Научная статья на тему 'Особенности использования образовательных Интернет- материалов при обучении английскому языку'

Особенности использования образовательных Интернет- материалов при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
Ключевые слова
АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ НОВОСТНОЙ САЙТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Виктория Сергеевна

Рассматриваются возможности англоязычного новостного сайта в процессе обучения английскому языку студентов-нелингвистов. На примере www.breakingnewsenglish. com предлагаются методические рекомендации по применению новостных интернет-материалов, описываются этапы работы с аутентичными текстами и даются примеры заданий для студентов. Особое внимание уделяется повышению уровня вовлечённости учащихся в процесс работы, а также развитию их способности думать аналитически, творчески и общаться свободно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования образовательных Интернет- материалов при обучении английскому языку»

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10216 В. С. Абрамова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Пермь (Россия)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Рассматриваются возможности англоязычного новостного сайта в процессе обучения английскому языку студентов-нелингвистов. На примере www.breakingnewsenglish. com предлагаются методические рекомендации по применению новостных интернет-материалов, описываются этапы работы с аутентичными текстами и даются примеры заданий для студентов. Особое внимание уделяется повышению уровня вовлечённости учащихся в процесс работы, а также развитию их способности думать аналитически, творчески и общаться свободно.

Ключевые слова: англоязычный новостной сайт, образовательные материалы, преподавание иностранных языков, лингвистические и коммуникативные навыки, неязыковой вуз.

Введение

«The fast development of the Internet and the World Wide Web (WWW) has produced numerous benefits to education»1 [10. С. 160]. Образовательные новостные сайты с их материалами «are especially effective for creating linguistically diverse backgrounds in foreign language classes and are key in forming components of the foreign language competence -namely, the grammatical, the lexical, the sociocultural, the compensatory, the educational, and the informative»2 [4. С. 3]. «С дидактической точки зрения интернет-технологии обучения ИЯ (иностранному языку) оптимизируют психическую нагрузку обучающихся, активизируют познавательную деятельность, направляют и контролируют процесс как формирования, так и развития речевых навыков и умений при овладении иноязычно-речевой деятельностью. Они также развивают активность и самостоятельность при решении коммуникативно-проблемных заданий» [2].

Рассмотрим возможности учебного новостного сайта www.breakingnewsenglish. com в обучении иностранному языку. Данный новостной сайт представляет горячие новости по всему миру на английском языке, а также сообщает о новых экспериментах или открытиях в самых разных областях знаний, а именно: биологии, физике, химии, социальных науках, искусстве и др. На сайте представлено более 2000 уроков на основе новостей, и их количество регулярно увеличивается. Новости различаются по уровням -от 0 (начальный) до 6 (продвинутый). Сайт даёт возможность скачать 2-страничный мини-урок или 26-страничную подборку разнообразных заданий. Каждый новостной текст сопровождается аудиозаписью, которую можно проигрывать с разной скоростью (медленно, в среднем темпе, быстро) на британском или американском варианте английского языка, и упражнениями. Кроме того, автором новостей даются ссылки на источники новостей - для более опытных читателей. Идеи и упражнения, данные на сайте, берутся нами в качестве основы для работы на занятиях. Поскольку каждая новостная статья содержит лексику, связанную с определённой темой, изучаемой на

1 «Быстрое развитие Интернета и Всемирной паутины предоставило многочисленные возможности для образования». - Перевод мой. - В.А.

2 Образовательные новостные сайты с их материалами «особенно эффективны для создания разнообразной языковой среды на занятиях по изучению иностранного языка и особенно важны для формированя основных элементов языковой компетентности, а именно: грамматического, лексического, социокультурного, компенсационного, образовательного и информативного». - Перевод мой. - В.А.

занятиях по дисциплине «Иностранный язык (английский)», целесообразно проводить урок с использованием ресурсов как итоговое занятие по теме, что позволит учащимся закрепить полученные знания и отработать всю изученную лексику. Выбор статьи связан не только изучаемой со студентами темой (например, Healthy lifestyle, Shopping, Leisure activities, Family values, Locations and Directions, Cultural attractions, Internet Communications, Learning and Memory, Water resources и др.), наличием полезного лексического и грамматического материала по теме, но также обосновывается интересом учащихся и определяется возможностью материалов формировать у студентов определенные компетенции.

