Научная статья на тему 'Особенности использования интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного возраста'

Особенности использования интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРЕС / TEACHING FOREIGN LANGUAGES / INTERACTIVE WHITEBOARD / MOTIVATION / INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Борисова Евгения Владимировна

Дошкольное образование на современно этапе требует новых путей решения для повышения качества образования и знаний детей. Возникает необходимость в разработке и применении интерактивных программ для формирования и повышения мотивации у детей дошкольного возраста. Применение интерактивной доски на занятии по английскому языку позволяет организовать последнее ярче, нестандартными по форме и содержанию, чем традиционное занятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE GAMES IN TEACHING ENGLISH TO PRE-SCHOOL CHILDREN

Pre-school education at the present requires new solutions to improve the quality of education and knowledge of children. There is an urgent need to develop new interactive programs and introduce them into the process of teaching. The use of an interactive whiteboard in the classroom increases children’s engagement in the process of learning.

Текст научной работы на тему «Особенности использования интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного возраста»

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. -М.: АСТ: Астрель, 2010. - 254 с.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.

3. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. - М: Учебная литература, 1997. - 367 с.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.

5. Микляева Н.В., Полозова О.А. Фонетическая и логопедическая ритмика. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. - 112 с.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.:Генезис, 2017. - 474 с.

7. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. / А.Л. Сиротюк. - М.:АРКТИ, 2008.

8. Яночкина П.А., Медведева Е.Ю. Пропедевтика нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста методами кинезиологических упражнений: теоретический аспект // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта. - 2017 выпуск 55 часть IX С. 240-247.

Психология

УДК 37.013.75

кандидат психологических, доцент Архипова Мария Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Борисова Евгения Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Дошкольное образование на современно этапе требует новых путей решения для повышения качества образования и знаний детей. Возникает необходимость в разработке и применении интерактивных программ для формирования и повышения мотивации у детей дошкольного возраста. Применение интерактивной доски на занятии по английскому языку позволяет организовать последнее ярче, нестандартными по форме и содержанию, чем традиционное занятие.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, интерактивная доска, мотивация, интерес.

Annоtation. Pre-school education at the present requires new solutions to improve the quality of education and knowledge of children. There is an urgent need to develop new interactive programs and introduce them into the process of teaching. The use of an interactive whiteboard in the classroom increases children's engagement in the process of learning.

Keywords: teaching foreign languages, interactive whiteboard, motivation, interest.

Введение. Большинство исследователей полагают, что наиболее благоприятный возраст для овладения иностранным языком 5-8 лет, когда родной язык ребенка уже усвоен на достаточном уровне, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте отсутствуют трудности при вступлении в контакт на иностранном языке и ребенок способен легко «кодировать» свои мысли, проявлять природную любознательность и потребность в познании нового. Детям этого возраста характерно более гибкое и быстрое, нежели на последующих этапах, усвоение языкового материала. С возрастом человек утрачивает эти способности, у него снижается чувствительность к восприятию звуков и способность их имитировать, ослабевает кратковременная память, а также способность к зрительному, а главное, слуховому восприятию. Физиологи полагают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. В сензитивный возрастной период наиболее успешно формируется овладение безакцентным произношением иностранных звуков, интонации слов, при условии, если маленький ребенок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь.

Наличие игровой мотивации, позволяющая педагогу эффективно организовать обучение у детей дошкольного возраста, даем им преимущество при усвоении иностранного (второго) языка. Такая возможность появляется при правильной организации игры в учебном процессе, где возможно сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. В следствии чего, эффективность формирования у дошкольников способности к общению на втором языке повышается за счет взаимодействия игровой мотивации и интереса к школьному обучению.

Дошкольное образование на современно этапе требует новых путей решения для повышения качества образования и знаний детей. Возникает необходимость в разработке и применении интерактивных программ для формирования и повышения мотивации у детей дошкольного возраста. Как мы знаем, дошкольный возраст уникален для изучения иностранного языка в силу определенных психических особенностей дошкольников, таких как интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языка, отсутствие языковых барьеров, определенная способность к имитации.

Применение интерактивной доски на занятии по английскому языку позволяет организовать последнее ярче, нестандартными по форме и содержанию, чем традиционное занятие. Использование интерактивной доски в сочетании с аудио и видео носителями позволяет реализовать принципы наглядности и системности изложения материала. Преимуществом интерактивной доски является возможность сочетания уже проверенных методов и приемов работы классической доски и функций мультимедийных возможностей,

нежели режим просмотра, как в обычных презентациях. Цель исследования: рассмотреть понятие «интерактивная игра» как средства обучению английскому языку.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в образовании наиболее остро стоит вопрос о необходимости улучшения качества обучения английскому языку, повышение знаний учащихся. Все более используют новые подходы и технологии, которые позволили бы повысить мотивацию учеников, тем самым повысить уровень овладения иностранным языком.

