Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХОРОВОГО КОНЦЕРТА "ПРИЯВШИЙ МИР" Д. СМИРНОВА И ЕГО МЕСТО В РЕПЕРТУАРЕ НИЖЕГОРОДСКИХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХОРОВОГО КОНЦЕРТА "ПРИЯВШИЙ МИР" Д. СМИРНОВА И ЕГО МЕСТО В РЕПЕРТУАРЕ НИЖЕГОРОДСКИХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДМИТРИЙ СМИРНОВ / АЛЕКСАНДР БЛОК / ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ / ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Машарипова Юлдуз Бахтияровна

В статье представлен исполнительский анализ Концерта для хора и чтеца «Приявший мир» современного петербургского композитора Д. В. Смирнова и определено его место в репертуаре различных хоровых коллективов Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF THE CHORAL CONCERTO "HAVING ACCEPTED THE WORLD" BY D. V. SMIRNOV AND ITS PLACE IN THE REPERTOIRE OF NIZHNY NOVGOROD CHORAL COLLECTIVES

The article tackles the performance analysis of the concerto for choir and reader “Having accepted the world” by a modern St. Petersburg author D. V. Smirnov and its place in the repertoire of various choral collectives of Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХОРОВОГО КОНЦЕРТА "ПРИЯВШИЙ МИР" Д. СМИРНОВА И ЕГО МЕСТО В РЕПЕРТУАРЕ НИЖЕГОРОДСКИХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ»

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

W

36

Особенности интерпретации хорового концерта «Приявший мир» Д. Смирнова и его место в репертуаре нижегородских хоровых коллективов

Машарипова Юлдуз Бахтияровна

магистрант Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, преподаватель Детской музыкальной школы № 11 им. Б. А. Мокроусова (Нижний Новгород) E-mail: masharipva-julja@rambler.ru

В статье представлен исполнительский анализ Концерта для хора и чтеца «Приявший мир» современного петербургского композитора Д. В. Смирнова и определено его место в репертуаре различных хоровых коллективов Нижнего Новгорода. Ключевые слова: Дмитрий Смирнов, Александр Блок, хоровой концерт, поэзия Серебряного века, интерпретация музыки

Современная творческая жизнь хоровых коллективов Нижнего Новгорода насыщенна, интересна, разнопланова. В городе насчитывается около десяти крупных учебных, профессиональных и любительских хоров. Выбор адекватного и разнообразного репертуара, который включает в себя классические произведения разных эпох и стилей, — одна из главных задач, стоящих перед хормейстерами. Особое место в репертуаре любого хорового

коллектива занимает современная музыка. Хоровые коллективы Нижнего Новгорода достаточно часто включают в свои концертные программы сочинения Г. В. Свиридова, В. А. Гаври-лина, А. Г. Шнитке, Э. В. Денисова, Ю. А. Фалика, Н. Н. Си-дельникова, В. Ю. Калистратова, Е. И. Подгайца, С. В. Екимова, Э. Б. Фертельмейстера и многих других.

Значительный интерес у дирижеров и исполнителей вызывает музыка Дмитрия Валентиновича Смирнова (род. 1952) — петербургского композитора, хорового дирижера, педагога, всю жизнь посвятившего хоровому искусству. Стоит отметить, что произведения Д. В. Смирнова нередко звучат на нижегородских сценах и часто включаются в репертуар учебных и профессиональных хоровых коллективов.

Так, в течение прошлого учебного года женский хор Нижегородской консерватории исполнил кантату «Полночные стихи» для женского хора, меццо-сопрано и двух фортепиано на стихи А. А. Ахматовой; муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» посвятил пять программ творчеству Дмитрия Смирнова, исполнив номера из хоровых концертов «Бессонница» (на стихи М. И. Цветаевой), «Приявший мир» (на стихи А. А. Блока), «Я рожден в девяносто четвертом, я рожден в девяносто втором...» (на стихи О. Э. Мандельштама).

