THE INTERNET PORTAL OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The research was allowed to formulate a model of management of electronic information and educational environment in full-time education and to identify the factors, affected to the introduction of advanced technologies in the educational processes of universities. Always there were problems of automation of educational process. New information technologies strengthened the process. Using components will stop the problem. The direction of development aimed at creating a new management system. The control system can be adapted. The system solves any problems. The knowledge validation system requires modification. Modern formats require 3D modeling. The account of academic performance uses many levels. The list of requirements is not closed. There must be constant changes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРЕННЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(32), 2018 ЙЬШ 21

щдвищення педагопчно1 культури та удоскона-лення науково-методично1 тдготовки педагопв у напрямку родинного виховання сприяють фор-муванню в старшокласнишв навичок самотзна-вально1 д1яльност1, об'ективацп ïx самооцшки та щдвищенню р1вня культури родинних взаемин.

Лггература:

1. Бех I. Виховання особистостг Сходження до духовности Наук. видання / I. Бех - К.: Либвдь, 2006. - 272 с.

2. £втух Н. Б, Пиньковская Э. А., Черкашина Т. В. Методики личностно-профессионального самосовершенствования субъекта педагогической деятельности на основе самопознания : учебно-методическое пособие / Н. Б. £втух, Э. А. Пиньковская, Т. В. Черкашина. - Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2016. - 406 с.

3. £втух М. Б., Черкашина Т. В. Дослвдження стану культурного фону субекпв педагопчно1 д1я-льносп в умовах сучасного освггнього середовища

: навчально-методичний поабник для педагопчних пращвнишв / М. Б. £втух, Т. В. Черкашина. - Чер-каси : видавець Чабаненко Ю. А., 2015. - 124 с.

4. £втух М. Б., Черкашина Т. В. Культура взаемин : тдручник / М. Б. £втух, Т. В. Черкашина. -Черкассы : Издатель Чабаненко Ю.А., 2012. - 340 с.

5. £втух Н. Б, Черкашина Т. В. Педагогическая система самопознания и личностно-професси-онального самосовершенствования : учебник для педагогических работников / Н. Б. £втух, Т. В. Чер-кашина. - Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2017. - 348 с.

6. Пиньковская Э. А. Духовное материнство / Э. А. Пиньковская. - Черкассы : Издатель Чабане-нко Ю. А., 2013. - 200 с.

7. Черкашина Т. В. Теоретичш i методичш ос-нови професшного самовдосконалення викладача як субекта самотзнавально1 дiяльностi : моногра-фiя / Т. В. Черкашина; за наук. ред. М. Б. £втуха. -Черкаси : Видавець Чабаненко Ю. А., 2014. - 444 с.

Unizhayev N. V.

Candidate of Technical Sciences, National Research University «Moscow Power Engineering Institute»

Унижаев Николай Владимирович

Кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры Национального исследовательского университета «МЭИ»

FEATURES OF USING THE COMPONENTS OF THE INTERNET PORTAL OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРЕННЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Summary: The research was allowed to formulate a model of management of electronic information and educational environment in full-time education and to identify the factors, affected to the introduction of advanced technologies in the educational processes of universities. Always there were problems of automation of educational process. New information technologies strengthened the process. Using components will stop the problem. The direction of development aimed at creating a new management system. The control system can be adapted. The system solves any problems. The knowledge validation system requires modification. Modern formats require 3D modeling. The account of academic performance uses many levels. The list of requirements is not closed. There must be constant changes.

Key words: education, Internet technologies, teaching technologies, competences.

Аннотация: Проведенное исследование позволило сформулировать модель управления электронной информационно-образовательной средой в различных формах обучения и выявить факторы, влияющие на внедрение передовых технологий в учебный процесс вузов. Проблемы автоматизации учебного процесса появились одновременно с внедрением новых информационных технологий. Пошаговое использование отдельных компонентов может частично снять такие проблемы. Основные направления развития могут быть направлены на создание инновационной системы управления, построенной на правилах. Такая система управления может легко адаптироваться под вновь возникающие задачи. Дополнительно к новой системе управления требуется модернизированная система проверки остаточных знаний, обладающая возможностями трехмерного и многомерного отображения. Это только часть того что требуется в современном учебном процессе.

