Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕГЛАСНЫХ ВНЕШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ УКРАИНЫ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕГЛАСНЫХ ВНЕШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
государственная тайна / задачи оперативно-розыскной деятельности / конспирация / негласный вне-штатный работник / негласное сотрудничество. / state secrets / tasks of operational-search activities / conspiracy / secret freelance worker / secret cooperation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сур И.С.

Определено правовое регулирование использования оперативными подразделениями негласных вне-штатных работников для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Исследованы особенно-сти привлечения негласного внештатного сотрудника. Выделены категории лиц, которые не могут быть вовлечены в негласное сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PECULIARITIES OF THE USE OF UNDERGROUND PERSONAL EMPLOYEES BY OPERATIONAL UNITS OF THE NATIONAL POLICE OF UKRAINE

The legal regulation of the use of secret freelance workers by operational units to solve the problems of operational and investigative activities has been determined. The features of attracting an unofficial freelance employee are investigated. Categories of persons who cannot be involved in secret cooperation have been al-located.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕГЛАСНЫХ ВНЕШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ УКРАИНЫ»

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» 2©2! / JURISPRUDENCE

39

Висновки. Триваючi правопорушення харак-теризуються тим, що особа, яка вчинила яшсь neBHi дй' чи бездiяльнiсть, перебувае далi у станi безпере-рвного продовження цих дiй (бездiяльностi). Цi дп безперервно порушують закон протягом якого-не-будь часу. Триваючi правопорушення припиня-ються, якщо факт цих правопорушень виявлено контролюючим. Триваючi правопорушення харак-теризуються специфiкою строив давносп притяг-нення до вщповвдальносл, а також рiзноманiтнiстю тако! вщповвдальносп Í3 переважанням адмшютра-тивно! та фшансово! (у виглядi штрафiв) вщповвдальностг

Лiтература

1. Кодекс Укра!ни про адмшютративш правопорушення (статтi 1-212-24). Кодекс Укра!ни; Закон, Кодекс ввд 07.12.1984 № 8073-X. URL: https: // zakon. rada. gov. ua / laws / show / 80731-10#Text.

2. Постанова Апеляцшного суду Харшвсько! областi вад 29.03.2016, справа № 644 / 1058 / 16-п. URL: https: // zakononline. com. ua / court-decisions / show / 56773417.

3. Постанова Апеляцшного суду Чершпвсь-ко! обласп вiд 10.05.2016, справа № 730 / 260 / 16-

п. URL: https: // www. ombudsman. gov. ua / files / alena_2 / 20. pdf.

4. Постанова КАС ВС ввд 23.11.2018 у cnpaBi №489 / 4756 / 16-а. URL: http: // www. reyestr. court. gov. ua / Review / 78077094.

5. Постанова Печерського районного суду м. Киева ввд 02.03.2016, справа № 757 / 4973 / 16-к. URL: https: // zakononline. com. ua / court-decisions / show/56349845.

6. Триваюче правопорушення та строки за-стосування адмшютративного стягнення. URL: https: // vs. mk. court. gov. ua / sud1407 / pres-centr / news / 609848 / .

7. Що е триваючим адмiнiстративним право-порушенням? - нагадування вiд ДФС. URL: https: // news. dtkt. ua / law / liability / 52092.

8. Щодо надання роз'яснення положень Кодексу Украши про адмiнiстративнi правопорушення: лист Мшютерства юстицii Украши ввд 2 серпня 2013 року № 6802-0-4-13 / 11. URL: https: // zakon. rada. gov. ua / laws / show / v6802323-13.

9. Про практику розгляду судами скарг на постанови у справах про адмшютративш правопорушення: постанова Пленуму Верховного Суду Украши ввд 24 червня 1988 року № 6

УДК 34.09

Сур И.С.

Днепропетровский государственный университет внутренних дел DOI: 10.24412/2520-6990-2021-33120-39-42 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕГЛАСНЫХ ВНЕШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ УКРАИНЫ

Sur I.S.

Dnipropetrovsk State University of Internal Affairs

ON THE PECULIARITIES OF THE USE OF UNDERGROUND PERSONAL EMPLOYEES BY OPERATIONAL UNITS OF THE NATIONAL POLICE OF UKRAINE

Аннотация

Определено правовое регулирование использования оперативными подразделениями негласных внештатных работников для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Исследованы особенности привлечения негласного внештатного сотрудника. Выделены категории лиц, которые не могут быть вовлечены в негласное сотрудничество.

