ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ при разоблачении лжи В ПОКАЗАНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ
© Стрельцова Е.В.*
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
В статье рассматриваются понятие психического воздействия, особенности его применения при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, понятие и формы убеждения, особенности использования приема доказывания как основы методы убеждения, и приемов убеждения, основанных на правилах риторики, при допросе несовершеннолетних подозреваемых обвиняемых.
Проблеме разоблачения ложных показаний при допросе в научной литературе [1] уделено достаточное внимание. Подчеркивается, что успешное проведение допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого основывается на знании и умелом применении следователем таких тактических приемов, как внезапность, последовательность, использование положительных свойств личности, пресечение лжи, «допущение легенды», отвлечение внимания, сопоставление, уточнение, детализация, контроль, напоминание, наглядность и другие. Все перечисленные тактические приемы разоблачения ложных показаний в своей основе содержат элементы психического воздействия как неотъемлемой части процесса общения между людьми.
Психическое воздействие в тактике допроса - это осуществляемый в общественных интересах процесс передачи информации путем использования различных способов и средств с целью вызвать необходимую реакцию со стороны лица, на которое оказывается воздействие (реципиента), и тем самым обусловить желаемую позицию и поведение этого лица в нужном для следствия направлении [2, с. 24].
Однако чтобы данное воздействие было допустимым и правомерным, у реципиента (объекта воздействия) должна оставаться свобода выбора линии поведения в конкретной ситуации. Если человек поставлен в жесткие условия со стороны следователя (например, путем угроз), если его поведение жестко детерминировано внешними обстоятельствами, то такая форма психического воздействия носит характер психического насилия и недопустима в деятельности правоохранительных органов.
Правомерное и допустимое психическое воздействие при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, на наш взгляд, несет двой-
* Доцент кафедры Правовой психологии и судебной экспертизы, кандидат юридических наук.
ную нагрузку: оно выполняет функцию изменения уже имеющихся у подростка убеждений, взглядов, и т.п.; оно формирует новые социально значимые представления, взгляды, убеждения и формы общественно полезного поведения, тем самым, выполняя функцию воздействия воспитательного.
Психическое воздействие оказывается на различные сферы психики допрашиваемого подростка: потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания); интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление); эмоционально-волевую (эмоции, чувства, волевые процессы); коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия). При этом необходимо помнить, что:
- если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, то его результаты сказываются в первую очередь на направленности и силе побуждений (влечений, желаний) подростка;
- если оно оказывается на эмоциональную сферу, то это отражается на внутренних переживаниях несовершеннолетнего, а также на межличностных отношениях;
- сочетание воздействия на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активности подростка и таким образом управлять его поведением;
- влияние на коммуникативно-поведенческую сферу позволяет создать социально-психологический комфорт или дискомфорт, заставлять подростка сотрудничать или конфликтовать со следователем;
- в результате психического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу подростка изменяются его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и в итоге его «картина мира».
Таким образом, под влиянием информации, передаваемой с помощью психического воздействия, происходят изменения в психике несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Эти изменения могут быть различными как по широте, так и по времени устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т.е. изменения какого-либо одного психологического качества (например, изменение отношения подростка к совершенному им преступлению), и более общие изменения психики, т.е. изменения ряда, группы психологических качеств (например, изменение не только отношения к преступлению, но и отношения к людям в целом). Цель следователя при оказании психического воздействия на несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого состоит в том, чтобы второй критерий изменений был длительным и устойчивым, а применяемые им методы психического воздействия должны быть направлены не только на изменение
определенных психических свойств, но и на создание новых аспектов направленности личности (мировоззрений, идеалов, идеологии и т.д.).
Существует очень много методов психического воздействия. К наиболее распространенным методам, применяемым во время допроса, относятся: метод передачи информации, метод убеждения, метод приказа, метод примера, метод внушения, метод регулируемых общений, метод постановки и варьирования мыслительных задач и т.д. Но не все методы, разработанные юридическими психологами и педагогами, могут быть использованы следователем при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Так, в силу специфики уголовного судопроизводства не может применяться метод соревнования, а в зависимости от возрастных, личностных и психологических особенностей допрашиваемых следует в некоторых случаях (когда возраст несовершеннолетнего не достиг 14 лет) исключить и методы, направленные на явную активизацию мыслительной деятельности подростка.
