УДК 343.9
DOI 10.23672/y8016-1248-1958-j
Абрамов Иван Александрович
начальник кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, Томский институт
повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний России [email protected]
Ivan A. Abramov
Head of the Department for the Organization of Operational-Search Activity, Tomsk Institute
for Advanced Training of Employees Federal Penitentiary Service of Russia [email protected]
К вопросу о возрасте лиц, оказывающих негласное содействие на контрактной основе, органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность
On the issue
of the age of persons providing tacit assistance on a contract basis to bodies carrying out operational-search activities
Аннотация. Законодатель выделил два обязательных требования, необходимых для заключения контракта на негласное содействие между органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность (далее - ОРД) и гражданином - это его совершеннолетие и дееспособность. Автор обосновывает вывод, что необходимо наращивать оперативные позиции в преступной и околопреступной среде несовершеннолетних, которые требуют профессиональных негласных источников. В качестве решения предлагается законодательное установление возраста граждан, с которыми оперативные подразделения могут заключать контракты на негласное содействие, с 16-ти лет.
Ключевые слова: негласное содействие, оперативно-разыскная деятельность, возраст негласного содействия, контракт, несовершеннолетний, дееспособность.
Annotation. The legislator has identified two mandatory requirements necessary for concluding a contract for tacit assistance between the body carrying out operational-search activities (hereinafter - ORD) and the citizen - this is his majority and legal capacity. The author substantiates the conclusion that it is necessary to build up operational positions in the criminal and near-criminal environment of minors, which require professional secret sources.
As a solution, it is proposed to legally establish the age of citizens with whom operational units can conclude contracts for covert assistance, from the age of 16.
Keywords: covert assistance, operational-search activity, age of covert assistance, contract.
Опасность умышленных преступлений заключается (помимо собственно тяжести деяния), прежде всего, в их скрытом, замаскированном характере. Борьба с преступностью среди несовершеннолетних является одним из самых острых и сложных аспектов социально-экономической и организационной работы. Осуществлять эффективную борьбу с преступностью без использования негласных сил, средств и методов крайне затруднительно. Практика оперативных подразделений разных стран в борьбе с преступностью показывает, что первое место среди методов работы, даже при результативности использования технических средств, справедливо занимает негласное содействие граждан органам, осуществляющим ОРД [13].
В Российской Федерации метод негласного содействия хорошо был знаком гражданам страны. Он не только пропагандировался правоохранительными органами, но и рассматривался как
обязанность в выявлении и раскрытии преступлений вплоть до революционных событий 1917 года [2].
Так, в XIX веке формируется законодательная база, предназначенная для розыска преступников, в том числе и среди несовершеннолетних. Широко применяются приемы организации притонов-ловушек, осведомительство, негласное наблюдение, использование маскировки под различные категории правонарушителей. Главным основанием для тайного розыска преступников служила информация, полученная от постоянно действующей и совершенно секретной агентуры из разных социальных классов населения, в том числе из преступной среды [6]. В России оформляется агентурная деятельность, которая активно помогает противодействию преступлениям, в том числе среди несовершеннолетних. В учебных заведениях к негласному сотрудничеству привлекались гимназистки и гимназисты. Со временем, по
этическим соображениям, данная практика была запрещена.
С 1917 года меняется отношение к негласной оперативной работе. Считается, что Советскому гражданину нечего скрывать, а негласная работа это пережиток буржуазного строя, занятие постыдное, провокационное.
В период становления Советской республики особое внимание обращалось на раскрытие и профилактику преступлений исключительно гласными средствами и методами, в основном посредством открытого обвинения. Но советская власть в кратчайшие сроки осознала, что ей не обойтись без использования негласных методов работы. Осуществлять ОРД без использования негласного содействия граждан, полагаясь только на гласную помощь, было недальновидно и весьма затруднительно по объективным причинам.