Abstract

The legal regulation of the use of secret freelance workers by operational units to solve the problems of operational and investigative activities has been determined. The features of attracting an unofficial freelance employee are investigated. Categories of persons who cannot be involved in secret cooperation have been allocated.

Ключевые слова: государственная тайна, задачи оперативно-розыскной деятельности, конспирация, негласный внештатный работник, негласное сотрудничество.

Keywords: state secrets, tasks of operational-search activities, conspiracy, secret freelance worker, secret cooperation.

Одной из основных задач оперативных подразделений криминальной полиции Национальной полиции Украины является раскрытие преступлений. Большое значение в деятельности оперативных сотрудников играет использование негласных внештатных работников, которые могут предоставить более точную и по временному промежутку быструю информацию. Именно агентурно-оперативная

информация предоставляет возможность раскрыть готовящиеся, уже совершенные преступления, разыскать преступников, скрывающихся от исполнения наказания, органов досудебного расследования, суда, безвестно исчезнувших лиц, а также установить личность неопознанного трупа и т.п. Конечно, развитие технологий не стоит на месте, существует множество оперативно-технических

ШШБРЯГОБЖЕ / «ШУУШУУМ-ЛШШаИ» #33112©), 2©21

40_

средств, которые временно ограничивая права человека, незаменимы в раскрытии преступлений, однако налаженная система негласного внештатного сотрудничества является незаменимым источником получения оперативно значимой информации. Таким образом, исследование темы негласного внештатного сотрудничества вызывает большой интерес у многих отечественных ученых.

Проблемами организации использования, тактики привлечения и основаниями прекращения негласного внештатного сотрудничества интересовались такие ученые, как А. М. Бандурка, В. В. Дара-ган, А. Е. Ивахин, О. В. Кириченко, А. А. Кисельов, А. И. Козаченко, В. Я. Мацюк, В. А. Некрасов, С. В. Обшалов, И. Н. Охрименко, П. Я. Прыгунов, Э. В. Рыжков, Я. И. Слободян, В. Е. Тарасенко, Р. В. Та-расенко, В. Ф. Усенко, Ю. Э. Черкассов, В. Н. Ше-велько, А. Н. Янчук и другие.

Согласно ст. 1 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», задачей оперативно-розыскной деятельности является поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечение правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

Из этого следует, что для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности согласно п. 13 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные подразделения имеют право иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников [6].

При этом вопросы правового регулирования статуса и особенностей трудовой деятельности негласных внештатных работников устанавливаются ведомственными нормативными актами различных органов исполнительной власти. Научный анализ этих актов и практики применения их норм позволяет сделать вывод об отсутствии единых подходов к пониманию сущности и средств юридического нормирования деятельности данной категории работников. Недостаточное законодательное регулирование этих вопросов заставляет представителей разных ведомств придумывать и вводить нормы, противоречащие действующему трудовому и финансовому законодательству и (или) не могут обеспечить надежную правовую и социальную защиту негласных внештатных работников, обеспечить надлежащий уровень их безопасности. Окончательного научного решения и конкретного юридического урегулирования не нашли проблем правового статуса негласных внештатных работников оперативных подразделений [7, с. 61].

М. Л. Грибов и А. И. Козаченко под негласным сотрудничеством предлагают понимать тайное взаимодействие между уполномоченными законом должностными лицами правоохранительных органов (оперативными работниками, следователями органов досудебного расследования, детективами

Национального антикоррупционного бюро Украины) и лицами, вовлеченными в выполнение задач оперативно-розыскной деятельности и уголовного производства. Указанное взаимодействие осуществляется на основе конспирации [3, с. 15].

Принцип конспирации в оперативно-розыскной деятельности означает сохранение в тайне осуществления негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, а также предоставление оперативно значимой информации оперативному подразделению лицами, которые негласно сотрудничают с ними. При этом сведения об проводимых или планируемых оперативно-розыскных мероприятиях, а также конкретные факты такого сотрудничества должны храниться в тайне не только от объектов оперативно -розыскной деятельности, но и от работников самого оперативного подразделения, которым эти сведения не требуются для выполнения служебных задач. В случае если на основании ч. 5 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» к выполнению отдельных поручений в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности будут привлекаться работники других подразделений, перед ними, без мотивированной необходимости, не должны раскрываться сведения, непосредственно не относящиеся к их участию в проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий, конечная цель мероприятия, силы и средства, задействованные при проведении оперативно-розыскного мероприятия, приняты тактические и стратегические решения и т. д. Эти же положения касаются и лиц, негласно сотрудничающих с оперативным подразделением [1, с. 62].

