Научная статья на тему 'Особенности использования биографий знаменитых спортсменов в процессе привлечения обучающихся к подготовке и сдаче норм ВФСК ГТО'

Особенности использования биографий знаменитых спортсменов в процессе привлечения обучающихся к подготовке и сдаче норм ВФСК ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВФСК ГТО / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ARSC GTO / EVALUATIVE ATTITUDE / BIOGRAPHY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротких Василий Федорович, Терентьев Алексей Евгеньевич

Данная статья посвящена проблеме организации физического воспитания в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В качестве средства популяризации здорового образа жизни и продвижения Комплекса рассматриваются биографии великих спортсменов, выделяются условия и механизмы их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротких Василий Федорович, Терентьев Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHIES OF POPULAR SPORTSMEN IN THE PROCESS OF ATTRACTION OF PEOPLE TO PREPARATION AND PASSING REQUIREMENTS OF THE ARSC GTO

The article deals with the problem of organization of moral, spiritual and patriotic education in the system of higher professional education in regards to implementation of the ARSC GTO. It also studies the conditions for the realization of this process.

Текст научной работы на тему «Особенности использования биографий знаменитых спортсменов в процессе привлечения обучающихся к подготовке и сдаче норм ВФСК ГТО»

УДК 796.015.865:796.012.1 ББК Ч511.3

ГСНТИ 14.07.01

Код ВАК 13.00.04

Коротких Василий Федорович,

кандидат педагогических наук, первый заместитель министра физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области; 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101, к. 383; e-mail: ifk@uspu.ru

Терентьев Алексей Евгеньевич,

кандидат педагогических наук, доцент, директор института физической культуры, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: terentev@uspu.ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОГРАФИЙ ЗНАМЕНИТЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВФСК ГТО; ценностное отношение; биографический метод.

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена проблеме организации физического воспитания в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В качестве средства популяризации здорового образа жизни и продвижения Комплекса рассматриваются биографии великих спортсменов, выделяются условия и механизмы их использования.

Korotkikh Vasily Fedorovich,

Candidate of Pedagogy, First Deputy Minister of Physical Culture, Sports and Youth Policy of Sverdlovsk Region (Ekaterinburg). Terentiev Aleksey Yevgenievich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of the Institute of Physical Training, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

BIOGRAPHIES OF POPULAR SPORTSMEN IN THE PROCESS OF ATTRACTION OF PEOPLE TO PREPARATION AND PASSING REQUIREMENTS OF THE ARSC GTO

KEY WORDS: ARSC GTO; evaluative attitude; biography method.

ABSTRACT. The article deals with the problem of organization of moral, spiritual and patriotic education in the system of higher professional education in regards to implementation of the ARSC GTO. It also studies the conditions for the realization of this process.

С ;

егодня физическое воспитание как никогда остро нуждается в научно обоснованных методиках, технологиях и комплексах приемов и средств, направленных на формирование ценностного отношения к занятиям физической культурой. О назревшей необходимости трансформации системы физического воспитания косвенно свидетельствует и издание Указа Президента РФ от 24 марта 2014 г. №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [2]. Реализация установки на оздоровление нации, заложенной в этом проекте, возможна только в случае формирования у населения страны потребности в занятиях физической культурой, осознания ценности своего здоровья и необходимости активной работы по его сохранению. Это определяет необходимость разработки комплекса мер по стимулированию различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Согласно положению, возраст людей, привлекаемых к выполнению нормативов ВФСК ГТО, начинается с 6 лет и не имеет верхней грани-

цы - последняя, одиннадцатая, ступень рассчитана на людей с 70 лет и старше. Особенно остро эта проблема стоит в системе образования молодого поколения, т. к. именно в этом возрасте происходит самоопределение, выбор идеалов, примеров для подражания и, как следствие, закладывается фундамент для формирования тех ценностей личности, которые будет определять дальнейшую жизнедеятельность учащихся. Однако в процессе физического воспитания зачастую основное внимание уделяется физическому развитию, а когнитивная и эмо-тивно-аксиологическая сторона остаются без внимания педагога. В то же время наша физическая культура располагает колоссальным историческим потенциалом и возможностями для формирования личностных ценностей. В качестве одного из средств использования этого потенциала для формирования ценностного отношения к занятиям физической культурой и сдаче норм ВФСК ГТО, а также при разработке и реализации мероприятий по поэтапному внедрению Комплекса ГТО среди обучающихся мы предлагаем использовать биографии знаменитых спортсменов, под которыми мы понимаем жизнеописание,

