его хранению.
Государственное регулирование зернового рынка требует разграничения полномочий федеральных и региональных органов управления. На федеральном уровне определяются ос-
новы ценовой, кредитной и налоговой политики, условия осуществления экспортных и импортных операций, разработка целевых программ, имеющих общегосударственное значение. В компетенцию региональных органов
Экономика
входит решение местных проблем развития зернового хозяйства и рынка зерна на основе использования собственных ресурсов и учета специфических условий ведения зерновой отрасли.
Литература
1. Программа создания и функционирования рынка зерна СНГ. М., 2001.
2. Институциональная оценка роли предпринимательского менеджмента в формировании национального богатства / под ред. Г. М. Дементьева. Екатеринбург : УрГЭУ, 2008. С. 48.
3. Конструктивное предпринимательство и культура / под ред. Е. А. Поповой. М. : ВНИЭТУСХ, 2006. С. 9.
4. Олейник А. Н. Институциональная экономика : уч. пособие. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 24.
5. Попов А. Н., Доронин Ю. Д., Дементьев Г. М. Менеджмент в системе коллективного предпринимательства и формирования национального богатства. Челябинск : УралГУФК, 2008. С. 9-11.
6. Стратегии макрорегионов России. Методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. А. Г. Гранбер-га. М. : РАН, 2004. С. 15.
7. Шаде Г. Аграрный маркетинг в процессе реформ // Проблемы формирования аграрного рынка России. М. : МСХА, 1997. С. 18-20.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
С.А. МАЛАНИЧЕВ,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Уральский филиал РЭА им. Г.В. Плеханова, г. Екатеринбург
Ключевые слова: казначейство, исполнительный лист, должник, взыскатель, бюджетное учреждение, административный регламент.
Казначейская система исполнения бюджета предусматривает санкционирование расходов бюджета органом, организующим исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Санкционирование кассовых выплат из федерального бюджета осуществляется территориальными органами Федерального казначейства. Практика работы этих органов с исполнительными документами показывает, что при ее выполнении казначейство сталкивается с определенными трудностями.
Работа по исполнению требований исполнительных документов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, имеющих лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, до января 2006 года велась в соответствии Постановлением правительства Российской Федерации от 22.02.2001 г. №143 и Приказом Минфина РФ от 15.05.2001 г. №36н.
На основании указанных нормативно-правовых актов и с целью организации работы по исполнению поступивших в казначейство судебных актов Приказом УФК по Свердловской области от 05.05.2003 г. №6 был определен порядок работы Управления, согласно которому ответственность за работу с поступившим заявлением взыскателя возлагалась на отдел обслуживания силовых ведомств. При этом выполнение обязанностей по работе с исполнительными документами, ведение журнала ре-
гистрации исполнительных листов закреплялось в должностных регламентах конкретных специалистов отдела.
В 2005 году общее количество исполнительных листов, предъявленных в УФК по Свердловской области и его территориальные отделения, составило 3803 шт. на общую сумму 307,0 млн руб. В 2006 году поступило 2242 исполнительных документа на сумму 198,1 млн руб., из них было принято к оплате 1755 документов на сумму 116,8 млн руб., то есть возврат исполнительных листов составлял 21,7%. Основные причины возврата исполнительных документов:
■ непредоставление судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, заявления или доверенности уполномоченного лица (20%);
■ несоответствие представленных документов требованиям, установленным действующим законодательством (47,5%);
■ несоответствие наименования должника, указанного в исполнительном листе, и бюджетного учреждения, имеющего лицевой счет в казначействе (46,5%);
■ представление взыскателем или судом заявления об отзыве исполнительного листа (3,2%).