Ключевые слова: образование, интернет-технологии, технологии обучения, компетенции.

Современные информационные технологии стремительно вошли в деятельность учебных заведений вытесняя традиционные методы обучения. В настоящее время представить учебный процесс без использования ЬСБ-проектора или Интернет, так

же невозможно, как недавно невозможно было представить занятие по математике без классной доски и мела.

22 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal)#4(32), 2018

Многие вузы более тридцати лет используют различные системы управления учебным процессом. Наш опыт был сконцентрирован на использовании ресурсов «Внутреннего портала учебного заведения» CRM 1С-Битрикс. Следует указать, что решение «Внутренний портал учебного заведения» была не первой в линейке наших знакомств, до этого мы ознакомить с работой системой дистанционного обучения (СДО) «Прометей» и многими другими аналогичными программными продуктами, предназначенными, прежде всего, для организации e-learning (обучения с использованием дистанционных технологий).

Все современные образовательные стандарты при организации процесса обучения требуют неограниченного доступа к одной или нескольким электронно-библиотечным системам [1]. Доступ к электронно-библиотечным системам и учебному контенту осуществляется с использованием электронной информационно-образовательной среды.

Федеральное законодательство требует создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды только для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2]. Развитие новых образовательных технологий широко внедряется в учебный процесс, включая и очную форму обучения. Внедрение столь стремительно, что сегодня представить обучение без использования таких технологий, невозможно.

Современная электронная информационно-образовательная среда включает в себя:

• электронные информационные ресурсы;

• электронные образовательные ресурсы;

• совокупность информационных технологий;

• совокупность телекоммуникационных технологий;

• методы и технологические средства, обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ, независимо от места нахождения.

Следует ли фокусировать свое внимание на доступе к учебному контенту для обучающихся, которые должны иметь возможность постоянного присутствия на занятиях? Возможно, доступа к электронному контенту в читальном зале для этой категории достаточно? Анализ показал, что учащиеся готовы и хотят получать задания с использованием гаджетов. Более половины, из опрошенных учащихся, высказались за создание электронной обучающей среды с возможностью общения по аналогии социальных сетей [3]. На встрече Российских

и Европейских преподавателей было высказано недоумение: зачем на лекциях по правоведению в России читали статьи законов с короткими комментариями. Европейские учащиеся давно имеют возможность для on-line изучения таких дисциплин. Именно для этих целей и внедрялась электронная информационно-образовательная среда.

Анализ показывает, что по мнению разработчиков, управление учебным процессом в школе, средних и высших учебных заведениях проходят по единому алгоритму. Инструкции говорят, что «Внутренний портал учебного заведения» является открытой системой, способной подстраиваться практически под любые задачи учебного заведения. Конечно, авторы лукавили, что данную систему может настраивать любой сотрудник, имеющий знания на уровне «Пользователя ПЭВМ», система использует язык PHP и, естественно, сотрудник, управляющий данной системой должен владеть основами программирования с использованием данного языка или хотя бы основами алгоритмизации. В вузах такие сотрудники в лице информационно-технической лаборатории есть, а в школах, кроме учителя информатики, штат ничего не предусматривает.

В рекламных баннерах компании говориться, что основная задача продукта - предоставить сотрудникам, преподавателям и учащимся образовательного учреждения удобный инструмент для хранения и накопления информации, оперативного взаимодействия, обсуждения и коллективной работы над задачами, автоматизации бизнес-процессов. В такой постановке для преподавателей это поддержка учебного процесса и осуществление коммуникаций с учащимися. Коммуникации включают в себя информацию о расписании занятий, резервирование аудиторий, списки учащихся в режиме прямого (On-Line) доступа и многое другое.

Для учащихся это обмен информацией с преподавателями и другими учащимися [4]. В такой трактовке это получение полной информации об учебном заведении, информация о расписании занятий и преподавателях, онлайн-ознакомление с учебным материалом, совместная работа над проектами и задачами.

На рис. 1 представлена модель управления информационно-образовательной средой (ИОС). Как видно из рис. 1 стратегия информационно-образовательной среды разрабатывается руководством вуза и согласуется с ученым советом. К стратегическим вопросам может быть отнесена мотивация, так как такие вопросы полностью зависят от руководства.

