Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-зависимость / подростки / саморегуляция / возрастные особенности / профилактика / эмоциональное состояние / Internet addiction / adolescents / self-regulation / age characteristics / prevention / emotional state

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова Александра Нюргустановна, Афанасьева Лира Иппатьевна

Данная научная статья посвящена изучению особенностей интернет-зависимости у подростков с целью выявления ключевых аспектов этого явления. В работе анализируются факторы, способствующие развитию интернет-зависимости среди подростков в современном информационном обществе. Основное внимание уделено исследованию влияния длительного времяпрепровождения в интернете на психологическое и эмоциональное состояние подростков. Рассматривается вопрос об уровне саморегуляции и самоконтроля у подростков, страдающих интернет-зависимостью. В работе также проводится сравнительный анализ между различными возрастными группами подростков с целью выявления особенностей зависимости от интернета. Исследуется влияние интернет-зависимости на образовательный процесс и социальное взаимодействие подростков. Также рассматриваются методы профилактики и коррекции интернет-зависимости среди подростков. В работе предлагаются практические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов по работе с подростками в контексте преодоления интернет-зависимости. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных программ по профилактике и лечению интернет-зависимости среди подростков. Данная работа представляется полезной для специалистов в области психологии, педагогики и социологии, а также для всех, кто заинтересован в проблеме интернет-зависимости у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акимова Александра Нюргустановна, Афанасьева Лира Иппатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This scientific article is devoted to the study of the features of Internet addiction in adolescents in order to identify key aspects of this phenomenon. The paper analyzes the factors contributing to the development of Internet addiction among adolescents in the modern information society. The main attention is paid to the study of the influence of prolonged Internet time on the psychological and emotional state of adolescents. The question of the level of self-regulation and self-control in adolescents suffering from Internet addiction is considered. The work also provides a comparative analysis between different age groups of adolescents in order to identify the characteristics of Internet addiction. The influence of Internet addiction on the educational process and social interaction of adolescents is investigated. Methods of prevention and correction of Internet addiction among adolescents are also considered. The work also provides a comparative analysis between different age groups of adolescents in order to identify the characteristics of Internet addiction. The results of the study can be used to develop effective programs for the prevention and treatment of Internet addiction among adolescents. This work is useful for specialists in the field of psychology, pedagogy and sociology, as well as for anyone interested in the problem of Internet addiction in adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Выводы. Проведённая экспериментальная работа позволила нам установить, что младшие дошкольники с ЗПРР обладают целым рядом недостатков в развитии речи и психомоторных функций. Основными из них являются речевой негативизм, низкий уровень пассивного словарного запаса, недостаточное развитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия, проблемы в дифференциации элементарных грамматических форм и понимании предложений. Стремление к выполнению заданий, независимо от возникших затруднений, было отмечено у незначительной части испытуемых.

Для более точной оценки проблем и разработки эффективных методов преодоления имеющихся нарушений необходима дальнейшая организация и проведения комплекса мероприятий для обследования и последующей логопедической коррекции. С целью преодоления выявленных нарушений у испытуемых детей нами были сформулированы рекомендации для логопедов и родителей. Основной содержание необходимых мероприятия должно строиться с опорой на создание речевой среды и применение современных технологий.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 332 с. - (Антология мысли). - Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/518576 (дата обращения: 15.01.2024)

2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2007. - 470 с.

3. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды: в 2 томах / A.B. Запорожец. - Москва: Педагогика, 1986.-320 с.

4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» /В.А. Стребелева, Г.А.Мишина, Ю.А.Разенкова и др.; под ред. В.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 2004. - 164 с.

5. Филичева, Т.Е. Комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника. Диагностический альбом (6-7 лет) / Т.Е. Филичева. - Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЕСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. - 40 с.

6. Чиркина, Е.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Е.В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. - Москва: АРКТИ, 2010. - 239 с.

