Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетентности будущего учителя математики в процессе изучения дисциплины по выбору'

Формирование этнокультурной компетентности будущего учителя математики в процессе изучения дисциплины по выбору Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование этнокультурной компетентности / подготовка будущих учителей / дисциплина по выбору / национальная школа. / formation of ethnocultural competence / training of future teachers / elective discipline / national school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О М. Танова, Н М. Кара-сал

Статья посвящена формированию этнокультурной компетентности будущего учителя математики. Подчеркивается важность решения проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях, когда в настоящее время происходят процессы взаимопроникновения культуры народностей, в результате которого возможны утрата родного языка, ослабление самосознания. В связи с этим целесообразно учитывать национально-региональные особенности при подготовке бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование». Рассматриваются возможности дисциплины «Особенности методики преподавания математики в условиях двуязычия» для формирования этнокультурной компетентности будущих учителей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF THE FUTURE MATHEMATICS TEACHER IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE OF CHOICE.

The article studies forming of an ethnocultural competence of future mathematics teachers. In the process of interpenetration of national cultures that is currently taking place, when the result of which it can be possible the loss of the native language and the weakening of self-awareness, the work emphasizes the importance of solving the problem of ethnocultural education of young generation in educational organizations. In this regard, it is advisable to take into account national and regional components of education. The possibilities of the discipline “Features of the methodology of teaching mathematics in bilingualism” for the formation of ethnocultural competence of future mathematics teachers are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетентности будущего учителя математики в процессе изучения дисциплины по выбору»

5. Il'yaeva I.A. Kultura obscheniya: Opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza. Voronezh: IVU, 1989.

6. Kagan M.S. Sistemnyjpodhod i gumanitarnoe znanie: Izbrannye stat'i. Leningrad: LGU, 1991.

7. Lotman Yu.M. Semiosfera. Sankt-Peterburg: «Iskusstvo - SPB», 2000.

8. 30 faktov o sovremennojmolodezhi: issledovanie Sberbanka i Validata. Available at: http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi

9. Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. Podrostok v uchebnike i v zhizni. Na poroge vzrosleniya: sbornik nauchnyh statej. Moskva: MGPPU, 2011: 14 - 22.

10. Fel'dshtejn D.I. Glubinnye izmeneniya detstva iaktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problemrazvitiya obrazovaniya. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2011.

11. Feldman J., Gray P. Some educational benefits of freely chosen age mixing among children and adolescent. Phi Delta Kappan. 1999; Vol. 80, № 7: 507 - 512.

12. Hendrickson J.M., Gable R.A., Manning M.L. Can eveiyone make the grade? Some thoughts on student grading and contemporary classrooms. The high school journal. 1999; Vol. 82, № 4: 248 - 253.

13. 'El'sieva M.S., Magomeddibirova Z.A. K voprosu o formirovanii u mladshih shkol'nikov kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61): 136 - 138.

14. Magomeddibirova Z.A., Sel'murzaeva M.R. Razvitie professional'noj kul'tury obscheniya buduschego uchitelya nachal'nyh klassov kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 120 - 121.

15. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N., Alibekova Z.N., Bachieva 'E.Yu. i dr. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie issledovaniya - rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 05.10.19

УДК 39:51

Tanova O.M., senior teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

Kara-Sal N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University, (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF THE FUTURE MATHEMATICS TEACHER IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE OF CHOICE. The article studies forming of an ethnocultural competence of future mathematics teachers. In the process of interpenetration of national cultures that is currently taking place, when the result of which it can be possible the loss of the native language and the weakening of self-awareness, the work emphasizes the importance of solving the problem of ethnocultural education of young generation in educational organizations. In this regard, it is advisable to take into account national and regional components of education. The possibilities of the discipline "Features of the methodology of teaching mathematics in bilingualism" for the formation of ethnocultural competence of future mathematics teachers are considered.

Key words: formation of ethnocultural competence, training of future teachers, elective discipline, national school.

О.М. Таноеа, ст. преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Н.М. Кара-Сал, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Статья посвящена формированию этнокультурной компетентности будущего учителя математики. Подчеркивается важность решения проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях, когда в настоящее время происходят процессы взаимопроникновения культуры народностей, в результате которого возможны утрата родного языка, ослабление самосознания. В связи с этим целесообразно учитывать национально-региональные особенности при подготовке бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование». Рассматриваются возможности дисциплины «Особенности методики преподавания математики в условиях двуязычия» для формирования этнокультурной компетентности будущих учителей математики.

