Научная статья на тему 'Формирование системы управления медицинскими отходами в Тюменском регионе'

Формирование системы управления медицинскими отходами в Тюменском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
334
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ / MEDICAL WASTE / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ / CONTROL SYSTEM OF MEDICAL WASTE / ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ / DECONTAMINATION OF MEDICAL WASTE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марченко Александр Николаевич, Степанова Т. Ф., Ключков С. А., Устюжанин Ю. В.

Рассматриваются вопросы формирования системы управления медицинскими отходами в регионе, ключевые вопросы стратегии, различные факторы, которые негативным образом могут повлиять на качество и эффективность управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марченко Александр Николаевич, Степанова Т. Ф., Ключков С. А., Устюжанин Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SYSTEM OF MEDICAL WASTE MANAGEMENT IN THE TYUMEN REGION

Formation questions for a control system of medical waste in the region, key questions of strategy, and various factors, which can negatively affect quality and management efficiency, are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование системы управления медицинскими отходами в Тюменском регионе»

ОКТЯБРЬ №10 (259) ЗНиСО

47

стью и активностью носителей и переносчиков вируса Западного Нила.

6. Целью постоянно функционирующего эпидемиологического надзора за лихорадкой Западного Нила является обеспечение информацией, необходимой и достаточной для анализа эпидемиологической ситуации и принятия управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Злепко А.В. и др. Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости Лихорадкой Западного Нила населения Волгоградской области. / А.В. Злепко, М.В. Монастырский, Ю.В. Кетов [и др.] //Материалы Х съезда Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов «Итоги и перспективы обеспечения эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации». Москва, 12—13 апреля 2012 г. 2012. Т. 2. № 1—2. С. 147.

2. Колобухина Л.В. и др. Лихорадка Западного Нила: Руководство по медицинской вирусологии / Л.В. Колобу-хина, Д.Н. Львов /Под ред. Д.К. Львова. М.: МИА. 2008. С. 514—522.

3. Львов Д.К. Лихорадка Западного Нила //Вопр. вирусол. 2000. № 2. С. 4—9.

4. Львов Д.К. и др. Флавивирусы (Flaviviridae): Руководство по медицинской вирусологии / Д.К. Львов, П.Г. Дерябин /Под ред. Д.К. Львова. М.: МИА, 2008. С. 226—235.

5. Львов Д.К. и др. Лихорадка Западного Нила по материалам вспышек в Волгоградской области в 1999—2002 гг. / Д.К. Львов, В.Б. Писарев, В.А. Петров, Н.В. Григорьева //Вопросы вирусологии. 2001. № 4. С. 22—26.

6. Львов Д.К. и др. Атлас распространения возбудителей природно-очаговых вирусных инфекций на террито-

рии Российской Федерации / Д.К. Львов, П.Г. Дерябин, В.А. Аристова [и др.]. М.: НПЦ ТЛЕГ МЗ РФ, 2001. 193 с.

7. Москвитина Э.А. и др. Лихорадка Западного Нила в Ростовской области: эколого-эпидемиологические особенности вспышки 2010 года / Э.А. Москвитина, М.В. За-башта, И.В. Орехов, Ю.М. Ломов //Проблемы особо опасных инфекций. 2011. № 4 (110). С. 31—35.

8. Сборник материалов по вспышке лихорадки Западного Нила в Российской Федерации в 2010 г. /Под ред. Г.Г. Они-щенко. Волгоград: ООО «Волга-Паблишер», 2011. С. 244.

9. ПоповаА.Ю. Об итогах надзора за ЛЗН в эпидсезон 2013 г.: Письмо от 16.12.2013 № 01/14340-13-32 [Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека].

10. Путинцева Е.В. и др. Особенности эпидемической ситуации по лихорадке Западного Нила в 2013 г. в мире и на территории Российской Федерации и прогноз ее развития в 2014 г. / Е.В. Путинцева, В.А. Антонов, Д.В. Викторов, М.В. Монастырский, Н.И. Погасий //Проблемы особо опасных инфекций. 2014. № 2. С. 33—39.

11. Путинцева Е.В. и др. Распространение лихорадки Западного Нила в мире и Российской Федерации в 2010 г. / Е.В. Путинцева, А.В. Липницкий, В.В. Алексеев [и др.] //Проблемы особо опасных инфекций. 2011. № 107. С. 38 —41.

12. Черкасский Б.Л. и др. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней / Б.Л. Черкасский, В.М. Болотов-ский, А.М. Зарицкий, В.А. Зуев [и др.]. Под ред. В.И. Покровского . М.: Медицина, 1993. 464 с.: ил.

