Научная статья на тему 'Актуальные проблемы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел'

Актуальные проблемы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
928
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН / ФАКТОРЫ / ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СОДЕЙСТВИЯ / ПРОБЛЕМЫ / СВЯЗАННЫЕ С СОДЕЙСТВИЕМ ГРАЖДАН / CITIZENS' ASSISTANCE TO INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / LEADING EDGE INSTITUTE OF CITIZENS' ASSISTANCE / FACTORS CAUSED CITIZENS' ASSISTANCE / ISSUES RELATED TO CITIZENS' ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов П. И., Владимиров С. И.

В статье авторы рассматривают некоторые проблемы, связанные с оказанием содействия гражданами оперативным подразделениям органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Issues of Citizens' Assistance to Operative Units

The paper considers some issues related with citizens' assistance to operative units of internal affairs agencies.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел»

П.И. ИВАНОВ.

профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

С.И. ВЛАДИМИРОВ,

заместитель начальника кафедры организации оперативно-разыскной деятельности

(Академия управления МВД России)

Актуальные проблемы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел

В статье авторы рассматривают некоторые проблемы, связанные с оказанием содействия гражданами оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Содействие граждан органам внутренних дел; качественно новый институт содействия граждан; факторы, обусловливающие необходимость содействия; проблемы, связанные с содействием граждан.

Переход к рыночным отношениям коренным образом изменил социально-экономическую обстановку в стране, что обусловило необходимость приведения в соответствие существующих и создания новых законодательных и иных нормативных правовых актов. Были приняты уголовный, уголовно-процессуальный, административный и другие кодексы РФ, и это, в свою очередь, потребовало разработки так называемых полицейских законов [2, 3, 4].

Предпосылки создания в Российской Федерации правового государства положительно сказались на совершенствовании института содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел, хотя на этот счет существуют и другие мнения. Так, в частности, авторы учебника «Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» утверждают, что «...законодательное закрепление в ч. 5 ст. 6 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» привлечения отдельных граждан, должностных лиц и специалистов к подготовке и участию в оперативно-розыскных мероприятиях определило качественно новый уровень института содействия, что предопределило возможность вовлечения самых широких слоев населения к участию в борьбе с преступностью. Однако установление и нормативное закрепление института содействия породило больше вопросов, чем дало на них ответов» [9, с. 135].

Вследствие того что институт оказания гражданами содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел — явление сравнительно новое, возможно существование пробелов

в законодательстве, регулирующем данную сферу, которые, как правило, обнаруживаются в процессе правоприменительной практики.

Вместе с тем социально-экономические преобразования и проводимые в стране реформы сопровождаются обострением криминогенной ситуации. В целях противодействия криминальным проявлениям подразделениями органов внутренних дел, на наш взгляд, следует обеспечить высокую оперативную осведомленность соответствующих служб, что согласно накопленному многолетнему практическому опыту оперативно-разыскной деятельности осуществить без помощи граждан крайне сложно.

Между тем содействие граждан оперативно-разыскным подразделениям необходимо, в первую очередь, в добывании оперативно значимой информации о подготавливаемых и совершаемых преступлениях и лицах, причастных к ним. и это обстоятельство нашло законодательное закрепление.

Изучая в целом проблему определения понятия «содействие граждан» в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ РФ об ОРД), мы позволим себе не согласиться с авторами учебника «Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел», утверждающими, что в гл. IV указанного закона, наряду с другими вопросами, понятие содействия определено [9, с. 139]. На наш взгляд, законодатель лишь закрепил условия такого содействия и предъявляемые к нему требования [2, ст. 17]. В то же время авторское понятие «содействие граждан» в названном учебнике приводится: «содействие представляет собой комплекс организационных мер, проводимых оперативными подразделениями криминальной милиции, обусловленных оперативно-розыскным законом и другими подзаконными актами, направленными на привлечение граждан с их добровольного согласия, на возмездной или безвозмездной основе, гласно и негласно к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также предоставление ими оперативно значимой информации для решения задач борьбы с преступ-

ностью» (9. с. 138). Мы не разделяем данную точку зрения, поскольку полагаем, что содействие не может быть сведено к комплексу организационных мер. ввиду того что это - одна из разновидностей оперативно-разыскной деятельности. В анализируемом определении отсутствует также цель содействия.

Приведем еше одно определение, авторы которого утверждают, что «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность - это оказание помощи граждан оперативным подразделениям в предоставлении информации, способствующей решению задач ОРД» [8. с. 33]. Нам думается, что понятие «содействие граждан» здесь определено в его узком смысле и поэтому не в полной мере раскрывает свое содержание.

