Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста З.Р., Надточий М.И.

В статье раскрыта специфика воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, их поло-ролевой идентификации и дифференциации в целом. Представлены задачи гендерного воспитания. Описаны возможности детской художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников. Представлен примерный перечень детской художественной литературы для мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF USING CHILDREN''S ARTISTIC LITERATURE IN GENDER EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the specificity of the education of the culture of gender relations among children, their sex-role identification and differentiation in general. The tasks of gender education are presented. The possibilities of children's fiction in the gender education of preschool children are described. An exemplary list of children's literature for children of senior preschool age with a division on the principles of gender education is presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика. -2007. - № 5. - С. 22 - 27.

5. Экологическое образование / Авт. - сост. Н. В. Гороховатская и др. -СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.

УДК: 373:37.035:087.5

Амет-Уста З.Р., к.пед.н.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Надточий М.И. обучающаяся группы ЗДО-5-13 Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрыта специфика воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, их поло-ролевой идентификации и дифференциации в целом. Представлены задачи гендерного воспитания. Описаны возможности детской художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников. Представлен примерный перечень детской художественной литературы для мальчиков и девочек.

Ключевые слова: детская художественная литература, гендерные различия гендерное воспитание, старший дошкольный возраст.

Amet-Usta Z. R.

Nadtochy M. I.

PECULIARITIES OF USING CHILDREN'S ARTISTIC LITERATURE IN GENDER EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. The article reveals the specificity of the education of the culture of gender relations among children, their sex-role identification and differentiation in general. The tasks of gender education are presented. The possibilities of children's fiction in the gender education ofpreschool children are described. An exemplary list of children's literature for children of senior preschool age with a division on the principles of gender education is presented.

Key words: children's fiction, gender differences, gender education, senior preschool age.

Постановка проблемы. На современном этапе развития дошкольной педагогики вопрос гендерного воспитания детей волнует многих педагогов, психологов, а также родителей. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что реализовать личностно-ориентированную модель воспитания, в основе которой лежит индивидуальный подход к растущей личности, невозможно без использования гендерного подхода при построении воспитательно-

образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.

В дошкольном образовании до недавнего времени была тенденция не учитывать особенности противоположных полов, ориентируясь на некий усредненный образ личности ребенка. Считалось, что требования к мальчикам и девочкам, оценке их деятельности и поведения должны быть одинаковы. Но сегодня, как ученые, так и педагоги с родителями стали все глубже задумываться над тем, почему дети дошкольного возраста такие разные, непохожие по своим предпочтениям и действиями, и как следует строить свои отношения с ними, как воспитывать их и обучать. И правильно ли использовать одни и те же методы воздействия для воспитания и развития мальчиков и девочек.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе, многочисленные исследования ученых посвящены изучению различных направлений гендерного воспитания дошкольников, а именно: педагогические идеи гендерного воспитания мальчиков (А. Барановская, Л. Коряшина, др.) и девочек (В. Нишева, О.Кикинеджи и др.), изучение интеллектуально-психических особенностей детей разного пола (В. Васютинский, Т. Титаренко, Ю. Приходько и др.), социализация дошкольников разного пола (Т. Говорун, И. Рогальская-Яблонская и др.), половая дифференциация и межличностные отношения в раннем онтогенезе (В. Абраменкова, А. Арушанова, А. Кононко, М. Лисина, Т. Репина и др.).

В то же время возможности детской художественной литературы как средства гендерного воспитания детей дошкольного возраста являются малоисследованными. Правильно подобранная детская художественная литература позволяет усвоить не только социальные роли, но и приобрести навыки общения и взаимодействия со сверстниками как своего, так и противоположного пола в легкой и доступной для дошкольников форме.

Проблема гендерного воспитания детей средствами детской художественной литературы в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения требует поиска новых решений, что обуславливает ее актуальность.

Цель данной статьи состоит в описании особенностей использования детской художественной литературы в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Вопрос использования детской художественной литературы в процессе гендерного воспитания детей дошкольного возраста занимает важное место в современной науке и требует комплексного исследования, изучения и обоснования.

В контексте нашего исследования гендерное воспитание мы интерпретируем как целенаправленный, четко организованный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности, психологических характеристик личности, предложенных обществом своим

гражданам в зависимости от их биологического пола [3, с. 12].

Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду [3, с. 19].

Девочки пытаются подражать своим мамам: носят их туфли на высоких каблуках, красят губы, играют в игру «дочки-матери». Мальчики во многом хотят быть похожими на своих отцов: «читают» газету на диване, показывают свою силу или помогают по хозяйству [4, с. 119].

Особенно ценным для развития гендерной культуры личности является старший дошкольный возраст. Ученые отмечают, что в старшем дошкольном возрасте интенсивно идет процесс формирования неповторимых черт личности, ее индивидуальности, изменяется соотношение нервных процессов возбуждения и торможения. Эти процессы являются основой для формирования самоконтроля, сознательной регуляции поведения ребенка [8].

Суть гендерного подхода в воспитании заключается не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.

По мнению А.В Кулаченко, И.В. Молодушкиной важную роль в гендерном воспитании дошкольников играет детская художественная литература, она является важным средством воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, полоролевой идентификации и дифференциации в целом. Посредством художественной литературы ребенок уточняет представления о полоролевом поведении, у него формируются адекватные представления о мужественности-женственности, а также происходит становление гендерного самосознания [6].