Ul

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(32), 2018

23

Рис. 1. Модель управления информационно-образовательной средой [5]

Сотрудники, ответственные за разработку и внедрение информационно-образовательной среды, должны обладать следующими компетенциями:

• владение навыками формирования современного электронного учебного контента;

• способностью к разработке заданий трудно формализуемого, часто обновляемого учебного материала;

• владение навыками формирования электронного учебного контента для различных форм обучения;

• иметь опыт и способности готовить профессорско-преподавательский состав к применению специализированных CRM (Мудл, Битрикс, Промитей и др.) в учебном процессе;

• владение навыками проверки заданий, выполненных в информационно-образовательной среде;

• владение навыками учета посещаемости и оценивания знаний в информационных системах;

• владение навыками применения новых информационных технологий в управлении учебными курсами.

Данный перечень является открытым и может быть продолжен множеством других компетенций, необходимых сотрудникам, формирующим и управляющим информационно-образовательной средой.

Модель предусматривает применение принципа невмешательства в авторские курсы. Управление информационно-образовательной средой должно строиться с позиции рекомендаций и помощи. Именно поэтому специалисты, организующие информационно-образовательную среду, должны владеть всеми распространенными и часто применяемыми технологиями.

Для помощи должна создаваться современная система «Хелпдеск» (Helpdesk) [6], имеющая расширенные возможности, в том числе накопление часто задаваемых вопросов.

Формирование и управление информационно-образовательной средой имеет и множество других проблем, вышедших за рамки данной статьи. Например, проблемы авторского права и проблемы, связанные с информационной безопасностью. Фе-

деральное законодательство требует при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную или иную, охраняемую законом, тайну.

Для сотрудников это автоматизация ежедневной работы. Например, автоматизация доведения приказов и новостей учреждения. Именно автоматизацию таких задач мы все и ожидаем последние десять пятнадцать лет. Какой проректор или завуч не мечтает, нажав кнопку «Печатать», получить готовое расписание учебного заведения. А получить уведомление в виде СМС о переносе занятий или зачета. Разве плохо?

При реальном использовании предложенных систем первое, что сразу насторожило, это задача «Резервирование аудиторий». Что в бизнесе необходимо резервировать переговорную мы знаем, но что бы преподаватель самостоятельно резервировал аудиторию, вопрос спорный. Как показал дальнейший анализ СРМ «Внутренний портал учебного заведения» он был адаптирован из решения «Внутренний портал компании», поэтому и бизнес-задачи были включены в него автоматически.

Одним из важнейших модулей в предложенном программном обеспечении должна быть - система тестирования знаний учащихся, отвечающая ряду требований. Например, открытые (обучаемое лицо вводит произвольные данные) и закрытые (обучаемый выбирает ответ из предложенных вариантов) тестовые вопросы, вопросы с выбором соответствия, возможность загрузки и конвертирования вопросов из MS Word или MS Excel, генерация ответов и вопросов должна проводиться случайным образом, организация работы с тестом в ограниченном временном промежутке, возможность работы с тестом как целиком, так по главам и урокам.

Следует указать что большинство из требований в СРМ «Внутренний портал учебного заведения» выполнено. Доработать осталось тест со свободным ответом. В настоящий момент многострочный ответ может быть проверен только экспертом (преподавателем), следовательно, должен быть механизм для пересылки ответа по электронной почте и возврат проверенного ответа в систему.

24 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal)#4(32), 2018

Остальные возможности системы тестирования почти полностью реализованы. Так, опросы с выбором соответствия широко используется в вопросах ГИА и ЕГЭ, следовательно, такой вариант формулировки вопросов и представления ответов необходим в учебной информационной системе.

В настоящий момент существуют локальные системы с возможностью выбора соответствия среди графических примитивов, но в Интернет -технологиях это решить сложно.

Есть еще один вариант для тестирования обучаемых, это вопрос с выбором последовательности, пример такого вопроса приведен на следующем рисунке. В более новых системах такой тип вопросов реализован.