Контактная информация:

Монастырский Михаил Валентинович, тел.: 8 (495) 332-01 04, e-mail: [email protected].

Contact information:

Мonastyrsky Mikhail, рЬопе: 8 (495) 332-01 04, e-mail: [email protected]

УДК 628.4.G46

-

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ

А.Н. Марченко1,3, Т.Ф. Степанова1, С.А. Ключков2, Ю.В. Устюжанин3 'ФБУН «Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии» Роспотребнадзора, г. Тюмень 2Департамент здравоохранения Тюменской области, г. Тюмень 3ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Тюмень

Рассматриваются вопросы формирования системы управления медицинскими отходами в регионе, ключевые вопросы стратегии, различные факторы, которые негативным образом могут повлиять на качество и эффективность управления.

Ключевые слова: медицинские отходы, система управления медицинскими отходами, обезвреживание медицинских отходов.

A.N. Marchenko, T.F. Stepanova, S.A. Kluchkov, Y.V. Ustyuzanin □ FORMATION OF SYSTEM OF MEDICAL WASTE MANAGEMENT IN THE TYUMEN REGION □ «Tyumen Research Institute of Regional Infectious Pathology», Tyumen, Department of Health of the Tyumen region, Tyumen, «Tyumen State Medical Academy»Ministry of Health of the Russian Federation, Tyumen.

Formation questions for a control system of medical waste in the region, key questions of strategy, and various factors, which can negatively affect quality and management efficiency, are considered. Key words: medical waste, control system of medical waste, decontamination of medical waste.

В лечебно-профилактических организациях (ЛПО) — происходит восстановление здоровья обратившихся пациентов и в процессе оказания медицинской помощи образуются различные по степени опасности и компонентному составу медицинские отходы (МО). Если ЛПО не обеспечивает должный уровень гигиены, не уделяет внимания вопросам безопасного обращения с МО, то значительно повышается риск распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), что негативно отразится

на качестве оказываемой медицинской помощи [8]. Решение вопросов обезвреживания МО становится актуальным в связи с увеличивающимся их объемом. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире уже накопилось около 1,8 млрд т МО, что составляет около 300 кг на каждого жителя планеты. В докладе на 18 сессии Совета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН (04.07.2011) по вопросу о неблагоприятных последствиях перевозок и захоронения токсичных и опасных продуктов и отходов

48

ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (259)

говорилось, что ненадлежащее управление МО ставит значительную угрозу для осуществления целого ряда прав человека, включая в первую очередь право на жизнь, право на достижение высокого уровня физического и психического здоровья, право на безопасные условия труда, а также право на достаточный уровень жизни.

В 1979 г. ВОЗ отнесла медицинские отходы к опасным и заявила о необходимости создания специальных служб и способов их утилизации. В 1989 г. «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» обозначила 45 видов отходов, которые считаются опасными, особо выделив среди них медицинские отходы. В 1990 г. СССР подписал Базельскую конвенцию, а в 1994 г. она была ратифицирована в России. В 1999 г. был принят Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором говорится и об отходах производства и потребления (ст. 22). В 2010 г. были утверждены новые санитарные правила — СанПиН 2.1.7.2790—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» появилась статья (ст. 49), посвященная медицинским отходам, а в Федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009—2014 гг.)» отмечается роль отходов в создании опасных ситуаций для здоровья человека, подчеркивается необходимость разработки систем управления медицинскими отходами с использованием современных технологий их обезвреживания. Снижение рисков нарушения здоровья граждан России, которые формируются при попадании загрязняющих веществ в воздух, сточные воды, почву, в т. ч. за счет отходов производства и потребления, является стратегическим приоритетом Российской Федерации в области экологии с позиции сохранения здоровья нации [5].

Формирование на региональном уровне системы управления МО предполагает развитие стратегии управления, выбор способов обезвреживания (централизованный, децентрализованный, централизованно-децентрализованный), выбор оптимальных и эффективных методов обеззараживания с эпидемиологической точки зрения и безопасных с экологических позиций, экономическую целесообразность, наличие развитой транспортной инфраструктуры, совершенствование нормативных документов регионального уровня. Ключевыми вопросами стратегии управления МО являются: минимизация, уменьшение объемов образования отходов; разделение отходов в местах их образования; рециркуляция, повторное использование отходов; обезвреживание отходов; удаление и захоронение отходов [2, 4]. Но стремление к минимизации образования отходов в ЛПО не должно создавать препятствий для внедрения новых технологий и обеспечения высокого уровня медицинского обслуживания пациентов.