Психология

УДК 159.99

студентка Акимова Александра Нюргустановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Данная научная статья посвящена изучению особенностей интернет-зависимости у подростков с целью выявления ключевых аспектов этого явления. В работе анализируются факторы, способствующие развитию интернет-зависимости среди подростков в современном информационном обществе. Основное внимание уделено исследованию влияния длительного времяпрепровождения в интернете на психологическое и эмоциональное состояние подростков. Рассматривается вопрос об уровне саморегуляции и самоконтроля у подростков, страдающих интернет-зависимостью. В работе также проводится сравнительный анализ между различными возрастными группами подростков с целью выявления особенностей зависимости от интернета. Исследуется влияние интернет-зависимости на образовательный процесс и социальное взаимодействие подростков. Также рассматриваются методы профилактики и коррекции интернет-зависимости среди подростков. В работе предлагаются практические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов по работе с подростками в контексте преодоления интернет-зависимости. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных программ по профилактике и лечению интернет-зависимости среди подростков. Данная работа представляется полезной для специалистов в области психологии, педагогики и социологии, а также для всех, кто заинтересован в проблеме интернет-зависимости у подростков.

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростки, саморегуляция, возрастные особенности, профилактика, эмоциональное состояние.

Annotation. This scientific article is devoted to the study of the features of Internet addiction in adolescents in order to identify key aspects of this phenomenon. The paper analyzes the factors contributing to the development of Internet addiction among adolescents in the modern information society. The main attention is paid to the study of the influence of prolonged Internet time on the psychological and emotional state of adolescents. The question of the level of self-regulation and self-control in adolescents suffering from Internet addiction is considered. The work also provides a comparative analysis between different age groups of adolescents in order to identify the characteristics of Internet addiction. The influence of Internet addiction on the educational process and social interaction of adolescents is investigated. Methods of prevention and correction of Internet addiction among adolescents are also considered. The work also provides a comparative analysis between different age groups of adolescents in order to identify the characteristics of Internet addiction. The results of the study can be used to develop effective programs for the prevention and treatment of Internet addiction among adolescents. This work is useful for specialists in the field of psychology, pedagogy and sociology, as well as for anyone interested in the problem of Internet addiction in adolescents.

Key words: Internet addiction, adolescents, self-regulation, age characteristics, prevention, emotional state.

Введение. Период подросткового возраста является одним из ключевых этапов в процессе формирования индивидуальности человека. Он характеризуется целым рядом уникальных особенностей, связанных с преобразованиями в сфере мышления, деятельности и взаимоотношений. Подростковый этап продолжает развитие организма, приобретая важное значение для психофизиологических аспектов в связи с половым созреванием.

В наше современное время проблема интернет-зависимости становится все более распространенной. Естественно, нельзя не признать, что компьютер способен предоставить ребенку массу полезной и захватывающей информации. Он является ценным источником знаний, предоставляя доступ к учебным материалам, редким книгам и фильмам, а также позволяет завести новых друзей со всего мира и многое другое. Многие компьютерные игры обладают значительным потенциалом для развития, например, логические головоломки отлично тренируют мышление, способность анализировать,

обобщать и устанавливать логические связи. Общение в социальных сетях способствует улучшению навыков коммуникации и может помочь освоить иностранные языки.

Проблема интернет-зависимости среди подростков стала глобальной озабоченностью, требующей безотлагательного внимания исследователей и специалистов в области здравоохранения. Уникальные характеристики подросткового периода, включая повышенную восприимчивость к внешним воздействиям, неограниченное использование технологий и менее развитые механизмы саморегуляции, делают подростков чрезвычайно уязвимыми к негативным последствиям чрезмерного использования Интернета.

