6. Формы контроля: текущий контроль - самоконтроль, тестирование; итоговый контроль - экзамен.
7. Ожидаемые результаты. В результате обучения студент должен приобрести начальный опыт администрирования ПСПО, навыки самостоятельного принятия административных решений. Он должен знать принципы проектирования и структурирования локальных сетей, основы работы в среде операционной системы Linux. Он должен уметь разрабатывать сетевые решения в среде операционной системы Linux, поддерживать работоспособность компьютерных классов в этой среде, устанавливать ПСПО.
Предполагается, что обучаемый изначально знаком с такими разделами как: «Программное обеспечение ПК», «Операционные системы», «Основы работы в сети Internet».
Как свидетельствует опыт нашей практической работы со студентами специальности информатика в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара), данный курс доступен для изучения подавляющему большинству студентов.
1С-БИТРИКС: ВНУТРЕННИЙ ПОРТАЛ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ1
© Васин М.И.*
Таганрогский государственный педагогический институт, г. Таганрог
«1С-Битрикс: Внутренний портал учебного заведения» - это решение, построенное на базе «1С-Битрикс: Корпоративный портал» редакции Бизнес-процессы, в полной мере наследующее все функциональные возможности данного продукта, но адаптированное под задачи образовательных учреждений.
Компания 1С-Битрикс подготовила специальный дистрибутив, который развертывает преднастроенное портальное решение, учитывающее специфику учебного заведения:
- с готовой структурой внутреннего сайта, учитывающей потребно -сти пользователей;
1 Исследование, положенное в основу настоящего издания (статьи) выполнено при поддержке Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Министерства образования и науки Российской Федерации, проект РПН № 2.13.3638 «Концепция и проект развития российской дидактической тестологии». Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор Е.А. Михайлычев.
* Младший научный сотрудник кафедры Общей педагогики, аспирант.
- с демонстрационным контентом, помогающим быстрее оценить спектр решаемых задач;
- с дополнительными шаблонами дизайна для лучшей адаптации к стилистике организации;
- с преднастроенными группами пользователей и правами доступа к ресурсам системы.
В настоящее время складывается следующая ситуация на рынке интернет решений для образовательных учреждений:
1. отсутствие решения vs «набор запчастей»;
2. независимо от статуса заведения самописные системы;
3. большой объем данных без систематизации и свободного доступа, поиска;
4. отсутствие внутренней IT-инфраструктуры.
Это означает отсутствие каких бы то не было интернет решений начиная с online, внешнего диалога с потенциальными студентами, до полного или частичного существования внутренней инфраструктуры.
Интересен факт, что независимо от статуса учебного заведения это чаще всего интернет решения «написанные на коленке» студентами. Подобный подход к реализации как правило приводит к достаточно однозначным результатам: большой объем данных без какой-либо систематизации под которой используются внешние форумы, внешние системы, сайты размещенные на narod.ru, все что угодно без отсутствия какой-либо систематизированной IT-инфраструктуры, сопровождение сайта (не говоря уже о продвижении) в большинстве случаев прекращается одновременно со сроком окончания обучения разработчика.
Фактически, в вузах, наблюдается отсутствие какой бы то ни было IT-инфраструктуры вообще.
Таким образом, необходимость в продукте, позволяющем создать внутреннюю IT-инфраструктуру учебного заведения становится более чем явной и приоритетной в развитии вуза удовлетворяющего современным требованиям.
Разработчики продукта ставили перед собой следующие цели и задачи при создании специализированного продукта:
- быстрое внедрение;
- понятная терминология, типовой контент;
- интерактивная площадка для общения Преподаватель - Студент;
- интерактивная площадка для общения Студент - Студент;
- автоматизация процессов взаимодействия Преподаватель - Администрация, Администрации;
- база знаний;
- хранилище документов;
- система поиска данных, знаний, контактов.
Пока не автоматизируемые процессы:
- составление расписания;
- бронирование аудиторий;
- составление учебного плана;
- фиксация процента реализации учебного плана;
- CRM по студентам.
К целевой аудитории продукта в настоящее время относятся:
- учащиеся / студенты / аспиранты;
- преподавательский состав (штатные, внештаные);
- администрация (обеспечение учебного процесса).
Основная задача продукта - предоставить сотрудникам, преподавателям и учащимся образовательного учреждения удобный инструмент для хранения и накопления информации, оперативного взаимодействия, обсуждения и коллективной работы над задачами, автоматизации бизнес-процессов.
Возможности продукта для учащихся:
- вы легко сможете обмениваться информацией с преподавателями и другими учащимися;
- получение полной информации об учебном заведении;
- информация о расписании занятий и преподавателях;
- онлайн-ознакомление с учебным материалом;
- совместная работа над проектами и задачами;
- публикация результатов работы и возможность обсуждения;
- личные блоги, календари, хранилища файлов;
- сервис обмена мгновенными сообщениями. Возможности продукта для преподавателей:
- поддержка учебного процесса и коммуникаций с учащимися. На портале вы быстро найдете все необходимые вам материалы:
• информация о расписании занятий;
• резервирование аудиторий;
• списки учащихся онлайн;
• публикация учебных материалов;
• получение результатов работы от учащихся;
• тестирование знаний учащихся, проведение опросов. Возможности продукта для Администрации:
- приказы и новости учреждения;
- инструкции и положения;
- организационная структура и справочник сотрудников;
- структура учебных групп и списки учащихся;
- кадровые изменения, отсутствия и награждения сотрудников;
- бланки и формы документов.
Планы по развитию продукта:
- автоматизация составления расписания;
- интеграция с 1С и другими системами (е-Ьеагт^, составление расписания);
- расширение функционала;
- дизайн (для разных целевых аудиторий свой вариант);
- экстарнет (внештатные преподаватели, родители, межвузовское взаимодействие);
- внешний сайт интеграция с ВУЗ-порталом.
Список литературы:
1. Басыров Р. 1С-Битрикс: Постройте профессиональный сайт сами. -СПб.: Питер, 2009.
2. Материалы конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Повышение эффективности обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С»), г. Москва, 02.02.2010 г. - М., 2010.
3. Официальный сайт разработчика продукта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.1c-bitrix.ru/solutions/edu.
ПРЕПОДАВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© Горбатюк В.Ф.*
Таганрогский государственный педагогический институт, г. Таганрог
В работе рассматривается опыт автора по преподаванию различных предметов, в том числе физики в педагогическом вузе с использованием технологий электронного обучения. Одной из особенностей технологий электронного обучения - повышенная нагрузка преподавателя на всех этапах обучения - от создания и непрерывного пополнения электронного ресурса до проведения индивидуальных занятий со студентами с использованием возможностей сети Интернет. Даются рекомендации, позволяющие более эффективно использовать громадные возможности современных информационно-коммуникационных технологий обучения.
С первых дней своей деятельности в ТГПИ автор все читаемые курсы (физика; моделирование физических и технологических процессов; история техники и технологической культуры мировых цивилизаций; технология обработки конструкционных материалов; основы создания видео- и
* Доцент кафедры Общей и теоретической физики, кандидат технических наук, доцент.