Подобное внимание к музыке современного композитора не-

случайно: стиль Д. В. Смирнова отмечен особой индивидуальностью, в нем есть место и живописности, и утонченному психологизму. Традиции классического русского хорового письма находятся в органичном синтезе с современными и возрожденными в XX веке некоторыми старинными приемами. Эти и другие черты, в частности использование композитором разнообразных литературных текстов, особенно любимой многими музыкантами поэзии Серебряного века, привлекают и хормейстеров нижегородских коллективов, и дирижеров.

Интересно отметить, что все музыкальные композиции Д. В. Смирнова на стихи поэтов Серебряного века написаны в 1980-е годы. Это был пик его музыкально-лексических новаций и творческих исканий.

В зависимости от выбранного поэта Д. В. Смирнов по-разному расставляет стилевые акценты в том или ином опусе. Например, в цикле «Кипарисовый ларец» на стихи И. Ф. Анненского преобладает «мелкий штрих», тембровая палитра характеризуется особой зыбкостью и хрупкостью. В Концерте «Я рожден в девяносто четвертом...» на стихи О. Э. Мандельштама композитор работает более «крупными мазками», многие мелодические линии охватывают широкие ре-гистрово-тесситурные пространства. Кроме того, заметно, что в этих сочинениях увеличивается значение трагических образов и

машарипова ю. б. особенности интерпретации хорового концерта «приявший мир» д. Смирнова и его место в репертуаре нижегородских хоровых коллективов

предчувствии, связанных с восприятием своей эпохи и себя в неИ (в цикле на стихи Мандельштама), своего внутреннего мира (в Концерте на стихи И. Ф. Ан-ненского).

Вообще, сочинения

Д. В. Смирнова на тексты символистов, и в первую очередь А. А. Блока, можно объединить в отдельную группу, поскольку композитор использовал их довольно часто. Особую роль в хоровом творчестве Д. В. Смирнова играет Концерт для смешанного хора без сопровождения «Приявший мир» на стихи А. А. Блока (1983).

Отличительная особенность этого произведения — сквозная структура, в которой части следуют одна за другой, соединяясь текстом чтеца.

Для удобства восприятия и наглядности анализа пронумеруем музыкальные части, а также отметим курсивом стихотворения, произносимые чтецом между хоровыми номерами:

1. «Приявший мир» (1907), «Предчувствую тебя» (1901).

2. «Когда-то долгие печали» (1901), «Вхожу я в темные храмы» (1902).

3. «Милый друг, ты юною душою так чиста» (1899), «Будет день, словно миг веселья» (1902).

4. «Мы живем в старинной келье» (1902), «Запевающий сон, зацветающий цвет» (1902).

5. «Не могу тебя не звать»

(1908), «Тени на стене» (1907).

6. «В углу дивана» (1907), «Когда вступая в мир огромный»

(1909).

7. «31 декабря 1900 года» (1900), «Сердце предано метели» (1907).

8. «Ты не пленишь. Не жди меня» (1902), «Не призывай и не сули» (1900).

9. «Ты в комнате один сидишь» (1909), «Ты в поля отошла без возврата» (1905).

10. «Не мани меня ты, воля» (1905).

Выбор стихотворений и их порядок указывают на особую сюжетную линию, заложенную Д. В. Смирновым. В первую очередь это, безусловно, тема любви и возлюбленной, которая предстает в лирике А. А. Блока особенно светло. Даже в моменты отчаяния и разочарования, например, в номерах «Ты не пленишь. Не жди меня» и «Не призывай и не сули», мы не обнаруживаем сумрака и тяжести, скорее слышится обида и отрицание.

Перед читателем и слушателем развертывается история разнообразных переживаний героя, можно сказать — история целой жизни. Вначале перед нами предстают образы блоковского «страшного мира», основанные на сочетании тьмы и огня, горящей темноты («горизонт в огне» — рассвет или пожар). Отметим, что огонь является одним из главных символов блоковской поэзии, он появляется неоднократно и в хоровом концерте и означает, с одной стороны, страх перед будущим, с другой же — парадоксальным образом — смиренное его ожидание.

После этого следует повествование о переживании героем влюбленности: печаль об утраченной любви (в третьем стихотворении), образ прекрасной возлюбленной (в четвертом); образ платонических отношений и мечта о рае, наполненная счастьем и светом (в шестом и седьмом). Все это объединяет образ кельи.