Однако, учитывая, весьма специфические взаимоотношения советского государства и общества, отчасти также от того, что до Октябрьской революции в борьбе за власть большевиками активно использовались негласные методы деятельности, - негласное содействие, как часть оперативной работы, было засекречено до начала 1990-х годов и регулировалось исключительно ведомственными нормативными актами органов внутренних дел и структур, обеспечивающих государственную безопасность.
Современный этап негласного содействия, в том числе и на контрактной основе, начался с принятием Закона РФ от 13.03.1992 № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», в котором на государственном уровне впервые в практике осуществления ОРД открыто предложена гражданам возможность негласного содействия органам, осуществляющим ОРД. Впервые в современной России было совершено отступление от правового регулирования ОРД только ведомственными нормативно-правовыми актами, с ограничительным доступом (секретные). При этом лица, оказывающие негласное содействие органам, осуществляющим ОРД, получили правовые и социальные гарантии защиты со стороны государства. В настоящее время основным законом, регламентирующим негласное содействие на контрактной основе является Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности» (далее -ФЗ об ОРД) [1].
Формы негласного содействия лиц органам, осуществляющим ОРД, могут быть различными, но одной из важнейших и наиболее ценной с оперативной точки зрения, считается негласное содействие, организуемое на контрактной основе. Ее отличительными особенностями от бесконтрактного содействия являются профессионализм негласного источника в борьбе с преступностью, устойчивые и длительные взаимоотношения между гражданином и оперативным подразделением.
Право гражданина на контракт предусмотрено законодателем в ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД.
Возможность заключения договора о труде (контракта) органами, осуществляющими ОРД, с отдельными лицами, привлекаемыми к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, максимально индивидуализировано, что позволяет оговорить условия негласного содействия с учетом личностной специфики гражданина и его возможностей по предоставлению интересующей информации [13].
Правовые последствия негласного содействия по контракту граждан, с оперативными подразделениями, наступают с момента его заключения и прекращаются по желанию одной из них, либо по основаниям, предусмотренным ФЗ об ОРД, ведомственным нормативным правовым актам ограниченного распространения. Граждане, заключившие контракт, по заданиям оперативных подразделений ведут активную разведывательно-поисковую деятельность в целях борьбы с латентной преступностью.
Со стороны государства исключительно лишь контрактная система негласного содействия в полной мере обеспечивает гражданину социальную и правовую защиту, предусмотренную ст. 18 ФЗ об ОРД.
В содержательном смысле ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД устанавливает, что негласное содействие по контракту может осуществляться с любым лицом, отвечающим двум основным взаимосвязанным требованиям: оно должно быть совершеннолетним и дееспособным. При этом пол, национальность, гражданство, образование, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения не влияют на заключение контракта.
Такие лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведении оперативно-розыскных мероприятий. Согласно ст. 12 ФЗ об ОРД такая информация приравнена к сведениям составляющие государственную тайну. Также эти лица не вправе предоставлять заведомо ложную информацию органам, осуществляющих ОРД.
Сопоставляя сущностное правовое наполнение категорий «дееспособность» и «совершеннолетие», мы наблюдаем их различную юридическую природу. В частности:
1. В ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что совершеннолетие и дееспособность возникают одновременно и в полном объеме по достижении лицом 18 лет.
2. Законодатель допускает вступление в брак лиц не достигших 18 лет. Лицо, не достигшее этого возраста, приобретает в полном объеме дееспособность со времени вступления в брак. Приобретенная дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. В исключительных случаях органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак
лицам, достигшим возраста 16 лет (ст. 13 Семейного кодекса РФ).
3. Эмансипация. Лицо достигшие 16 лет, может быть объявлено полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту (ст. 27 Гражданского кодекса РФ).
4. Статья 20 Уголовного кодекса РФ устанавливает общее правило, согласно которому возрастом наступления уголовной ответственности считается достижение лицом 16-ти лет.
5. Субъектом преступления за разглашение государственной тайны и заведомо ложный донос является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью.
Считается, что несовершеннолетние граждане, достигшие возраста привлечение к уголовной ответственности, в достаточной мере могут осмысливать свои действия и нести ответственность за них [12].
