Научная статья на тему 'Модель информационного портала вуза (на примере портала Дагестанского государственного педагогического университета)'

Модель информационного портала вуза (на примере портала Дагестанского государственного педагогического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ / WEB-САЙТ / КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ / "1С" / ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сфиева Диана Касумовна, Вагабов Мирзабег Магомадалиевич

Цель. Рассмотреть особенности функционирования информационного портала вуза. Методы. Анализ, моделирование. Результаты. Авторы статьи описывают модель информационного портала вуза (на примере Дагестанского государственного педагогического университета), принципы его функционирования, раскрывают возможности информационного портала, функции корпоративного портала вуза. В рамках реализации корпоративного портала ДГПУ на первом этапе было принято решение о частичном введении элементов портала. Одним из таких элементов является система автоматизации учебного процесса «1С». Выводы. Использование корпоративного портала является одной из современных тенденций в управлении деятельностью вуза. Существует множество инструментов, с помощью которых можно создать портал, соответствующий специфике конкретного учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сфиева Диана Касумовна, Вагабов Мирзабег Магомадалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель информационного портала вуза (на примере портала Дагестанского государственного педагогического университета)»

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Технические науки / Technical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 004

Модель информационного портала вуза (на примере портала Дагестанского государственного

педагогического университета)

© 2017 Сфиева Д. К., Вагабов М. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть особенности функционирования информационного портала вуза. Методы. Анализ, моделирование. Результаты. Авторы статьи описывают модель информационного портала вуза (на примере Дагестанского государственного педагогического университета), принципы его функционирования, раскрывают возможности информационного портала, функции корпоративного портала вуза. В рамках реализации корпоративного портала ДГПУ на первом этапе было принято решение о частичном введении элементов портала. Одним из таких элементов является система автоматизации учебного процесса «1С». Выводы. Использование корпоративного портала является одной из современных тенденций в управлении деятельностью вуза. Существует множество инструментов, с помощью которых можно создать портал, соответствующий специфике конкретного учебного заведения.

Ключевые слова: информационный портал, web-сайт, корпоративный портал, «1С», платформа.

Формат цитирования: Сфиева Д. К., Вагабов М. M. Модель информационного портала вуза (на примере портала Дагестанского государственного педагогического университета) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 116-121.

Model of Higher Education Institute Information Portal (basin on Dagestan State Pedagogical University)

© 2017 Diana K. Sfieva, Mirzabeg M. Vagabov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. To consider the performance features of higher education institute information portal. Methods. Analysis, modeling. Results. The authors describe the model of university information portal (on the example of Dagestan State Pedagogical University), principles of its functioning; unveil the opportunities of information portal, the functions of university corporative portal. In framework of university corporative portal implementation, at the first stage it was resolved to place fractionary the portal elements. One of these elements is the automation system of learning process «1С». Conclusions. Using the corporative portal is the one of modern tendency in university activity management. There are many instruments for creation a portal, which correspond with specificity of concrete educational institution.

Keywords: information portal, web-site, corporative portal, «1С», platform.

For citation: Sfieva D. K., Vagabov M. M. Model of Higher Education Institute Information Portal (basin on Dagestan State Pedagogical University). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 116-121. (In Russian)

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

Введение

Информационный портал вуза - это web-сайт, содержащий большой объем образовательных ресурсов и представляющий пользователю интернета различные интерактивные сервисы. Первое определение корпоративного информационного портала (Enterprise Information Portal) было дано Кристофером Шайлаксом и Джулией Тилман: корпоративные информационные порталы - это приложения, которые позволяют компаниям раскрывать информацию, хранящуюся внутри и вне организации, и предоставить каждому пользователю единую точку доступа к предназначенной для него информации, необходимой для принятия решений [1].

Юридическую основу ведения портала в России составляют в соответствии с Постановлением правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [3].

Материал и методы исследования

Целью нашего исследования является информационный портал Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Оболочка портала представлена на рис. 1.