Для работников деканата актуальным и сложным является вопрос генерирования расписания занятий. К сожалению, в решении «Внутренний портал учебного заведения» все сведено к добавлению Excel-таблиц по данной тематике.

Для планирования учебных занятий необходима система управления расписанием, аналогичная программе Outlook. В такой программе должен быть простой ввод для формирования правил. Например, ПРАВИЛО «занятия доцента Иванова И.И. должны быть спланированы для проведения дисциплины «Информационные ресурсы» только по вторникам и пятницам (кроме 11 или 15 октября) с 11.20 до 13.45, в аудитории 312 или 313». Кроме этого система управления расписанием должна иметь возможность для санкционированного уточнения с оповещение заинтересованных лиц.

В представленном решении «Внутренний портал учебного заведения» прекрасно реализован ввод и доступ к спискам преподавателей и обучаемых. Можно легко организовать доступ к визитной карточке любого физического лица, увидеть знаменательные даты, например, поздравить его с днем рождения, реализовать многие другие возможности, ограниченные только фантазиями.

В исследуемой системе имеется возможность для создания собственной социальной сети, вряд ли все ученики перейдут из сети «В контакте» в социальную сеть учебного заведения, но общие организационные вопросы на уровне групп достаточно легко разрешимы, а самое главное весь процесс под контролем администратора.

Создания персональных блогов пользователей пока не нашло широкого применения. Информация в блогах легко добавляется или изменяется. При необходимости автор блога может получать уведомление на электронную почту об изменениях. В последнее время часто используют твисторы, возможно следует добавить и этот компонент, но он не принципиально влияет на весь учебный процесс. Онлайн-ознакомление с учебным материалом организовано по принципу добавления электронных (текстовых или отсканированных) учебных материалов. Преподаватели или другие сотрудники могут размещать файлы, а все остальные пользователи, имеющие доступ, могут быть ознакомленными с учебным контентом в рамках их пользовательских полномочий. В тоже время и этот модуль несколько недоработан. Требуется возможность подключения существующей электронной библиотеки учебных заведений, возможность подключения электрон-

ных подписок, каталог обычной литературы, имеющейся в наличии, с автоматизированным поиском по данному каталогу. Защищая авторское право, неплохо было бы, создать систему защиты от несанкционированного копирования имеющихся ресурсов. Но, в прочем, как показывает практика, это серьезная проблема даже для крупных компаний.

Имеющийся сервисы обмена мгновенными сообщениями так же не находят широкого применения. Вероятно, их придётся доработать до уровня использования в смартфонах как это сделали WhatsApp и другие мессенджеры. Решение «Внутренний портал учебного заведения» это первая система, включающая не только модули для непосредственной организации учебного процесса, но и модули для обеспечения деятельности сотрудников бухгалтерии, деканата. Система позволяет, через Интернет, автоматизировать процесс формирования приказов, решать другие управленческие и хозяйственные задачи, формируя базу данных, согласованную с форматом данных.

Следует особо указать что для повышения эффективности учебного процесса необходима возможность организации и проведения видеоконференций. Они необходимы и для дистанционного образования, и для проведения консультаций в группах количеством 25-30 человек. Решение данной проблемы возможно путем консолидации усилий производителей профильного программного обеспечения, например, компании 1С-Битрикс и VideoPort.

Таким образом, постоянно совершенствуя отдельные компоненты электронной обучающей системы, можно достичь необходимого уровня их универсальности, гибкости, адаптивности.

Список литературы:

1. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 22.02.2018).

3. Шедько Ю.Н. Особенности управления функционированием и развитием региональных социально-экономических систем в условиях глобализации //Аудит и финансовый анализ - 2010. -№ 2. -С. 433.

4. Власенко М.Н. Совершенствование экономической безопасности организации в условиях рыночной экономики // Вестник Университета -2015. - №11. - С. 90

5. Унижаев Н.В. Проблемы внедрения модели управления электронной информационно-образовательной средой в очной форме обучения // Вестник ГУУ - 2018. - №3. - С. 76

6. Technical support for the neighbours. BBC News (28 марта 2005). [Электронный ресурс]: URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/magazine /4387525.stm (дата обращения: 22.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.