Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ МЕНТАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ МЕНТАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапия / психическое здоровье / творческое мышление / школьники / профилактика ментальных заболеваний / art therapy / mental health / creative thinking / students / prevention of mental illness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ся Цзюньвэй

В данной статье раскрываются основные подходы к понятию «арт-терапия» в научной литературе, а также описывается история происхождения рассматриваемого направления в психологии. Также были рассмотрены составляющие вклада представителей психоанализа в развитие арт-терапии и описаны основные сферы применения арт-терапевтических техник в современные дни. Автором было уделено внимание самому искусству, которое является неотъемлемой частью арт-терапии. Были подробно охарактеризованы методы, применяемые в области арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, хореотерапия, драмотерапия, хромотерапия и др. Акцент был также сделан на особенностях их воздействия на развитие эстетического вкуса и творческого мышления личности, а также профилактики и лечения ментальных заболеваний школьников. Кроме того, была показана роль педагога в терапевтическом процессе. В статье также рассматриваются вопросы арт-терапии в образовательном аспекте. Среди них были показаны особенности применения таких техник среди детей младшего и старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF USING ART THERAPY AS A METHOD OF PREVENTING MENTAL ILLNESS AND DEVELOPING CREATIVE THINKING IN SCHOOLCHILDREN

The article reveals the basic approaches to the concept of “art therapy” in the scientific literature, and also describes the history of origin of the considered direction in psychology. Components of the contribution of representatives of psychoanalysis to the development of art therapy have also been considered and the basic areas of application of art therapy techniques in modern age have been described. The author pays attention to art itself, which is an integral part of art therapy. Techniques used in art therapy, such as bibliotherapy, story therapy, choreotherapy, drama therapy, chromotherapy, etc., are characterized in detail. Emphasis is also placed on the features of their influence on the development of aesthetic taste and creative thinking of the personality, as well as the prevention and treatment of mental disorders of schoolchildren. In addition, the role of the teacher in the therapeutic process is shown. The article also considered the issues of art therapy in the educational aspect. Among them, the specifics of application of such techniques among younger and older school-aged children are shown.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ МЕНТАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371

Xia Junwei, Deputy Dean of Institute of Modern Education, Dean of Faculty of Preschool Education, Changchun Guanghua University

(Changchun, People's Republic of China), E-mail: 100583109@qq.com

PECULIARITIES OF USING ART THERAPY AS A METHOD OF PREVENTING MENTAL ILLNESS AND DEVELOPING CREATIVE THINKING IN SCHOOLCHILDREN. The article reveals the basic approaches to the concept of "art therapy" in the scientific literature, and also describes the history of origin of the considered direction in psychology. Components of the contribution of representatives of psychoanalysis to the development of art therapy have also been considered and the basic areas of application of art therapy techniques in modern age have been described. The author pays attention to art itself, which is an integral part of art therapy. Techniques used in art therapy, such as bibliotherapy, story therapy, choreotherapy, drama therapy, chromotherapy, etc., are characterized in detail. Emphasis is also placed on the features of their influence on the development of aesthetic taste and creative thinking of the personality, as well as the prevention and treatment of mental disorders of schoolchildren. In addition, the role of the teacher in the therapeutic process is shown. The article also considered the issues of art therapy in the educational aspect. Among them, the specifics of application of such techniques among younger and older school-aged children are shown.

Key words: art therapy, mental health, creative thinking, students, prevention of mental illness

Ся Цзюньеэй, зам. декана института современного образования, декан факультета дошкольного образования,

Чанчуньский университет Гуанхуа, г. Чанчунь, E-mail: 100583109@qq.com

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ МЕНТАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье раскрываются основные подходы к понятию «арт-терапия» в научной литературе, а также описывается история происхождения рассматриваемого направления в психологии. Также были рассмотрены составляющие вклада представителей психоанализа в развитие арт-терапии и описаны основные сферы применения арт-терапевтических техник в современные дни. Автором было уделено внимание самому искусству, которое является неотъемлемой частью арт-терапии. Были подробно охарактеризованы методы, применяемые в области арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, хореотера-пия, драмотерапия, хромотерапия и др. Акцент был также сделан на особенностях их воздействия на развитие эстетического вкуса и творческого мышления личности, а также профилактики и лечения ментальных заболеваний школьников. Кроме того, была показана роль педагога в терапевтическом процессе. В статье также рассматриваются вопросы арт-терапии в образовательном аспекте. Среди них были показаны особенности применения таких техник среди детей младшего и старшего школьного возраста.