Современное общество тесно связано с компьютерными технологиями, которые уже давно проникли во всемирное информационное пространство. Несомненно, очень важную роль играет компьютеризация образования, что уже выразилось в проникновение практически во все сферы образования компьютерных технологий. Большой вклад в решении проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, Г. Клейман, С. Пейперт, Б. Хантер и др.

Вопросы применения интерактивных методов и средств обучения на уроках в общеобразовательных учреждениях изучали такие ученые- педагоги, как: И. Р. Высоцкий, А. П. Ершов, Э. И. Кузнецов, В. М. Монахов, Б. С. Гершунский, И. В. Роберт, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, А. А. Веряев и др.

Проведенные исследование и опыт педагогической деятельности показал, что применение интерактивных средств обучения требует четкую системную организацию и технологизации учебного процесса, при отсутствии которых, успех учеников будет носить лишь временный характер. По мнению Т. Г. Галиева, технологическое построение учебного процесса должно включать в себя четко отработанную последовательную ориентацию, грамотно и полно сформулированные цели и специфику педагогической технологии, в соответствии с чем, данный процесс может гарантировать желаемый результат.

Использование на уроках интерактивной доски позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, поскольку интерактивная доска совмещает в себе как новые приемы и технологии, так и обычную классическую доску.

В концепции модернизации российского образования поставлены такие направления как: современные стандарты образования направлены на формирование профессиональных компетенций. Данные компетенции подразумевают под собой набор знаний и механическое владение профессиональных умений, а также определенный набор качеств, таких как: коммуникабельность, решительность, умение применять свои личностные качества, активность и творческий подход к работе. Приоритетной остается подготовка подрастающего поколения в условиях информационного общества, которое видоизменяется и ускоряется в современном информационном обществе. В данных условиях большое значение отводится новым педагогическим задачам, определяющим перспективу развития образования. Для того, чтобы вызвать у дошкольников интерес к изучению иностранного языка, необходимо повысить их мотивацию на занятии и активизировать активность на уроке.

Ключевую роль в современном обучении играют информационные технологии. К таким занятиям выдвигаются определенные требования: наглядность, яркость, эмоциональность, смена видов деятельности, которые обеспечат активность учеников на занятии, одну из главных ролей отводят учителю, который выступает в роли организатора всего учебного процесса и консультанта. Благодаря интерактивной доске, многие из этих требований можно реализовать именно с помощью интерактивной доски. Доказано, что применение таких технологий повышает эффективность усвоения информации учениками.

В условиях поиска новых современных методов и форм работы с целью повышения уровня овладения предмета учениками, повысился интерес к интерактивных технологиям, которые, в свою очередь, способствуют более эффективному обучению и лучшему закреплению материала. Одно из самых популяризированных нововведений стало применение на уроке интерактивной доски за счет наглядности и динамичности подачи материала. Несомненно, больших успехов можно добиться, если применять такую доску и на занятиях по английскому языку. Сочетание интерактивной доски с аудио и видеосредствами позволяет реализовывать на практике принципы наглядности, доступности и системности изложения материала [2].

Преимущества такой доски заключаются в том, что с ее помощью реализуется не только режим просмотра, как при использовании презентаций, но и возможность писать маркером, что в свою очередь сочетает в себе методы и приемы работы с обычной доской. С помощью интерактивной доски легко вовлечь дошкольников в активный процесс обучения и создать условия, способствующие повышению эффективности фронтальной работы, что позволяет повысить активность дошкольников на занятии. Для достижения желаемого результата ученикам предлагается работа с такими видами материала: просмотр и прослушивание материала, запись комментариев, выделение, перемещение и создание объектов, их группирование меду собой, физкультурная минутка и др. действия. Тем не менее существуют некоторые трудности, связанные с интерактивной доской: ее высокая стоимость и сложность обращение с таким видом оборудования, что затрудняет массовое распространение данного вида оборудования в детских садах. Но даже в тех учреждениях, где доски уже приобретены, остро стоит вопрос о ее применении: из-за недостаточной комплектности оборудования (досками необходимо оснастить каждую группу) и программного обеспечения, а также недостаточного уровня овладения интерактивной доской педагогического состава. Процесс внедрения интерактивной доски в процесс обучения недостаточно хорошо изучен в педагогическом и методическом аспектах, рассмотрение данного вопроса является частью данной научной работы.