Изложение основного материала статьи. Интернет-зависимость стала одной из важнейших психологических проблем 21 века. Все сферы человеческой жизни в настоящее время связаны с онлайн-миром, что представляет реальную угрозу психическому здоровью. Киберпреступность, группы смерти в социальных сетях, вредоносные программы, киберзапугивание, домогательства и запрещенный контент - все это присутствует в глобальной сети. Даже дошкольники хорошо разбираются в компьютерах и мобильных устройствах и справляются с ними лучше, чем взрослые. Подростки вынуждены в силу своей зависимости развивать психику и сознание в условиях информационного потока, что делает их все более нуждающимися во всемирной паутине. Чрезмерное использование Интернета имеет негативную сторону, так как многие подростки не контролируют количество времени, которое они проводят в Интернете. Это приводит к нарушениям общения, недосыпанию, снижению мотивации и негативным изменениям в поведении. Результатом является аддиктивное поведение, депрессия и социальная изоляция.

Феномен интернет-зависимости привлек внимание исследователей сравнительно недавно. В 1994 году доктор К. Янг начала изучать компульсивное использование Интернета среди студентов колледжа, что ознаменовало начало систематических исследований этой проблемы.

В 1996 году доктор Айвен Голдберг предложил термин "интернет-зависимость" для описания модели поведения, характеризующейся чрезмерным, неконтролируемым использованием Интернета, которое приводит к негативным последствиям в различных сферах жизни.

Сравнивая интернет-зависимость с иными типами зависимостей, можно найти ряд схожих признаков. Ученые согласны, что Интернет сам по себе не несет вреда человеку, не вызывает привыкания и всех вытекающих последствий зависимости. Авторы отмечают несколько типов личностей, особенно предрасположенных к зависимости. Среди них можно выделить людей, которым сложно сказать «нет», выразить свои эмоции и чувства. В жизнях таких людей возникают различные проблемы, которые они подавляют своими зависимостями.

В подростковый период формируется личность человека, он пытается найти ответ на жизненно важные вопросы. Тогда формирует «осознанное отношение к себе как члену общества, а значит социальная адаптация в этот период имеет огромное значение для формирования социальных установок» [8, С. 121]. В подростковый период индивидуум осваивает нормы взаимоотношений среди сверстников, что находит положительный эффект не только для подростка, но и для всего общества в целом.

Следует отметить, что особенности социального развития молодежи - сложная и многаспектная тема. Тинейджеры с пылающим сердцем пытаются определить свое место в обществе, сформировать свою идентичность и наладить отношения с другими людьми. Всемогущая «киберпаутина» открывает перед ними новые возможности и ставит новые задачи, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на их социальное развитие. Важно понять и прочувствовать своего «врага», что в дальнейшем может помочь создать правильную поддержку и условия для здорового и гармоничного социального развития молодежи.

Подобные критические периоды в психологии рассматриваются как с точки зрения чувствительности человека к внешним воздействиям. В такие периоды могут происходить резкие изменения в развитии личности. Можно выделить некоторые факторы, определяющие психологические особенности этого периода: социальные условия, образ жизни, воспитание и основную практическую деятельность подростка.

Исследования ученых, таких как Г.В. Солдатова, О.С. Гостимская, Е.Ю. Зотова и А.И. Чекалина, неоднократно подтверждали роль Интернета в удовлетворении разнообразных потребностей подростков [7, С. 143]. В частности, интернет-пространство предоставляет возможности для самореализации, самоутверждения и признания среди сверстников, являясь важным фактором формирования их идентичности. В подростковом периоде происходит интенсивное развитие когнитивных способностей и формирование новой структуры личности, для которой характерен поиск независимости и автономии от родителей и других взрослых. Использование Интернета позволяет подросткам удовлетворить эти потребности, создавая чувство контроля над собственной жизнью и принятием решений. Онлайн-пространство предоставляет им широкие возможности для самовыражения, установления собственных правил и границ, а также для принятия индивидуальных решений без необходимости соответствовать ожиданиям окружающих.

