_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Жербанова Ч.З. Программно-целевой подход к устойчивому развитию сельских муниципальных образований: монография / Ч.З. Жербанова, И.Г. Сангадиева; ФГБОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» -Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова. 2013. -181 с.
2. Методические рекомендации по определению экологических затрат и предотвращению экономического ущерба в результате внедрения эколого-безопасных технологий лесозаготовок в условиях Байкальского региона. - Улан-Удэ, 2002. - 40 с.
3. Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012. - 399 с.
4. Очирова Е.Л. Устойчивое развитие современной экономики: экологические аспекты: монография / Е.Л. Очирова; ФГБОУ ВПО «Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова». Улан -Удэ, 2011. - 129 с.
5. Пунцукова С.Д. Формирование экономического механизма устойчивого лесопользования в регионах с экологическими ограничениями / С.Д. Пунцукова. - Новосибирск: Наука, 2012. - 264 с.
6. Состояние лесов мира 2012 год. Приумножение социально-экономических выгод, обеспечиваемых лесами. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ОН, Рим, 2014.
© Е.Л.Очирова, И.Г. Сангадиева, 2015
УДК 338
Пермякова Елена Александровна
аспирант Алтайского государственного аграрного университета,
г. Барнаул, РФ Antipina_oksana@mail. т
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности инвестирования хозяйствующих субъектов в современных экономических условиях. Проанализирован механизм самофинансирования предприятий с учетом экономической политики на современном этапе.
Ключевые слова
Инвестиционные процессы, финансирование, хозяйствующие субъекты.
В настоящее время общий уровень научных разработок по проблемам формирования и реализации инвестиционного потенциала предприятий, а также мобилизации и использования источников самофинансирования отстает от потребностей хозяйственной практики. Эффективность механизма формирования и реализации инвестиционного потенциала предприятий во многом будет зависеть от того, насколько он будет соответствовать реализуемым в процессе экономической реформы целям и задачам повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Экономическая состоятельность хозяйствующего субъекта позволяет успешно функционировать в рыночной экономике, своевременно и с меньшими затратами добиваться поставленных целей, решать производственные и социальные задачи, неуклонно повышать свои доходы [5, с. 200].
Критерии и показатели экономической состоятельности хозяйствующих субъектов приведены в табл.
1.
Основные экономические условия хозяйствования призваны обеспечить, прежде всего, производственную состоятельность предприятий и на этой основе - другие виды их состоятельности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
Таблица 1
Критерии и показатели экономической состоятельности предприятий
Виды экономической состоятельности Критерии состоятельности Показатели состоятельности
1. Производственная состоятельность Производственная мощность предприятия, его способность добиться планируемого объема производства продукции 1. Стоимость основного капитала и его доля в общей сумме активов 2. Коэффициент износа основного капитала 3. Рентабельность капитала
2. Социальная состоятельность Качество и уровень использования (отдача) человеческого капитала работников предприятий 1. Накопленная стоимость человеческого капитала работников предприятия 2. Среднемесячные доходы работников предприятия 3. Обеспеченность квалифицированными работниками 4. Уровень развития социальной инфраструктуры
3. Финансовая состоятельность Рентабельность предприятий и доля собственных средств в общей сумме финансовых источников 1. Рентабельность производства 2. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников 3. Общий коэффициент покрытия 4. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме 5. Сумма и доля неплатежей
4. Рыночная состоятельность Доля рынка основной продукции предприятия 1. Занимаемая предприятием доля рынка основной продукции 2. Объем рыночного спроса на продукцию предприятия 3. Расходы на маркетинг и их окупаемость
5. Экологическая состоятельность Степень соответствия экологического состояния нормативам 1. Соблюдение нормативов охраны окружающей среды. 2. Расходы на охрану окружающей среды
Наиболее значительными собственными источниками инвестиций на предприятиях являются:
1) прибыль;
2) амортизационные средства;
3) доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг (акций, векселей и др.) [3, с. 132]. Основная цель инвестиционной деятельности на предприятиях - это обеспечение и качественное улучшение воспроизводственного процесса.
В настоящий момент в процессе становления рыночных отношений, смены форм собственности, промышленные предприятия претерпели ряд существенных изменений, что, в свою очередь, неблагоприятно отразилось на их материально-техническом состоянии.
На местах доля бюджетных средств в инвестициях неуклонно уменьшается, что связано во многом с дефицитом бюджетных средств, переходом от административного управления к управлению объектами собственности различных форм (табл. 2). Доля внебюджетных средств в инвестициях неуклонно возрастает, что должно привести в итоге к уменьшению роли государства в финансировании инвестиционного процесса.
В рыночных условиях основным собственным источником инвестирования хозяйствующего субъекта выступает прибыль, получение которой является главной целью производственно-хозяйственной деятельности [1, с. 87].