Ключевые слова: арт-терапия, психическое здоровье, творческое мышление, школьники, профилактика ментальных заболеваний

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная система образования должна оказывать поддержку обучающимся, которые в высшей степени способны развивать свои способности и сводить к минимуму возникновение травмирующих событий. Успеха в этом плане можно добиться за счет применения в педагогической практике арт-терапевтических приемов, способствующих развитию гармоничной личности [1-8].

Целью исследования является изучение особенностей использования арт-терапии в качестве метода профилактики ментальных заболеваний и развития творческого мышления школьников. Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Представить историю развития арт-терапии в качестве самостоятельной отрасли психологии.

2. Изучить вклад представителей психоанализа в развитие арт-терапии.

3. Рассмотреть сущность понятия «арт-терапия» в различных научных трудах.

4. Представить роль искусства в арт-терапевтических методах терапии.

5. Сформулировать основные методы арт-терапии и особенности их положительного воздействия на психику ребенка.

6. Рассмотреть роль преподавателя в рамках использования арт-терапев-тических методов в школах.

Научная новизна исследования представлена перечнем положений, связанных с лечебным потенциалом арт-терапевтических методов и степенью их воздействия на детскую психику.

Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией и обобщением теоретических знаний на тему арт-терапии как самостоятельного направления в психологии.

История развития данного метода психокоррекции насчитывает более ста тридцати лет. Так, Огюст-Амбруаз Тардье впервые описал значение искусства для развития личности индивида в 1872 году, а вскоре французские психиатры указали на важность использования методов пластического творчества для диагностики проблем психически больных пациентов [4]. Итальянский психиатр и невролог Чезаре Ломброзо представил суть психопатической теории гениальности, провозгласившую тесную связь гения с безумием. Поскольку первоначально методы арт-терапевтической помощи применялись к диагностике проблем психически больных людей, данная концепция придавала искусству дополнительный смысл: оно не только помогало диагностировать расстройства человека, но и могло привести к развитию способностей талантливых людей и выражению эстетических ценностей в образцах искусства.

Другие научные труды, которые привнесли большой вклад в развитие арт-терапии, связаны с именем Ханса Принцхорна, который разработал авторскую систематизацию работ пациентов, синхронизируя анализ произведения с текущим психическим состоянием индивида, что вызвало большой интерес научных исследователей к искусству в процессе лечения психических расстройств.

Развитие психотерапии шло быстрыми темпами в связи с накоплением соответствующего теоретического материала: к 1939 году было опубликовано около 150 научных работ, а к 1965 году уже около 7 000 исследований, касающихся диагностической ценности творчества больных пациентов и его использования в ходе терапии [7, с. 174].

В более поздние периоды развития новых психологических направлений в научном сообществе стали говорить о широком применении искусства в терапевтических целях. Немаловажную роль сыграла теория глубинной психологии Карла Густава Юнга, которая оказала значительное влияние на развитие арт-терапии, подчеркнув роль воображения в психической деятельности человека.

Вклад психоанализа в создание теоретических основ арт-терапии наиболее значителен благодаря фрейдистской концепции символизации, т. е. внесения бессознательного содержания в сознательную психику с помощью символов, концепции интрапсихического конфликта, защитных механизмов, а также процессов сопротивления, переноса и контрпереноса во время психоаналитического лечения. Считалось, что основной причиной возникновения ментальных расстройств является травма, возникшая из-за скрытых неприятных воспоминаний в сознании [4].

Впервые понятие арт-терапии было использовано в значении «невербального терапевтического общения при использовании пластических методов» в научных трудах Маргарет Наумбург в 1942 году [1]. Исследовательница включила технику свободного рисования в терапевтическую деятельность.

Другим пионером в развитии арт-терапии был Адриан Хилл, художник, работающий в Великобритании. Он был первым, кто использовал термин «арт-терапия» для описания деятельности, в которой используется творчество в терапии.