Основная часть

Данный новостной сайт можно с успехом использовать при обучении английскому языку для решения определённых учебных задач. Отметим, что наши наработки являются результатом многолетнего преподавания студентам неязыковых специальностей классического университета, а именно: филологам, философам, психологам, клиническим психологам, социологам, культурологам, специалистам по работе с молодежью. Работа с новостными статьями рассчитана на учащихся, владеющих языком на уровне ниже среднего и выше.

В работе с любой новостной статьёй, представленной на сайте, можно выделить несколько этапов. Все задания строятся так, чтобы студент постоянно обращался к исходному тексту и работал с ним [9]. Работа со статьей длится один университетский час. В начале занятия студентам выдается раздаточный материал, который представляет собой 2-страничный мини-урок, и, чтобы настроить их на дальнейшее восприятие материала до чтения текста, можно попросить их придумать ассоциации к ключевому слову в названии статьи [5. С. 17]. Так, работая над статьёй «Posting selfies on social media can be bad», студенты придумывают ассоциации к слову «selfies».

Заголовок статьи помещается на доску, и происходит коллективное обсуждение названия, тем самым осуществляется подготовка к чтению. Студенты высказывают предположения, о чем может идти речь в тексте, а также предлагают вопросы, которые будут рассматриваться в статье. Данные упражнения способствуют созданию доверительной атмосферы, настраивают на дальнейшее восприятие материала, активирует базовые знания и уже изученную лексику по теме.

Следующий этап - работа над новой лексикой статьи. В данном новостном ресурсе используется исключительно аутентичная лексика, знакомящая с выражениями, типичными для английского языка. Представляется целесообразным выписать новые слова и выражения на доску и перевести их на родной язык или объяснить значения слов, дав им определения и составив со ними предложения, чтобы продемонстрировать их значение в контексте и показать, как «как данное значение/понятие, данный предмет мысли живет в реальности мира изучаемого языка» [3. С. 29]. Последнее проводится в более сильных группах. После знакомства с лексикой студентов можно попросить самостоятельно составить предложения со словами для закрепления.

В течение первого - просмотрового - чтения студенты проглядывают текст, и им задаются вопросы на понимание главной идеи статьи. «Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения» [2. С. 85]. Учащимся также предлагается пересказать содержание текста в парах на английском языке. Более детальные вопросы даются во время второго - изучающего -чтения. Упражнения могут включать, например, работу над True/False questions и способствуют вовлечению студентов в поисковую деятельность, развивая их самостоятельность и творческую активность. Если высказывание неверное, то необходимо доказать почему и исправить утверждение. Если преподаватель видит,

что учащиеся затрудняются с понимаем отдельных частей текста, он просит их найти ключевые слова, выделить основной смысл либо перевести кусок текста, вызывающий затруднение. В сильных группах полный перевод статьи не проводится. В слабых группах целесообразно перевести содержание изучаемого текста и проработать со студентами основные грамматические конструкции.

И сильным, и слабым студентам предлагается пересказать содержание текста в парах на английском языке. Один студент пересказывает первый абзац, другой студент - второй. Данное упражнение помогает выучить значение новых слов в контексте и усвоить готовые лексические и грамматические структуры. Во время пересказа учащиеся внимательно слушают друг друга, исправляют ошибки партнера и могут также задавать вопросы на понимание содержания текста и вопросы, апеллирующие к опыту самих студентов, например, какую роль в их жизни играет обсуждаемый в статье предмет.

Акцент на новых словах и выражениях помогает использовать новостную статью для извлечения её лексического содержания. Учащимся можно предложить дополнительные задания, например, найти синонимы к словам из текста или дать определения словам на английском языке. Кроме того, новостная статья позволяет проработать со студентами основные грамматические конструкции, например, герундий, причастия, условные предложения, пассивный залог, сложное дополнение и др.