С каждым годом, новейшие технологии и средства обучения становятся все более востребованными. Согласно Федеральному закону РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, ученик в праве выбрать форму образования, форму обучения, организацию образовательного процесса, а также методов обучения и воспитания; существует потребность в разработке и применении новых технологий и средств обучения, которые смогли повысить мотивацию учеников, в том числе и дошкольников. Одним из таких методов является интерактивная доска.

Тем не менее, внедрение в процесс обучения интерактивных досок имеет свои особенности и недостатки. К характерным критериям современной модели образования, можно отнести непрерывность, проектность, дистанционность, диалогичность, ориентация процесса обучения не только на логику предмета, но и на специфику восприятия аудиовизуальной информации. Для того, чтобы новая образовательная модель была успешной, необходимо полностью переоснастить учебные заведения, согласно информационным, коммуникативным, аудиовизуальным и интерактивным технологиям. Следует отметить, что интерактивные

доски имеют ряд преимуществ по сравнению с другими средствами обучения: возможность сохранять пометки и изменять файл при работе с материалом, для того, чтобы использовать его при дальнейшей работе и иметь возможность передать материал дошкольнику, который пропустил занятие. Также преподаватели могут значительно экономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег, либо уже разработанные интерактивные развивающие пособия для дошкольников по ФГОС.

Для того, чтобы повысить мотивацию дошкольников на уроке английского языка, возможно применение интерактивной доски. Благодаря таким технологиям, дети активно вовлекаются в учебный процесс, мотивация к обучению значительно повышается, стимулируется творческое начало и личность ребенка развивается. Интерактивное обучение позволяет расширить возможности предоставления информации, ее доступность и системность изложения материала, помогает обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей. Занятия на интерактивной доске предполагают не только аудио и видео просмотр, но и наглядные упражнения с непосредственным участием детей. Возможности анимации, выделение, перемещение объектов, выделение их при помощи цвета, позволяет задействовать визуальные, аудиальные каналы усвоения информации. Дети легко концентрируют свое внимание на объекте, активизируют свое воображение, и усвоение материала происходит легче, чем при традиционной форме обучения. Учитывая психолого- педагогические особенности детей дошкольного возраста, на уроке используются различные дидактические игры, фонетические упражнения, работа со словами.

Игра - это основная единица, при которой ведется обучение дошкольников разговорной речи. Она позволяет развивать у ребенка произвольное внимание, вовлекает ребенка в учебный процесс, тем самым повышает его мотивацию к обучению иностранного языка, помогает заучивать фразы и предложения.

Существует несколько вариантов алгоритмов для проведения интерактивных игр: подобранные педагогом задания для группы детей с предварительным вводным занятием и проблемные игры, в которых дошкольников знакомят с проблемой, которую необходимо решить. Цели и задачи должны быть четко и доступно сформулированы учителем, дабы снять трудности у детей. Учитель дает ученикам информацию о правилах игры и четкую инструкцию, которой последние должны следовать. В процессе интерактивной игры дети взаимодействуют между собой, если же они допускают ошибки, то учитель корректирует их. По окончании игры учитель вместе с учениками анализирует результаты и подводит итоги.

Важным аспектом является то, что дети должны получать удовольствие от игры, проявив себя в новой ситуации, но не следует путать интерактивную игру с ролевой. Последняя больше похожа театрализованное представление.

Выводы. Наиболее важное в организации интерактивной игры с дошкольниками - это создание условий для обретения учениками значимого для них опыта социального поведения. Благодаря таким играм ученики приобретают опыт общения не только со сверстниками и педагогом, но и проводят совместную организованную познавательную деятельность, направленную на социальное развитие.

По результатам изученного материала, можно сделать вывод о том, что применение интерактивной доски на занятии английского языка в рамках дошкольного учреждения позволяет включить в процесс обучения всех учащихся, стимулирует их творческую активность и мыслительный процесс; заинтересованность языком при применении интерактивной доски повышается, а также повышается уровень овладения навыками говорения, восприятия речи на слух, что увеличивает эффективность усвоения материала на занятии по английскому языку.

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И.Б ожович, Л.В. Благонадежной - М.: Педагогика, 1972. - с. 7-44

2. Бахталина Е.Ю. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе. - №1. - С. 37-41.3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. - 206 с.

3. Гуцу Е. Г., Няголова М. Д. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. №2. 2017.