Основная цель при создании системы управления МО — это обеспечение санитарно-

эпидемиологического и экологического благополучия населения региона. При этом необходимо решить несколько задач: внедрение в регионе, в отдельных ЛПО прогрессивных, экономически эффективных, экологически безопасных методов аппаратного обезвреживания эпидемиологически опасных отходов для исключения их химической дезинфекции в местах образования; обеспечение ЛПО необходимыми расходными материалами для безопасного сбора и удаления МО; развитие системы подготовки медицинского и технического персонала ЛПО; развитие системы стати -стического учета, отчетности и информационно-методической поддержки.

Следует учитывать при этом различные факторы, которые негативным образом могут повлиять на качество и эффективность управления медицинскими отходами в регионе: принимать во внимание профиль действующих в регионе ЛПО, знать их мощность (число коек и посещений в смену), наличие в регионе специализированных, в т. ч. высокотехнологичных медицинских организаций (реанимационные, хирургические, инфекционные больницы, станции переливания крови, гематологические, геронтологические, патоморфологические центры, противотуберкулезные учреждения и т. п.), ведомственную принадлежность ЛПО региона, знать количество и морфологический состав образующихся отходов, наличие в ЛПО специализированных обезвреживающих установок и их территориальное расположение, особенности транспортных путей и возможность доставить опасные (инфицированные) отходы на обезвреживание не более чем через 24 ч и некоторые другие факторы, которые могут быть характерными для той или иной территории.

В Тюменской области в 2012 г. функционировало 72 лечебно-профилактические организации федерального, областного и муниципального подчинения с числом больничных коек 9 747 и мощностью амбулаторно-поликлинических учреждений 37 402 посещения в смену. В результате ежегодно проводимого мониторинга образуемых медицинских отходов, а также анализа деятельности по обращению с медицинскими отходами установлено, что ежегодно образуется 10 971 т медицинских отходов всех классов, из них на класс А приходится 76,0 % (8 347 т), на класс Б — 17,6 % (1 927 т), на класс В — 2,7 % (292 т), на класс Г — 3,6 % (398,3 т), на класс Д - 0,1 % (7 т). При этом, по данным ВОЗ, эпидемиологически безопасные отходы (класс А по СанПиН 2.1.7.2790—10) составляют до 80 % (иногда до 85 % и более) всего объема образующихся медицинских отходов [1, 7, 12]. Отходы, представляющие инфекционную опасность (классы Б и В по СанПиН 2.1.7.2790—10), составляют 15 %, а оставшиеся 5 % - это другие опасные медицинские отходы. Таким образом, данные о структуре образующихся в ЛПО Тюменского региона медицинских отходов (по классам) сопоставимы с данными ВОЗ.

Компонентный состав медицинских отходов классов Б и В представлен мягким перевязочным материалом (16,7 %), пищевыми отходами (8,3 %), полимерными отходами (25 %), металлическими медицинскими изделиями (8,3 %), патолого-анатомическими (биомедицинскими) отходами

ОКТЯБРЬ №10 (259) ЗНиСО

49

^ (16,7 %), лабораторными отходами (8,3 %), прочими отходами (16,7 %). Следует отметить, что в —р регионе имеется выраженная тенденция к увеличению количества образующихся инфицирован-_ ных отходов (в 2007 г. — 980 т отходов классов «Б» и «В»; в 2011 г. — чуть более 2,0 тыс. т; в 2012 г. — 2,2 тыс. т). Но выяснить истинные объем и количе-сэ ство образующихся медицинских отходов пока не представляется возможным, так как официальной статистической отчетности всех медицинских организаций о медицинских отходах не существует.

В развитие действующих в Российской Федерации нормативных документов, в Тюменской области в 2013 г. были разработаны и введены в действие методические рекомендации «Порядок обращения с эпидемиологически опасными и чрезвычайно эпидемиологически опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических организациях Тюменской области». Данным документом для медицинских организаций региона были утверждены нормативы образования медицинских отходов по классам опасности. В рекомендациях изложены требования к обращению с инфицированными медицинскими отходами классов Б и В, снижению риска инфицирования медицинского персонала при выполнении им служебных обязанностей, правил по технике безопасности при обращении с медицинскими отходами, а также порядку действий при аварийных ситуациях, в том числе при перевозке таких отходов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования [6].