Ещё один этап работы - прослушивание записи статьи - является факультативным и проводится по желанию преподавателя. «Звуковое сопровождение учебных упражнений и заданий обеспечивает одновременную опору и на слуховую, и на зрительную, и на моторную память» [2]. Обычно с учащимися мы слушаем запись на британском варианте английского языка, которая проигрывается в среднем темпе. Студенты имеют перед глазами печатный вариант аудиотекста. Первое прослушивание способствует созданию целостного образа звучащего текста и помогает улучшить английское произношение: звуки, ударение, ритм, интонацию и др. После первого прослушивания преподавателем снова обращается внимание на произношение трудных слов. Во время второго прослушивания происходит последовательное воспроизведение аудиотекста учащимися вслед за диктором. Это упражнение дает студентам возможность автоматизировать навык адекватного воспроизведения оригинального иноязычного текста, отработать ритм и скорость произношения. В качестве варианта вместо предварительного ознакомления с печатным текстом и последующего прослушивания аудиозаписи учащимся можно раздать изучаемый текст с пропуском слов и выражений, затем попросить прослушать аудиотекст и заполнить пропуски. При этом упражнение на последовательное воспроизведение аудиотекста по-прежнему выполняется.

Послетекстовые задания предоставляют возможность тренировать речевые навыки и использовать новую лексику. Одно из самых эффективных видов деятельности - это дискуссия, которая строится на общении между студентами. 2-страничный раздаточный материал всегда содержит два блока вопросов (Discussion - Student A, Discussion -Student B), предназначенных для работы в парах для поочередного ответа на вопросы по изучаемой проблеме. Данная форма работы вызывает у учащихся особенный интерес, поскольку мотивирует общение на иностранном языке, позволяет сформировать собственную точку зрения на различные актуальные проблемы, способствует развитию познавательной деятельности и помогает проявить интеллектуально-творческую активность и индивидуальность [6, 7, 8]. Преподаватель подходит к каждой паре и помогает студентам, следит, чтобы они активизировали новую лексику, и исправляет ошибки. Можно предложить учащимся дополнительные вопросы, а также дать возможность обсудить, как поднятая проблема решается в их собственной культуре.

Мы используем ещё одну форму работы - работу в мини-группах для участия в ролевой игре (Role Play). Студенты делятся на группы, берут себе определённую роль,

строят высказывания в соответствии с данной ролью и реализуют образ поведения, характерный для носителя этой роли. Так, обсуждая статью под заголовком «Educators recommend more outdoor learning», учащиеся разбиваются на четыре группы, и каждая группа берет одну из ролей, а именно: «IT», «Physical education», «English», «Social responsibility». Правильно подобранные и распределенные среди студентов роли мотивируют их к коммуникативному взаимодействию, программируют их речевое поведение, создают необходимую коммуникативную базу для развития социальных и речевых умений и навыков. Например, IT «специалисты» должны в течение 10 минут подготовить высказывание на семь-десять предложений о том, почему они считают Информационные технологи самым важным школьным предметом, назвать три причины, а также аргументировать, почему другие предметы не столь важны в школьном образовании. Выступление каждой группы должно занимать не более пяти минут, при этом важно, чтобы аргументы убедили остальные группы. Данное упражнение очень полезно и формирует коммуникативно-речевые навыки, а также развивает фантазию и актерское мастерство.

В качестве домашнего задания студентам обычно предлагается составить устное высказывание с использованием новых слов и выражений из прочитанной статьи. Например, после работы над статьей «Inventor of World Wide Web says it must change» в рамках темы «Communications» учащиеся готовят рассказ о своем любимом интернет-сайте. Завершив работу над статьей «How to become a memory champion», учащиеся готовят инструкцию по эффективному использованию ресурсов своей памяти и успешной подготовке к экзаменам и зачетам.

Выводы

Таким образом, работа с материалами новостного сайта, во-первых, помогает совершенствовать все виды речевой деятельности, а также развивать коммуникативно-когнитивные умения. «Учебные интернет-сайты стимулируют активность речемыслительной деятельности студентов и помогают им самим решать коммуникативно-познавательные задачи» [2]. Во-вторых, повышает мотивацию изучать английский язык через работу с новостными статьями. В-третьих, пробуждает интерес к событиям современного мира и побуждает больше читать на английском языке. Наконец, готовит учащихся к изучению нового для них предмета - иностранного языка для профессиональных целей.

