Научная статья на тему 'Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития'

Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / SUBSTANTIAL MEANINGFUL COMPONENT OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE WHITEBOARD / МЕТОД ЯЗЫКОВОГО ПОГРУЖЕНИЯ / LANGUAGE IMMERSION METHOD / ЯЗЫКОВЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / LINGUISTIC LANGUAGE GAMES / ПРИОБЩЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ / INTRODUCTION TO INFORMATION CULTURE / ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ / PRACTICAL WAYS OF WORK WITH INFORMATION / ОТБОР ЯЗЫКОВОГО СОДЕРЖАНИЯ / SELECTION OF LANGUAGE CONTENT / ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАННИХ ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODOLOGICAL SUPPORT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / TEACHING IN THE EARLY STAGES OF THE AGE DEVELOPMENT / PROGRAM-METHODICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Владимировна

В статье рассматривается вопрос раннего обучения иностранному языку с помощью средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий. Анализируются методические подходы к обучению иностранному языку на ранних этапах возрастного развития, используя преимущества сенситивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Исследуются вопросы отбора методического материала, воздействия средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий на раскрытие потенциала развития детей. Учитывается, что использование возможностей мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные игровые ситуации и среды, активизируя познавательную деятельность детей и усиливая мотивацию для усвоения материала. Рассматривается вопрос применения интерактивной доски, которая предоставляет большую возможность преподавателю дополнить и развить любую обучающую программу и дополнить программно-методическое обеспечение собственными уникальными разработками, учитывающими особенности конкретной возрастной группы учащихся, уровня обучения, объема материала с учетом частотности занятий и т.д. Приводится пример программного продукта, позволяющего в полной мере реализовать интерактивные мультимедийные возможности интерактивной доски. Рассматривается вопрос применения средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в раннем обучении иностранному языку с точки зрения приобщения к информационной культуре, развития эстетического и интеллектуального восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE EARLY STAGES OF THE AGE DEVELOPMENT

In the article the question of the use of information and communication multimedia technologies in foreign language teaching in the early stages of the age development is considered. Methodical approaches to training of a foreign language at early stages of age development are analyzed, with the use of advantages of the sensitive period of assimilation of a foreign language at preschool age. Questions of selection of methodical material, impact of means of information and communication multimedia technologies on disclosure of potential of development of children are investigated. It is considered that the use of opportunities of multimedia technologies (color, graphics, a sound, modern means of video equipment) allows to model various game situations and medium, stirring up cognitive activity of children and strengthening motivation for mastering of material. The question of application of an interactive board which gives a great opportunity to the teacher is considered. Using an interactive boar a teacher can add and develop any training program and methodical providing with own unique development considering features of a concrete age group of pupils, level of training, material volume taking into account a rate of lessons, etc. The example of the software product allowing to realize fully interactive multimedia opportunities of an interactive board is given. The question of application of means of information and communication multimedia technologies in early foreign language training is considered from the point of view of familiarizing with information culture, development of esthetic and intellectual perception.

Текст научной работы на тему «Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития»

И.В. Руденко

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД...

STUDENT PEDAGOGICAL FORCE AS AN ENVIRONMENT OF GENERAL PROFESSIONAL

COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS

© 2015

I.V. Rudenko, Doctor of Education

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract: The problem of the formation of general competence of future teachers in the educational activities of the university. For example, the student teaching unit "Success" of Togliatti State University reveals the conditions for effective work in this direction. As one of the conditions of the author defines pedagogical support student activities and describes the formation of an additional education program designed for members of the squad, aimed at training students as teachers, educators, able to organize various activities with children and adolescents.

Keywords: educational activity, general professional competence, student pedagogical force, conditions of activity, additional educational programs.

УДК 811:004:373.24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ

МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАННИХ

ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

© 2015

Е.В. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос раннего обучения иностранному языку с помощью средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий. Анализируются методические подходы к обучению иностранному языку на ранних этапах возрастного развития, используя преимущества сенситивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Исследуются вопросы отбора методического материала, воздействия средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий на раскрытие потенциала развития детей. Учитывается, что использование возможностей мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные игровые ситуации и среды, активизируя познавательную деятельность детей и усиливая мотивацию для усвоения материала. Рассматривается вопрос применения интерактивной доски, которая предоставляет большую возможность преподавателю дополнить и развить любую обучающую программу и дополнить программно-методическое обеспечение собственными уникальными разработками, учитывающими особенности конкретной возрастной группы учащихся, уровня обучения, объема материала с учетом частотности занятий и т.д. Приводится пример программного продукта, позволяющего в полной мере реализовать интерактивные мультимедийные возможности интерактивной доски. Рассматривается вопрос применения средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в раннем обучении иностранному языку с точки зрения приобщения к информационной культуре, развития эстетического и интеллектуального восприятия.