Рассмотрев постатейные комментарии к ФЗ РФ об ОРД, подготовленные коллективом авторов, нам вновь не удалось найти определение понятия «содействия граждан», притом, что авторы подразделяют такое содействие на гласное, анонимное и негласное (конфиденциальное) [10, с. 192]. Обращаем внимание на то, что при определении содержания того или иного вида содействия употребляются словосочетания «содействие оказывается», «содействие осуществляется», «содействие устанавливается». Мы считаем, что «содействие» может только «оказываться», и не иначе.

Под содействием граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел мы подразумеваем особый вид деятельности, осуществляемый на основе законодательных и иных нормативных правовых актов посредством привлечения граждан, выразивших добровольное согласие, к подготовке и проведению оперативно-разыскных мероприятий в целях получения оперативно значимой информации о подготавливаемых либо совершаемых преступлениях и лицах, причастных к ним.

В юридической литературе также отсутствует единство мнений исследователей по поводу определения понятия «содействие граждан»: еще ведутся поиски его приемлемой формулировки, что необходимо и для теории, и для практики осуществления оперативно-разыскной деятельности. Справедливости ради следует отметить, что отдельные вопросы, связанные с содействием, неоднократно поднимались в трудах В.М. Атмажитова, В.Г. Боброва1, К.К. Горяино-

Виталий Георгиевич Бобров (20.05 1932 г. - 22.10.2012 г.) - полковник милиции в отставке (2005 г.). заслуженный деятель науки РФ (1998 г.), доктор юридических наук (1990 г.). профессор (1992 г.). заслуженный профессор Академии управления МВД России (2003 г.). академик Российской академии естественных наук (2000 т ). Международной Академии информатизации (1994 г.) и Международной Академии общественных наук, почетный сотрудник МВД (2001 г.). Более 40 лет проработал в Академии управления МВД России.

ва, А.Г. Лекаря, Г.К. Синилова, Е.В. Токарева и других авторов, чьи труды и сегодня служат общетеоретической базой для углубленных исследований.

Между тем необходимость дальнейшей научной разработки проблем, связанных с содействием граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел, объективно продиктована как самой сложившейся криминогенной ситуацией, так и недостаточным уровнем ее научного осмысления. Мы полагаем, без глубокого мониторинга состояния дел по проблеме оказания содействия граждан органам внутренних дел невозможно сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию нормативного правового регулирования данного вида деятельности.

Не менее важной проблемой является и осуществление социально-правовой защиты граждан, содействующих оперативно-разыскным подразделениям органов внутренних дел [2, ст. 18]. Полагаем, что с принятием специальных законодательных актов, регулирующих данную сферу, появится возможность раскрывать некоторые экономические преступления, совершаемые организованными преступными структурами, и привлекать к ответственности не только рядовых исполнителей, но и организаторов.

В решении этой частной, но первоочередной по важности задачи посильную помощь могли бы оказать отдельные граждане, изъявившие свое согласие содействовать органам внутренних дел, в частности, подразделениям экономической безопасности и противодействия коррупции. Однако вопрос об их зашите правоохранительными органами в качестве свидетелей в соответствии с ФЗ об ОРД урегулирован таким образом, что не все категории граждан, оказывающих содействие оперативно-разыскной работе, находятся в равных условиях, под защитой государства: такие гарантии предусмотрены лишь в отношении лиц, с которыми заключен контракт [6]. Между тем большинство граждан оказывает содействие органам внутренних дел без заключения контракта. В этом мы усматриваем основную проблему, возникшую в результате недостаточной проработанности указанной нормы еще на стадии обсуждения проекта ФЗ РФ об ОРД.

Полагаем, решить данную проблему можно. Во-первых, поскольку в п. 34 ст. 13 Федерального закона «О полиции» [3] при осуществлении ОРД предусмотрена возможность назначения вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших [5], то здесь можно также предусмотреть меры для оказания результативной помощи категориям «не вполне защищенных»

граждан, содействующих оперативным подразделениям органов внутренних дел. Ведь согласно Закону «О полиции» это право может быть реализовано при осуществлении ОРД, а содействие граждан есть неотъемлемая часть данного вида деятельности. Во-вторых, возможно внесение дополнений в ст. 18 ФЗ РФ об ОРД либо это следует учесть при его принятии в новой редакции; но это более сложный и требующий временных затрат путь к решению рассматриваемой нами проблемы.

Вместе с тем существует еше ряд проблем, как, например, подробное освещение, несмотря на имеющиеся запреты и ограничения, отдельными специалистами (даже в области теории ОРД органов внутренних дел) в своих работах, предназначенных для широкого круга читателей, вопросов, связанных с тактикой осуществления содействия оперативным подразделениям. Мы считаем, что этого делать нельзя.

Кроме того, СМИ всячески пытаются привлечь внимание читателей и зрителей к данной сфере. Но должны быть установлены допустимые пределы, выход за рамки которых должен быть наказуем законодательно2. Думается, что источники получения ограниченных для открытого опубликования данных, а также лица, привлекаемые в качестве консультантов, не осведомлены об уголовной ответственности за разглашение государственной тайны [1, ст. 283].