На современном этапе развития информационных технологий (ИТ) портал вуза выполняет не только функции доступа к информации (контенту), но и приложениям

(программному обеспечению), так, например информационный портал ДГПУ поддерживает систему АИСТ, выполненную в виде компонента для системы управления контентом CMS Joomla! 1.5. и представляющую собой подсистему веб-сайта центра (службы) содействия трудоустройству выпускников или образовательного учреждения.

Информационный портал ДГПУ также позволяет автоматизировать образовательные процессы (кадровая служба, бухгалтерский учет, экономическое планирование и т. д.) в идеале портал должен позволять одновременное соединение интернет-портала для сотрудников организации и портал для учащихся (экстранет-зону) для онлайн поддержки образовательного процесса, организации совместной работы, коммуникации с преподавателями и учащихся между собой.

Основной функционал решения включает в себя:

1) предоставление информации о вузе (описание, ключевые персоны, последние новости и события, фото и видео материалы);

2) предоставление информации о сотрудниках и преподавателях;

3) формирование хранилищ документов;

4) поиск учащихся, создание и ведение групп;

5) разработка онлайн- ресурсов;

6) инструменты коммуникаций;

7) поддержку и отправку сообщений.

Рис. 1. Информационный портал ДГПУ

^ © Дагестански Государст Ж У Визуальные закладки X ^ Щ модель информационна X ^ корпоративный инфор * ^

Рис. 2. «Вход» в автоматизированную систему АИСТ

Рис. 3. В оболочке системы АИСТ

Рассмотрим портал как средство сопровождения и управления учебным процессом кафедр, деканатов, научных, учебных и учебно-методических отделов. Портал в переводе с английского - «главный вход», т. е. представляющий единую точку доступа для всех категорий пользователей данного портала. При этом для каждой категории пользователей определяются свои права доступа к информации, приложениям и права на осуществления определенных операций [4].

Информационный портал вуза обладает всеми возможностями, которые предоставляет

стандартный портал на платформе Microsoft SharePoint - управление содержимым, совместная работа, поиск, оповещения и т. п. Кроме того, разработан и реализован специфичный для вуза функционал, такой как:

- шаблоны узлов типовых подразделений вуза-институт, управление, факультет, отдел, кафедра, лаборатория и др.;

- номенклатуры дел структурных подразделений вуза с более 40 типами содержимого для эффективного хранения и поиска информации вуза;

- мастер создания узла подразделения нужного типа с механизмом автоматической раздачи разрешений на информацию узла другим пользователям;

- сервисы: «Справочник контактов», «Новостная лента», «Календарь событий», «Блог Вуза», «Поручения ректора», информеры, RSS-ленты и др.;

- страница мониторинга статистики портала с возможностью экспорта отчетов в Excel;

- группы разрешений для разграничения прав пользователей системы в соответствии с должностными полномочиями.

Результаты исследования

На основе анализа возможностей каждого типа порталов и специфики организации учебного процесса выделены основные функции корпоративного портала вуза (табл. 1). При этом выделяем несколько критерий пользователей портала:

- сторонние пользователи;

- обучающиеся;

- сотрудники.

Внедрение корпоративного портала в высшее учебное заведение имеет ряд преимуществ:

- портал как средство массовой информации организует оперативное распространение информации, касающейся деятельности вуза;

- портал осуществляет поиск информации по всем электронным ресурсам вуза и внешним источникам;

- портал осуществляет организацию взаимодействия территориально-удаленных административных единиц;

- при помощи портала ведется формирование единой непротиворечивой информационной базы документов, обеспечивающей образовательные процессы;

- портал организует оперативный обмен информацией между сотрудниками, обучающимися вуза, а также дистанционное обучение.

Использование корпоративного портала является одной из современных тенденций в управлении деятельностью вуза. Существует множество решений для разработки порталов. Все инструментальные средства для их разработки можно разделить на 3 класса:

1) платформы для создания корпоративных

порталов;

2) готовые решения на базе платформ;

3) облачные решения на базе порталов.

Платформы для создания корпоративных

порталов используются для разработки порта-

ла «с нуля» и применяются для нестандартных случаев управления (Oracle Web Center, Microsoft ShearPoint, 1С Битрикс) [1].

