ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА
ПОДОЗРЕВАЕМОГО
к.т.н. Платёнкин А. В.
Российская Федерация, г Тамбов, Тамбовский государственный технический университет
Abstract. The article examines the specifics of the preparation and interrogation of persons referring to "digital alibi". Considered in detail the questions that the investigator should pay special attention to are indicated on the possibility of studying human personality on the Internet, the common problems of the tactics of interrogation.
Keywords: interrogation, "digital alibi", a study of personality, interrogation tactics.
Использование цифровых технологий стремительно растет. Число пользователей Интернета в мире приближается к 2 млрд., и охватывает 28.7% населения Земли. Как следствие, все больше и больше преступлений совершаются в Интернете или преступлений. связанных с цифровым оборудованием. По этим причинам увеличивается количество цифровых доказательств используемых в судах по всему миру. Следовательно. становится важным вопрос допустимости и доказательственной силы электронных доказательств. Даже если цифровые устройства не были использованы непосредственно физическим лицом. которому было предъявлено обвинение в совершении преступления. электронные доказательства могут быть подвергнуты судебно-медицинской экспертизе в целях сбора полезных следов о подозреваемом. Элементы. необходимые для установления ответственности за совершение преступления. чаще всего состоят из файлов. хранящихся в памяти ПК. фото на цифровой камере. информации из мобильного телефона. а также из многих других цифровых устройств Г1].
Цифровые устройства. с которыми работал человек могут не только содержать доказательства преступления. но и могут выступать в качестве алиби. причем практика уголовного судопроизводства последних лет убедительно показывает. что все чаще подозреваемые (обвиняемые) в обоснование заявляемого ими алиби ссылаются на то. что в момент совершения преступления они работали на персональном компьютере. находившемся в другом месте. За рубежом такие объяснения получили удачное название - «цифровое алиби» (digital alibi). ибо источником формирования доказательств выступает информация. записанная в цифровой форме на машинных носителях. Техническая проверка такого алиби является весьма трудной задачей т.к. достаточно просто отследить владельца цифрового устройства. однако сложно доказать какой конкретно человек использовал это устройство в конкретный момент времени. Однако правильно проведенный допрос лица. заявившего о наличии у него «цифрового алиби» может разрешить эти вопросы [2].
Особое значение для допроса лица. заявившего «цифровое алиби». имеет его подготовительный этап. На нем с учетом того. что большая часть информации. относящейся к предмету предстоящего допроса носит специфический характер. следователю необходимо уяснить для себя ряд достаточно сложных вопросов. касающихся общих принципов формирования следов работы пользователя с компьютером. В этих целях наиболее эффективными будут консультации специалиста.
Следователь совместно со специалистом в каждом конкретном случае должен сформулировать вопросы. относительно работы подозреваемого (обвиняемого) на компьютерной технике в момент. зафиксированный как время совершения преступления. В частности. из ответов на них следователь должен получить сведения о следующих обстоятельствах:
- на каком именно компьютере он работал. его местоположение. конфигурация и технические характеристики;
- вид и последовательность действий. выполнявшихся подозреваемым (обвиняемым) в день расследуемого события на указанном компьютере;
- какое именно программное и аппаратное обеспечение при этом использовалось;
- какие файлы (текстовые документы. электронные таблицы и т. д.) открывались. редактировались. удалялись допрашиваемым в день расследуемого события;
- было ли во время работы подключение к сети (локальной. глобальной);
- пользовалось ли при этом лицо средствами компьютерной коммуникации -электронной почтой, системами обмена мгновенными сообщениями и т. д., с какими лицами через них контактировало;
- не повлияло ли время, прошедшее после расследуемого события, на точность сообщаемой допрашиваемым информации;
- какие лица, кроме подозреваемого (обвиняемого), имеют доступ к указанному компьютеру;
- имеются ли на компьютере какие-либо средства защиты от несанкционированного доступа;
- каковы уровень профессиональных навыков и опыт работы допрашиваемого на компьютерной технике.
Не менее важным для проверки «цифрового алиби» является получение данных о наличии у подозреваемого (обвиняемого) специальных и профессиональных навыков владения компьютерной техникой. Представление о квалификации допрашиваемого способствует правильной оценке его показаний и в дальнейшем - решению вопроса о возможности совершения им тех или иных действий с помощью компьютерных объектов, в том числе возможности фальсификации следов работы на компьютере во время совершения преступления. Такую информацию можно получить из бесед с руководством допрашиваемого, его сослуживцами. Также представление о навыках обращения с компьютерной техникой дают факт окончания специального учебного заведения, полученные оценки по предметам, касающимся функционирования и эксплуатации компьютерных объектов, стаж работы по специальности, наличие поощрений и порицаний, оценка коллег по работе относительно опыта и познаний допрашиваемого, наличие хобби в компьютерной сфере [3].
Дополнительные возможности изучения личности человека может предоставить компьютерная сеть Интернет. В настоящее время большой популярностью пользуются социальные сети - веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (т. е. зарегистрироваться, указав дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и др.). По этой учетной записи («аккаунта» - на «компьютерном жаргоне») его смогут найти иные пользователи в целях личного общения и создания групп «по интересам». В нашей стране «наибольшим спросом» пользуются сайты «В контакте» (http://vkontakte.ru) и «Одноклассники» (http://odnoklassniki.ru) [4].
Во время процесса регистрации либо сразу после его окончания пользователю предлагается ввести анкетные данные - имя, фамилию, отчество, псевдоним («ник»), пол, дату рождения, вероисповедание, домашний адрес, телефон, адреса электронной почты, сведения о местах работы и учебы, семье, круге интересов, политических предпочтениях, наиболее часто посещаемых местах (кафе, магазинах) и т. д. Все эти сведения используются при осуществлении поисковых и других функций «социальных сетей».