Список литературы

1. Кирсанова, О. Ф. Использование аутентичных материалов на уроках английского языка как средства формирования иноязычной культурологической компетенции [Текст] / О. Ф. Кирсанова // Вестник Московского университета. - 2001. - № 2. - С. 89-92.

2. Стародубцева, Е. А. Применения Интернет ресурсов при обучении иностранному (английскому) языку [Текст] / Е. А. Стародубцева // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ» [Электронный ресурс]. - URL: https://refdb.ru/look/2305701.html (дата обращения: 16.02.2017). - Загл. с экрана.

3. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С. Г. Тер-Минасова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 261 с.

4. Abramova, V. & Boulahnane, S. Exploring the Potential of online English Websites In Teaching English to Non-Linguistic Major Students: BreakingNewEnglish As Example [Текст] / V. Abramova, S. Boulahnane // Register Journal. - 2019. - Vol. 12. - No. 1. - РР. 1-12.

5. Banville, S. www.BreakingNewsEnglish.com: 1000 Ideas and Activities for Language Teachers [Текст] / S. Banville. - Japan, Osaka, 2005. - 243 P.

6. Keller, C. & Cernerud, L., Students' perception of e-learning in university education [Текст] / C. Keller & L. Cernerud // Learning, Media and Technology. - 2002. - Vol. 27. -No. 1. - РР. 55-67.

7. Richards, C., Jack, & Rodgers S., Theodore. Approaches and Methods in Language Teaching. A description and analysis [Текст] / Cambridge University Press, 1986. 171 P.

8. Sadler-Smith, E. "Modern" learning methods: rhetoric and reality [Текст] / E. Sadler-Smith // Personnel Review. - 2000. - Vol. 29. - No. 4. - РР. 474-490.

9. Scrivener, J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3rd edition [Текст] / J. Scrivener. - Macmillan. - 2011. P. 414.

10. Sun, A. & Chen, X. Online education and its effective practice: A research review [Текст] / A. Sun, & X. Chen // Journal of Information Technology Education: Research. -2016. - Vol. 15. - РР. 157-190.

Абрамова Виктория Сергеевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Пермского государственного национального исследовательского университета.

Электронная почта: abramovavictoria@yandex.ru

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10217 С. И. Бронникова

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск (Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЛОДЕЖНОГО ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ «РОСТ»)

Сегодня во многих средних школах и учреждениях дополнительного образования организованы кружки по журналистике. Аналогичные секции функционируют при редакциях региональных и местных СМИ. В данном исследовании проведён анализ работы областного молодёжного издания «Рост», которое в течение многих лет взаимодействуют со школьниками и студентами, формируя у юных авторов начальные публицистические компетенции, способствую профессиональной ориентации.

Ключевые слова: молодежные медиа, публицистические навыки, медиаобразование.

С появлением Интернета и социальных сетей у молодых людей появилась возможность находить информацию максимально быстро, однако ее стало так много, что даже специалисты в области СМИ порой не могут идентифицировать «медиафейк». Это приводит к необходимости учить детей работать с информацией, в школах и университетах появляются новые предметы по «информационной безопасности», а молодежные и школьные пресс-центры снова становятся актуальными.

Ю. А. Агафонова в своих работах отмечает, что именно школьные СМИ являются главным источником безопасности для современных подростков [1]. Особое внимание проблемам безопасности личности школьника в современном информационном пространстве уделяла Е. А. Бондаренко [2]. Л. А. Коханова [4], И. В. Челышева [8] также исследовали роль детских и юношеских пресс-центров в жизни молодого человека. Ю. П. Пургин [7] обосновал необходимость и показал на практике, как тексты СМИ можно использовать в рамках образовательных курсов. Детские и юношеские пресс-центры помогают ребенку лучше разбираться в информации, но, чтобы научиться этому, редакции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.