А. А. Сухачев отмечает, что негласные внештатные работники оперативных подразделений -это лица, с которыми оперативные работники установили конфиденциальное сотрудничество в соответствии с законодательством Украины [7, с. 61].

Данное определение понятия «негласного внештатного работника» не раскрывает полной сущности негласного сотрудничества. Таким образом, исследовав законодательную базу и научные работы ученых, можно предложить такое определение понятия «негласного внештатного работника» - это лицо, которое на конфиденциальной основе, добровольно, по устной договоренности или соглашению, платно или безвозмездно, предоставляет оперативному подразделению информацию, имеющую оперативный интерес.

Так, ч. 3 ст. 24 Кодекса законов о труде Украины предусмотрено, что работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса общеобязательное государственное социальное страхование о принятии работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Но, согласно аб-

«ШУШМУМ-ЛОУГМаУ» #ШШ), 2©21 / .ЮМБРЯГОБЖЕ

41

зацу третьему п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О государственной тайне», к такой тайне относятся сведения о лицах, которые сотрудничают или ранее сотрудничали на конфиденциальной основе с органами, проводящими оперативно-розыскную, разведывательную и контрразведывательную деятельность. Следовательно, заключить с ними договор (в частности оформленный приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа), согласно которому можно было бы отнести срок негласного сотрудничества к общему трудовому стажу, возможно только с предоставлением им соответствующего грифа секретности. То же можно сказать и об уведомлении центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Негласные внештатные работники (негласные сотрудники, конфиденты), согласно Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовного кодекса Украины и Кодекса Украины об административных правонарушениях, не являются субъектами, ответственными за сохранение государственной тайны, и не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за ее разглашение. Их «вне-штатность» не дает возможности привлечь их даже к дисциплинарной ответственности. В то же время, они фактически являются носителями государственной тайны [4, с. 12].

При этом согласно ч. 3 ст. 11 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», лица, которые привлекаются к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хранить тайну, которая стала им известна. Разглашение этой тайны влечет ответственность согласно действующему законодательству Украины, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека. Вполне понятно и то, что лицам, не имеющим допуска к государственной тайне, не должен предоставляться и доступ к ней [6].

Проанализировав нормы законодательства можно увидеть противоречие в том, что лицо, сотрудничающее с оперативным подразделением по устной договоренности, не может подлежать любому из видов ответственности, поскольку его деятельность не закреплена соглашением, хотя в Законе Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» прописано: «Лица, привлекаемые к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хранить тайну, которая стала им известна. Разглашение этой тайны влечет ответственность согласно действующему законодательству Украины, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека».

Согласно ст. 1 Закона Украины «О государственной тайне» государственная тайна - это вид тайной информации, охватывающей сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и

охраны правопорядка, разглашение которых может нанести вред национальной безопасности Украины и которые признаны в порядка, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежащие охране государством [5].

К негласному сотрудничеству с оперативными подразделениями могут привлекаться граждане Украины, имеющие двойное гражданство, лица без гражданства и иностранные граждане [2, с. 526].

Привлечение к сотрудничеству с оперативным подразделением происходит индивидуально и может быть долгосрочным или разовым для выполнения отдельной задачи оперативно-розыскной деятельности.

Негласное сотрудничество лица с оперативным подразделением должно носить исключительно добровольный, осознанный характер при общем соглашении. Сотрудничество на других началах, таких как устрашение, угроза, обман и т. д., будет не правовым. Мотивация сотрудничества с оперативным подразделением может иметь разнообразную основу (чувство патриотизма, исполнение общественного долга, поиск справедливости, материальный интерес), из чего следует принцип добровольности конфиденциального сотрудничества [2, с. 522].

В ст. 11 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» отмечается: «Запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач лиц, профессиональная деятельность которых связана с сохранением профессиональной тайны, а именно: адвокатов, нотариусов, медицинских работников, священнослужителей, журналистов, если такое сотрудничество будет связано с раскрытием конфиденциальной информации профессионального характера»[6].

Закон запрещает привлекать к негласному сотрудничеству недееспособных лиц, имеющих психические заболевания или по состоянию своего здоровья, не в состоянии выполнять задачи оперативно-розыскной деятельности. Не разрешается устанавливать негласное сотрудничество с лицами, не достигшими совершеннолетия. С несовершеннолетними оперативные сотрудники могут вступать в контакты с соблюдением требований уголовного процессуального законодательства, регламентирующего такие отношения [2, с. 528].