4. Драговская С. Т. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка. Режим доступа: http://festival.1september.ru/

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

6. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности мотивационной направленности студентов к достижению успеха, избеганию неудач при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 227-233.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

8. Semarkhanova, E.K., Bakhtiyarova, L.N., Krupoderova, E.P., Krupoderova, K.R., Ponachugin, A.V.: Information Technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 179-186. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_23

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); магистрант по направлению подготовки 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование Лапина Алина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Инвалидность в детском возрасте обусловливает комплекс серьезных проблем медицинского, социального, экономического, психолого-педагогического характера, что приводит к стойкому нарушению процесса социализации и социальной адаптации представителей подрастающего поколения, сохраняя тенденцию к поступательному росту и снижая качество жизни детей. Исследование детской инвалидности является актуальной научной проблемой на современном этапе развития общества для создания научной основы поддержки и возвращения к нормальной жизни ребенка с инвалидностью и его семьи. В статье представлен статистический анализ детской инвалидности на примере Мурманской области, обоснованы и разработаны пути сопровождения ребенка с инвалидностью в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети с инвалидностью, социальная недостаточность, социализация, инклюзивное образование.

Annotation. Disability in childhood causes a complex of serious problems of medical, social, economic, psychological and pedagogical nature, which leads to a persistent violation of the process of socialization and social adaptation of the younger generation, while maintaining a tendency to progressive growth and reducing the quality of life of children. The study of child disability is an urgent scientific problem at the present stage of development of society to create a scientific basis for the support and return to normal life of a child with disabilities and his family. The article presents a statistical analysis of child disability on the example of the Murmansk region, justified and developed ways to support children with disabilities in an inclusive education.

Keywords: children with disabilities, social insufficiency, socialization, inclusive education.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 18-011-00712 «Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области)»

Введение. Уровень инвалидности и отношение к инвалидам в любой стране рассматривается как показатель не только физического и социального здоровья населения, но и отражение уровня социально-экономического развития общества, экологического состояния территории, качества профилактических, просветительских и реабилитационных мероприятий.

Развитие общественных представлений об инвалидности и эволюция отношения к особым людям привели к оформлению идеи инклюзии, в отечественной практике концентрированно отразившейся в области образования на всех его уровнях: от дошкольного до высшего.

Вектор на включение людей с инвалидностью в образование вместе с другими обучающимися, на доступность для них образовательных сред, объектов и услуг на сегодня нашел отражение в многочисленных теоретико-эмпирических исследованиях.

Необходимо подчеркнуть, что решение проблемы инклюзии лиц с инвалидностью неотъемлемо предполагает социальное восприятие группы «лица с инвалидностью» как неоднородной, имеющей разные социальные характеристики, среди которых выделяется характеристика возраста как одна из важнейших для конструирования и реализации инклюзивных практик в образовании.

Инвалидность в детском возрасте может быть понята как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту процессы обучения и воспитания, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

Именно детская инвалидность имеет наиболее серьезные негативные последствия в отношении социализации ребенка, ограничивая его контакты с внешним миром, возможность выполнять виды деятельности, а значит, возможность полноценно приобретает необходимый для становления и развития личности в детские годы социальный опыт. Следовательно, традиционные подходы к детской инвалидности с медицинской или медико-социальной позиции [1, 3, 10, 12] оказываются недостаточными для включения детей данной категории в общество и преодоления инвалидизации. Необходимо исследование данной проблемы с психолого-педагогической точки зрения. В данном контексте наибольшую актуальность имеет инклюзивное образование как условие социализации детей с инвалидностью, развития их социального потенциала.

Изложение основного материала статьи. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов [9]. Их количество с каждым годом становится больше.

Рассмотрим динамику детской инвалидности на примере Мурманской области - территории Крайнего Севера, имеющей особо неблагоприятные климато-географические и экологические условия.

В Мурманской области количество детей-инвалидов в 2007-2009 годы имело тенденцию к сокращению на 4-5% в год и в 2010 году составило 2212 человек, в 2011 году - 1860 человек. С 2012 года начинается увеличение количества детей с инвалидностью: по сравнению с 2011 годом число детей инвалидов выросло на 33 ребенка и составило 1893. В последующие года с 2013 по 2016 года число детей-инвалидов увеличивалось в процентном соотношении: 2013 - увеличение на 4% или 147 детей, 2014 - на 4,7% или 98 детей, 2015 - на 3,0 % или 65 детей больше, 2016 - на 1,5 % или 34 ребенка больше. По статистическим данным на 2017 год численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 2 тысячи 493 человека, что в среднем на 100 человек больше, чем в 2016 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.