Однако, на наш взгляд, следует напомнить прежде всего органам, уполномоченным государством осуществлять ОРД, о том, что основная нагрузка по борьбе с преступностью, в частности, организованной, возлагается именно на них, и имеется весьма действенное оружие в виде содействия граждан в оперативно-разыскной работе, осуществляемого в различных формах.

К сожалению, отдельные, не уполномоченные на то по закону физические и юридические лица (например, представители структур, осуществляющих частную детективную или охранную деятельность) пытаются всячески заполучить такое оружие. Законодатель, запрещая проведение оперативно-разыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств таким структурам [2, ч. 6 ст. 6], никак не регулирует вопрос о содействии им храждан. Таким образом, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность, при желании, для негласного получения информации, могут «заинтересовать» любого гражданина, пообещав ему достойную по сегодняшним меркам оплату его услуг.

2 Сведения, составляющие государственную тайну, зафиксированы в соответствующем законе [2, ч. 1 ст. 12].

Существует еше одна проблема, тесно связанная с мотивами содействия граждан органам внутренних дел. В Толковом словаре русского языка приведено несколько значений слова «мотив». На наш взгляд, наиболее точным является его понимание как побудительной причины, повода к какому-нибудь действию [7, с. 367]. Применительно к рассматриваемой нами теме из этого следует, что возникновению мотива должно предшествовать наличие потребности в необходимости содействия не только со стороны оперативного подразделения органа внутренних дел, но и самого гражданина (что бывает не часто). Поэтому важно иметь в виду то, что и мотивы и потребности бывают самые разнообразные. Нередко материальные нужды вынуждают отдельных граждан к оказанию содействия органам внутренних дел. Однако не всегда за этим кроется корыстный мотив, чаще всего в основе решения о содействии лежат личные побуждения гражданина.

Помимо потребностей мотивам предшествуют интересы и ценностные ориентации. С ценностными ориентациями напрямую связаны мотивация поступка, выбор целей и средств их достижения. Вот здесь-то, на наш взгляд, и возникает немало вопросов. Например, как и каким образом поступить, чтобы интересы личности содействующего совпали с потребностями государства в лице оперативных подразделений органов внутренних дел? Или же - какие допустимые средства для его достижения целесообразно использовать? Пока что на эти и другие вопросы нет однозначного ответа. Законодатель лишь в общих чертах говорит о них.

Формирование мотивов — это сложный и трудоемкий процесс, к которому нужно подходить весьма вдумчиво. Руководители органов внутренних дел во избежание нежелательных последствий должны внимательно изучать личность содействующего и только после этого принимать меры, с тем, чтобы заинтересовать его в оказании помощи в борьбе с преступностью. Законодатель дает больше преимуществ лицам, изъявившим согласие содействовать органам внутренних дел по контракту [2, ст. 18], и научной общественности нужно много поработать над расширением списка социальных и правовых мер защиты категории граждан, оказывающих такое содействие вне контрактных обязательств.

Вместе с тем в условиях рыночной экономики, как нам представляется, законодателя «заставят» найти действенные меры и закрепить их в ФЗ РФ об ОРД. В числе этих мер, по нашему мнению, должно быть и финансовое поощрение. Мы полагаем, что ни один факт раскрытия с помощью граждан, содействующих органам внутренних дел, любого особо опасного пре-

ступления не должен оставаться неотмеченным. Форм и методов поощрения таких лиц в законе должно быть больше, нежели сейчас (преодоление реальных угроз жизни, здоровью и имуществу; освобождение при определенных условиях от уголовной ответственности; выдача вознаграждений, пособий и иных выплат).

Таким образом, оказание содействия гражданами органам внутренних дел - законодательно

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. О полиции: Федерапьный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности: Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЭ // Рос. газ. 2008. 30 дек.

5. Об организации объявления о назначении и выплаты вознаграждений гражданам за помощь в раскрытии преступлений, задержании лиц, их совершивших: распоряжение Министра внутренних дел России от 16 февраля 2012 г. № 1/1134.

закрепленный вид деятельности уполномоченных на то ФЗ РФ об ОРД оперативных подразделений, осуществляемый в интересах борьбы с преступностью. Несмотря на наличие законодательного акта, остается много нерешенных вопросов, и своевременное принятие мер по их решению послужит одним из условий для повышения эффективности оказываемого гражданами органам внутренних дел содействия.

6. Вагин O.A. Социальная и правовая защита лиц, конфиденциально содействующих оперативным аппаратам криминальной милиции: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1997.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999.

8. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. пособ. в схемах и определениях / под ред. проф. Е.С. Дубоносова. М., 2009.

9. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под общ. ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. М., 2009.

10. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности / под рук. А.Б. Смушкина (Е.В. Ки-трова, В.А. Кузьмин). М., 2008.

Тел.: 8 (499) 745-82-16

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.