В готовых решениях разработаны общий функционал и структура портала, код решения открыт для доработки, настройки портала под особенности управления вузом.

Облачные решения не требуют затрат на установку дорогостоящего аппаратного и программного обеспечения, но не позволяют интегрировать портал с другими корпоративными системами предприятия.

Примером готового решения для создания портала вуза является программный продукт «Внутренний портал учебного заведения» от компании «1С-Битрикс». Данный портал позволяет одновременно создать интернет-портал, предназначенный для сотрудников организации, и портал для учащихся (экстранет-зону) для онлайн-поддержки образовательного процесса, организации совместной работы, коммуникации с преподавателями и учащимися между собой. В настоящее время портал ДГПУ не обеспечивает данный режим работы, но в этом направлении проводится активная работа.

Существует множество инструментов, с помощью которых можно создать портал, соответствующий специфике конкретного учебного заведения. Основными критериями выбора конкретного решения являются:

- перечень возлагаемых на портал задач (функционал будущего портала);

- ограничение на количество одновременно работающих пользователей;

- бюджет, который вуз готов выделить на разработку и внедрение портала;

- требования к масштабируемости проекта, наличие профессиональной поддержки.

В рамках реализации корпоративного портала ДГПУ на первом этапе было принято решение о частичном введении элементов портала. Одним из таких элементов является система автоматизации учебного процесса «1С: Университет». Это комплексное решение, разработанное компанией «1С», пользуется спросом среди государственных образовательных учреждений.

Система позволяет вести личные дела студентов, от приемной комиссии, до выпуска студентов и выпуска дипломов об образовании. Оплата обучения, общежития, карточки студентов, статистические отчеты, факультеты, кафедры, «профком студентов» и другие возможности реализованы в решении. Кроме того, система, как отраслевое

решение, интегрируется с другими модуль- Важнейшее преимущество программы «1С: ными системами автоматизации вуза, таки- Университет» - универсальность и совме-ми как «1С: Управление предприятием», стимость. «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и Кадры».

Таблица 1

Функции корпоративного портала вуза

Функция информационного портала Для сотрудников Для студентов Для сторонних посетителей

Функция доступа к информации Персонифицированный доступ к внутренним информационным ресурсам (учебные планы, образовательные программы. Доступ к внешним информационным ресурсам (электронные библиотеки, справочные материалы и др.) Персонифицированный доступ к внутренним информационным ресурсам (учебные планы, образовательные программы. Доступ к внешним информационным ресурсам (электронные библиотеки, справочные материалы и др.) Учебно-методическое обеспечение дистанционной формой обучения Доступ к внутренним информационным ресурсам (классификаторы специальностей, кафедр, информация об услугах, представляемых вузом и его структурными подразделениями

Портал ДГТУ (не является персонифицированным) (не является персонифицированным, нет дистанционного обучения) +

Функция получения оперативной информации Информирование о внутренних и внешних событиях, конкурсах и т. п. Информирование о результатах мони-торингов, о повестках и решениях ученого, учебно-методических и других советов вуза Информирование о внутренних и внешних событиях, конкурсах и т.п. Информирование о результатах мониторингов, о повестках и решениях ученого, учебно-методических и других советов вуза Информирование о мероприятиях для абитуриентов и партнеров (дни открытых дверей, конференции и семинары, деятельности научных журналов вуза и т. д.)

Портал ДГПУ Исполняется Исполняется Исполняется

Функция получения экспертизы Связь сотрудников между собой для получения информационной или экспертной оценки по вопросам организации учебной, методической, научной работы. Связь преподавателей со студентами в рамках дистанционного обучения, реализации проектов. Связь обучающихся с преподавателями, экспертами и другими специалистами Связь с отдельными специалистами для получения справочной информации

Портал ДГПУ В состоянии разработки Отсутствует Отсутствует

Функции совместной работы Среда для организации совместной работы нескольких сотрудников вуза. Организация вебинаров, телеконференций. Совместная работа с данными в целях исключения их дублирования и параллельного ведения данных Среда для организации совместной работы нескольких обучающихся (возможно и преподавателей) над какой-то задачей или проектом. Участие в вебинарах, телеконференциях Участие в вебина-рах, телеконференциях