По нашему мнению, в современных условиях необходимость обязательного совершеннолетия при заключении контракта на негласное содействие для достижения целей ОРД крайне не значительно.
Так, по мнению А.И. Ушатикова и Б.Б. Казака возрастом считается ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе жизни, сущность его отношений с окружающими и его общественное положение [15].
При установлении возраста уголовной ответственности законодатель учитывает не только способность лица к этому возрасту осознавать социальный смысл своих поступков и руководить ими, но также и способности перенести связанные с уголовной ответственностью физические, моральные, психологические тяготы уголовного наказания, а также понять и осознать смысл самой ответственности за противоправное поведение [7].
Проблемы, связанные с определением оптимального возраста наступления уголовной ответственности являются одними из обсуждаемых в России. Так, в 2009 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносился законопроект о снижении возраста уголовной ответственности до 12 лет (Проект Федерального закона № 293093-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»). Несмотря на спорность предлагаемого возраста наступления уголовной ответственности и принимая во внимание факт отклонения данного законопроекта, на наш взгляд в современном обществе идут необратимые процессы, указывающие на интенсификацию эмансипации несовершеннолетних.
Изучением вопроса о влиянии возраста на преступность вообще, и конкретные виды преступлений в частности, занимались отечественные и зарубежные ученые Ч. Ломброзо, М.Н. Гернет, В.Н. Кудрявцев, О.Д. Ситковская, К. Бартол и др.
Современная криминологическая наука выделила следующие возрастные группы осужденных: подростковая - 12-16 лет, юношеская - 16-21 год, молодежная - 21-35 лет, зрелого возраста -35-60 лет, пожилого - 60-75 лет, старческого -75-90 лет. Следует отметить, что границы возраста неоднозначны и динамичны. Пенитенциарные психологи считают наиболее криминальный возраст 16-17 лет [15].
В настоящее время озабоченность вызывает интенсивная криминализация несовершеннолетних.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации несовершеннолетние ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений и все чаще совершают деяния насильственного характера, тяжкие и особо тяжкие преступления.
В 2019 году около 2/3 (63,7 %) несовершеннолетних совершили преступления в возрасте 16-17 лет. Доля лиц в возрасте 14-15 лет - 36,3 %.
Несовершеннолетняя преступность характерна более высоким показателем групповых преступлений, чем для взрослых преступников. Ежегодно почти половина несовершеннолетних преступников действовали в группе (в 2017 году - 46,8 %; в
2018 году - 47,7 %; в 2019 году - 47,1 %). Для сравнения среди взрослых - это всего 12 % (в 2017 году - 12,0 %, в 2018 году - 12,1%, в 2019 году - 11,8 %).
Стабильно высокие показатели несовершеннолетних, ранее уже совершавшие преступления. В 2017 году - 25,9 % от всех несовершеннолетних, совершивших преступления; в 2018 году - 24,6 %; в 2019 году - 24,7 %. Среди них около 40 % ранее судимы: в 2017 году - 38,5 %, в 2018 году - 38,0 %, в 2019 году - 37,6 %. Из этого следует, что почти для четверти несовершеннолетних преступление является повторным, что свидетельствует о профессионализации такого вида преступности.
Продолжается рост числа особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. В 2017 году число преступлений данной категории возросло на 14,2 % по сравнению с предыдущим годом; в 2018 году - на 5,6 %; в 2019 году - на 6,9 %. Более того, в 2019 году на 3,4 % увеличилось и количество тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. В целом тяжкие и особо тяжкие преступления составляют почти четверть в структуре преступности данного вида.
Преступления несовершеннолетних тесно связаны с совершаемыми ими правонарушениями. В
2019 году на 2,3 % по сравнению с 2018 годом возросло число несовершеннолетних, поставленных на учет в подразделения по делам несовершеннолетних (144643 человек). Из них 76847 человек (51,3 %) совершили административное
правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (что больше, чем в 2018 году на 5,5 %) [10].
В двадцати двух действующих на данный момент воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы содержится 952 несовершеннолетних преступника [11].