Помимо потребности в автономии, подростки испытывают сильное желание быть признанными и услышанными. Интернет дает им платформу для самопрезентации и развития своей уникальной идентичности. Участие в онлайн-сообществах и общение на форумах позволяет им делиться своими взглядами, идеями и переживаниями, получая признание и одобрение от сверстников, которые разделяют их интересы и ценности. Такое социальное взаимодействие удовлетворяет потребность в принадлежности к группе и формирует чувство общности.

Кроме того, подростки остро нуждаются в любви и эмоциональной близости. Интернет может стать безопасным пространством для установления романтических отношений и поиска значимых социальных связей. Общение в социальных сетях и мессенджерах позволяет им заводить новые знакомства, свободно выражать свои чувства и строить близкие отношения с людьми, разделяет их ценности и переживания.

Интернет-пространство также предоставляет доступ к обширным информационным ресурсам, которые удовлетворяют когнитивную любознательность подростков и позволяют им расширять свои знания и навыки. Онлайн-курсы, образовательные платформы и виртуальные библиотеки позволяют им углубиться в интересующие их области и развивать свои таланты.

Интернет-зависимость у подростков представляет собой серьезную проблему, которая может иметь долгосрочные негативные последствия для их развития и благополучия. Среди наиболее распространенных проблем, возникающих в связи с этим расстройством, можно выделить следующее:

• Подростки с интернет-зависимостью часто испытывают трудности в общении с окружающими, проявляя агрессию и раздражительность. Они могут вступать в конфликты с родителями, учителями и сверстниками, отказываясь признавать свою зависимость и негативные последствия своего поведения.

• Интернет-зависимость у подростков часто связана с развитием хронической депрессии. Погружение в виртуальный мир может становиться способом ухода от реальных проблем и переживаний, приводя к изоляции, потере интереса к жизни и снижению самооценки.

• Подростки с интернет-зависимостью постепенно теряют интерес к реальному миру и социальным взаимодействиям. Они проводят все больше времени за компьютером, пренебрегая учебой, хобби и общением с близкими людьми.

• Интернет-зависимость может существенно затруднять адаптацию подростков в обществе. Они испытывают трудности в построении здоровых отношений, нахождении общего языка со сверстниками и выполнении социальных ролей. Это может приводить к социальной изоляции и чувству отчуждения.

• Подростки с интернет-зависимостью теряют способность контролировать время, проводимое за компьютером. Они могут проводить часы напролет в Интернете, не осознавая, как быстро летит время. Это приводит к нарушению режима сна, ухудшению успеваемости и снижению внимания и концентрации.

• Подростки с интернет-зависимостью испытывают сильное чувство дискомфорта и тревоги, когда они лишены доступа к компьютеру и Интернету. Они могут становиться беспокойными, раздраженными и даже агрессивными, если не могут удовлетворить свою тягу к онлайн-активности.

Анонимная среда Интернета также создает дополнительные риски для подростков с интернет-зависимостью. Они могут чувствовать себя безнаказанно, что может привести к нарушению прав других людей, включая кибербуллинг, распространение слухов и кражу личной информации. Иллюзия безнаказанности в виртуальном мире может стать ловушкой, имеющей серьезные последствия в реальной жизни, в том числе деградацию нравственных ценностей и снижение эмпатии [3, С. 50]. Интернет-зависимость всеобще признается как «негативный фактор, влияющий на трансформацию личности, изменение мотивации, целей и способов деятельности под воздействием интернета» [1, С. 93]. Типы деятельности детей-подростков, связанные с использованием интернета, можно разделить на следующие виды:

1. Познавательная деятельность характеризуется приобретением навыков и знаний через Интернет в таких сферах, например, как программирование, телекоммуникация (блогерство), хакерство и т.д.

2. Игровая деятельность связана с увлечением компьютерными играми, особенно онлайн-играми, или даже развитием игровой зависимости, известной как «игровая наркомания».

3. Коммуникативная деятельность предполагает увлечение общением в сети, или даже «гипертрафированной зависимостью в крайнем случае» [2, С. 331].