В каждой медицинской организации разработаны собственные (объектовые) схема обращения с медицинскими отходами различных классов. При этом мероприятия по обращению с медицинскими отходами входят в систему менеджмента качества в медицинских организациях, которая регламентируется национальным стандартом — ГОСТ Р 53092—2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения» (введен в действие с 01.01.2010 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 495-ст). В соответствии с ним в медицинских организациях продокумен-тированы все процедуры по обращению с любыми медицинскими отходами в рамках требований санитарного и природоохранного законодательства, с обязательным отражением мер по соблюдению личной гигиены, техники безопасности сотрудниками, которые могут или контактируют с опасными отходами.

Во многих медицинских организациях Тюменской области инфицированные и потенциально инфицированные медицинские отходы (выделения больных, шприцы, бинты, тампоны, скальпели и т. п.) обеззараживаются пока химическим способом, в основном хлорсодержащими дезинфицирующими средствами, а жидкие и полужидкие части отходов сбрасываются в централизованную канализационную систему. Только в 18 из 72 ЛПО области (25 %) функционирует 21 установка для обезвреживания медицинских отходов, т. е. эти ЛПО работают по децентрализованному принципу обращения с медицинскими отходами. Данные установки перерабатывают до 45—50 %

всего объема эпидемиологически опасных отходов. Кроме того, обезвреживанием отходов класса Б, а также класса В (после предварительного обеззараживания) и частично отходов класса Г по договорам с лечебно-профилактическими организациями занимаются 2 коммерческие структуры, использующие для этого высокотемпературные сжигающие установки инсинераторного и пиро-лизного типа и демеркуризационную установку. Имеется небольшое частное предприятие, которое занимается вторичной переработкой собранного медицинского пластика. При формировании системы обращения с медицинскими отходами, при выборе технологии их обеззараживания/ обезвреживания следует принимать во внимание, что в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.7.2790—10 химическое обеззараживание отходов класса Б используется в медицинских организациях как обязательная, но временная мера, при отсутствии собственного участка обращения с медицинскими отходами или отсутствии на административной территории централизованной системы обращения с ними, а обеззараживание таким образом отходов класса В запрещено. То есть, в медицинских организациях Тюменской области в настоящее время реализуется и децентрализованный и централизованный принцип обращения с медицинскими отходами, и в перспективе доля химического обеззараживания инфицированных отходов должна уменьшаться.

Для осуществления координации деятельности, оказания организационно-методической помощи ЛПО, консультирования, обучения, ведения статистического учета отходов и т. п. целесообразно организовать при Департаменте здравоохранения (Министерстве здравоохранения) региона структурное подразделение по обращению с медицинскими отходами (ОМО) — Отдел (отделение) ОМО.

При централизованном способе участок по обращению с медицинскими отходами располагается за пределами территории ЛПО, при этом организуется безопасное транспортирование отходов специализированным транспортом. При децентрализованном способе участок по обращению с отходами располагается в пределах территории ЛПО. При объеме обезвреживаемых отходов до 200 л в сутки допускается наличие минимального набора помещений участка в составе двух зон в соответствии с п. 10.3.1 названного СанПиН.

Если в районе (регионе) осуществляется централизованный способ обезвреживания с применением термического уничтожения медицинских отходов класса Б, то они могут предварительно не обеззараживаться и доставляться на уничтожение на специальном транспорте, герметично упакованными с соблюдением мер предосторожности. Тогда как отходы класса В обеззараживаются только децентрализованным способом и только физическими методами, а хранение и транспортирование необеззараженных отходов класса В за пределами территории организации не допускается. Автомобиль, перевозящий медицинские отходы, должен быть оборудован и эксплуатироваться в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и не использоваться для других целей. Персонал, занятый транспортированием

50

ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (259)

отходов классов Б и В (только обеззараженных) должен знать правила обращения с такими отходами и уметь действовать при возникновении аварийных ситуаций, которые сопровождаются нарушением целости транспортных контейнеров или упаковки и рассыпанием отходов. При этом водитель и/или сопровождающий обязан: не оставлять место аварийной ситуации и транспортное средство без надзора; установить предупредительные знаки у места аварии, так чтобы не допустить разноса компонентов опасных отходов колесами проходящего мимо транспорта; сообщить об аварии своему непосредственному руководству; предпринять все необходимые меры по первичной ликвидации последствий аварийной ситуации до прибытия аварийной бригады и/или специальных служб в соответствии с требованиями санитарных правил, специальной подготовки или инструктажа, проводимых по месту работы; сообщить об аварийной ситуации в ГИБДД или экстренную службу 112; не допускать посторонних лиц к месту аварийной ситуации; оказать при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим; ждать прибытия представителей ГИБДД, аварийной службы и по прибытии которых сообщить полную информацию о виде, характере опасного груза, предпринятых мерах, предъявить транспортные документы на груз, содействовать ликвидации аварийной ситуации [6].