Ключевые слова: формирование этнокультурной компетентности, подготовка будущих учителей, дисциплина по выбору, национальная школа.

Задача качественной профессиональной подготовки будущего учителя математики в условиях реализации компетентностного подхода является одной из актуальных в отечественном образовании. Об этом подчеркивается в государственных документах: Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции модернизации образования до 2020 г», «Концепции развития математического образования в РФ», а также в «Профессиональном стандарте педагога», в частности, учителя математики и информатики [1 - 4].

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлены на овладение обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России [5]. У учащихся должны быть «сформированы знания о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуры» [5]. Поэтому задача современного школьного образования - максимальное использование возможностей содержания изучаемых предметов для формирования всесторонне развитой личности, обладающей знаниями национальных традиций и культуры своего народа. Как известно, математика обладает огромными возможностями для реализации целей образования в этой области. Решение этой задачи зависит, прежде всего, не только от уровня сформированности математической, но и этнокультурной компетентности учителя.

Российская Федерация является многонациональным государством, насчитывающим более 150 национальностей, проживающих в различных регионах. Каждая из них отличается своими национальными традициями, обычаями и культурой. В связи с происходящими в настоящее время процессами взаимопроникновения культур народностей, в результате которого возможны утрата родного языка, ослабление национального самосознания, особенно важной становится проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях. В связи с этим целесообразно учитывать национально-региональные особенности проживающих в данном регионе народностей при организации учебно-воспитательного процесса.

На территории Республики Тыва преобладающее коренное население - тувинцы, основным языком общения которых является тувинский язык. В республике в большинстве школ обучение в начальной школе ведется на тувинском языке, а с пятого класса происходит переход на русский язык обучения. В связи с этим в школах встает острая необходимость подготовки учителей, владеющих тувинским языком и знающих национальные особенности в воспитании и обучении тувинских детей. Одним из основных компонентов образовательной политики Республики Тыва является подготовка учителей, обладающих этнокультурной компетентностью.

Решая проблему качественной подготовки будущих учителей математики, мы ставим задачу сформировать у них этнокультурную компетентность.

В рамках нашего исследования мы придерживаемся позиции, что «этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде» [6, с. 111].

Наш опыт работы показывает, что этнокультурную компетентность у студентов - будущих учителей можно сформировать через содержание вузовских математических, психолого-педагогических дисциплин и дисциплин по выбору.

Целью нашего исследования в данной работе является определение возможностей формирования этнокультурной компетентности у студентов - будущих учителей математики в процессе изучения дисциплины по выбору «Особенности методики преподавания математики в условиях двуязычия».

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» одним из ключевых вопросов современного этнокультурного образования выступает включение в ООП учебных дисциплин, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, в процессе изучения которых у них формируется этнокультурная компетентность [5], [7].

Изучением этнокультурной компетентности занимаются многие зарубежные и отечественные исследователи, такие как Н.Г. Арзамасцева, А.Б.

Афанасьева, А.Х. Вануйто, С.Н. Горшенина, Т.Н. Гриневецкая, М.С. Жиляева, Н.М. Лебедева, С.Н. Федорова, J. Berry, D.W Sue и др. [8 - 17]. Большинство из них рассматривают этнокультурную компетентность как интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде [8].

В рамках нашего исследования мы придерживаемся позиции, что «этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде» [6, с. 111].

Анализ изучения проблемы исследования показывает, что в настоящее время в высших учебных заведениях этнокультурная компетентность студентов формируется при изучении таких дисциплин, как педагогика, психология, философия, культурология, история и др. Будущий учитель может использовать полученные при изучении этих дисциплин знания о месте и роли национальной культуры в развитии мировой цивилизации, об этнических особенностях, интересах и ценностных ориентациях представителей различных национальных регионов, применять национальное самосознание в дальнейшей педагогической деятельности.

