ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
Ю.В. Гаценко, магистрант Л.Н. Захарова, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-2-169-172
Аннотация. В статье затронут вопрос важности правильно построенной системы мотивации персонала в современных экономических реалиях, в особенности в аспекте нематериального стимулирования. Раскрыто понятие стимулирования персонала организации. Представлен подробный анализ методов нематериального стимулирования, мотивирующих факторов, а также его влияние на эффективную работу персонала компании. Предложены различные способы стимулирования сотрудников фирмы нематериальным путем, в том числе, с применением метода геймификации.
Ключевые слова: мотивация, стимулирование, метод, персонал, инструменты стимулирования персонала, нематериальная мотивация.
Вопросы стимулирования персонала ос- ла. Рассмотрим некоторые из подходов к
таются актуальными. Для эффективной сущности стимулирования подробнее
деятельности организации должны быть (таблица). учтены стимулирующие факторы персона-
Таблица. Основные подходы к рассмотрению сущности стимулирования
Автор, источник Суть понятия «стимулирование»
Д. А. Аширов [1] Внешнее по отношению к персоналу управленческое воздействие, идущее от конкретного руководителя или органа управления и основывающееся, главным образом, на субъективном понимании управленческой подсистемой целесообразности содержания этого воздействия
М. С. Гусарова [2] Воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенным действиям
А. Я. Кибанов [3] Способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью
Исходя из таблицы, можно сделать вывод о том, что термин «стимул» большинство исследователей понимают как внешнее воздействие на человека, побуждаю-
щее последнего к определенному поведению.
Основные функции стимулирования отражены на рисунке 1.
Функции стимулирования
Экономическая -заключается в том, что стимулирование труда работника содействует повышению эффективности производства, которое проявляется в повышении производительности труда и качестве продукции
Нравственная - состоит в том, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат. При этом необходимо обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта
Социальная -предполагает формирование социальной структуры общества через различный уровень доходов. Образование потребностей и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе
Рис. 1. Функции стимулирования персонала организации
Стимулированием называют внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, выступающим «материальной оболочкой мотивации персонала». В тоже время стимулирование осуществляет и не-
материальные функции, способствующие человеку реализовать личные и профессиональные потребности [5, 6].
Подробное рассмотрение видов стимулирования формализовано на рисунке 2.
Стимулирование
Материальное
Нематериальное
Денежное:
- заработная плата;
- отчисления от прибыли;
доплаты;
- надбавки; компенсации; ссуды;
- льготные кредиты.
Неденежное: Социальное: - мед. обслуживание;
страхование;
путевки;
- питание;
- оплата транспортных расходов;
Функциональное:
- улучшение организации труда;
- улучшение условий труда.
Социально-
психологическое:
- общественное признание;
повышение престижа. Творческое: - повышение квалификации; стажировки; командировки. Свободное время:
дополнительный отпуск; - гибкий график работы.
Рис. 2. Виды стимулирования персонала организации
Рассматривая метод геймификации, можно говорить о том, что это эффективный способ нематериального стимулирования персонала, а также увеличения уровня вовлеченности каждого работника. Сделать рабочий процесс менее формализованным, разнообразить его, наладить взаимодействие сотрудников в команде, возможно используя условные награды, персональный рейтинг, таблицы топ-лидеров, полученные по набранным очкам в процессе профессиональной деятельности. Данный метод использования игрового мышления поможет работникам активизировать личную и социально-психологическую мотивацию, коммуникативные связи, а также улучшит уже имеющиеся бизнес-процессы путем добавления новых элементов. Динамика игр не заменит решение задач, но повысит вовлеченность и сплоченность персонала организации в общее дело [4].
Итак, в процессе создания механизма стимулирования персонала организации нужно действовать по нескольким направлениям сразу, а именно:
- увязать результаты деятельности работника с его заработной платой: осуществить переход от оплаты за процесс к оплате за результат. Четко прописать должностные функции каждого сотрудника, сделать прозрачной систему премирования;
- обеспечить возможность карьерного и профессионального роста: внедрение градации должностей в зависимости от уровня квалификации, объема и сложности выполняемых работ, психоэмоциональной нагрузки на персонал. Ввести систему не только вертикального, но и горизонтального карьерного роста в зависимости от
- внедрение механизма «обратной связи» руководителя с подчиненными. Это будет способствовать упрощению тех или иных процедур, которые дублируют проведению других, повышению выполнения должностных обязанностей и качества оказания услуг, а также уберется «барьер непонимания» между руководителями служб и непосредственными исполнителями.
- моральное поощрение персонала. Например, необходимо четко увязать награды, премии с уровнем занимаемой должности, выполнением обязанностей или качеством оказания услуг населению. В случае, если сотрудник работает эффективно и способствует реализации новых проектов, направленных на разрешение проблемных вопросов, его поощряют наградой, соответствующей высшей, чем у него, должности. Это позволит персоналу ощутить свою личную значимость.
Следовательно, необходимо применять комплексные меры, направленные как на изменения в трудовых функциях персонала организации, так и на повышение нематериального стимулирования.
Таким образом, система стимулирования сотрудников организации как материально, так и нематериально, должна быть подробно продумана и отражена документально. Прозрачность и открытость системы будет являться для работника дополнительным стимулом. Для разработки эффективной системы мотивации персонала организации необходимы определенные инвестиции, но мультипликативный эффект от данных вложений гораздо значительней, чем прямые затраты на выплату премий работникам.
уровня квалификации и отработанных лет.
Библиографический список
1. Аширов Д.А. Методология развития мотивации и стимулирования персонала (Социально-экономические аспекты). - М., 2017. - 334 с.
2. Гусарова М.С. Формирование стратегии управления персоналом: теоретико-методологический аспект: монография. - М-во образования науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение ВПО «Тюменский гос. архитектурно-строит. ун-т». -Санкт-Петербург, 2017. - 223 с.
3. Управление персоналом: энциклопедия / [А.Я. Кибанов и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 554 с.
4. Першина Е.Г., Масленников П.В., Подзорова Г.А. Использование геймификации в управлении персоналом на предприятии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - №2 (96). -С. 10.
5. Дубинина У.И. Теоретическая база для построения системы нематериальной мотивации как эффективный способ повышения лояльности персонала // Academy. - 2017. -№10 (25). - С. 55-61.
6. Кижаев А.С., Котляревский А.А. Сущность и особенности нематериального стимулирования // Волгоград. - 2016. - № 1 (3). - С. 251-254.
FEATURES OF THE USE OF METHODS OF NON-MATERIAL INCENTIVES FOR
PERSONNEL IN THE ORGANIZATION
Y.V. Gatsenko, Graduate Student
L.N. Zakharova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article deals with the importance of a properly constructed system ofpersonnel motivation in modern economic realities, especially in the aspect of non-material incentives. The concept of stimulating the organization's personnel is revealed. A detailed analysis of the methods of non-material incentives, motivating factors, as well as its impact on the effective work of the company's personnel is presented. Various ways of stimulating the company's employees in an intangible way, including using the gamification method, are proposed.
Keywords: motivation, incentive, method, personnel, personnel incentive tools, non-material motivation.