При организации в ЛПО участка по обеззараживанию/обезвреживанию медицинских отходов с использованием аппаратных методов разрешается сбор, временное хранение, транспортирование медицинских отходов класса Б без предварительного обеззараживания в местах образования, при условии обеспечения необходимых требований эпидемиологической безопасности. При этом организация, осуществляющая медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, должна быть обеспечена в полном объеме всеми необходимыми расходными средствами, в том числе одноразовой упаковочной тарой. После аппаратных способов обезвреживания с применением физических методов отходы классов Б и В могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться на полигоне ТБО совместно с отходами класса А в общем потоке. Но при этом упаковка должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов.

В Тюменской области с учетом территориальной расположенности ЛПО, транспортной инфраструктуры, обеспеченности специализированными установками для обработки медицинских отходов, формируется территориально-кустовая схема обращения путем создания на базе крупных областных ЛПО межрайонных центров обезвреживания (МЦО). При этом, с учетом уже сложившейся в этой сфере инфраструктуры, будет реализовываться централизованно-децентрализованный принцип обращения с эпидемиологически опасными медицинскими отходами классов Б и В [3].

При создании подобных межрайонных центров обезвреживания медицинских отходов следует предусмотреть обеспечение самих центров холодильными установками для хранения отходов на период более 24 часов, а отдаленных ЛПО

и учреждений противотуберкулезного профиля — индивидуальными, малогабаритными и недорогими установками для обработки медицинских отходов («Балтнер», «Стериус», СМО-10 и т. п.). Эти центры должны обеспечить транспортирование медотходов специализированным автотранспортом, а также иметь обменный фонд многоразовых транспортных контейнеров и помещение для их дезинфекционной обработки.

Таким образом, единая региональная система обращения с медицинскими отходами позволит стандартизировать деятельность ЛПО в этой сфере, свести до минимума опасность выноса за пределы медицинских организаций возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний. Переход на такую систему обращения с медицинскими отходами, с учетом отечественных и международных нормативов, с использованием различных технологий обезвреживания, значительно сократит их объем, обеспечит эпидемиологическую и экологическую безопасность отходов, позволит отказаться от химической дезинфекции отходов в местах их образования, что сэкономит значительные финансовые средства при закупке дезинфек-тантов, минимизировать негативное воздействие этих дезинфектантов на здоровье персонала, а также снизить уровень загрязнения окружающей природной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимкин В.Г. и др. Современное состояние и перспективы решения проблемы обращения с медицинскими отходами в Российской Федерации / В.Г. Акимкин, А.В. Бормашов //Медицинский алфавит. Эпидемиология и гигиена. 2013. № 2. С. 48—53.

2. Боравский Б.В. и др. Справочное руководство по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений / Б.В. Боравский, Т.В. Боравская, К.С. Десяткова /Под ред. Н.В. Русакова, В.Л. Гончаренко. М.: ООО «Мир Прессы», 2006. 432 с.

3. Марченко А.Н. и др. О системе обращения с медицинскими отходами в Тюменской области / А.Н Марченко, Т.Ф. Степанова, С.А. Ключков //Инфекция и иммунитет: Материалы X съезда Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов, паразитологов. СПб. 2012. Т. 2. № 1—2. С. 226.

4. Мироненко О.В. и др. Гигиеническое обоснование выбора технологии обезвреживания больничных отходов / О.В. Мироненко, А.В. Бормашов, Л.А. Сопрун, З.Н. Шен-гелия //Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 2 (203). С. 35—41.

5. Попова А.Ю. Стратегические приоритеты Российской Федерации в области экологии с позиции сохранения здоровья нации //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 4—7.

6. Порядок обращения с эпидемиологически опасными и чрезвычайно эпидемиологически опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических организациях Тюменской области: Методические рекомендации. Тюмень, 2013. 36 с.

7. Технические руководящие принципы экологически обоснованного регулирования биомедицинских и медицинских отходов (y1; y3): Конференция сторон базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, unep/chw.6/20

8. Щербо А.П. и др. Эколого-гигиенические предпосылки и иженерные подходы к управлению медицинскими отходами / А.П. Щербо, О.В. Мироненко, К.К. Сущий, К.И. Козырин, Л.А. Сопрун //Экология человека. 2013. № 6. С. 18—25.

Контактная информация: Contakt information:

Марченко Александр Николаевич, Marchenko Alexander, тел.: 8 (3452) 28-99-92 phone: 8 (342) 233-11-25

(доб. 11-13), (add. 11-13),

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

+

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.