Детской художественной литературе, на наш взгляд, необходимо придавать больше внимания в гендерном воспитании дошкольников и более тщательно подбирать произведения, рекомендуемые к изучению дошкольниками. Проблему использования детской художественной литературы с целью гендерного воспитания детей дошкольного возраста исследуют Л. Артемова, Г. Григоренко, В.Деркунская, Е.Ивановойа и др.

В. Деркунская отмечает, что к традиционным особенностям предпочтения детской художественной литературы детьми обоих полов можно отнести то, что девочки симпатизируют сюжетам, в которых главные герои отражают типичные женские интересы; мальчики же отдают большее предпочтение больше произведениям, в которых у главных героев отражаются мужские черты. Также отметим, что тематика детской художественной литературы для девочек носит преимущественно социально-бытовой характер, а у мальчиков - общественный и технический [2].

Для того чтобы воспитать у мальчиков мужественность, смелость, храбрость, отзывчивость, важно включать в педагогический процесс сказки

героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках отечества. Так, могут использоваться сказки: «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Никита Кожемяка», латышская сказка «Два брата», нанайская - «Отважный сын», в которых главный герой совершает мужественные поступки, выручает тех, кто попал в беду, защищает слабых. Эти произведения дают возможность почувствовать ребятам, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, вызвать чувство восхищения их мужеством, желание подражать им [5].

Также для формирования у девочек мягкости, ласки, терпимости, заботы об окружающих, могут использоваться сказки: «Крошечка-Ховрошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Как аукнется, так и откликнется», «Фея» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм.

Детская художественная литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей нашего общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребёнком произведений художественной литературы можно рассматривать как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Из этого вытекает необходимость использовать возможности художественной литературы в гендерном воспитании [7].

Для работы в направлении гендерного воспитания с детьми старшего дошкольного возраста можно выделить несколько тематических областей, соответственно каждой области подобрать художественную литературу, рекомендованную для дошкольников согласно примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В качестве примера представим подбор детской художественной литературы (табл.1) для мальчиков и девочек (по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы). Такое разделение даёт возможность в течение года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня детей, добавляя или убирая те или иные произведения.

Таблица 1 - Детская художественная литература дошкольников 5-

6 лет с учетом гендерного воспитания

Тема Художественная литература

Для мальчиков Для девочек

«Детство» («Мальчики и девочки») В. Дмитриев «Малыш и Жучка» (главы) Н.Носов «Живая шляпа» А. Гайдар «Чук и Гек» А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы), перевод со шведского Л. Лунгиной В. Катаев «Цветик - семицветик» М. Москвина «Кроха» О. Пройслер «Маленькая Баба -Яга» (перевод с немецкого Ю. Коринца)

«Неправильные поступки» Русская народная сказка «Заяц - хвастун» (в обработке О. Капицы) К. Паустовский «Кот - ворюга» Я. Аким «Жадина» Русская народная сказка «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого

«Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины!» Русская народная сказка «Финист - Ясный сокол» (в обработке А. Платонова) А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь» Русская народная сказка «Царевна - лягушка» (в обработке М. Булатова) Чешская сказка «Златовласка» (перевод К. Паустовского)

«Мужской и женский труд» «Дом, который построил Джек» (перевод с английского С. Маршака) Русская народная сказка «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого С. Маршак «Почта»

«Семья - союз мужчины и женщины» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Русская сказка «Царевна-лягушка» (обработка А. Афанасьева)

«Мальчики и девочки - будущие мамы и папы!» П. Бажов «Серебряное копытце» Молдавская народная сказка «Как братья отцовский клад нашли» (обработка М. Булатова) М. Цветаева «У кроватки» Е. Благинина «Посидим в тишине» Г. Виеру «Мамин день» (перевод с молдавского Я. Акима)

Выводы. Возможности использования детской художественной литературы как средства гендерного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития дошкольного образования являются малоисследованными. Осведомленность о влиянии детской художественной литературы в контексте гендерного воспитания дошкольников у участников воспитательно-образовательного процесса проявляется в большей степени на теоретическом, чем на практическом уровне. Большинство педагогов знает об особенностях воспитания мальчиков и девочек, однако не учитывают гендерные различия в процессе подбора и ознакомления с детской художественной литературой. Предложенный перечень подобранной художественной литературы, рекомендованной для дошкольников согласно примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования, даёт возможность педагогам и родителям в течение года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли.

Использованные источники:

1. Артемова Л. В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре / Л.В. Артемова // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Инсайт, 1966. -205 с.

2. Деркунская В.А. Как и во что играют мальчики и девочки 6-7 лет / В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 7. - с. 11-14.

3. Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.

4. Мищик Л. И. Актуальность гендерного подхода в образовании / Л. И. Мищик // Проблемы образования: научно-методический сборник. - М.: Ирис, 2002. - Вып. 27. - с. 118-127.

5. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. -М., 2004. - 198 с.

6. Формирование полоролевого поведения у детей / сост. А.В. Кулаченко, И. В. Молодушкина. - Х.: Из-во Хореев, 2012. - 178 с.

7. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста / Сост. О.И.Иванова, А.М. Щетинина. - Великий Новгород, 2006. - 201 с.

8. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и девочки, мужчины и женщины / А.А. Чекалина // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С.12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.