Федеральным законом от 27.12.2005 г. №197-ФЗ были внесены изменения в Бюджетный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Арбитражно-процессуальный кодекс, Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Указанным законом в Бюджетный кодекс
Российской Федерации была введена глава 24, которой предусматривается общий порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ). Порядок исполнения судебных актов по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений изложен в статье 24.3, субъекта Федерации - в статье 242.4, а муниципальных бюджетных учреждений - в статье 242.5 кодекса. Организация исполнения судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений возлагается на органы, осуществление открытие и ведение лицевых счетов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следует отметить, что при этом действия Федерального казначейства и финансовых органов стали более регламентированы. Порядок работы имеет ряд отличительных особенностей:
■ бюджетное учреждение (должник) при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов из бюджета обязано исполнить исполнительный лист за счет иных средств, в том числе полученных от приносящей доход деятельности;
■ в случае невыполнения должни-
Exchequer, the court order, debtor, prospector, budgetary establishment, administrative regulations.
Экономика
ком требований операции на всех лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), приостанавливаются до устранения нарушений;
■ увеличен до трех месяцев срок, в течение которого главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета обеспечивает выделение лимитов и объемов финансирования расходов по запросу-требованию должника;
■ определены основания для возврата исполнительных документов взыс-кате л ю или в суд.
В соответствии с новыми требованиями Приказом Федерального казначейства от 20.02.2006 г. №3н был определен, а Приказом от 26.09.2007 г. №5н уточнен порядок по ведению учета и осуществлению хранения исполнительных и иных документов. Взаимодействие отделов и отделений Управления по исполнению актов судебных органов, предъявляемых к лицевым счетам федеральных бюджетных учреждений, было регламентировано другим Приказом Федерального казначейства от 28.04.2006 г. №64.
В целях повышения эффективности и результативности работы, а также прозрачности процедур исполнения судебных актов и установления порядка взаимодействия органов Федерального казначейства со взыскателями и должниками Минфин России подготовил и утвердил Приказом от 22.09.2008 г. №99н «Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений».
Под государственной функцией исполнения судебных актов понимается процесс организации органом Федерального казначейства исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств взыскателю. Взыскателями выступают юридические и физические лица, а также уполномоченные ими представители.
С целью исполнения судебного акта взыскатель представляет в орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств бюджета открыт лицевой счет для учета операций по расходам федерального
бюджета и по средствам, полученным от приносящей доход деятельности, следующие документы:
■ заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию; заявление подписывается взыскателем либо его представителем;
■ судебный приказ или исполнительный лист, выданный на основании судебного акта, соответствующие требованиям законодательства;
■ надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;
■ нотариально заверенная копия доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя взыскателя.
Административным регламентом определен порядок информирования заявителя о процедурах и сроках исполнения судебных актов. Орган Федерального казначейства может возвратить взыскателю исполнительные документы в случае:
■ отсутствия в казначействе лицевого счета должника;
■ непредставления какого-либо документа;
■ нарушения срока предъявления исполнительного документа;
■ несоответствия представленных документов требованиям ГПК, АПК и ФЗ «Об исполнительном производстве».
Основанием для возврата чаще всего являются следующие случаи:
■ в копии судебного акта отсутствует отметка о дате вступления его в законную силу;
■ в судебном приказе отсутствуют реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
■ указание в исполнительном листе не соответствует результативной части судебного акта, на основании которого он выписан;
■ номер дела в исполнительном документе не соответствует номеру, указанному в судебном акте;
■ в исполнительном документе не указаны дата выдачи и срок предъявления его к исполнению;
■ в исполнительном документе не указана дата принятия судебного акта; возврат исполнительного документа не является препятствием для нового предъявления его к исполнению.
Процесс исполнения судебных актов включает следующие административные процедуры:
■ прием и регистрацию в журнале входящей корреспонденции исполнительных документов;
■ возврат взыскателю документов без исполнения;
■ регистрацию принятых документов в журнале учета и регистрации исполнительных документов; формирование по каждому пакету документов отдель-
* Операции с документами казначейством проводятся до 5 рабочих дней.
