Научная статья на тему 'Анализ комплекса проблем установления правового статуса межселенных территорий'

Анализ комплекса проблем установления правового статуса межселенных территорий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСЕЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ / ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонова Ксения Владимировна, Ксенз Виктория Яковлевна

В статье рассматривается понятие межселенных территорий, определяются основные особенности их использования, а также приводятся существующие на сегодняшний день проблемы межселенных территорий. Представлены предложения по решению основных проблем, связанных с межселенными территориями. Проведенный анализ обосновывает необходимость гармонизации законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ комплекса проблем установления правового статуса межселенных территорий»

УДК 528.44

АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА ПРОБЛЕМ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕЖСЕЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

К.В. Тихонова, В.Я. Ксенз Донской государственный технический университет

В статье рассматривается понятие межселенных территорий, определяются основные особенности их использования, а также приводятся существующие на сегодняшний день проблемы межселенных территорий. Представлены предложения по решению основных проблем, связанных с межселенными территориями. Проведенный анализ обосновывает необходимость гармонизации законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: межселенные территории, правила землепользования и застройки, зонирование территории, правовой режим использования.

The article deals with the concept of inter-settlement territories, defined the basic features of their use, and are currently existing problems of inter-settlement territories. Presents proposals to resolve the major problems associated with the inter-settlement territories. The analysis substantiates the need to harmonize legislation in this field.

Key words: inter-settlement areas, land use and development, zoning, the legal regime of

use.

В настоящее время в отношении земель населенных пунктов вопросы зонирования и всех вытекающих аспектов закреплены законодательно и проработаны, однако применительно к территориям за пределами границ поселений они практически не освещены, в результате чего возникают некоторые проблемы в их использовании.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территории, находящиеся вне границ поселений, называют межселенными. В состав таких территорий могут входить упраздненные в связи с низкой плотностью сельского населения и труднодоступной местностью поселения [1].

Основным назначением данных территорий является выполнение отдельных государственных полномочий и решение вопросов межпоселенческого характера. Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения на межселенных территориях, а предусмотренные законодательством для местных бюджетов доходы поступают в бюджет муниципального района. Органы муниципального района на межселенных территориях обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения.

Следует выделить следующие нормативно-правовые акты, регулирующие положение межселенных территорий:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.

2. Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 03.04.2007 г.

№ 171 -О-П выделение межселенных территорий допускается только на территориях с низкой плотностью населения. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р представлены территории с низкой плотностью населения, где перечислены субъекты РФ и муниципальные районы по федеральным округам [2].

Анализируя вышеприведённые документы, можно выделить основные особенности использования межселенных территорий:

1) входят в состав муниципального района, не являются отдельным муниципальным образованием;

2) включают земли всех категорий, за исключением земель поселений;

3) территория с низкой плотностью населения субъекта РФ не разграничивается между поселениями;

4) могут представлять собой прилегающие к территории поселения рекреационные земли, земли для развития поселения, земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;

5) являются основой для образования новых населенных пунктов;

6) могут использоваться как функционально застраиваемые территории (допускается размещение промышленных, инженерных, транспортных и иных объектов);

7) могут использоваться для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов);

8) природная среда межселенных территорий служит основой санитарного и экологического благополучия населения городов и поселений [3].

Рядом авторов был проведен обобщенный анализ сложившихся проблем межселенных территорий, представленных на рис. 1 в виде блок-схемы.

Стоит отметить, что становится необходимой разработка плановой документации по зонированию межселенных территорий в порядке проведения землеустройства, поскольку документы территориального планирования и градостроительные регламенты, как составные части Правил землепользования и застройки, согласно ст.36 п. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации для данных территорий вообще не устанавливаются.

Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве каких-либо особенностей применительно к правилам землепользования и застройки межселенных территорий муниципальных районов, их содержание несколько отличается от содержания правил землепользования и застройки городских округов, населенных пунктов. Одно из отличий наблюдается при подготовке карты градостроительного зонирования, это связано с тем, что большая часть межселенных территорий муниципальных районов, как правило, представлена землями запаса, сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения и иными землями, на которые, согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются. Следовательно, территориальные зоны для таких земель не могут быть установлены, так как, исходя из определения, приведенного в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Кроме того, на межселенных территориях муниципальных районов, как правило, находится большое количество земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и (или) занятых линейными объектами, земельных участков, предназначенных для добычи полезных ископаемых. Такие земельные участки хоть и могут включаться в границы территориальных зон, но не подлежат регламентированию согласно части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Рис. 1. Перечень проблем регулирования правового статуса межселенных территорий

Таким образом, порядок использования значительной части межселенной территории муниципального района в большинстве случаев регламентируется не правилами землепользования и застройки, а, как установлено частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления муниципального района в соответствии с федеральными законами.