Важнейшими факторами увеличения прибыли предприятий являются увеличение объемов производства и продаж продукции, улучшение ассортимента, повышение качества, снижение издержек, изучение и умелое использование рыночной конъюнктуры и др.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Таблица 2
Структура инвестиций в основной капитал экономики Алтайского края по источникам
финансирования (в % к итогу)
Показатели 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г.
Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100
В том числе: собственные средства 52,0 52,2 60,3 44,8
из них прибыль 29,4 32,6 39,0 14,3
амортизация 22,6 19,6 21,3 23,7
финансируемые за счет федерального бюджета 35,9 11,1 8,4 8,0
финансируемые за счет региональных бюджетов 12,0 8,5 6,1 3,5
кредиты банков - - 11,6 16,2
Для увеличения прибыли предприятиям необходимо снижать издержки на производство и реализацию продукции, улучшать ее ассортимент и повышать качество, устанавливать обоснованные цены. Рост прибыли предприятий происходит на основе повышения качества и эффективности менеджмента и маркетинга, осуществляемого предприятиями.
На наш взгляд, существует несколько проблем, мешающих предприятиям своевременно и эффективно проводить замену активной части основных фондов [4, с. 185].
1) использование амортизационных средств не на реконструкцию, обновление материально-технической базы, а на текущие хозяйственные нужды;
2) высокий уровень монополизации во многих отраслях экономики, приводящий к невосприимчивости к инновациям;
3) высокая инфляция, которая приводит к удорожанию средств производства;
4) использование заниженных норм амортизации.
Роль амортизации как собственного источника инвестиций хозяйствующих субъектов возрастает, если их амортизационные средства направляются на приобретение новых, высокопроизводительных основных средств производства вместо изношенных.
В целях координации взаимодействия, поддержки и активизации инновационной деятельности необходимо создание региональных инновационных центров, прежде всего, на базе академической и вузовской науки.
Для укрепления инвестиционного потенциала предприятий следует повысить их инвестиционную привлекательность для всех инвесторов с учетом условий и факторов внутренней и внешней среды.
Наряду с высокой рентабельностью критериями инвестиционной привлекательности предприятия также являются: привлекательность и доля рынка, занимаемого предприятием; состояние и технологический уровень производственного потенциала предприятия; уровни концентрации и специализации, а также кооперирование производства; оценки стратегии рыночного поведения и деловая этика менеджмента.
Таким образом, существует необходимость усиления государственной поддержки инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и увеличения инвестиций за счет их внутренних источников. Список использованной литературы
1. Будаева М.С. Обновление основных производственных фондов посредством инвестиционного проекта // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2008. № XIII. С. 78-88.
2. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Л.Л. Игонина; Под ред. В.А. Слепова. - М.: Юристъ, 2012. - 480 с.
3. Казаков В.В. Экономическая основа управления региональными системами // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 130-134.
4. Nechaev A.S., Antipina O.V. Innovative development of territories: domestic and foreign practice // В сборнике: Развитие процессов формирования и организации эффективного функционирования инновационной сферы экономики предприятий, отраслей, комплексов сборник материалов международной научной конференции. под
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
редакцией П.Г. Исаевой. 2013. С. 184-191.
5. Нечаев А.С., Прокопьева А.В. Алгоритм процесса управления рисками в инновационной деятельности // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 4 (75). С. 196-201.
6. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. - СПб.: Питер, 2012. - 368 с.
© Е.А. Пермякова, 2015
УДК 630.6
Сангадиева Ираида Гомбоевна
доктор экон. наук, профессор БГСХА им. В.Р. Филиппова,
г. Улан-Удэ, РФ E-mail: [email protected] Очирова Елена Лаврентьевна канд. экон. наук, доцент БГСХА им. В.Р. Филиппова,
г. Улан-Удэ, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается структура управления лесным хозяйством, полномочия органов власти на федеральном и региональном уровне в сфере управления лесным хозяйством, мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 -2020 гг.»
Ключевые слова
Система управления лесным хозяйством, государственная программа, аренда лесных участков
Конституция Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года, другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации определяют полномочия государства и лесопользователей в сфере лесных отношений.
Государство имеет суверенное и неотъемлемое право использовать леса и управлять ими, а также формирует решения в сфере управления, использования и сохранения лесов в интересах общества. Система управления лесным хозяйством строится на оптимальном разграничении полномочий между органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления.
Структура управления лесным хозяйством на федеральном уровне представлена на рис. 1.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
J
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
1 f 'S Территориальные органы Роспесхоза в федеральных округах (7)
г л ФБУ «Российский центр защиты леса» Филиалы (42) - f Л ФГБУ «Рослесинфорг» Филиалы (13) Г > ФБУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана»
f • ФГКУ «Рослесресурс» ФБУкРоссиискии музей леса» V J Г 1 Отраслевые научно-исследовательские учреждения (5) Образовательные учреждения Лесные техникумы (13) Институты повышения квалификации специалистов лесного хозяйства (2)
\
Рисунок 1 - Федеральная структура управления лесным хозяйством