Р.Ф. Петерик выделяет ряд нарушений, связанных с Интернет-зависимостью. Они проявляются в «нарушении эмоциональной составляющей коммуникации, ухудшении способности воспринимать эмоциональное состояние партнера и распознавать невербальные аспекты общения» [6, С. 166]. Интернет может быть использован различными способами, в том числе как средство коммуникации, однако сейчас активно происходит анонимизация киберпространства, когда человек может безнаказанно совершать любые действия в Интернете, если они не преследуются явно и открыто государством. Скрытие своей личности, эксгибиционизм, агрессия, а также обман, манипуляции и попытки контролировать свое впечатление о себе являются главными негативными последствиями рассматриваемого типа деятельности в Интернете. Важным фактором является новизна и необычность опыта, которые могут изменить степень анонимности в общении. Молодых людей особенно привлекает новизна, и они наиболее охотно пробуют анонимное общение.

С начала 2022 года интернет-зависимость была включена в официальную классификацию болезней МБК-11 Всемирной организации здравоохранения как аддиктивное расстройство поведения. Многие эксперты считают, что «интернет-зависимость приводит к разрушению личности, особенно у детей». Сегодня особенно важно, чтобы эксперты и родители в образовательной среде обращали больше внимания на современные и актуальные проблемы подростков и молодых людей, преодолевая зарождающиеся у них зависимости.

Можно отметить риски и факторы, которые могут повлиять на социальное развитие тинейджеров. К ним относятся агрессивные тенденции, тревожность, использование антиобщественных стратегий совладания и плохие коммуникативные навыки. Понимание совокупности и неотъемлемости этих факторов может помочь лучше понять их проблемы в социальной среде, особенно в контексте интернет-зависимости, ведь каждый человек желает быть понятым, особенно подростки, в столь нежном возрасте как юность.

Число Интернет-пользователей продолжает расти с каждым годом, особенно подобная тенденция наблюдается у молодого населения, способного легко освоить новые технологии. «Некоторые сетевые игры известны своей способностью делать подростков более агрессивными и отрывать их от реального мира, заставляя смотреть на него с пессимизмом» [4, С. 33]. Использование информационных технологий должно подкрепляться осмысленностью и соответствовать общественным и моральным ценностям, чтобы у человека не вырабатывались плохие привычки и поведенческие расстройства.

Выводы. В результате исследования было определено, что подростки используют интернет для удовлетворения своих социальных потребностей и потребностей в развитии личности. Подобная тенденция закономерна ввиду сущности человеческой личности, стремящейся удовлетворить свои базовые и индивидуальные потребности. В процессе развития человека и формирования подростком личности особую роль играет родитель, наставляющий своего ребенка и заботящийся о нем. Следует помнить, что зависимость от интернета часто скрывает другие виды зависимости или психические расстройства, поэтому рассматриваемая проблема является многоаспектной и многогранной, что подтверждает необходимость проведения дальнейших исследований в данной сфере.

Литература:

1. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журн. - 1998. -Т.19. - №1. - С. 89-100

2. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / [Ю.Д. Бабаева и др.]; под ред. А.Е. Войскунского. - Москва: Можайск-Терра, 2000. -431 с.

3. Балонов, И.М. «Компьютер и подросток» / И.М. Балонов. - Москва: Эксмо, 2002 г. - 245 с.

4. Боровкова, Н. Виртуальное зависание / Н. Боровкова // Человек и наука. - 2002. - №4. - С. 30-35

5. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1984. - 432 с.

6. Петерик, Р.Ф. Особенности сферы общения интернет-зависимых пользователей / Р.Ф. Петерик, М.А. Жукова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. - Москва: Акрополь, 2009. - 188 с.

7. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / [Г.В. Солдатова и др.]; под ред. Г.В. Солдатовой. - Москва, 2011. - 176 с.

8. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.

9. Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2,- С. 24-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.