Основным методом психического воздействия на несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, дающего ложные показания, является метод убеждения.
Убеждение - это процесс логического обоснования сообщением (или несколькими сообщениями) какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения [3, с. 422]. Это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Используя метод убеждения, следователь должен исходить из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть заключается в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие целям допроса.
В процессе общения убеждение сводится к созданию и передаче сведений, в каждом из которых содержится тезис, подтверждаемый доводами и демонстрацией истинности высказывания. Данный метод позволяет следователю повлиять на допрашиваемого путем приведения аргументов и предъявления доказательств ошибочности его позиции и в то же время предоставить последнему свободу выбора своего дальнейшего поведения. Убедить человека дать правдивые показания или выполнить необходимые действия -значит доказать ему бессмысленность и вредность иной линии поведения. Значение данного метода при допросе состоит в том, что он способствует превращению внешних стимулов воздействия на человека во внутренние стимулы его поведения, формированию сознательного отношения к действительности, развитию творческой активности.
При допросе, особенно несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, эффективными формам убеждения являются:
1. логическое убеждение - это тщательно продуманное изложение в определенной последовательности фактов, объяснение взаимосвязи между ними, выводов, которые следуют из наличия данных фактов и связей между ними (например, убеждение с помощью предъявляемых доказательств, конкретных фактов, силой логики);
2. эмоциональное убеждение - рассчитано на пробуждение, использование в последующих мыслительных процессах убеждаемого эмоциональной стороны его психики, его чувств (например, посредст-вам чувств, вызываемых у реципиента в момент передачи ему информации).
Как правило, эти формы убеждения используются одновременно, т.к. логические построения всегда сопровождаются эмоциональной окраской.
Убеждение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должно строиться с учетом психического и эмоционального уровня развития подростка; оно должно быть последовательным, логичным и доказательным; должно содержать анализ обоюдно известных фактов. Эффективность убеждения зависит и от умения следователя правильно подать ту или иную информацию, подмечать реакцию подростка на нее, чутко улавливать его настроение. Под влиянием совершенного преступления, реакции на него личностно значимых людей (родных, близких, людей, которые пользуются авторитетом и уважением у подростка), заключения под стражу подросток бывает испуганным, подавленным, раздражительным и очень часто не в силах понять беседующего с ним следователя. В подобных случаях, на наш взгляд, нужно определить конкретные причины подобного состояния ребенка, попытаться снять или хотя бы ослабить психологическую напряженность, помочь ему настроиться на тему разговора (допроса), а в случае необходимости перенести беседу (допрос) на другое время. Такое поведение следователя будет оценено подростком, который поймет, что за него переживают, ему хотят помочь и обязательно помогут. В знак благодарности за это ребенок впоследствии будет более сосредоточенным, активизирует процессы памяти, припоминая мелкие детали совершенного преступления, откажется от намерения (если оно имело место быть) давать ложные показания.
При выборе приемов убеждения следователь должен учитывать имеющиеся у него данные о личности подростка, его психологических особенностях, о среде, в которой он живет и воспитывается. Существенную помощь в выборе того или иного метода убеждения может оказать привлеченный к расследованию преступления психолог или педагог.
В зависимости от полученных данных следователь может использовать разъяснение, иллюстрацию фактов, доказательств, личный опыт ребенка и т.д. Необходимо помнить, что важнейшим средством убеждения являются юридически грамотные и обоснованные акты предварительного следствия -протоколы, постановления, в которых закреплены неоспоримые свидетельства совершенного преступления.
Убеждение должно осуществляться путем разъяснения, находящего свое выражение в виде беседы, убеждая подростка в необходимости законопослушного и нравственного поведения, разъясняя ошибочность его взглядов, отвечая на его вопросы.
Таким образом, в основе метода убеждения лежит прием доказывания, направленный на полное обоснование сообщений и достижение их глубокого и осмысленного понимания несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым.