Мы можем констатировать, что в среде граждан, не достигших совершеннолетия, имеется умышленная преступность не обеспеченная должным образом оперативным прикрытием со стороны органов, осуществляющих ОРД. Отсутствие в подростковой преступной и околопреступной среде (напр., в криминально-активном движении АУЕ или в воспитательных колониях) источника информации, оказывающего негласное содействие на контрактной (профессиональной) основе, негативно сказывается на решении задач ОРД.
Кроме того, на наш взгляд, нормы действующего ФЗ об ОРД препятствуют использованию негласного содействия несовершеннолетних оперативными подразделениями, исключая возможность заключения с ними контракта, но при этом не запрещает использование их содействия для подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий на бесконтрактной основе, о чем свидетельствует судебная практика. Например, привлечение несовершеннолетних к участию в оперативно-розыскных мероприятиях (проверочная закупка) в целях получения доказательств виновности в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 2875-О, от 23 июня 2016 года № 1323-О).
Буквальное толкование ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД также позволяет правоприменителям игнорировать возраст содействующего лица, хотя это и породило научную полемику, неоднозначную практику и, как следствие - необходимость толкования данной нормы Президиумом Верховного Суда РФ, в итоге признавшим легитимность использования оперативными подразделениями содействия лиц моложе 18-ти, но не младше 16-ти летнего возраста (Постановление Президиума Верховного Суда от 21 января 2004 года № 891 п2003) [14].
В научной литературе и судебной практике встречаются различные позиции по вопросу возрастного критерия привлечения к негласному содействию, в том силе и на контрактной основе [5]. В частности О.В. Вагин полагает, что возрастные пределы участия несовершеннолетних в ОРД должны ограничиваться возрастом уголовной ответственности, установленным Уголовным кодексом Российской Федерации. Если лицо способно осознавать общественно опасный характер своего поведения, то соответственно способно и оценить подобные действия других лиц и информировать об этом оперативные подразделения [3]. Аналогичной точки зрения придерживается В.В. Новиков, который считает важным
приблизить возраст лиц, оказывающих негласное содействие оперативным подразделениям в борьбе с преступностью несовершеннолетних, к возрасту профилактируемых, проверяемых и разрабатываемых. В связи с этим он выступает за законодательное закрепление положения о возможности привлечения для конфиденциального содействия с оперативными подразделениями лиц, достигших минимального возраста уголовной ответственности, то есть 14 лет [9].
Кроме того, помимо полученного нами, проведенным опросом практических оперативных сотрудников, мнения о необходимости понижения возраста привлечения граждан к негласному сотрудничеству органам, осуществляющим ОРД, существует и иное, противоположное мнение на рассматриваемый в настоящей статье вопрос. Так, А.А. Хайдаров, канд. юрид. наук, доцент, профессор кафедры прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Казанского юридического института (филиала) Академии Генпрокуратуры РФ в своей статье «Законно ли привлекать несовершеннолетних для участия в ОРД» привел результат опроса работников прокуратуры, которые выразили единое мнение о запрете применения содействия несовершеннолетних для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе «проверочных закупок» и «оперативных экспериментов». Вместе с тем, из представленных выше решений, суды не соглашаются с мнением прокуроров. И хотя в ст. 17 ФЗ об ОРД нет четкого ответа можно ли привлекать несовершеннолетних к проведению оперативно-розыскных мероприятий, судебная практика в пользу правоохранительных органов [16].
Кукарцев В.Н. с целью защитить права и свободы несовершеннолетнего, а также, чтобы исключить сомнение следственных органов и суда в достоверности результатов оперативно-розыскных мероприятий предложил рекомендации процедуры привлечения несовершеннолетних к участию в оперативно-розыскных мероприятиях. Например, не привлекать к негласному содействию несовершеннолетнего, если есть другая возможность получить оперативно-значимую информацию, исключить участие несовершеннолетнего в оперативно-розыскных мероприятиях создающих реальную угрозу его жизни и здоровью, максимально возможно обеспечить конфиденциальность участия несовершеннолетнего в содействии оперативным подразделениям и т.п. [8].