На наш взгляд, этнокультурную компетентность у студентов - будущих учителей математики можно сформировать также через содержание вузовских математических, психолого-педагогических дисциплин и дисциплин по выбору. В Тувинском государственном университете при разработке учебных планов направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование» с двумя профилями «Математика» и «Информатика» в вариативной части предусмотрено изучение дисциплины по выбору «Особенности методики преподавания математики в условиях двуязычия». В рамках изучения этой дисциплины ставится цель - методическая подготовка будущих учителей к преподаванию математики в условиях двуязычия в национальной школе. При этом реализуются задачи формирования у студентов этнокультурных знаний об особенностях тувинской национальной школы, умений и навыков преподавания математики в условиях двуязычия, в результате чего у них формируется этнокультурная компетентность. При изучении дисциплины «Особенности методики преподавания математики в условиях двуязычия» формируются следующие этнокультурные компетенции: понимание истории становления и развития национальной культуры и образования; владение способами освоения и передачи культурного опыта математических и астрономических знаний тувинского народа; владение системой психолого-педагогических средств анализа и оценки этнокультурных знаний; готовность к организации внеурочной деятельности по математике в тувинской национальной школе. Поэтому перед студентом ставится задача овладения перечисленными этнокультурными компетенциями для осуществления процесса передачи учащимся этнокультурных знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

В процессе изучения студентами данной дисциплины формирование этнокультурной компетентности осуществляется через взаимосвязь математических, психолого-педагогических, исторических и культурологических дисциплин. Объектом изучения на занятиях являются следующие темы:

- история становления и развития национальной школы в Республике

Тыва;

- особенности двуязычного обучения в национальных школах в Республике Тыва;

- история тувинской математической терминологии, принципы создания двуязычного словаря математических терминов;

- тувинские единицы измерения;

Библиографический список

- возникновение восточного летоисчисления и 12-летний животный цикл восточного календаря;

- анализ и сравнение особенностей национальной культуры разных народов и народностей при изучении математики;

- тувинские национальные игры для формирования у детей логического и пространственного мышления, математической интуиции, практической смекалки;

- организация внеурочной деятельности по математике в национальной школе на разных ступенях обучения.

Для формирования этнокультурной компетентности студентов на занятиях используются различные формы проведения лекций и практических занятий с применением интерактивных образовательных технологий.

Изучение этой дисциплины имеет также целью формирование исследовательских умений у студентов. Это реализуется при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовке выступлений с докладами на студенческих научных конференциях, при выполнении творческих индивидуальных заданий, проектов и грантов. Так, например, студентами физико-математического факультета Тувинского государственного университета выполняются исследовательские работы по следующим темам: «История развития математического образования в Республике Тыва», «Использование орнаментов в обучении геометрии в курсе планиметрии», «Проблемы двуязычия в преподавании математики в школах приграничных районов Республики Тыва» и др. В 2019 году студент 5 курса Петр Михалев получил сертификат базы данных «Электронный тувин-ско-русский словарь математических терминов», который, представив проект, стал финалистом Международной олимпиады «1Т- Планета 18/19». Проект был разработан на основе методических разработок и материалов Гранта РФФИ, выигранного преподавателями физико-математического факультета М.В. Тан-зы, Н.М. Кара-Сал, О.М. Тановой и А.С. Монгуш [18].

Программой подготовки бакалавров - будущих учителей математики также предусматриваются различные виды практик, где студенты используют полученные знания при работе с детьми.

Опыт проведения занятий по дисциплине «Особенности методики преподавания математики в условиях двуязычия» со студентами физико-математического факультета в течение последних пяти лет показывает, что цели, содержание, методика проведения данной дисциплины действительно способствуют формированию этнокультурной компетентности у студентов - будущих учителей математики.

С целью выяснения целесообразности введения дисциплины в учебный план для формирования этнокультурной компетентности у будущих педагогов был проведен опрос среди учителей математики, работающих в национальных школах некоторых сел и города Кызыла. «Используете ли вы в обучении традиции и обычаи тувинского народа?» - на этот вопрос утвердительно ответили 55% учителей сельской местности и лишь 26 % учителей города. Оказалось, что сельские учителя чаще прибегают к народным традициям в обучении математике. Например, они знакомят детей с народными играми, которые развивают у них смекалку и логическое мышление. Учителя также знакомят школьников с основами тувинского летоисчисления и элементами астрономических знаний, которыми пользовались их предки [19]. Результаты опроса показали, что среди учителей, которые ответили положительно на заданный вопрос, многие оказались выпускниками физико-математического факультета, прослушавшими данный курс.

Таким образом, при подготовке будущих учителей математики необходимо использование возможностей содержания дисциплины «Особенности методики преподавания математики в условиях двуязычия», способствующей формированию этнокультурной компетентности для дальнейшей профессиональной деятельности в национальной школе.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3. Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Концепция модернизации образования до 2020 г. Available at: http: //www.edu.ru/documents/view/1660/

3. Концепция развития математического образования s РФ. Available at: http: //www.math.ru/conc/vers/conc-3003.

