ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
FEATURES OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES FOR TRAINING FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS TODAY
М.Б. Шашкина M.B. Shashkina
«Цифровое» поколение, информационные технологии, подготовка студентов, обновление содержания, будущий учитель математики.
В статье рассматривается одна из глобальных проблем современной дидактики - специфика обучения нового «цифрового» поколения учащихся с «файловым», «клиповым» типом мышления. Раскрыты основные особенности современного «цифрового» поколения учащихся, влияющие на образовательный процесс. Обоснована необходимость обновления существующей системы обучения математике в школе и, как следствие, процесса подготовки.
Digital generation, information technologies, training students, content updating, future teacher of mathematics.
The paper focuses on one of the main problems of modern didactics, namely, the features of training new "digital" generation of students with "file", "clip" way of thinking. The paper states the key features of modern "digital" generation of students that affect educational process. The necessity of updating the existing system of teaching mathematics at school and, as a consequence, the process of preparation is proved.
Современное общество характеризуется высоким уровнем развития цифровых и информационно-коммуникационных технологий, проникновением их во все сферы человеческой деятельности. В условиях глобализации и информатизации в учебные заведения сейчас пришло новое «цифровое» поколение обучающихся (digital generation). Это дети, с детства знакомые с различными продуктами информационного пространства: всевозможными гаджетами, Интернетом и др. Если раньше учащиеся встречались с компьютером только в учебном заведении или на специальных курсах, то теперь практически каждый первоклассник приходит в школу, имея за плечами богатый «компьютерный» опыт. Современное поколение отличается не только знанием большого числа технических деталей, но и некоторыми личностными особенностями. Эти особенности проявляются в процессе обучения и определенным образом влияют на качество и успешность его результатов.
Многие отечественные и зарубежные авторы изучают особенности нынешних учащихся, об этом можно судить по публикациям [BabiC,
MiroviC, 2011; Palfrey, Gasser, 2008; Годик, 2011]. Можно выделить следующие специфические качества современного «цифрового» поколения учащихся, проявляющиеся в процессе обучения:
1) потребность в оперировании большими объемами информации;
2) необходимость доступа к цифровым образовательным ресурсам и информационным источникам;
3) потребность в визуализации всех изучаемых объектов;
4) потребность в дистанционном общении с учителем и другими участниками образовательного процесса;
5) восприятие образования как услуги и четкая мотивация необходимости получения образования.
Проблема заключается в том, что большинство работающих в школе учителей принадлежат к другому информационному поколению, и в этом плане наладить диалог с учащимися бывает достаточно трудно, порой даже в буквальном смысле. Учить таких детей математике, как раньше, только с помощью мела и доски уже не
эффективно. Необходимо менять технологии обучения, подходы к проектированию и организации образовательного процесса. Соответственно, школе нужен учитель, обладающий достаточно высоким уровнем информационной компетентности, готовый к самообразованию в области информационно-коммуникационных технологий в контексте профессиональной деятельности, к взаимодействию с «цифровым» поколением, тем более в новых ФГОС ООО предметные области «Математика» и «Информатика» объединены вместе. Данное исследование направлено на решение этой проблемы на уровне подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе.
К сожалению, система подготовки будущего учителя существенно отстает от реалий современного общества и школы. Многие преподаватели осознают, что в педагогических вузах готовят учителя в лучшем случае для настоящего, но не для будущего. Безусловно, эту ситуацию необходимо менять. Остановимся на тех изменениях, которые, с нашей точки зрения, должны произойти в системе обучения студентов - будущих учителей математики для того, чтобь! выпускник был компетентен в сфере использования информационных технологий и продуктивного общения с «цифровым» поколением.
Необходимо задействовать в процессе формирования профессиональных компетенций студентов потенциал дисциплин профессионального цикла. В настоящее время использование информационных технологий в процессе обучения математике в большинстве случаев является инициативой лишь некоторых преподавателей-энтузиастов. В то время как современные реалии требуют системного подхода к решению данного вопроса.
Прежде всего, необходимо обновление содержания подготовки учителя в контексте использования информационных технологий. Учитель, придя в школу, зачастую копирует своих вузовских преподавателей, поэтому должен иметь перед глазами позитивные примеры профессиональной деятельности. Информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и учебного процесса в школе и вузе, поэтому представляется необходимым реализация следующих направлений [Шашкина, 2010].
Использование мультимедиа в процессе обучения (презентации, демонстрации, динамические визуализации, видеолекции, компьютерная поддержка отдельных модулей и тем и т.п.).
Разработка и использование в процессе обучения электронных образовательных ресурсов (электронных учебников, хрестоматий, комплексов лабораторных работ, опытов и т.д.).
Разработка и использование в процессе обучения специализированных пакетов и программ (ТеХ, Мар1е, МаШСагс!, СеабеЬга, Живая геометрия и др.).
Создание и использование электронных библиотек, медиатек с необходимыми учебными ресурсами с обеспечением свободного доступа для всех участников образовательного процесса.
Использование систем компьютерной диагностики различных качеств студентов (как учебных достижений, так и личностных характеристик, способностей).