Далее повествование наполняется атмосферой теплой весенней ночи и романтических

мечтаний о любимой, после чего звучит призыв к любимой, но без надрыва — светлый и лучезарный. Сам образ избранницы — легкомысленной и смеющейся предстает перед нами в стихотворении «Тени на стене».

И затем в переломной части — «В углу дивана» — мы снова видим героя, теперь уже в его маленьком мире, уютном, но одиноком. В таком сопоставлении мы понимаем, что любовь безответна и несчастна. Здесь появляется образ темного угла, который в следующем стихотворении уже сулит опасность. С разочарованием герой смотрит на собственную жизнь, сожалеет об утраченных чувствах. Разочарование и бессилие нарастают, и в стихотворении «31 декабря 1900 года» герой уже отчетливо чувствует себя чужим в этом мире, тянется к смерти — в следующей части звучит: «Убей меня!» На этой интонации отчаяния и желания смерти любовь героя окончательно умирает.

Он отвергает любимую: «не жди», «не призывай», былого не вернуть. Последнее возвращение к ней герой переживает в момент воспоминаний. Вновь появляются образы заката из первой части, снова звучат темы разочарования и близкой смерти.

Две заключительные части резко меняют образный строй: появляются темы Родины, размышлений о судьбах страны, звучит тема религии — в прямом цитировании молитвы «Да святится Имя Твое», как бы утверждая религиозность героя, проявлявшуюся ранее в отдельных образах — храма, риз, кельи.

Идеи стихотворений о невыносимости и обреченности человеческого бытия в погибающем

37

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

9

Пример 1. «В углу дивана»

мире, о безвозвратно уходящем прошлом и туманном будущем, сулящем опасность, нашли отражение в таинственной, напряженной, эмоциональной музыке 38 Д. В. Смирнова. Очевидны осознанный выбор и последовательность стихотворений в концерте, однако сюжетная линия, обнаруживающая себя при прочтении литературного текста, не всегда находит в музыке прямое воплощение. Например, в пятой части «Не могу тебя не звать» композитор сокращает текст стихотворения, лишая его требовательной настойчивости и эротического мотива, появляющегося в конце: «Золотистая коса расплетись! / В эти жадные глаза заглядись! / Долгожданная гроза разрядись!».

В следующей части «В углу дивана», казалось бы, должна произойти резкая смена настроения. Здесь герой после встречи с кокетливой и легкомысленной возлюбленной, высмеивающей его, переживает одиночество и разочарование. Однако в музыкальной ткани такой сюжет не прослеживается. Музыка этой части рисует состояние ночных

ственности этим словам, тогда как гармонический строй фразы передает сомнения героя и его попытку самоубеждения (пример 2).

Хоровой концерт «Приявший мир», состоящий из десяти частей, всесторонне представляет стиль Д. В. Смирнова. Трудно не согласиться с тем, что музыка петербургского композитора обладает уникальным свойством захватывать и увлекать исполнителя и слушателя своей тонкостью, страстностью, изысканностью и

оолъ - те нет. Верь лишь мне, ноч-но - е серд -

я - по - эт!

3 Ш щ

/

□оль - ше нет.

ш

Щ

Верь лишь мне, ноч-но -е серд - це,

Ч

Р ? "Г Р

я - по - эт!

Пример 2. «В углу дивана»

размышлений, которые как бы «ходят по кругу». Мелодия, постоянно изменяясь, все же остается в пределах, обозначенных с самого начала рамок (пример 1).

Смена размера и гармонический строй в этой части подчеркивают неуверенность и смятение мыслей. Слушатель все время ждет устойчивого мажора и сильной доли, но композитор разрушает надежды секундовыми звучностями и прихотливо изменчивой ритмикой. Мягко диссонирующие созвучия выдают зыбкое и неустойчивое состояние героя. Кульминацией части звучат слова: «Я — поэт!». Использование квартовых ходов придает торже-

возвышенностью, достоверностью и необычайной силой эмоционального воздействия.

Литература

1. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

2. Гладкова О. И. Дмитрий Смирнов: музыкант и личность // Русское самосознание: Философско-истори-ческий журнал. 2002. № 9. С.228-236.

3. Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX - начала XX в. Л.: Лениздат, 1991. 309 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.