УДК 528.44
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖСЕЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анна Николаевна Гурина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
Статья рассматривает положение межселенных территорий в системе муниципального деления Российской Федерации, определяет основные особенности использования, а также рассматривает существующие на сегодняшний день проблемы межселенных территорий.
Ключевые слова: межселенные территории, муниципальное положение, особенности использования, анализ, проблемы использования.
INTERSETTLEMENT TERRITORIES IN RUSSIAN FEDERATION: FEATURES OF USE
Anna N. Gurina
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Post-graduate student, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
Intersettlement territories place in the system of R. F. municipal division is considered. Main features and problems of intersettlement territories use are presented.
Key words: intersettlement territories, features of use, analysis, problems of use.
Земельные ресурсы, играя очень важную роль в обеспечении жизнедеятельности общества, требуют тщательной организации управления ими. Особенно это необходимо на современном этапе, в рамках интенсивного процесса создания, укрепления и развития земельных отношений.
Справедливый земельный оборот и становление земельных ресурсов в качестве движущей силы развития экономики страны возможны только в случае должного юридического обеспечения прав на землю, достижения полноты описания самих участков и определения их экономической ценности [1].
Важное значение имеет эффективное рациональное землепользование, с учетом всех потребностей общества, но без существенного нарушения устойчивого состояния геосистем [2]. В рамках территориального планирования можно решить такие задачи посредством зонирования земель.
В теории, любая территория в целях управления земельным фондом подлежит делению на участки с различным целевым назначением, правовым статусом, правовым режимом, а также условиями и особенностями использования [3]. На практике же встречаются земли, которые вызывают много спорных вопросов и некоторых проблем, в свете вышеперечисленных характеристик. Так, например, если в отношении земель населенных пунктов вопросы зонирования
и всех вытекающих аспектов закреплены законодательно и определенным образом проработаны, то применительно к территориям за пределами границ поселений они практически не освещены, в результате чего возникают некоторые проблемы в использовании таких территорий. К тому же, очень маленькое информационное поле, в совокупности с имеющимися спорными вопросами делает данную тему актуальной на сегодняшний момент.
Основное предназначение муниципального деления Российской Федерации является организация местного самоуправления [4]. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существуют следующие виды муниципальных образований (рис. 1).
Рис. 1. Виды муниципальных образований Российской Федерации
Как видно, для деления субъектов Российской Федерации характерен принцип «двух уровней», первому из которых соответствуют городские округа и муниципальные районы, а второму - городские и сельские поселения. Для малонаселенных мест, к которым относятся территории, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации, допустимо выделение межселенных территорий [5]. В настоящее время законодательно установленная средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 чел/км [6].
Межселенная территория в российском муниципальном праве - это территория в составе муниципального района, не включенная в состав территорий
городских и сельских поселений. В данном случае речь идет как о ненаселенной территории, так и о территории слабо населенной, либо о территориях, возникших в силу упразднения поселений по инициативе граждан, в связи с уменьшением численности населения, в пределах территории муниципального района. Основное назначение данных территорий - это решение вопросов межпоселенческого характера и выполнение отдельных государственных полномочий. На межселенных территориях все вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления муниципального района, а все предусмотренные законодательством для местных бюджетов доходы поступают в бюджет муниципального района [7].
Самый распространенный пример межселенной территории в Российской Федерации это территория Залитских островов в Псковском районе Псковской области (рис. 2).
Рис. 2. Залитские (Талабские) острова
По итогам Всероссийской переписи населения в 2010 году число межселенных территорий в целом по Российской Федерации составило 80 (табл. 1). Нужно отметить, что за прошедшие 4 года невозможно проследить динамику или статику этих данных. Сама информация представлена на сайте энциклопедии и новостей Приангарья [8].