Можно выделить две группы приемов доказывания: риторические и спекулятивные [4, с. 451].
Риторические приемы строятся на законах риторики, предполагающих фактически и логически обоснованные способы нахождения и использования нужного для доказывания материала, его расположения и словесного оформления. Эти методы составляют основу доказываний. Наиболее применимы к допросу несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, на наш взгляд, следующие приемы, основанные на знании элементов убеждения как метода психического воздействия и правил риторики:
1. Прием ясности и точности употребляемых слов и рассуждений. Только очевидные, ясные и точные аргументы обладают высшей убедительностью.
2. Прием акцентуации. При подготовке к предстоящему допросу следователь должен продумать, как бы мысленно проиграть ход допроса. Каждая мысль следователя должна найти свое отражение в точных словах и выражениях. Темп речи при этом не должен быть торопливым, т.к. передаваемая подростку информация воспринимается им впервые, а ему надо понять и оценить ее. Акцентуация на отдельных элементах информации достигается повторением, выделением тоном, подчеркиванием, обращением внимания подростка на ключевые слова, на элементы формулировок или доказательств.
3. Прием адаптации к особенностям допрашиваемого подростка. Учитывая, что допрашиваемый несовершеннолетний находится в состоянии высокого внутреннего напряжения, стресса, которые отнюдь не способствуют уяснению доказательств и аргументации, разумно излагать их в медленном темпе, при необходимости повторяя самое главное, делая промежуточные заключения и выводы («Таким образом, первое..., второе...», «Из того, что я только что изложил, следует...»).
4. Прием фактологической обоснованности. Факты - основа доказательств. Особую доказательственность имеют сопровождаемые речь вещественные доказательства, фотографии, цифры.
5. Прием фундаментальности. Весомо для подростка звучат те аргументы и обоснования, которые базируются на положениях науки
(например, криминалистики), установленных ею закономерностях, на положениях учебных дисциплин, которые изучал подросток, приведении цитат из авторитетных изданий.
6. Прием правовой апелляции - ссылка на что-то неопровержимое, уже установленное, ранее доказанное. Чем основательнее ссылки, тем убедительнее доказательства. При допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых приоритетное значение принадлежит ссылкам на вещественные доказательства, показания других лиц (особенно если их несколько и показания совпадают).
7. Прием воспроизводства событий и действий при его применении обретает доказательственную силу фактов. Следователь с помощью допрашиваемого подростка и лиц, участвующих в допросе, переходит от словесного рассмотрения событий и действий к их воспроизводству.
8. Прием графической доказательности рекомендует сопровождать рассуждения графическими изображениями.
Спекулятивные приемы доказывания отличаются тем, что они опираются не столько на факты, сколько на умение следователя их использовать уместно и подать в нужном свете, увидеть словесные огрехи и высказывания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. При допросе подростков следователь может использовать: правило ущербности альтернативы - доказательство от противного: «предположим...». При этом тщательно анализируется, сравниваются весомость обоснований доказываемого положения и альтернативного, следствия того и другого. Что касается иных спекулятивных приемов убеждения, то они носят характер манипулирования сознанием подростка и применяться при допросе не могут.
Таким образом, метод психического воздействия в виде убеждения является не только ведущим методом разоблачения ложных показаний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, но и основным средством психолого-педагогического воздействия на них.
Список литературы:
1. См.: Закатов А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: учебное пособие. - Волгоград: ВСШМВД СССР, 1979. - С. 39; Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. - С. 171; Казинян Г.С., Соловьев А.Б. Проблемы эффективности следственных действий. - Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1987. -С. 157; Закатов А.А. Ложь и борьба с нею. - Волгоград: Ниж-Волж. кн. изд-во, 1984. - С. 143; Комарков В.С. Тактика допроса; учебное пособие. - Харьков: Изд. Харьковского юридического ин-та, 1975. - С. 39; Соловьев А.Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на пред-
варительном следствии. - М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. -С. 104 и многие другие.
2. Хайдуков Н.П. Тактические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. - Саратов: издательство Саратовского юридического института им. Д.И. Курского, 1984. - 190 с.
3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.
4. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 639 с.