4. Профессиональный стандарт педагога. Available at: http: //www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

5. Федеральные государственные образовательные стандарты. Available at: http: //www.fgos.ru

6. Арзамасцева Н.Г, Кондратенко Е.В. Модель формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в аспекте вузовского образования. Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды: сборник научных трудов. Йошкар-Ола, 2017: 110 - 115.

7. Гриневецкая Т.Н. Анализ современных теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы этнокультурного образования педагогов. Сибирский педагогический журнал. 2017; № 5: 98 - 104.

8. Арзамасцева Н.Г. Этнокультурная компетентность будущих педагогов в образовательной среде университета. Конкурентоспособность будущего специалиста CCI века: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола. Мариинск, 2017: 5 - 9.

9. Афанасьева А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования. Available at: http: //www.lib.herzen.spb.ru/ afanaseva_8_30_77_89

10. Вануйто А.Х. Формирование этнокультурной компетентности педагогов. Available at: http: //www.multiurok.ru/blog/formirovanie-etnotui-turnoi-kompietientnosti-piedaghoghov.html

11. Горшенина С.Н. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности у будущих педагогов в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016; № 1(5): 124 - 129.

12. Гриневецкая Т.Н. Этнокультурное образование педагога в процессе их профессиональной подготовки: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во ИПЦ НГМУ 2017.

13. Жиляева М.С. Этнокультурная компетентность как элемент политической компетентности региональной социальной политике. Вестник Забайкальского государственного университета. 2017; № 10: 46 - 52.

14. Лебедева Н.М. Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Изд-во Юрайт, 2017.

15. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога: уровни и методики диагностики. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова. Чебоксары, 2017: 278 - 281.

16. Berry J. Global psychology: Implications for cross-cultural research and management. International Journal of Cross Cultural Management. 2015; Vol. 22, № 3: 342 - 355.

17. Sue D.W., Rivera D.P., Watkins N.L., Kim R.H., Kim S. & Williams C.D. Racial dialogues: Challenges faculty of color face in the classroom. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 2011: 331 - 340.

18. Танзы М.В., Танова О.М., Кара-Сал Н.М., Монгуш А.С. Электронный словарь математических терминов как средство результативного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017; № 4 (42): 12 - 21.

19. Кара-Сал Н.М., Танова О.М. Роль семьи в развитии интереса детей к математике. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 131 - 134.

References

1. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Koncepciya modernizacii obrazovaniya do 2020 g. Available at: http: //www.edu.ru/documents/view/1660/

3. Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v RF. Available at: http: //www.math.ru/conc/vers/conc-3003.

4. Professionally] standartpedagoga. Available at: http: //www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

5. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Available at: http: //www.fgos.ru

6. Arzamasceva N.G., Kondratenko E.V. Model' formirovaniya 'etnokul'turnoj kompetentnosti buduschih pedagogov v aspekte vuzovskogo obrazovaniya. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti sub'ektov pedagogicheskogo processa v usloviyah polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy: sbornik nauchnyh trudov. Joshkar-Ola, 2017: 110 - 115.

7. Grineveckaya T.N. Analiz sovremennyh teoretiko-metodologicheskih podhodov k issledovaniyu problemy 'etnokul'turnogo obrazovaniya pedagogov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2017; № 5: 98 - 104.

8. Arzamasceva N.G. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' buduschih pedagogov v obrazovatel'noj srede universiteta. Konkurentosposobnost' buduschego specialista CCI veka: problemy poiski, resheniya: materialy kruglogo stola. Mariinsk, 2017: 5 - 9.

9. Afanas'eva A.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Available at: http: //www.lib.herzen.spb.ru/ afanaseva_8_30_77_89

10. Vanujto A.H. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti pedagogov. Available at: http: //www.multiurok.ru/blog/formirovanie-etnotui-turnoi-kompietientnosti-piedaghoghov.html

11. Gorshenina S.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnokul'turnoj kompetentnosti u buduschih pedagogov v processe osvoeniya dopolnitel'noj obrazovatel'noj programmy. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2016; № 1(5): 124 - 129.

12. Grineveckaya T.N. 'Etnokul'turnoe obrazovaniepedagoga vprocesse ih professional'nojpodgotovki: uchebnoe posobie. Novosibirsk: Izd-vo IPC NGMU, 2017.

