4. Древинг С.Р. Институциональные особенности развития инновационных систем: роль инновационных кластеров. // Инновационная экономика. - 2008, №2(14). - С. 2 - 8.
5. Никитин А.А., Ириков В А., Христюк А. А. Разработка и реализация стратегии инновационного развития предприятия с использованием бюджетирования ориентированного на результат. -М.: МИЭЭ, 2008. -104 с.
6. Сутырин С.Ф., Филиппов П.Н. Кластеры конкурентоспособ-
ности Финляндии. //Вестник СПбГУ. Сер. 5. - 2007. N 1. - С. 71 - 78.
7. Яшева Г.А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования. Государственное управление. Электронный вестник. — 2007, №Н. -С. 11-15.
8. Feser E., Luger M. Cluster analysis as a mode of inquiry: its use in science and technology policy-making in North Carolina // European planning studies, 2003. N11.-P. 11-24.
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ УТИЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ
Савченко Г.Э., аспирант Филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
Проанализирована текущая ситуация в области утилизации промышленных и бытовых отходов, рассмотрена отечественная специфика управления медицинскими отходами, приведены особенности инвестирования в организацию централизованного обезвреживания медицинских отходов, а также предложено создание государственно-частного партнерства для эффективной реализации инвестиционных проектов в данной сфере.
Ключевые слова: медицинские отходы, инвестиционные проекты, централизованная утилизация отходов.
FEATURES OF THE INVESTING IN CENTRAL DISPOSAL OF MEDICAL WASTE
Savchenko G., the post-graduate student, Smolensk branch, National Research University «MEI», FGBOU VPO
The current situation in the disposal of industrial and domestic waste is analyzed, Russian specifics of medical waste management is considered, the features of investing in the centralized disposal of medical waste are given, and the creation ofpublic-private partnerships is proposed for the effective implementation of investment projects.
Keywords: medical waste, investment projects, a centralized waste disposal.
В современных условиях интенсивного расширения промышленного производства и увеличения объемов потребления особую актуальность приобретает проблема сбора, хранения, транспортировки и утилизации отходов, которые представляют серьезную эпидемиологическую и экологическую опасность. По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ежегодно в России образуется свыше 4 млрд. тонн отходов, при этом среднегодовой темп их прироста составляет около 14%.
В настоящее время основным способом утилизации промышленных и бытовых отходов является их депонирование на специальных полигонах (около 80% физического объема), что обусловлено высокими расходами по их переработке и уничтожению, а также наличием большого количества отчужденных территорий. Однако ввиду активного роста объема отходов, особенно в крупных промышленных мегаполисах, данный способ утилизации становится чрезвычайно опасным, поскольку неправильная организация захоронения отходов может приводить к загрязнению почв и грунтовых вод химикатами, тяжелыми металлами и патогенными микроорганизмами, а их сжигание негативно сказывается на состоянии атмосферы, так как сопровождается выбросами высокотоксичных полихлорированных соединений.
В соответствие с Базельской конвенцией (1992 год) наибольшую опасность представляют медицинские отходы, которые формируются в результате деятельности лечебно-профилактических учреждений, медицинских научно-исследовательских и образовательных институтов, фармацевтических предприятий, аптек и т.д. По официальным данным, сегодня в России производится около 1 млн. тонн медицинских отходов, четверть из которых представляют собой потенциальный источник опасных инфекционных заболеваний, что, как следствие, создает реальную санитарно-эпидемиологическую угрозу.
Согласно требованиям Всемирной организации здравоохранения (1979 год) утилизация медицинских отходов должна осуществляться нормативно закрепленными методами, реализуемыми специализированными службами. Сегодня основным регламентирующим документом в данной области является СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №163 от 09.12.2010 года [1].
Согласно указанному документу, медицинские отходы классов опасности «Б» и «В» подлежат обязательному обеззараживанию и/
или обезвреживанию, при этом исключается возможность их вторичного использования [2]. Однако как показывают проведенные исследования, сегодня не более 3% отечественных лечебно-профилактических учреждений имеют специальные установки для аппаратной утилизации отходов, остальные же проводят лишь их предварительную химическую дезинфекцию. Главной причиной применения традиционных способов обеззараживания выступает недостаток финансовых ресурсов, необходимых для приобретения дорогостоящего оборудования, что особенно характерно для муниципальных медицинских учреждений [3].
В этой связи создание организаций, осуществляющих централизованное обезвреживание медицинских отходов на основе применения инновационных экономически эффективных и экологически безопасных технологий, представляется перспективным направлением инвестирования, практическая реализация которого позволит улучшить санитарно-экологическое состояние окружающей среды [4].
Реализация инвестиционных проектов в данной области имеют особую специфику, которая связана с государственным регулированием процессов обращения с медицинскими отходами, особенностями деятельности лечебно-профилактических учреждений как основных потребителей услуг по обезвреживанию и утилизацию отходов, жестким контролем за соблюдением санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм, а также требованиями экологической безопасности.
К основным особенностям инвестирования в организацию централизованного обезвреживания медицинских отходов следует отнести:
1. Недостаточное финансирование мероприятий по организации в лечебно-профилактических учреждениях системы раздельного сбора медицинских отходов, их временного хранения и предварительного обеззараживания.
2. Жесткие санитарно-эпидемиологические требования к расположению, оборудованию и эксплуатации помещений, в которых будет осуществляться обеззараживание /обезвреживание медицинских отходов.
3. Строгий производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм и правил в процессе сбора, временного хранения, обеззараживание /обезвреживания медицинских отходов.
4. Высокая стоимость промышленного оборудования, необходимого для масштабного обезвреживания медицинских отходов.
5. Жесткие санитарно-эпидемиологические требования к транспортировке медицинских отходов от места их возникновения до места их конечной утилизации.