Впоследствии в 1992 году по инициативе нескольких европейских стран (Великобритания, Нидерланды, Дания, Франция, Италия и Германия) был создан европейский консорциум арт-терапевтического образования, объединяющий университеты, которые проводят исследования в различных областях терапевтической помощи через искусство. Целью данной организации является обеспечение высокого уровня преподавания в области арт-терапии (профессиональная подготовка, проведение научных исследований, получение ученых степеней).

Таким образом, многочисленные исследования российских и зарубежных ученых, направленные на изучение лечебного воздействия искусства на разум человека, привели к появлению самостоятельной научной дисциплины -арт-терапии.

С тех пор искусство используется терапевтами различных теоретических направлений либо как основная техника в их терапии, либо как дополнительная вспомогательная техника. Художественные приемы наиболее широко используются теми школами психотерапии, которые черпают вдохновение в гуманистической и экзистенциальной психологии, где творчество связано с выражением психических состояний людей и активизацией потребности личности в саморе-

ализации, активизации творческих потенциалов. Эти теории, указывая на взаимосвязь творчества и здоровья, значение художественной деятельности в процессе установления межличностных отношений и раскрытия личности, создают прекрасную основу для использования художественно-творческой деятельности в терапевтической работе. Например, в контексте динамической психологии терапевтические функции искусства представлены в рамках концепции катарсиса - переживание и освобождение подавленных эмоций, развитие эго в процессе художественной деятельности. В то же время многие современные психоаналитические направления активно используют данные техники, например, в теории объектных отношений и концепции психотерапии характера Джонсона арт-терапия служит теоретической базой для терапевтов, использующих искусство и игру в своей работе.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что под понятием «арт-терапия» подразумевается художественно-эстетическая деятельность, направленная на терапевтическое и коррекционное воздействие различных видов искусства на человека и проявляется в изменении психотравмирующей ситуации, которые связаны с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний [6, с. 580]. Е.А. Молчанова подчеркивает, что целью арт-терапии является стремление к самоопределению, самореализации и самовыражению индивида посредством творческого переосмысления [5].

По мнению У Синьяо, процесс арт-терапии происходит в определенном порядке:

1. Выявление негативных ощущений, которые вытеснены в подсознание и не могут быть выражены традиционным способом.

2. Осознание собственных чувств путем их экстериоризации в различных формах выражения и рассмотрение их сквозь багаж опыта.

3. Ретроспектива событий, чувств, побуждений.

4. Сопоставление произведений как итог терапии и анализ собственных работ как важный элемент самотерапии [8].

Наличие искусства как формы переживания травмирующего события определяет лечебно-реабилитационный потенциал арт-терапии. Большую ценность играет и тот факт, что искусство дает возможность познать переживания другого человека, облегчает сопереживание и позволяет выражать собственные переживания индивида. Сам терапевтический процесс направлен на применение соответствующих средств для устранения препятствий, негативно влияющих на духовное развитие ребенка. В этом процессе отсутствуют жесткие рамки, препятствующие спонтанности и жесткости в деятельности обучающихся. Соответственно, арт-терапия должна проводиться в месте, где участники могут чувствовать себя свободно, и школа является ярким примером в данной области.

Арт-терапия часто понимается только как терапия с использованием различных пластических методов. Однако это очень узкое значение этого понятия. В более широком смысле арт-терапия включает в себя музыкальную терапию, хореотерапию, библиотерапию и др.

Техники арт-терапии могут быть использованы в контексте лечения детей с физическими или умственными недостатками, а также для профилактики их психических расстройств (например, депрессия, тревожность, разные расстройства личности, аутизм, СДВГ) [3]. Такие методы играют большую роль в коррекции межличностных отношений школьников, а также в решении психосоциальных трудностей, связанных с болезнями. Рассмотрим их поподробнее.

Во-первых, активная работа с телом через использование танца, импровизацию под музыку и двигательные упражнения называется хореотерапией. Данный метод помогает полюбить свое тело, принять себя каждому школьнику. Движение, подчиненное музыке, удовлетворяет потребность ребенка в свободной физической активности, одновременно создавая атмосферу расслабления и радости. Непосредственное активное переживание темпа, динамики, хода мелодии может стимулировать развитие чувствительности к музыкальным явлениям, что, как следствие, приводит к развитию эстетической и эмоциональной чувствительности.