Включение в образовательный процесс деятельности, связанной с компьютерным моделированием и конструированием изучаемых математических объектов, проведением научных экспериментов, вероятностных опытов.
Необходимы межпредметные связи со всеми дисциплинами основной образовательной программы (ООП), т. к. каждая дисциплина вносит свой определенный вклад в поэтапное формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Среди компетенций студентов по направлению подготовки Педагогическое образование (5 лет) в ФГОС ВПО заданы:
- способен использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы статистической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОК--8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы,
возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
Элементы всех перечисленных компетенций должны быть сформированы в процессе реализации ООП подготовки будущего учителя математики, Причем должен быть определен вклад дисциплины каждого цикла в формирование данных качеств в динамике.
Так, в рамках дисциплин «Теория и методика обучения математике», «Современные педагогические технологии и мониторинг качества» должны быть введены специальные модули (разделы), посвященные изучению возможностей эффективного использования информационных технологий при обучении математике. В процессе изучения дисциплин «Педагогика» и «Психология» должны изучаться особенности педагогического и психологического сопровождения «цифрового» поколения.
Необходима также организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, предполагающего различные формы общения (в том числе в режиме online). В условиях сокращения доли аудиторной учебной нагрузки и увеличения объема самостоятельной работы студентов в учебном процессе, как никогда, актуальна возможность дистанционного общения студентов и преподавателей. Многие преподаватели используют для дистанционного консультирования личную электронную почту, ICQ, Skype, социальные сети, хотя для таких целей лучше использовать единое информационное пространство вуза. Основными структурными компонентами такого пространства должны стать разделы «Учебные ресурсы» и оперативно администрируемые сайты каждого структурного подразделения.
В основу системной организации образовательного процесса должны быть положены принципы проективных образовательных систем, предложенные Н.И. Паком:
1) открытая архитектура (постоянная реконструкция без «капитального ремонта»);
2) рекурсивное проектирование (проектирование отдельных компонентов системы, как новых, так и уже существующих);
3) информационная открытость (вся нормативно-правовая, методическая, научная и учебная информация находится в открытом доступе);
4) минимизация затрат (любое действие в системе должно быть оптимальным);
5) простота и прозрачность (любая инновация, методическая находка, программноаппаратные средства должны быть доступны не только их автору);
6) свободный, но ответственный доступ участия в разработке системы (каждый может стать участником коллектива разработчиков системы, приняв определенный кодекс правил и меру персональной ответственности);
7) непрерывность и эволюционность (система непрерывно развивается, не ждет полного завершения проекта, а эксплуатируется; не реформируется, а эволюционирует) [Пак, 2008].
Для реализации заявленных положений необходимо организовать системную работу по всем обозначенным направлениям, а также обеспечить должное качество организации образовательного процесса. Определим основные требования к ресурсному обеспечению процесса подготовки будущего учителя.
Материально-техническое обеспечение. Подразделения вуза должны быть обеспечены необходимой компьютерной техникой, находящейся в рабочем состоянии с необходимым программным обеспечением.
Кадровое обеспечение. Необходимо мотивировать преподавателей использовать информационные технологии в процессе обучения математике, повышать квалификацию в этой области, организовывать мастер-классы, конференции, семинары по данной проблематике. Немалое значение имеет также квалифицированный учебно-вспомогательный персонал, который обеспечивает техническую сторону учебной деятельности.
Организация эффективного управления образовательным процессом в контексте использования информационных технологий. Необходима оптимизация многих видов деятельности
работников вуза на уровне кафедры, факультета, института. Например, автоматизировать ведение учебного рейтинга студентов по всем дисциплинам в рамках ООП, внедрить в образовательный процесс системы компьютерные диагностические системы и др.
Организация эффективной системы поиска и разработки электронных образовательных ресурсов и компьютерной поддержки обучения дисциплинам профессионального блока. Такая работа тоже должна быть систематизированной и целенаправленной.
Обозначенные направления деятельности и условия ее эффективного осуществления могут быть положены в основу научно обоснованной модели системы подготовки будущего учителя математики для новой школы информационного общества. Ее реализация в процессе подготовки учителя позволит достичь желаемого результата - формирования способности и готовности выпускника к рациональному и целесообразному использованию информационных технологий в профессиональной деятельности и продуктивному взаимодействию с «цифровым» поколением.
Библиографический список
1. Годик Ю.О. Цифровое поколение и новые медиа [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope. ru/node/838 (дата обращения: 01.12. 2012).
2. Пак Н.И. Проективный подход в обучении как информационный процесс: монография. Красноярск, 2008,
3. Шашкина М.Б. О целесообразности использования информационных технологий в процессе обучения математике //Алгебра, логика и методика обучения математике: материалы Всероссийской конференции, г. Красноярск, 5-6 ноября 2010 г. / отв. ред. С.В. Ларин; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. С. 180-187.
4. BabiC N., MiroviC М. ICT and new culture of learning/teaching // Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 18-21 мая 2011 г. / Н.И. Пак (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. С. 9 — 13,
5. Palfrey J., Gasser Urs. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. N.Y., 2008.
s
X
H
и
Ш PQ