** Информация одновременно с платежным документом представляется не позднее 10 рабочих дней со дня уведомления должника.
Рисунок. Порядок исполнения судебных актов, предъявляемых к лицевым счетам получателей средств федерального бюджета
Информационные технологии
ного тома;
■ осуществление правовой экспертизы исполнительного документа;
■ уведомление должника о поступлении исполнительного документа;
■ перечисление денежных средств по реквизитам взыскателя;
■ учет представленной должником информации, при отсутствии средств на счете копии запроса-требования, направленного главному распорядителю с целью выделения бюджетных средств по исполнению требований;
■ учет документов, подтверждающих исполнение (частичное исполнение) требований исполнительного документа;
■ приостановление осуществления операций на лицевых счетах должника при несоблюдении требований и сроков, предусмотренных регламентом;
■ уведомление взыскателя о неисполнении должником требований судебного акта или исполнительного документа;
■ завершение организации исполнения требований исполнительного документа.
Механизм реализации данной функции Управлением Федерального казначейства изображен на рисунке.
По данным УФК по Свердловской области, в 2007 году в органы казначейства предъявлено 1318 исполнительных документов на общую сумму 270,5 млн руб., принято к оплате - 958 на сумму
190.9 млн руб., оплачено - 873 на сумму
115.9 млн руб.
Наибольшие суммы выплачены при исполнении судебных актов по денеж-
ным обязательствам федеральных бюджетных учреждений Министерства обороны, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В связи с несвоевременным выделением главными распорядителями (распорядителями) лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов должнику - получателю средств федерального бюджета для полного исполнения исполнительного документа органы Федерального казначейства вынуждены были приостанавливать осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должников. В течение 2007 года направлено должникам 133 уведомления о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа, взыскателям - 11 уведомлений о неисполнении должником требований исполнительного документа.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Федеральное казначейство не наделено полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам. С другой стороны, порядок взыскания предусматривает обязательное предъявление ис-
полнительных документов в орган Федерального казначейства с целью их учета при санкционировании платежей из бюджета.
Следовательно, исполнение судебного акта в порядке предъявления его непосредственно должнику, то есть минуя орган ФК, и последующего предъявления его в казначейство вместе с платежным поручением должника невозможно, так как не соответствует требованиям бюджетного законодательства. Вместе с тем имеются случаи предоставления должником платежных поручений по оплате исполнительных документов без предъявления их в орган федерального казначейства. При этом оснований для возврата казначейством платежных поручений нормативными актами не определено.
С целью создания более действенной системы исполнения требований по исполнительным документам, предъявленным к лицевым счетам получателей бюджетных средств, необходимо доработать нормативные правовые акты в части исполнения судебных актов, содержащих указания обязывающего характера. Обеспечить представление в органы Федерального казначейства исполнительных документов, оформленных в соответствии с требованием Бюджетного кодекса, Гражданско-процессуального, Арбитражно-процессуального кодексов Российской Федерации и Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 г. № 197-ФЗ).
2. О порядке ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств : приказ Минфина Рос. Федерации от 26 сент. 2007 г. № 5н.
3. Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений : приказ Минфина Рос. Федерации от 22 сент. 2008 г. № 99н.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОИНЖЕНЕРНОЙ НАУКИ
В.Ф. ФЕДОРЕНКО,
доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН, директор ФГНУ «Росинформагротех», г. Москва
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, информационные системы, сельское хозяйство.
Если наша страна не станет рассматривать информацию как важнейший ресурс наравне с энергией и пахотной землей (и не привьет вкус к потреблению этого ресурса), то она неизбежно отстанет от главных своих конкурентов.
Жискар Д Эстен, президент Франции
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства развитых стран в последнее десятилетие обеспечивается за счет интенсификации инновационной деятельности, то есть существенного увеличения объемов реализации инноваций и значительного сокращения сроков прохождения инновационного цикла от идеи до освоения в производство.
Инновационный потенциал отече-
ственного АПК, по экспертным оценкам, используется на 4-7% против 50% в США.
Поэтому для обеспечения динамичного, эффективного и устойчивого функционирования АПК Минсельхоз России по поручению правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. МФ-П-13-4480 разработал стратегию развития отрасли, реализация которой планируется в рамках трех федераль-
ных и ряда ведомственных целевых программ, в числе которых:
- ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»;
- ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года»;
- ФЦП «Повышение эффективности и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства» (подпрограммы «Развитие животноводства в режиме
Innovation, innovative activity, information systems, agriculture.