© Коротких В. Ф., Терентьев А. Е., 2014

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

где основное внимание уделяется спортивной деятельности, в том числе и процессу подготовки и сдачи норм ГТО в контексте почетного гражданского достижения, анализу причин поражений и побед на соревнованиях, уникальных поступков и действий в процессе тренировок, изложенных в яркой эмоциональной форме, вызывающих интерес, желание подражать и даже превзойти их. В отличие от недостижимого идеала биографии раскрывают спортивную деятельность тех людей, успех которых можно повторить и развить. Специфика данного материала состоит, в частности, в его значительном воспитательном потенциале, который может быть использован не только как средство стимулирования юных спортсменов, но и как средство воспитания гражданственности [2], духовно-нравственного и патриотического воспитания.

При использовании биографий в педагогическом процессе как средства привлечения к подготовке и сдаче норм ВФСК ГТО важно определить тот статус, который приписывается комплексу: выполнение норм ВФСК ГТО - это не только показатель физического развития, но и гражданский долг, почетная обязанность каждого гражданина, а соответствие предъявляемым требованиям - это показатель готовности служить, трудиться на благо Отечества. Применение биографий в педагогическом процессе базируется на следующих психологических механизмах.

1. Выбор идеала как части направленности личности. В условиях внедрения ВФСК ГТО в качестве эталонного признака должна выступать готовность служить своей стране как в мирное время, трудясь на благо родины, так и в условиях военной агрессии.

2. Эмоциональное присоединение обучающегося к социально приятному факту победы «своих» спортсменов на мировых аренах. В контексте изучения биографий выполнение норм ВФСК ГТО или ГТО как предшественника современного комплекса должно выступать в качестве ступеньки, первого шага на пути к великим победам и свершениям.

3. Формирование внутренней сопричастности молодого человека к выдающимся достижениям социально значимых и психологически близких для него людей в процессе подготовки и сдачи норм ГТО. Выполнение нормативов ВФСК ГТО, которые выполняли знаменитые спортсмены, подготовка по программам, предложенным или рекомендованным ими, создает эффект совместной деятельности и чувство сопричастности.

4. Спонтанная вспышка интереса к событию яркому, неординарному, резко отличающемуся от прочих. В качестве такого яркого события может служить Фестиваль ГТО, спортивный праздник и т. п.

5. Формирование установок на основе положительно воспринятого витагенного опыта о процессе подготовки и сдачи норм ГТО. Следование примеру значимого человека, в том числе и знаменитого спортсмена, задает вектор развития физического и духовно-нравственного развития обучающегося.

Знакомство обучающихся с биографиями знаменитых спортсменов происходит в условиях включения их в исторический контекст, это важно для оценки значимости достижения спортсмена, ведь спортивные результаты, как и нормативы ГТО, менялись с течением времени. Важное место в изучении биографий занимает знакомство с психологическими характеристиками личности спортсмена. Нравственные и волевые качества спортсмена, особенности характера, модели поведения в различных ситуациях (бытовых и спортивных), в том числе и способы преодоления трудностей, являются своеобразным эталоном для обучающихся. Особое внимание уделяется процессу становления спортсмена, рассматривается его социальное окружение, семья, школа, друзья, тренеры, повлиявшие на его самоопределение.

