Научная статья на тему 'Особенности использования голландского опросника при оценке трофологического статуса школьников'

Особенности использования голландского опросника при оценке трофологического статуса школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / ТРОФОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / SCHOOL STUDENTS / HEALTH / TROPHOLOGICAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стафеев Владимир Федорович, Васильева Галина Васильевна

В работе представлены материалы оценки здоровья школьников с использованием определения пищевого статуса с использования как отечественных традиционных подходов, так и голландского опросника. На практическом материале показано, что для полноценной оценки трофологического статуса эти методы должны использоваться в комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стафеев Владимир Федорович, Васильева Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of use of dutch questionnaire at the assessment of the trophological status of school students

The work presents materials about health assessment of school students with use of definition of the food status making use of both domestic traditional approaches, and a Golan questionnaire. On practical material it is shown that these methods have to be used in a complex for a full-fledged assessment of the trophological status.

Текст научной работы на тему «Особенности использования голландского опросника при оценке трофологического статуса школьников»

2014, том 16 [7]

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОЛЛАНДСКОГО ОПРОСНИКА ПРИ ОЦЕНКЕ ТРОФОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ

В.Ф. Стафеев1, Г.В. Васильева2

1 Петрозаводский государственный университет

2

МОУ лицей № 13

В работе представлены материалы оценки здоровья школьников с использованием определения пищевого статуса с использования как отечественных традиционных подходов, так и голландского опросника. На практическом материале показано, что для полноценной оценки трофологического статуса эти методы должны использоваться в комплексе.

Ключевые слова: школьники, здоровье, трофологический статус.

Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственно задачей, фундамент здоровья взрослого населения закладывается в детском возрасте. В настоящее время около 70% детского населения России составляют дети школьного возраста, при этом наиболее выраженное повышение заболеваемости отмечается именно на этом возрастном отрезке жизни, именно в этот период жизни закладывается здоровье. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, причиной повышения общей заболеваемости детского населения может явиться неполноценное питание. Большая подверженность детского организма заболеваниям, связанным с дефицитом всех необходимых питательных веществ. Исследования показали особую недостаточность обменного пула витаминов и микроэлементов, его быстрой истощаемости в период ускоренного созревания и роста на фоне их неадекватного поступления с пищей. В связи с этим изучению вопросов питания и пищевого статуса школьников придается сегодня особое значение. Возникает также необходимость поиска новых эффективных критериев оценки состояния здоровья подрастающего поколения, организации мониторинга и прогноза его изменений. Особенно эти проблемы актуальны для Российского Севера. Учитывая многофакторность негативного воздействия неадекватного и нерационального питания на организм

детей школьного возраста, необходима разработка качественно новых здоровьесберегающих технологий, организация рационального школьного питания, внедрение эффективных методов производственного контроля и государственного надзора.

Настоящее исследование состояло в анализе разработанной нами анкеты, заполненной учениками 11 классов лицея. За основу был взят голландский опросник пищевого поведения. Кроме того, в анкету включены вопросы, позволяющие характеризовать не только пищевое поведение, но и выявлять симптомы недостаточности витаминов и выявлять возможные состояния гипови-таминозов у учащихся.

На вопросы о том, сопоставляют ли обучающиеся объем принимаемой пищи с массой тела, ответы выглядели следующим образом: никогда — 25,3%, редко — 25,3%, иногда — 25%, часто — 12%, очень часто — 21,3%. Часто при возникающих неприятностях они, как правило, их «заедают». По данным исследования, никогда этого не делают 54%, редко — 18%, иногда — 13,3%, часто — 6,4%, очень часто — 7,7%. Отсюда можно сделать вывод, что эта вредная привычка постепенно входит в систему.

На вопрос «Искушают ли Вас вид и запах вкусной еды» никогда ответили 26%, редко — 24,3%, иногда — 23,3%, часто — 20%, очень часто — 18,3% опрошенных.

—--—

~ 9 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

2014, том 16 [7]

В соответствии с голландским опросником пищевого поведения среднее значение показателя ограничительного пищевого поведения у 11-клас-сников 2,7 баллов при норме 2,4 балла (среднее квадратичное отклонение 0,85). Среднее значение показателя эмоциогенного пищевого поведения у 11-классников 3,8 балла при норме 1,8 балла (±1,45). Среднее значение показателя экстерналь-ного пищевого поведения у 11-классников 2,65 балла при норме 2,7 балла (±0,83). По нашим данным, при сопоставлении результатов оценки питания по голландскому опроснику и индекса массы тела не было выявлено определенных закономерностей. Так, в группу с индексом массы тела 18,6—20,0 вошли обучающиеся с показателями как ограничительного пищевого поведения, так и эмо-циогенного и экстернального.

При оценке режима питания выявлено, что ни один из опрошенных его строго не соблюдает. Иногда его соблюдают 16,7%, редко — 40%. Принимают пищу в столовой: редко, иногда, часто или очень часто 80% опрошенных и никогда — 20%. Одним из основополагающих правил питания является наличие в режиме дня завтрака. Этому правилу неукоснительно следуют от 10 до 16,7%

опрошенных, в то же самое время никогда или редко — от 13 до 51,7%.

Важным аспектом исследования была оценка обеспеченности школьников витаминами. По нашим данным, полная обеспеченность витамином А выявлена у 13,3%, витамина С — у 20%, В1 — у 16,7% опрошенных. Выявлены и другие многочисленные симптомы витаминной недостаточности связанных с нарушением работы органов пищеварения, которые доведены до сведения медицинских работников лицея.

В целом, по нашим наблюдениям, использование голландского опросника не позволяет достаточно полно оценить состояние пищевого статуса организма. Он годится для оценки пищевого поведения и диетологического статуса, но не для оценки трофологического статуса, т.к. не учитывает индекс массы тела и другие критерии состояния пищевого статуса.

Таким образом, по нашему мнению, медицинским работникам при использовании голландского опросника не следует полностью полагаться на него для оценки организации питания и его результатов.

FEATURES OF USE OF DUTCH QUESTIONNAIRE AT THE ASSESSMENT OF THE TROPHOLOGICAL STATUS OF SCHOOL STUDENTS

1 2

V.F. Stafeev , G.V. Vasileva

1Petrozavodsk state university 2lycée 13, Petrozavodsk

The work presents materials about health assessment of school students with use of definition of the food status making use of both domestic traditional approaches, and a Golan questionnaire. On practical material it is shown that these methods have to be used in a complex for a full-fledged assessment of the trophological status.

Key words: school students, health, trophological status.

—--—

~ 10 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.