6. Низкий потенциал роста рынка услуг по уничтожению медицинских отходов. В основном увеличение числа потребителей возможно за счет открытия негосударственных медицинских учреждений.
7. Серьезные экологические требования, предъявляемые к процессам обезвреживания медицинских отходов. Например, в результате инсинерации образуются остротоксичные диоксины, фураны и бифенилы, вызывающие серьезные заболевания, в том числе образование злокачественных опухолей.
8. Необходимость поиска полигонов для захоронения результатов обезвреживания, получаемых в виде твердых бытовых отходов.
Вышеописанная специфика предметной области приводит к необходимости осуществления многокритериальной оценки инвестиционных проектов, которая должна комплексно учитывать технические, технологические, организационные, гигиенические, экологические и экономические аспекты реализации процессов централизованной утилизации медицинских отходов.
Как представляется, наиболее перспективным механизмом ре-
ализации инвестиционных проектов в данной области является государственно-частное партнерство, которое позволит создать благоприятные технические, финансовые и институциональные условия для эффективной организации полного цикла утилизации медицинских отходов.
Литература:
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №163 от 09.12.2010 года об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»
2. Аналитическая справка о состоянии утилизации твердых бытовых и медицинских отходов в регионах Центрального федерального округа // Центр развития государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. - Электронные данные. - М., сор. 2009. - Режим доступа: http://www.pppcenter.ru/ru/activities/analytics/
3. Дли М.И., Какатунова Т.В., Петрушко И.Н. Оценка инновационного потенциала предприятия: эксергетический подход // Интеграл. 2010. №6 (56). С. 46-47.
4. Дли М.И., Какатунова Т.В. Процедура распространения результатов инновационной деятельности в регионах // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. №1. С. 5-8.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Резер А.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного университета путей сообщения
В статье проведен подробный анализ современного состояния транспортно-логистического комплекса Российской Федерации, а также выявлены проблемы его развития и совершенствования.
Ключевые слова: транспортно-логистический центр, железнодорожный транспорт, логистика.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT - LOGISTICS CENTERS
Rezer A., Ph.D., Associate Professor of Finance and credit chair, Moscow State University of Railway Transport
The article gives a detailed analysis of the current state of the transport and logistics sector of the Russian Federation, and also identified the problem of its development and improvement.
Keywords: transport and logistics center, railway transport, logistics.
Многие проблемы, с которыми пришлось столкнуться зарубежным железнодорожным компаниям, возникли и в российской практике. Более того, перенимая зарубежный опыт в решении тех же проблем, российский железнодорожный транспорт воссоздает те же условия и вновь встречается с теми же проблемами, с которыми приходится бороться зарубежным транспортным компаниям уже на новых этапах проведения реформ.
Общая длина железнодорожной сети в России составляет 86 тыс. км путей общего и 62 тыс. км необщего пользования (см. [2]). До 1990 г. динамика железнодорожной отрасли была, в целом, положительной. Так, длина железнодорожных путей увеличилась в 1,2 раза с 136 тыс. км в 1970 г. до 159,3 тыс. км в 1990 г.; в то же время ежегодный грузооборот возрос в 1,5 раза с 1672 до 2523 млрд ткм; интенсивность грузоперевозок возросла в 1,3 раза с 12,6 до 16,0 млн ткм на 1 км эксплуатационной длины в 1990 г.
С начала 1990-х гг. картина резко изменилась, и вплоть до 1999 г. практически все показатели деятельности отрасли железнодорожных перевозок снижались. Так грузооборот с 2523 млрд ткм в 1990 г. сократился до 1214 млрд ткм в 1995 и лишь немного возрос до 1373 млрд ткм в 2000 г. (см. [3]). Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом снизился с 2140 млн т в 1990 г. до 1028 млн т в 1995 г. и остался практически на том же уровне в 1047 млн т в 2000 г.
Помимо общих проблем, связанных с политическими потрясениями в обществе и переходе на радикально новые методы хозяйственной деятельности в стране, железнодорожный транспорт испытывал и ряд специфических проблем в это время. В частности, хотя общая доля железной дороги в грузоперевозках за 90-е гг. возросла с 31,2% до 40,9%, абсолютные величины сильно сократились (иногда в 2 раза). Более того, наметилась тенденция вытеснения железнодорожного транспорта в обеспечении грузовых перевозок на коротких расстояниях, а также перевозок скоропортящихся и ценных грузов со стороны автомобильного транспорта.
В ответ на кризисное положение отрасли и несоответствие ее
организации новым, рыночным условиям с 2001 г. на железнодорожном транспорте начала проводиться структурная реформа, основными целями которой являются:
■ Повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического развития;
■ Формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
■ Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
■ Удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.
Принятая программа реформирования предусматривала (см. [4]):
■ Расформирование прежнего Министерства путей сообщения и передача функции оперативного управления железными дорогами компании в форме открытого акционерного общества под контролем государства (ОАО «РЖД») и функций выработки политического курса и надзора Министерству транспорта, Министерству экономического развития и торговли, Федеральной антимонопольной службе и Федеральной службе по тарифам;
■ Финансово-учетное либо организационное разделение инфраструктуры, грузовых, дальних пассажирских и пригородных пассажирских перевозок, а также вспомогательных социальных и прочих коммерческих видов деятельности;
■ Недискриминационный доступ к инфраструктуре для определенных категорий перевозчиков с сохранением национального грузового оператора в единой собственности с инфраструктурой;
■ Организационное отделение специализированных грузовых перевозок (международный транзит, интермодальные и рефрижи-раторные перевозки);
■ Пересмотренную систему грузовых тарифов, содействующих возникающей конкуренции среди перевозчиков;