Те психологические характеристики, которые, на наш взгляд, являются определяющими при становлении великого спортсмена и могут служить неким образцом для обучающихся, можно условно разделить на 7 групп:

1) мотивация к достижению лидирующих позиций в спорте и в жизни, в том числе к подготовке и сдаче норм ГТО - достижение высшего результата;

2) реакция спортсмена на стрессы, травмы, отрицательно воздействующие события;

3) методы и средства, при помощи которых он достиг успеха;

4) его стиль поведения, например, склонность к работе в группе или в одиночку, к спонтанному творчеству или к детальному изучению ситуации и соперников;

5) ценностные ориентации, нравственные взгляды, позиции и убеждения, в том числе проявлявшиеся в подготовке и сдаче норм ГТО;

6) социально-политические аспекты формирования личности;

7) способность использовать свои морально-психологические качества вне спорта, в повседневной жизни и граждански значимой деятельности.

Данный перечень, не претендуя на все-охватность, позволяет достаточно полно представить совокупность тех факторов, которые стали залогом успеха личности в спорте и жизни. Рассмотрение обучающимися отдельных факторов в процессе активного знакомства с биографиями (сбор и анализ информации, подготовка докладов и т. п.) задает вектор изучения феномена успеха и, как следствие, формирует определенные установки в поведении самого обучающегося.

Использование биографий знаменитых спортсменов возможно при разработке и реализации информационной политики по пропаганде ВФСк ГТО. Она предусматривает комплекс мер, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание широких слоев населения и включает в себя создание (с учетом исторических, культурных и национальных особенностей населения) научно-популярных телевизионных программ, в том числе с изучением биографий выдающихся спортсменов, рекламных роликов с представителями различных социальных и профессиональных групп (выдающимися спортсменами, политиками, музыкантами, артистами, обучающимися, рабочими, пенсионерами и т. п.), статей в СМИ и Интернете о подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО в контексте почетной гражданской обязанности каждого жителя области, повышающей уровень его социальной адаптации на психологическом и социальном уровнях. При разработке и проведении региональных конкурсов на лучшую организацию работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди муниципальных образований, образовательных организаций, трудовых коллективов и общественных организаций включать мероприятия, направленные на развитие патриотизма и духовно-нравственных ценностей, в том числе через изучение биографий выдающихся спортсменов. Включать в программы общего, дополнительного и профессионального образования, комплекс мер и приемов, направленных на мотивацию обучающихся к подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО через изучение биографий знаменитых спортсменов в рамках учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Важное значение в деятельности по привлечению к подготовке и сдаче нормативов ГТО имеет и грамотно продуманная, хорошо иллюстрированная наглядная агитация в образовательных организациях и учреждениях для создания соответствующей среды. Этот аспект воспитания может быть максимально направлен на реализацию педагогического потенциала биографий знаменитых отечественных спортсменов.

В целях формирования благоприятной психолого-педагогической среды для подготовки и сдачи нормативов ВФСК ГТО педагогическим коллективом и активом обучающихся могут создаваться уголки спортивной славы, содержание которых разработано на основе витагенного подхода с включением воспитывающих элементов биографий спортсменов, связанных с подготовкой и сдачей нормативов ГТО. Вне-учебная работа с обучающимися должна быть направлена на использование индивидуальных психологических особенностей и способностей в процессе формирования мотивации к сдаче нормативов ВФСК ГТО с использованием педагогического потенциала биографий знаменитых спортсменов.

Использование данного подхода возможно в процессе как физического, так и духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся. Это обеспечивается за счет воздействия на все составляющие компоненты личности: когнитивный, эмоционально-чувственный, деятельностный (ценностный) и физический. Именно благодаря принципу целостностного развития формируется устойчивая система ценностей, основу которой составляют знания, определенные умения и навыки, связанные с подготовкой и сдачей нормативов ГТО, которые основаны в том числе на опыте знаменитых спортсменов, повышают уровень социальной адаптации на психологическом и социальном уровне, что обеспечивает положительный эмоциональный фон восприятия данного вида деятельности. В конечном счете это приведет к увеличению количества обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой, ведущих здоровый образ жизни, желающих добровольно сдавать нормы Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), готовых к выполнению своих гражданских обязанностей.

ЛИТЕРАТУРА

3. Терентьев А. Е. Биографии выдающихся спортсменов как средство формирования гражданственности учащихся спортивных школ : дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.

4. Указ Президента Российской Федерации №172 от 24.03.2014 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?l;3622440 (дата обращения 20.08.2014).

Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.