Во-вторых, техника хромотерапии была известна еще четыре тысячи лет назад, именно тогда было обнаружено, что цвета влияют на жизнь и здоровье людей. На протяжении долгой истории развития человеческого общества знания о цветах использовались для восстановления баланса и гармонии в организмах людей и его окружении. Соответственно, хромотерапия подразумевает под собой лечение психических патологий цветом. Цвета работают в двух направлениях: они могут раздражать или успокаивать, охлаждать или согревать. Люди обычно ищут определенный цвет, который лучше всего синхронизируется с его текущим психическим состоянием.

Библиографический список

В-третьих, драматерапия определяется как педагогический метод, который ускоряет всестороннее созревание ребенка для социальной и творческой жизни. Данный метод представляет собой своего рода зеркало, позволяющее человеку познать себя и определить через него свою индивидуальность.

Другой не менее интересной формой арт-терапии является сказкотерапия, которая позволяет детям познать мир эмоций, чувств и моральных норм [2]. Использование данного метода на школьных занятиях способствует устранению школьником страхов, учит их правильным социальным установкам, формирует творческое мышление и ломает стереотипы в детском сознании путем презентации героев, с которыми дети могут идентифицировать себя.

В свою очередь, библиотерапия характеризуется тем, что терапия проводится с использованием книг. Библиотерапевтические встречи носят терапевтический и интегративный характер. Эти мероприятия основаны на терапевтическом использовании литературных ценностей, представленных не только на основе традиционной книги, но и с использованием экранизаций. Во время терапевтических занятий с детьми библиотерапия часто сочетается с пластической терапией. Основной целью организованных встреч является развитие таких навыков, как признание, выражение и понимание собственных и чужих чувств, терпимость и открытость к другим, принятие отличий, отношение к поиску сильных сторон в себе и других, разрешение конфликтов в соответствии с принципами группового общения.

Также образцы мировой литературы позволяют детям по-другому взглянуть на реальный мир, поощряют определенные модели поведения. Некоторые произведения предоставляют поддержку в одиночестве («Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери), противодействуют страхам перед школьными занятиями («Сказка о ненастоящем страхе»), предотвращают агрессию («Кроко-дильчик»).

Другой вид арт-терапии - это пластическая деятельность, которая развивает интеллект учащихся. Во время занятий искусством дети приобретают много новых навыков и развивают пластическую чувствительность. Это также приводит к большей открытости миру, углублению доверия к другим людям и повышению низкой самооценки в детской психике.

За организацию арт-терапии в школьных учреждениях отвечает преподаватель. Его роль также заключается в создании дружественной атмосферы, дающей чувство безопасности, что позволит облегчить общение с учениками и их профессиональную интерпретацию работ. Ведь, как известно, важным механизмом воздействия в арт-терапии, ведущим к положительным изменениям, может быть своего рода «катарсис», представляющий собой процесс внутреннего очищения. Извлекая из подсознания тяжелые переживания и вытесненные конфликты, участник занятий в творческом процессе может безопасно сбросить связанные с ними эмоции и постепенно начать их контролировать. Действие в процессе арт-терапии приносит облегчение за счет физического снятия эмоционального напряжения. Этот эмоциональный катарсис также приводит к биохимическим изменениям в организме.

Наконец, можно отметить, что арт-терапия выполняет три основные функции в аспекте терапевтического воздействия на психику: рекреационная, образовательная и корректирующая. Суть рекреационной функции арт-терапии заключается в создании условий, в которых школьник имеет возможность отдохнуть и набраться сил для преодоления своих жизненных проблем. Другая, образовательная функция арт-терапии заключается в предоставлении человеку дополнительных знаний, которые могут улучшить его ориентацию в окружающем мире и побудить к решению наиболее важных жизненных вопросов. Последняя из перечисленных функций, корректирующая, направлена на преобразование негативных механизмов психики в более ценные. Это может быть, например, изменение подхода к возникающим трудностям в профессиональной сфере.