Защита государства распространяется на всех лиц, привлеченных к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, независимо от форм такого сотрудничества, будь то на постоянной основе или временно, как на основе соглашения, так и по устной договоренности, за вознаграждение или безвозмездно [8, с . 173].

Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает, что в случае возникновения угрозы жизни, здоровью или имуществу лица, привлекаемого к задачам оперативно-розыскной деятельности, оперативное подразделение обязано принять специальные меры для обеспечения их безопасности - изменение данных о лице, изменение места жительства, работы и обучения, других

JURISPRUDENCE / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» #33112©), 2©21

42_

данных в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины [6]. В данной норме прослеживается принцип обеспечения сохранности гласных и негласных внештатных работников.

Таким образом, можно отметить, что институт негласного сотрудничества имеет существенное значение в оперативно-розыскной деятельности. Нормативными актами, регулирующими деятельность негласных внештатных работников, являются Конституция Украины, Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Исследовав научную литературу можно отметить -что негласные внештатные работники - это лица, которые на добровольной основе, по устной договоренности или соглашению, платно или безвозмездно, конфиденциально предоставляют оперативно-значимую информацию оперативному подразделению. В Законе четко прописана категория лиц, которые не могут являться негласными внештатными работниками. При этом, есть вопросы, которые не урегулированы на сегодняшний день и требуют законодательного закрепления, в первую очередь это касается заключения соглашения между лицом, предоставляющим оперативную информацию и оперативным сотрудником. Также «внештатность» негласных работников, сотрудничающих по устной договоренности, может иметь негативные последствия, поскольку они не подлежат ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом.

Список литературы

1. Албул С. В. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие. / С. В. Албул, С. В.

Андрусенко, Р. В. Мукоида, Д. А. Ноздрин; под общ. ред. С. В. Албуло. Одесса: ОГУВД, 2016. 270 с.;

2. Бандурко О. М. Теория и практика оперативно-розыскной деятельности: монография. -Харьков: Золотая миля, 2012. 620 с.;

3. Грибов М. Л., Козаченко А. И. Соотношение понятий «конфиденциальное сотрудничество» и «негласное сотрудничество» // Вестник уголовного судопроизводства. 2019. № 1. С. 8;

4. Грибов М. Л., Козаченко А. И. Пути совершенствования правового регулирования негласного сотрудничества // Научный вестник Национальной академии внутренних дел. 2020. № 2(115). С. 8;

5. О государственной тайне: Закон Украины от 21.01.1994 [Электронный ресурс].-Режим доступа: https ://zakon. rada. gov.ua/laws/show /3855-12#Text;

6. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Украины от 18.02.1992 [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/ 2135-12#Text;

7. Сухачев А. А. Уголовная разведка: проблемы юридического статуса негласных работников оперативных подразделений и пути их разрешения // Уголовная разведка: методология, законодательство, зарубежный опыт: материалы Междунар. науч. -практ. конф., г. Одесса, 29 апреля 2016 г. Одесса: ОГУВД, 2016. 184 с.;

8. Усенко В. Ф., Некрасов В. А., Мацюк В. Я. Использование конфиденциальной помощи граждан в борьбе с преступлениями : взгляд настоящего: Монография. К.: Изд-во КНТ, 2007. 204 с.

УДК 340.12

Теремцова Н.

Кшвський нацюнальний унгверситет 1мет Тараса Шевченка

ПРОБЛЕМА КЛАСИФ1КАЦП ФУНКЦП СУЧАСНО1 ДЕРЖАВИ В УМОВАХ РОЗБУДОВИ

ПРАВОВО1 ДЕРЖАВИ

Teremtsova N.

Taras Shevchenko National University of Kyiv

THE PROBLEM OF CLASSIFICATION OF THE FUNCTION OF THE MODERN STATE IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF LEGAL STATE

Аннотация

В статье автор рассматривает актуальный вопрос, касающийся проблемы классификации функции современного государства. Акцентирует внимание на раскрытии вопроса в контексте, что функции государства это объективно необходимые, основные, наиболее общие и неизменные направления ее деятельности, которые служат разрешению основних задач государства.

Abstract

In the article, the author examines a topical issue concerning the problem of classifying the functions of a modern state. She focuses on the disclosure of the issue in the context that the functions of the state are objectively necessary, basic, most of the communities and the invariable directions of its activities that serve to resolve the main tasks of the state.

Ключевые слова: государство, функция, категория, система, системный подход, фактическая деятельность, економическое явление, идеологическое явление, социальное явление, общественные отношения, государственное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.