Ключевые слова: программно-методическое обеспечение, содержательный компонент обучения иностранному языку, интерактивная доска, метод языкового погружения, языковые лингвистические игры, приобщение к информационной культуре, практические способы работы с информацией, отбор языкового содержания, проблема обучения иностранному языку на ранних этапах возрастного развития, методическое обеспечение, информационные и коммуникационные мультимедиа-технологии в обучении иностранному языку.

Во всем мире средства информационных и коммуникационных технологий активно проникают в жизнь современных детей практически с рождения. Исследования, проводимые в России, США и Европе, показали, что до 80% информации, получаемой детьми к подростковому возрасту, они получают вне школьных занятий, предлагающих бумажные носители, а из электронных средств массовой информации. Следовательно, система образования должна признать неоспоримый факт сложившейся взаимоинтеграции средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий (ИКММТ) и образования. Вопрос заключается в том, что в этом случае необходимо изучать воздействие средств ИКММТ на раскрытие потенциала развития детей и пытаться управлять этим воздействием [6].

Сейчас появилась прекрасная возможность использовать для этого новое и лучшее из того, что нам предоставляет опыт и современность. Отмечая растущую из года в год популярность изучения иностранного языка с дошкольного возраста и все большое желание родителей, стремящихся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста, следует признать, что решение вопросов обучения иностранному языку на ранних этапах возрастного развития заключаются в необходимости отбора методических подходов к организации обучения с помощью средств ИКММТ, используя преимущества сенситивного периода усвоения ино-

странного языка в дошкольном возрасте.

Концепцию внедрения ИКММТ в обучение иностранному языку на ранних возрастных этапах иногда лишают богатства содержания и ошибочно сводят наличию к компьютера и компьютерной грамотности. Прежде всего, необходимо определить программно-методическое обеспечение, провести тщательный отбор социолингвистического материала, определить содержательный компонент обучения иностранному языку на раннем этапе возрастного развития [2].

С появлением средств ИКММТ обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска (ИД) значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала [4].

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Для работы любой ИД необходимо:

Е.В. Смирнова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ...

- установить интерактивную доску,

- установить мультимедийный проектор,

- подключить интерактивную доску к мультиме-

диа-проектору,

- подключить интерактивную доску к персональ-

ному компьютеру,

- установить на персональном компьютере про-

граммное обеспечение к интерактивной доске,

- произвести настройку интерактивной доски, ПК

и мультимедийного проектора для дальнейшей

работы.

На сегодняшний день существуют программные продукты, позволяющие в полной мере реализовать интерактивные мультимедийные возможности ИД. Одним из них является «Английский с медвежонком Тедди». Это уникальная обучающая программа, предлагающая увлекательный и эффективный способ изучения английского языка. Она предназначена для преподавания основ английского языка дошкольникам и ученикам начальных классов.

Уникальность этого продукта обусловлена следующим.

Работа с интерактивной доской и обучающей программой «Английский с медвежонком Тедди» станет для детей продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование «шторок», лазерных указок, «волшебных» палочек и перемещений картинок пальчиками и ручками развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Использование ИД на занятиях по иностранному языку позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Применение этого комплекса программно-методического обеспечения в обучении иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет:

- увеличить скорость передачи информации уча-

щимся,

- повысить уровень ее понимания,

- способствовать зарождению интереса к изучении

иностранного языка и повысить мотивацию,

- способствовать развитию таких важных качеств,

как интуиция, образное мышление [5].

Занятия проходят в увлекательной игровой форме, забавный медвежонок Тедди становится помощником учителя и вместе с ним проводит занятия в классе, создавая теплую доброжелательную атмосферу. Достаточно гибкие настройки программы позволяют «оживить» главного героя, заставив его действовать в соответствии с конкретными условиями. Например, в настройках программы можно указать время суток, погоду и другие параметры проведения урока, чтобы сделать общение Тедди с детьми более естественным. Если указать в настройках дни рождения учеников, Тедди лично поздравит каждого именинника и попросит класс спеть поздравительную песню в его честь.

В программе используется метод языкового погружения: все персонажи говорят только по-английски, а медвежонок Тедди все время подбадривает учеников забавными восклицаниями. Объем материала, предлагаемого для запоминания в каждом уроке, строго ограничен. Количество новых слов и фраз в каждом уроке оптимально для запоминания ребенком 5-7 лет. Кроме того, игровая форма обучения и упражнения, направленные на закрепление пройденных тем, позволяют значительно улучшить восприятие материала маленькими детьми.

Программа состоит из двух больших разделов, содержащих по 5 тематических занятий. Каждое занятие включает следующие этапы обучения:

Изучение лексического материала. В каждом занятии имеются два словаря - тематический и общий, содержащие два набора новых слов, которые позволяют детям быстро пополнять свой словарный запас. После изучения каждого нового слова медвежонок Тедди проверяет усвоение материала.

Изучение алфавита. В каждом занятии содержатся упражнения на произношение, позволяющие быстро выучить буквы при повторении словарных слов.