Таким образом, арт-терапия представляет собой синтез идей, полученных из таких научных областей, как психология, психотерапия, эстетика и художественная практика. Данные занятия способствуют многостороннему развитию личности, а также помогают преодолевать страхи и снимать эмоциональные напряжения, которые блокируют процессы в детском сознании, необходимые для познания окружающего мира.

Поэтому можно сделать выводы о том, что поставленные цель и задачи исследования были достигнуты, а научная новизна и теоретическая значимость итогов работы была доказана. Полученные результаты могут быть применены как действующими арт-терапевтами в клиниках, так и преподавателями, которые работают с детьми школьного возраста.

Будущие исследования будут направлены на разработку методических указаний, связанных с использованием арт-терапевтических методов, и ее практическую проверку в китайских школьных учреждениях.

1. Бектаева А.Э. Искусство как терапия души и тела: взгляд художника. Вестник науки и образования. 2020; № 2: 60-68.

2. Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. Концепт. 2014; № 2: 106-110.

3. Долгиева К.Н. Арт-терапия в реабилитационных и профилактических программах аутодеструктивного поведения подростков. Universum: психология и образование. 2022; № 3: 25-27.

4. Киселева О.А. Арт-терапия как метод психокоррекции: возникновение и становление. Universum: психология и образование. 2022; № 3: 28-31.

5. Молчанова Е.А. Арт-терапия в поиске жизненных смыслов. Вестник Удмуртского университета. 2021; № 4: 435-445.

6. Саввиди М.И. Арт-терапия как способ развития личности детей с ОВЗ. Science Time. 2016; № 5: 579-581.

У. Сунь Т. Исторические этапы развития арт-терапии в рамках профилактики психического здоровья школьников. Популярная литература и искусство. 2022; № 11: 1У3-1У5.

8. У С. Опыт клинического применения арт-терапевтических методов в китайских и зарубежных школах. Цзинаньский университет. 2022; № 5: 8У-89. References

1. Bektaeva A.'E. Iskusstvo kak terapiya dushi i tela: vzglyad hudozhnika. Vestniknaukiiobrazovaniya. 2020; № 2: 60-68.

2. Volkova N.A., Slizkova E.V. Skazkoterapiya kak faktor nravstvennogo razvitiya mladshih shkol'nikov. Koncept. 2014; № 2: 106-110.

3. Dolgieva K.N. Art-terapiya v reabilitacionnyh i profilakticheskih programmah autodestruktivnogo povedeniya podrostkov. Universum: psihologiya iobrazovanie. 2022; № 3: 25-2У.

4. Kiseleva O.A. Art-terapiya kak metod psihokorrekcii: vozniknovenie i stanovlenie. Universum: psihologiya i obrazovanie. 2022; № 3: 28-31.

5. Molchanova E.A. Art-terapiya v poiske zhiznennyh smyslov. Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2021; № 4: 435-445.

6. Savvidi M.I. Art-terapiya kak sposob razvitiya lichnosti detej s OVZ. Science Time. 2016; № 5: 5У9-581.

У. Sun' T. Istoricheskie 'etapy razvitiya art-terapii v ramkah profilaktiki psihicheskogo zdorov'ya shkol'nikov. Populyarnaya literatura i iskusstvo. 2022; № 11: 1У3-1У5. 8. U S. Opyt klinicheskogo primeneniya art-terapevticheskih metodov v kitajskih i zarubezhnyh shkolah. Czinan'skij universitet. 2022; № 5: 8У-89.

Статья поступила в редакцию 29.03.23

УДК 372.881.111.1

Verbitskaya E.A., teacher, Department of English Language for Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: eaverbitskaya@fa.ru

EVALUATING EFFECTIVENESS OF DIGITAL TECHNOLOGY IN ENGLISH TEACHING: STUDENT'S PERSPECTIVE. Making use of human resource in foreign language teaching is becoming more and more relevant amid digital transformation in education. The article outlines results of a content analysis conducted among 2nd year students of the Financial University under the Government of the Russian Federation revealing that practices centered around human connection are considered by students to be more effective in helping them reach their educational goals than practices centered around digital instruments. Suggested practical implications of the research include rethinking TTT (teacher talking time), implementing elements of Dogme ELT in conventional English-teaching contexts, raising awareness of the concept of rapport among the teaching community and including building rapport in the topics covered in professional development courses.