Межселенные территории муниципальных районов также представлены землями, определение режима использования которых возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов посредством утверждения правил землепользования и застройки. На таких землях, как правило, располагаются различные производственные, коммунально-складские и сельскохозяйственные объекты, а также объекты отдыха, туризма, рекреации и санаторно-курортного лечения, объекты специального назначения. Наличие перечисленных объектов обуславливает появление на карте градостроительного зонирования различных видов производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, зон сельскохозяйственного использования, зон специального назначения и рекреационных зон.

При этом отсутствие населенных пунктов на межселенной территории или их небольшое количество приводит к полному отсутствию или незначительному количеству видов жилых и общественно-деловых зон [5].

Таким образом, фактически эти территории не распределены между поселениями. Помимо этого, проблема обостряется историческими разногласиями касательно распределения территорий между разными народами, что создает дополнительные трудности в поиске выхода из данной ситуации, а также придает конфликту национальный оттенок.

В связи с вышесказанным становится целесообразным продолжение работы в направлении поиска решений вышеперечисленных проблем, что потребует более детального изучения законодательства. Немаловажным будет являться анализ имеющейся информации, связанной с распространением межселенных территорий на территории Российской Федерации и его представление в виде картографических материалов, наглядно отражающих и позволяющих характеризовать объект исследования по различным критериям. Это является особенно актуальным аспектом, поскольку в свободном доступе карты и планы межселенных территорий отсутствуют [4].

Однако нельзя говорить о межселенных территориях только в отрицательном ключе: данные территории являются одним из составляющих процессов упразднения и образования поселений. Межселенные территории придают территориальной структуре местного самоуправления более динамичный характер. Данный аспект также требует более тщательного анализа.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что выделению межселенных территорий в качестве особого вида территориальной организации местного самоуправления должно предшествовать определение особенностей комплексного управления данными территориями. Необходима конкретизация содержащихся в законах требований, касающихся установления границ муниципальных образований и выделения межселенных территорий, отличающихся большой степенью обобщения. Таким образом, чтобы добиться систематизации норм права о межселенных территориях, необходимо приведение законодательства о местном самоуправлении, о территориальной организации местного самоуправления, а также Земельный кодекс РФ в соответствие друг с другом с целью гармонизации нормы права в сфере межселенных территорий.

Литература

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 06 окт. 2003 года № 131 - ФЗ // Собрание законодательства. — 2003. — 06 окт. — № 40, ст. 3822.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р //«Российская газета», № 114, 02.06.2004.

3. Гурина, А.Н. Особенности использования межселенных территорий в Российской Федерации // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2015. - Выпуск № 3, т. 3.

4. Полякова, А.И. Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий // Право: современные тенденции. Междунар. науч. конф.: сб. материалов. - Уфа, 2014. - С. 63-65.

5. Шлыкова, Н.В. Особенности подготовки проектов правил землепользования и застройки межселенных территорий муниципальных районов [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.itpgrad.ru/node/2166.

Literature

1. About the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: the federal law of the Russian Federation of Oct 06. 2003 No. 131 — the Federal Law//the Collection of the legislation. — 2003. — 06 Oct. — No. 40, Art. 3822.

2. The order of the Government of the Russian Federation of May 25, 2004 No. 707-r//" the Russian newspaper", N 114, 02.06.2004.

3. Gurina A.N.Osobennosti of use mezhselennykh of the territories in the Russian Federation / Magazine Interekspo Geo-Siberia Release No. 3 volume 3, 2015.

4. Some problems of legal regulation of municipal legal status Territories / Polyakov A. I. mezhselennykh.//Right: current trends. II Mezhdunar. науч. конф.: сб. materials (Ufa, April, 2014). - Ufa: Summer, 2014. - c. 63-65.

5. Shlykova N. Features of preparation of drafts of rules of land use and building the mezhselennykh of the territories of municipal districts [An electronic resource] - the access Mode: http://www.itpgrad.ru/node/2166.

Ксения Владимировна Тихонова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.

Ksenia Vladimirovna Tikhonova - is Candidate of Economic Sciences, the associate professor «Ekonomy of environmental management and the inventory» of the Don state technical university.

Виктория Яковлевна Ксенз - студентка кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.

Viktoriya Yakovlevna Ksenz - is the studentka of the «Economy of Environmental Management and Inventory» of the Don state technical university.

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 344000, Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: kafkadastra@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.