Обучение навыкам устной речи. Каждое тематическое занятие содержит несколько кратких диалогов разной степени сложности. Они служат для подготовки к ролевой игре с медвежонком Тедди, представленной в разделе «Игротека».

Материал по каждой пройденной теме закрепляется с помощью разучивания веселых песенок, сопровождаемых забавной анимацией. Каждое тематическое занятие заканчивается разделом «Игротека». Здесь содержится набор игр и упражнений для закрепления пройденного материала: повторения слов и диалогов, изучения структуры предложения. Помимо материалов для изучения в каждом уроке имеются вспомогательные материалы для учителя. Они позволят быстро составить план урока, провести тестирование по пройденному материалу и ежедневный опрос для проверки знаний учеников.

С программой могут работать не только учителя начальных классов. «Английский с медвежонком Тедди» может быть использован преподавателями английского языка, студентами педагогических институтов, а также в качестве вспомогательного материала на различных курсах переподготовки учителей. Дети также могут изучать «Английский с медвежонком Тедди» на индивидуальной основе под руководством преподавателя.

Интерактивная доска предоставляет большие возможности преподавателю дополнить и развить любую обучающую программу и дополнить программно-методическое обеспечение собственными уникальными разработками, учитывающими психолого-физиологические особенности конкретной возрастной группы учащихся, уровня обучения, объема материала с учетом частотности занятий и т.д. [1]. При этом всегда нужно помнить, что при изучении иностранного языка малыши быстро устают, поэтому каждые 7-10 минут нужно менять вид деятельности. Можно чередовать игры, песни, танцы, рисование, составление пазлов и т.п. В заинтересованной аудитории проблем с дисциплиной и мотивацией не будет. Качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации занятий. Методисты предлагают следующую организацию занятий: ежедневные или 2-3 раза в неделю 15 - 25 минутные занятия, сопровождаемые речью на иностранном языке с опорой на родной язык. Занятия два-три раза в неделю для младших школьников по 40 минут с перерывами для физмину-ток, подвижных игр на иностранном языке, просмотров видеофильмов. Уроки должны проводиться в форме лингвистических игр, уроков-сказок, просмотров видео, встреч с носителями языка, утренников и праздников, на которых дети могут показать свои достижения - инсценировать сказки, продекламировать стихотворения. Занятия по иностранному языку полезно проводить на природе, используя иллюстрированные беседы, подвижные лингвистические игры.

Приобщение к информационной культуре - это не только применение средств ИКММТ, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению [3]. Использование средств ИКММТ на ранних этапах возрастного развития в детском саду и в школе позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружа-

Е.В. Смирнова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ..

ющего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Метелева Л.А. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук - Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2008

Смирнова Е.В. Информационное пространство вуза, детерминирующее развитие межкультурной компетенции личности в условиях поликультурного и мульти-лингвального взаимодействия / Е.В. Смирнова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 283-286.

Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего

возможности информационных технологий, для развития умений иноязычной деятельности (на примере обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Москва, 2007

Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности / Е.В. Смирнова // Самарский научный вестник. 2013. №1 (2). С. 43-46

Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия / Е.В. Смирнова // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. №2 (3). С. 33-36

Смирнова Е.В. Теоретические и методические подходы к преподаванию иностранного языка с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (монография). Тольятти: ТГУ, 2009 ISBN 978-5-8259-0508-2

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE EARLY STAGES OF THE AGE DEVELOPMENT

© 2015

E.V. Smirnova candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the chair «Theory and Technique of Teaching of Foreign Languages and Cultures» Tolyatti state university, Tolyatti (Russia)

Keywords: program-methodical support, substantial meaningful component of foreign language learning, interactive whiteboard, language immersion method, linguistic language games, introduction to information culture, practical ways of work with information, selection of language content, teaching in the early stages of the age development, methodological support, information and communication multimedia technologies in foreign language teaching.

Annotation: in the article the question of the use of information and communication multimedia technologies in foreign language teaching in the early stages of the age development is considered. Methodical approaches to training of a foreign language at early stages of age development are analyzed, with the use of advantages of the sensitive period of assimilation of a foreign language at preschool age. Questions of selection of methodical material, impact of means of information and communication multimedia technologies on disclosure of potential of development of children are investigated. It is considered that the use of opportunities of multimedia technologies (color, graphics, a sound, modern means of video equipment) allows to model various game situations and medium, stirring up cognitive activity of children and strengthening motivation for mastering of material. The question of application of an interactive board which gives a great opportunity to the teacher is considered. Using an interactive boar a teacher can add and develop any training program and methodical providing with own unique development considering features of a concrete age group of pupils, level of training, material volume taking into account a rate of lessons, etc. The example of the software product allowing to realize fully interactive multimedia opportunities of an interactive board is given. The question of application of means of information and communication multimedia technologies in early foreign language training is considered from the point of view of familiarizing with information culture, development of esthetic and intellectual perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.