Анализируя вышесказанное мы видим, что:
- одной из задач ОРД является профилактика и раскрытие преступлений,
- для профилактики и раскрытия преступлений органы, осуществляющие ОРД, могут использовать негласное содействие граждан, в том числе и на контрактной основе с совершеннолетними дееспособными лицами,
- совершеннолетие и дееспособность возникают одновременно и в полном объеме по достижении лицом 18-летнего возраста,
- эмансипация, вступления в брак позволяют объявить лицо 16 лет полностью дееспособным,
- в соответствии с Уголовным кодексом РФ уголовная ответственность наступает с 16-ти лет, а в особых случаях и с 14 лет,
- по данным Генеральной прокуратуры РФ несовершеннолетние совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений, в возрасте 1617 лет (63,7 %), 14-15 лет - 36,3 %,
- пенитенциарные психологи считают наиболее криминальный возраст 16-17 лет [Ушаков, 2003],
- в истории России использовалась секретная агентура из числа несовершеннолетних, но по этическим соображениям была запрещена [6].
Для эффективного решения задач ОРД среди несовершеннолетних целесообразно использовать «профессиональные» негласные источники, владеющие знаниями, умениями, навыками и обладающие готовностью к борьбе с преступностью. С этой целью нами предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД, исключив слово «совершеннолетними», добавив слова «достигшими возраста 16 лет,». Таким образом, в новой редакции ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД предлагается: «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с дееспособными лицами, достигшими возраста
16 лет, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений».
По нашему мнению, становится целесообразным и необходимым участие несовершеннолетних лиц в проведении оперативно-розыскных мероприятий, при раскрытии либо выявлении преступлений совершенными лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста.
Установленный законодателем возрастной критерий в виде 18-ти лет для лиц, оказывающих негласное содействие на контрактной основе органам, осуществляющим ОРД, лишает оперативные подразделения возможности завести профессионально-качественный негласный аппарат, что дает преимущество преступной деятельности среди несовершеннолетних.
Снижение возраста лиц, оказывающих негласное содействие на контрактной основе до уровня уголовной ответственности в Российской Федерации (16 лет) позволит оперативным подразделениям воспитывать и обучать негласный аппарат, что даст более эффективно осуществлять борьбу с преступностью, а также обеспечит данным гражданам социальную и правовую защиту со стороны государства в полном объеме.
Литература:
1. Абрамов И.А. Историко-правовая характеристика негласного содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность в исправительных учреждениях, на контрактной основе // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» // Академия права и управления ФСИН. Рязань. 2017. С. 70-76.
2. Агарков А.В. Исторический и организационно-правовой аспекты развития оперативных подразделений в местах лишения свобод : монография / А.В. Агарков; Федар. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. Службы исполнения наказаний. Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2010. 168 с.
3. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-разыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и [др.]; Под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. М., 2011. С. 89.
4. Ананьев Б.Г. Психология человека. СПб., 1997. 90 с.
5. Вормсбехер И.А. Участие несовершеннолетних лиц в проведении оперативно-разыскных мероприятий // Актуальные вопросы организации и правового регулирования деятельности оперативных подразделений МВД России (посвящается памяти профессора Д.В. Ривмана). Материалы региональной научно-практической конференции. 2016. С. 73-78.
Literature:
1. Abramov I.A. Historical and legal characteristics of the tacit assistance of citizens to bodies carrying out operational-search activities in correctional institutions, on a contract basis // III International Penitentiary Forum «Crime, Punishment, Correction» // Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service. Ryazan. 2017. P. 70-76.
2. AgarkovA. V. Historical and organizational and legal aspects of the development of operational units in places of deprivation of liberty : monograph / A.V. Agarkov; Fedar. service of execution of punishments, Vladim. jurid. Institute Feder. Penitentiary services. Vladimir : VYUI FSIN of Russia, 2010. 168 p.
3. Commentary on the Federal Law «On Operational Investigative Activity» (itemized) / A.I. Ale-kseev, O.A. Vagin, D.V. Zakalyapin et [al.]; Ed. A.I. Alekseeva, V.S. Ovchinsky. M., 2011. P. 89.