Информация такой «анкеты» сохраняется в базе данных сайта и отображается на персональной странице, зачастую являясь доступной для других пользователей.
Несомненно, эта информация о лице, заявившем «цифровое алиби», может быть использована в криминалистических целях, как для составления «личностного портрета», так и для установления иных сведений (адресов электронной почты, номеров телефонов), а так называемый концепт «друзей» и возможность создания сообществ в «социальных сетях» позволяют определить круг знакомств лица, а нередко и характер взаимоотношений. Как уже отмечалось, рассмотренная информация в большинстве случаев находится в свободном доступе, а это означает, что ее использование правоохранительными органами не требует получения на то судебного разрешения.
Кроме того, на подготовительном этапе допроса составляется план, содержащий, в частности, перечень обстоятельств, на установление которых направлен допрос, последовательность их выяснения, последовательность предъявления доказательств, определяются время и место допроса, подготавливается его обстановка.
Многие пользователи компьютеров в своей речи используют весьма специфический сленг, или, как его часто называют, «компьютерный жаргон», а также техническую терминологию. Это вполне очевидно может вызвать некоторые трудности при производстве их допроса. Во-первых, уверенно допрашивать лиц, обладающих теми или иными навыками, можно лишь понимая их слова, выражения, наименования действий и процессов, отчего всецело зависит эффективность рассматриваемого следственного действия. Во -вторых, при составлении протокола необходимо придерживаться принципа информационного единства, сущность которого сводится к требованию использовать в процессуальных документах строго унифицированную и однозначно трактуемую терминологию, понятную всем участникам уголовного судопроизводства. Поэтому, готовясь к допросу, необходимо, насколько это
10
№ 5(9), Vol.4, May 2016
WORLD SCIENCE
возможно, ознакомиться со специальной литературой, в том числе словарями «компьютерного жаргона». Не лишними в этой связи будут получение соответствующей консультации у специалиста, а также привлечение его к участию в рассматриваемом следственном действии. Кроме того, уже в ходе допроса весьма важным является выяснение следователем того, что подозреваемый (обвиняемый) подразумевает под тем или иным употребляемым им в показаниях словом, термином, понятием, о чем следует дать соответствующие пояснения в протоколе. Если данные слова без ущерба для точности и однозначности протокола могут быть заменены общеизвестными, то использовать их нецелесообразно.
На рабочем этапе в первую очередь выясняется (диагностируется) информационное состояние допрашиваемого, с которым в криминалистической литературе обоснованно связывают тактику допроса. Так, любое лицо, вызванное следователем на допрос, относительно искомой информации может пребывать в одном из следующих состояний:
1) допрашиваемый обладает искомой информацией, может и желает объективно и полно передать ее следователю;
2) допрашиваемый обладает искомой информацией, желает объективно и полно передать ее следователю, однако мог воспринять ее с неумышленными искажениями или также неумышленно искажать ее, передавая следователю;
3) допрашиваемый обладает искомой информацией, но умышленно скрывает или искажает ее;
4) лицо не обладает искомой информацией, но следователь ошибочно полагает, что допрашиваемый умышленно скрывает ее. Кроме того, следователь может ошибочно полагать, что допрашиваемый не только скрывает, но и выдает ложную информацию, которая в действительности является объективной.
Диагностика информационного состояния сводится к установлению контакта с допрашиваемым, определению его отношения к искомой информации, выявлению возможного противодействия установлению истины с его стороны.
В общем виде тактические приемы, позволяющие диагностировать ложное цифровое алиби, сводятся, к следующим рекомендациям:
1) предельной детализации показаний, связанных с «цифровым алиби», позволяющей предметно проверить, соответствует ли это алиби действительности;
2) выяснению обстоятельств работы на компьютере, которые имели место несколькими днями ранее расследуемого события, или, наоборот, следовавшие за ним, а в случае неспособности подозреваемого (обвиняемого) припомнить их постановка вопроса, почему запомнились обстоятельства того дня, когда произошло расследуемое событие;
3) проведению ряда повторных допросов по вопросам, вытекающим из результатов проверки «цифрового алиби». Сопоставление показаний с объективными данными, установленными в ходе проверки, позволяет в ряде случаев выявить неточности и противоречия в показаниях, что может быть использовано для изобличения во лжи.
Обратим внимание на то, что следователь достоверно не знает, а лишь предполагает с определенной степенью вероятности, обладает ли подозреваемый (обвиняемый) искомой информацией. Поэтому любой тактический прием, наряду с такими критериями допустимости, как законность и этичность, должен отвечать избирательности воздействия. Иными словами, оказывать желаемое следователем воздействие лишь на лицо, обладающее искомой информацией, и быть нейтральным для всех остальных лиц [5].
Таким образом, приняв решение о допросе лица, ссылающегося на «цифровое алиби», следователь должен руководствоваться рекомендациями, исследуемыми в данной статье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов Н. А. Применение специальных познаний при проверке «цифрового алиби» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.infolaw.ru/ lib/2006-4-digital-alibi- expertise. - 27.02.2009.
2. Краснова Л. Б. Компьютерные объекты в уголовном процессе и криминалистике : учеб. пособ. / Л. Б. Краснова ; науч. ред. В. А. Мещеряков. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. - С. 114.
3. Кукарникова Т. Э. Электронный документ в уголовном процессе и криминалистике / Т. Э. Кукарникова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. - С. 73-74.
4. Википедия. Социальная сеть (интернет) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ra.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_(Интернет). - 27.02.2016.
5. Криминалистика : учебник / под ред. Е. П. Ищенко, В. И. Комиссарова. - М. : Юристъ, 2007. - С. 276.