ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАНАЛОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Володченко В.С.1, Ланцова Д.С.2, Миронова Т. А.3, Сапунова Е.В.4, Бышок К.А.5
1Володченко Виктория Сергеевна - студент;
Ланцова Дарья Сергеевна - студент; Миронова Татьяна Алексеевна - студент; кафедра сервиса;
4Сапунова Екатерина Витальевна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела; 5Бышок Ксения Александровна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет технологии, предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в условиях жесткой конкуренции как между туроператорскими организациями, так и между их сбытовыми сетями туристских агентств необходимо разрабатывать или осуществлять поиск новых путей и методов реализации турпродукта. В работе представлен анализ каналов реализации туристского продукта туроператорскими и турагентскими организациями. Ключевые слова: туризм, каналы реализации, туристский продукт.
В зависимости от деятельности предприятия, ее дохода, охвата и особенности рынка туристские предприятия для эффективной реализации туристского продукта выбирают подходящий канал реализации.
На российском туристском рынке выделяют две основные формы реализации туристского продукта: через туроператора и турагента.
Туроператор - туристическое предприятие, которое занимается разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу,
рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.
Турагент - туристическое предприятие-посредник, занимающееся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и реализует туристский продукт покупателю, либо выступает посредником между туристом и туроператором за комиссионное вознаграждение, предоставляемое
туроператором. При этом законодательно не запрещена реализация туристу отдельных туристских услуг. Например, бронирование только проживания в отеле или только перелета. Однако комплектация таких услуг в готовый тур является уже туроператорской деятельностью.
Способы реализации туристского продукта у туроператоров и турагентов разные. Продажа туров и есть прямая обязанность турагентов, поэтому компании реализуют туристские продукты без посредников. В этом случае важное значение для привлечения потребителей имеют уровень квалификации сотрудников, оснащенность офиса, привлекательность и удобство использования сайта как инструментов маркетинга Туроператоры частично делегируют данную функцию турагентам, но также взаимодействуют с туристами напрямую через online-систему бронирования на официальном сайте компании.
Процесс реализации туристского продукта в офисе турагентства включает: прием клиента и установление контакта с ним, установление мотивации выбора туристского продукта, предложение туров, оформление правоотношения и расчет с клиентом, информационное обеспечение покупателя, при этом взаимоотношения персонала с клиентом являются одними из значимых.
Что касается реализации онлайн, турагентства предлагают два вида интернет-услуг. Одни предлагают онлайн-подбор тура и возможность оставить заявку, другие дают возможность бронирования и оплаты непосредственно на
сайте. В первом случае турист задает определенные параметры, соответствующие его пожеланиям относительно предстоящей поездки, и получаете в выдаче несколько вариантов уже готовых туров. После изучения предложенных пакетов турист может оставить заявку на тот, который подошел. Далее по электронной почте или по телефону с ним свяжется менеджер турагентства, и дальнейшее оформление путевки переходит уже в оффлайн.
В случае возможности онлайн-бронирования система поиска, как правило, сразу проверяет актуальность предложения и наличие мест и выставляет клиенту финальную сумму к оплате. Оплатить турист может сразу здесь же с помощью кредитной карты. Все документы, необходимые для поездки (договор, страховка, электронные авиабилеты, ваучер на отель и трансфер), турист может сразу распечатать, получив их от оператора по электронной почте после подтверждения оплаты тура.
Онлайн-бронирование и покупка туров существенно экономит время, но, если турист покупает путевку в визовую страну, а визы у него нет, то в любом случае придется заняться ее оформлением самостоятельно или через турагентство.
Однако стоит учитывать важный момент. При существующем многообразии турагентов и их предложений поддерживать актуальность базы туров довольно сложно. В тот момент, когда турист только планирует нажать кнопку
Каналы реализации туристского продукта имеют важное значение в маркетинговой деятельности туристских организаций, так как являются мощным инструментом стимулирования спроса.
Список литературы
1. Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник. / Ю.Н. Абабков. Инфра- М, 2014. 214 с.
2. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие / Ю.В. Безрутченко. -М.: Дашков и К, 2016. - 232 с.
3. Цветков Е.И. Особенности формирования сбытовой стратегии и каналов сбыта туристского продукта/ Электронный ресурс/ МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, Москва, 2014.