4. Ananiev B.G. Human psychology. SPb., 1997. 90 p.
5. Wormsbeher I.A. Participation of minors in the conduct of operational-search activities // Topical issues of organization and legal regulation of the activities of operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia (dedicated to the memory of Professor D.V. Rivman). Materials of the regional scientific and practical conference. 2016. P. 73-78.
6. Дощицын А.Н. Ретроспективный обзор нормативного правового регулирования профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних в дореволюционной России // История государства и права. 2014. № 11. С. 19-23.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : в 4 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова, В.А. Давыдов и [др.]; Отв. ред. В.М. Лебедев. М. : Юрайт, 2017. Т. 1: Общая часть. 316 с.
8. Кукарцев В.Н. К вопросу об участии несовершеннолетних лиц в проведении оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул, 2016. С. 48-49.
9. Новиков В.В. Особенности привлечения лиц к негласному сотрудничеству для работы среди несовершеннолетних // Проблемы формирования и использования спецаппарата в борьбе с наиболее опасными проявлениями преступности: материалы круглого стола. Волгоград. 2006. С. 62.
10. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL : https://genproc.gov. ru/smi/news/genproc/news-1828306/ (дата обращения 01.10.2020).
11. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний // краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL : http:// fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Krat-kaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 01.10. 2020).
12. Развитие уголовного законодательства Российской Федерации : учеб.-практ. пособие / Отв. ред. В.П. Кашепов. М., 2007.
13. Смирнов М.П. Комментарии законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: учебное пособие (постатейный). 5-е изд., расширенное и перераб. // СПС КонсультантПлюс. 2012.
14. Тамбовцев А.И. Коллизии законодательного регулирования содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3(47). С. 25-33.
15. Ушатиков А.И. Пенитенциарная психология : учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2003. 758 с.
16. Хайдаров А.А. Законно ли привлекать несовершеннолетних для участия в ОРД // Уголовный процесс. 2018. № 6(162). С. 80-84.
6. Doshchitsyn A.N. Retrospective review of legal regulation of prevention and counteraction to juvenile crime in pre-revolutionary Russia // History of State and Law. 2014. № 11. P. 19-23.
7. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation : in 4 vol. (itemized) / A.V. Brilliantov, A.V. Galakhova, V.A. Davydov and others; editor-inchief V.M. Lebedev. M. : Yurayt, 2017. Vol. 1: General part. 316 p.
8. Kukartsev V.N. On the issue of the participation of minors in the conduct of operational-search activities // Actual problems of combating crimes and other offenses. Barnaul, 2016. P. 48-49.
9. Novikov V.V. Features of attracting individuals to secret cooperation for work among minors // Problems of the formation and use of a special apparatus in the fight against the most dangerous manifestations of crime: materials of the round table. Volgograd, 2006. P. 62.
10. The official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL : https:// genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1828306/ (date of treatment 10/01/2020).
11. Official website of the Federal Penitentiary Service // brief description of the penal system. URL : http://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (date of treatment 10/01/2020).
12. Development of the criminal legislation of the Russian Federation : textbook.-practical. manual / Resp. ed. V.P. Kashepov. M., 2007.
13.Smirnov M.P. Comments on the legislative regulation of operational-search activities in the Russian Federation and abroad : textbook (article by article). 5th ed., Expanded and revised. // SPS Consultant-Plus. 2012.
14. Tambovtsev A.I. Collisions of legislative regulation of assistance to bodies carrying out operational-search activities // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 3(47). P. 25-33.
15. Ushatikov A.I. Penitentiary Psychology : Textbook. 2nd ed., Rev. and add. / A.I. Ushatikov, B.B. Kazak. Ryazan : Academy of Law and Management of the Ministry of Justice of Russia, 2003. 758 p.
16. Khaidarov A.A. Is it legal to attract minors to participate in the ORD // Criminal Procedure. 2018. № 6(162). P. 80-84.