Портал ДГПУ Отсутствует Отсутствует Отсутствует

Функции извлечения и накопления данных Формирование единого документального обеспечения образовательного процесса проведение он-лайн опросов Проведение он-лайн опросов, конкурсов и викторин

Портал ДГПУ Отсутствует Отсутствует

Функции управления Введение и контроль электронных журналов успеваемости и посещаемости, рейтинга студентов. Введение и контроль системы электронных заявок. Введение и контроль Создание и ведение групп (сообществ пользователей)

реитинговои системы научной, методической организационной деятельности преподавателей и сотрудников Все это позволяет экономить на обслуживании систем автоматизации, т. к. настройка и обновление конфигураций проводится единой организацией по единым всероссийским стандартам. Важно отметить, что специалистов в области «1С» значительно больше, чем специалистов по работе со сторонними системами, такими как «Тандем», «Омега» и другие. Устанавливая программное обеспечение сторонних систем, пользователь усложняет условия эксплуатации ее в плане привлечения специалистов по настройке и отладке установленных систем, т. к. ядро программы - уникальный меха-

низм, полностью понятный лишь разработчикам.

Заключение

Таким образом, «1С» - наиболее оптимальный как с позиции цены и качества, так и безопасности выбор для вуза, использующего в своей деятельности отраслевые программы автоматизации.

«1С: Университет» подразумевает работу всех факультетов вуза и других структурных подразделений. Для полноценного функционирования требуется должный уровень квалификации пользователей.

Литература

1. 1С-Битрикс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.1c-bitrix.ru/solution/edu/ [дата обращения: 22.04.2014 г.]

2. Постановление правительства России от 10 июня 2013 г. № 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// минобрнау-

ки.рф/ документы/3527. [дата обращения: 20.06.2016 г.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мухина Ю. Р. Корпоративный информационный портал как средство управлением образовательным процессом вуза. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyber-leninka.ru/ article/n/korporativnyy-informatsi-onnyy-portal-kak-sredstvo-upravleniya-obrazova-telnym-prot-sessom-vuza. [дата обращения: 20. 06.2016 г.]

4. Christofer C. Shilakes and Julie Tylman. "Enterprise Information Portal". Merrill Lynch, Inc., New York, NY, November 16, 1998.

References

1. lC-Bitriks [1C-Bitrix]. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.1c-bitrix.ru/solution /edu/ [accessed: 22.04.2014]

2. Resolution of the government of Russia of 10 June 2013 № 582 "On approval of the rules of placement on official website of the educational organization in Internet and information updating about educational organization". The Ministry of education and science of the Russian Federation. [Electronic resource]. Mode of access: http://минобрнауки.рф/ документы/ 3527. [accessed: 20.06.2016]

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Сфиева Диана Касумовна, кандидат технических наук, доцент, начальник редак-ционно-издательского отдела, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: sfieva@gmail .com

Вагабов Мирзабег Магомадалиевич, аспирант, кафедра корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ); экономист финансово-

3. Mukhina Yu. R. Enterprise information portal as a tool for the management of the educational process of the University. [Electronic resource]. Mode of access: http://cyber-leninka.ru/article/ n/korporativnyy-informatsion-nyy-portal-kak-sred-stvo-upravleniya-obrazovatelnym-ro-tsessom-vuza. [accessed: 20.06.2016]

4. Christofer C. Shilakes and Julie Tylman. "Enterprise Information Portal". Merrill Lynch, Inc., New York, NY, November 16, 1998.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Diana K. Sfieva, Ph. D. (Technical Science), assistant professor, the head of Editorial Publishing Department, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Mirzabeg M. Vagabov, postgraduate, the chair of Corporate Finance and Business Valuation, Saint-Petersburg State University of Economics (SPSUE); economist, Financial and Economic Department, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

экономического отдела, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 03.02.2017 г.

Received 03.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.