Число межселенных территорий по субъектам Российской Федерации
Регион Численность
Псковская область 1
Республика Адыгея 3
Пермский край 11
Тюменская область (вкл. ХМАО и ЯНАО) 15
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 4
Ямало-Ненецкий автономный округ 8
Забайкальский край 4
Красноярский край 2
Иркутская область 20
Томская область 3
Республика Саха (Якутия) 3
Камчатский край 2
Приморский край 2
Хабаровский край 6
Магаданская область 7
Республика Хакасия 1
Российская Федерация 80
Среди основных нормативно-правовых актов (далее НПА), определенным образом регулирующих положение межселенных территорий можно назвать следующие:
1) Федеральный закон от 6.10.2003 г. №1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р
3) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ [9]
4) Областной закон Ленинградской области от 07.07.98 г №15-оз. Градостроительный кодекс Ленинградской области (от 26.05.98г.) [10].
На основании анализа отдельных статей этих документов были выделены основные особенности использования межселенных территорий:
- территория с низкой плотностью населения субъекта РФ не разграничивается между поселениями;
- межселенные территории включают земли всех категорий, за исключением земель поселений;
- межселенные территории входят в состав муниципального района, не являются отдельным муниципальным образованием;
- могут представлять собой прилегающие к территории поселения земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
- служат базисом для образования новых населенных пунктов;
- могут использоваться для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов);
- могут использоваться для размещения промышленных, инженерных, транспортных и иных объектов (функционально застраиваемых территорий);
- могут служить в качестве специальных территорий, находящихся в ведении Министерства обороны, других федеральных органов исполнительной власти;
- природная среда межселенных территорий является основой санитарного и экологического благополучия населения городов и иных поселений.
Любая сфера, имеющая очень дефицитное информационное поле, вызывает на практике много вопросов. В отношении межселенных территорий в настоящее время существует ряд проблем, эффективных решений для которых пока что не изобретено. Так, статья «Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий», автора Поляковой А.И., помещенная в научном журнале «Молодой ученый», подробно описывает обстановку, сложившуюся к 2015 году.
Статья посвящена понятию межселенных территорий как новому правовому явлению в российской действительности. Представлен анализ основных проблем, связанных с введением межселенных территорий. В статье рассмотрены как явные противоречия, так и проблемы, носящие латентный характер. Особое внимание уделено Кабардино-Балкарской Республике и Ханты-Мансийскому автономному округу, как субъектам РФ, где трудности, связанные с межселен-ными территориями, проявились наиболее остро.
Текст статьи помещен в сборник «Право: Современные тенденции», где представлены материалы II Международной научной конференции, прошедшей в городе Уфа. Здесь рассматривается широкий круг вопросов в сфере юриспруденция: теория и история государства и права, государственное право, гражданское право, уголовное право и прочее. Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических специальностей, а также широкого круга читателей [11].
На основании детального изучения данных статьи, проблемы, касающиеся межселенных территорий, были выделены в конкретизированный список (табл. 2).
Проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий
№ п/п Наименование проблемы Краткое описание
1 Наличие межселенных территорий в субъектах с обычной или даже высокой плотностью населения (Республика Саха-Якутия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия) При территориальной перестройке муниципальных единиц не все субъекты РФ учли список территорий с низкой плотностью населения
2 Отсутствие четких критериев в законодательстве для определения границ межселенных территорий Установление границ между межселен-ными территориями и поселениями происходит в настоящий момент на основании общественного мнения
3 Отсутствие правового регулирования зонирования межселенных территорий Ни одна межселенная территория не имеет установленный правовой режим и условия использования земель
4 Противоречивое положение меж-селенных территорий в субъектах, богатых природными ископаемыми Как правило, места добычи полезных ископаемых располагаются на межселенных территориях. В силу поступления доходов в бюджет муниципального района, поселения, претендующие на эти территории, теряют свои потенциальные доходы
5 Фактическая регистрация населения Обслуживая территорию традиционного природопользования коренные народы, в силу несоответствия их фактического места проживания форме прописки, лишаются социальных гарантий
6 Отсутствие дополнительных подразделений органов, осуществляющих работу с коренным населением на федеральном и региональном уровне Нехватка времени Департамента по вопросам малочисленных народов севера вынуждает не имеющих на то официальных полномочий поселения осуществлять аналогичную деятельность
7 Неэффективность действий властей в отношении данных территорий Попытка разделения межселенных территорий между муниципальными образованиями не осуществлена в полной мере
8 Отсутствие органов, имеющих полномочия отстаивать интересы коренного населения Компании, ведущие свои разработки, зачастую преследуют свои корыстные цели, для достижения которых не учитывают потребности и интересы народов, разрушая их коренной уклад жизни [ 12]
Следует отметить, что целесообразно продолжать работать в направлении поиска решений вышеперечисленных проблем, что требует более глубокого изучения законодательных норм. Также, стоит проанализировать имеющуюся информацию по распространению межселенных территорий на территории Российской Федерации и представить один или несколько картографических материалов, которые бы наглядно отражали и позволяли характеризовать объект исследования по различным критериям [13]. Особенно это актуально в связи с отсутствием в свободном доступе карт и планов межселенных территорий [14].
В итоге, хотелось бы сказать, что выделив межселенные территории в качестве особого вида территориальной организации местного самоуправления, необходимо было, прежде всего, определить особенности комплексного управления данными территориями [15]. Расширенное толкование и многозначное применение содержания понятийного аппарата затрудняют практическое использование. Содержащиеся в законах требования, касающиеся установления границ муниципальных образований и выделения межселенных территорий отличаются большой степенью обобщения и требуют конкретизации в том или ином субъекте РФ. Таким образом, первым шагом на пути к систематизации норм права о межселенных территориях будет являться приведение в соответствие законодательства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карпик А. П. Осипов А. Г., Мурзинцев П. П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе: монография. - Новосибирск: СГГА, 2010. - 280 с.
2. В.А.Горохов, О.С.Расторгуев. Инженерное благоустройство городских территорий и населенных мест. Москва. Стройиздат.1994г.
3. Куликов Б. С. Инженерное оборудование территорий: учеб. пособие для студентов специальности «Городской кадастр». - Новосибирск: СГГА, 1998. - 96 с.
4. Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Выполнение комплекса технологических, картографических, геодезических и землеустроительных работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Новосибирской области [Рукопись] : отчет о НИР (промежуточ.) 1 этап / СГГА; рук. работы А.П. Карпик. - [Б. м.:б.и.], 2012.-115 с.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.05. 2004 г. № 707-р «Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document
7. Жарников В. Б., Щукина В. Н. Обеспечение условий устойчивого землепользования в проектах разработки месторождений на территориях традиционного природопользования // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 1 (17). - С. 72-78.
8. Электронная энциклопедия «ИРКИПЕДИЯКи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkipedia.ru
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Гл.3.ст.19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Областной закон Ленинградской области «Градостроительный кодекс Ленинградской области» от 07.07.98 №15-оз (ред. от 20.12.2002) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zaki.ru
11. Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий / Полякова А.И. // Право: современные тенденции. II Междунар. науч. конф.: сб. материалов (Уфа, апрель 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - с. 63-65.
12. Жарников В. Б., Щукина В. Н. Обеспечение условий устойчивого землепользования в проектах разработки месторождений на территориях традиционного природопользования // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 1 (17). - С. 72-78.
13. Дышлюк С. С., Павлов Е. В. К вопросу автоматизированного создания тематических карт // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 162-165.
14. Неволин А. Г., Медведская Т. М. Методы создания и актуализации цифровых планов масштаба 1: 2 000 для информационного обеспечения градостроительства // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 136-139.
15. Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий / Полякова А.И. // Право: современные тенденции. II Междунар. науч. конф.: сб. материалов (Уфа, апрель 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - с. 63-65.
© А. Н. Гурина, 2015