Key words: digitalization, English language instruction, Dogme, rapport

Е.А. Вербицкая, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: eaverbitskaya@fa.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА

В статье поднимается вопрос актуальности человеческого фактора в преподавании иностранных языков в условиях нарастания темпов цифровизации образования. Рассматриваются результаты контент-анализа, проведенного среди студентов 2 курса финансового факультета Финансового университета, в ходе которого было выявлено, что практики, построенные на основе принципа приоритета человеческого контакта, студенты склонны считать более эффективными для достижения своих образовательных целей, чем практики, основанные на использовании цифровых инструментов. Предложенные по итогам исследования практические рекомендации для преподавателей иностранных языков включают переоценку взглядов на ограничение TTT (teacher talking time), внедрение элементов подхода Dogme ELT в классическую методику преподавания, необходимость более широкого обсуждения в профессиональном сообществе вопросов установления раппорта.

Ключевые слова: цифровизация, преподавание английского языка, Dogme, раппорт

Цифровые технологии и цифровое сотрудничество - это одни из приоритетных направлений ООН: согласно докладу Генерального секретаря, цифровые технологии должны способствовать становлению образовательных пространств, преодолевающих любые ограничения [1]. Как отмечено в этом докладе, столкновение с пандемией вынудило участников образовательных отношений пересмотреть приоритеты в методах работы с материалом. Такой поворот имеет непредвиденное последствие в форме большей вовлечённости представителей так называемого поколения Z.

Теория поколений была предложена в конце ХХ века американскими учёными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. В ее основе лежит предположение о том, что люди, чья социализация приходится на один и тот же период, обладают схожим набором характеристик, так как исторические события, политические, социальные и экономические тенденции, научно-технический прогресс влияют на формирование ценностей и поведенческих стратегий, отделяя таким образом одно поколение от другого [2].

Людей, родившихся после 2000 года (по некоторым классификациям - уже после 1995 года), принято относить к поколению Z. Ключевая характеристика представителей этого поколения состоит в том, что они, образно говоря, родились с гаджетом в руке - с рождения вовлечены в цифровую среду. Их также отличает клиповость мышления. Эти люди сейчас составляют большинство среди обучающихся систем общего, среднего профессионального и высшего образования. Считается, что это «цифровое» поколение, следовательно, особую актуальность обретают проблемы сочетания традиционных педагогических технологий и поколенческих особенностей обучающихся [3, с. 113].

Преподаватели в стремлении говорить со студентами на одном языке стараются осваивать цифровые инструменты и постоянно наращивают объёмы их присутствия в своей работе, усовершенствуют свои цифровые навыки на курсах повышения квалификации.

Цель настоящего исследования следующая: провести оценку вклада цифровых инструментов и цифровых компетенций преподавателей в эффективность

учебного процесса. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: с применением разведывательного контент-анализа ответов обучающихся на открытые вопросы сформулировать типичные представления студентов о том, какие компетенции преподавателя имеют значение для эффективности учебного процесса; на основе эмпирического опыта соотнести типы ожиданий студентов с существующими цифровыми и традиционными инструментами удовлетворения этих ожиданий; предложить ряд рекомендаций по усилению синтеза существующих инструментов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в подготовке основы для будущих количественных исследований представлений студентов об эффективности. Так, например, результаты нашего исследования могут быть использованы для разработки анкеты. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что данные по итогам исследования рекомендации преподаватели могут применять в своей практике для повышения эффективности обучения иностранному языку.

Научная новизна состоит в том, что впервые исследование представлений студентов об эффективности учебного процесса проводилось методом разведывательного контент-анализа. Решение о проведении именно качественного исследования было связано с попыткой избежать случаев проявления когнитивной предвзятости: поскольку тема цифровизации в образовании сейчас обсуждается довольно широко, представляется возможным, что на стандартизированные вопросы анкеты респонденты с высокой долей вероятности давали бы привычные, ожидаемые ответы. Также впервые были сформулированы типичные представления студентов о том, что определяет эффективность обучения.

В исследовании приняли участие 54 студента второго курса финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Целесообразность включения в выборку студентов именно второго курса объясняется разнообразием их образовательного опыта: ещё свежи воспоминания об обучении на школьной ступени образования, где они обучались и тради-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.