13. Zhilyaeva M.S. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak 'element politicheskoj kompetentnosti regional'noj social'noj politike. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 10: 46 - 52.

14. Lebedeva N.M. 'Etnopsihologiya: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izd-vo Yurajt, 2017.

15. Fedorova S.N. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' pedagoga: urovni i metodiki diagnostiki. 'Etnopedagogikakakfaktorsohraneniyarossijskojidentichnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika G.N. Volkova. Cheboksary, 2017: 278 - 281.

16. Berry J. Global psychology: Implications for cross-cultural research and management. International Journal of Cross Cultural Management. 2015; Vol. 22, № 3: 342 - 355.

17. Sue D.W., Rivera D.P., Watkins N.L., Kim R.H., Kim S. & Williams C.D. Racial dialogues: Challenges faculty of color face in the classroom. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 2011: 331 - 340.

18. Tanzy M.V., Tanova O.M., Kara-Sal N.M., Mongush A.S. 'Elektronnyj slovar' matematicheskih terminov kak sredstvo rezul'tativnogo obucheniya matematike detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah dvuyazychiya. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2017; № 4 (42): 12 - 21.

19. Kara-Sal N.M., Tanova O.M. Rol' sem'i v razvitii interesa detej k matematike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 131 - 134.

Статья поступила в редакцию 05.10.19

УДК 378+007

Shaukhalova R.A., Senior Lecturer, Department of Mathematics and Computer Science, Ingushetia State University (Nazran, Russia), E-mail: [email protected]

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy, Psychology), Professor, Professor of Department of Theory and Technology of Social Work,

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

DIGITAL CULTURE OF UNDERGRADUATE STUDENTS AS A COMPETITIVE ADVANTAGE OF A MODERN SPECIALIST. The article considers a relevant question connected with the necessity of confident possession of modern technologies by representatives of any profession. It examines social trends that point to the importance of digital technology in various aspects of human life. The government initiatives that determine the importance of the development of digital processes and economy in our country are presented. The national project "Digital Economy of the Russian Federation" is analyzed. The conclusion is made about the importance of the development of digital culture of future specialists for effective professional activity. A review of research on digital culture is discussed. A survey of students aimed at revealing their awareness of digital technologies, which should be introduced by 2024 in accordance with the national project "Digital Economy of the Russian Federation". Future educators, health professionals and lawyers have been found to be more aware of the technologies of the near future. Future mathematicians and computer scientists already know some of these technologies. It is noted that, it is necessary to develop the value basis of activities for the development of digital culture. it is concluded that it is necessary to create an educational environment rich in information, communication and values at a university.

Key words: digital culture, undergraduate students, competitive advantage, specialist, digital economy.

Р.А. Шаухалова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань, E-mail: [email protected]

Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с необходимостью уверенного владения современными технологиями представителями любых профессий. Рассматриваются социальные тенденции, указывающие на важность применения цифровых технологий в различных аспектах жизни человека. Представлены правительственные инициативы, детерминирующие важность развития цифровых процессов и экономики в нашей стране. Анализируется национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации». Делается вывод о значимости развития цифровой культуры будущих специалистов для эффективной профессиональной деятельности. Проводится обзор научных исследований, посвященных цифровой культуре. Представлен опрос студентов, направленный на выявление их осведомленности о цифровых технологиях, которые необходимо внедрить к 2024 году согласно национальному проекту «Цифровая экономика РФ». Обнаружено, что будущие педагоги, медицинские работники и юристы в большей степени осведомлены о технологиях ближайшего будущего. В то время как будущие математики и информатики уже владеют некоторыми из данных технологий. Отмечается, что несмотря на это, для развития цифровой культуры необходимо развивать еще ценностные основы деятельности. В заключение делается вывод о необходимости создания образовательной среды в вузе, насыщенной информационно-коммуникационными и ценностными аспектами.

Ключевые слова: цифровая культура, студенты бакалавриата, конкурентное преимущество, специалист, цифровая экономика.

Современный мир сложно представить без цифровых технологий. Они сегодня применяются во всех сферах жизни: образовании, медицине, политике, экономике. Производство товаров или оказание услуг сопровождается использо-

ванием различных компьютерных и виртуальных средств. Данные реалии указывают на необходимость обучения студентов овладением цифровыми технологиями. Однако некоторые студенты считают себя достаточно компетентными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.