Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / интернет-зависимость / психолого-педагогическая профилактика / подростки / компьютер / Интернет / FGOS / Internet addiction / psychological and pedagogical prevention / adolescents / computer / Internet

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кацубина Юлия Сергеевна, Дарендорф Марианна Викторовна

В данной статье раскрывается понятие «интернет-зависимость», механизмы её формирования, особенности личности, способствующие формированию зависимости, симптомы её проявления, а также вопрос о жизни общества и его негативного влияния на развитие личности подростка в практико-ориентированной социально ценной и личностно значимой деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий. Выделены стадии развития и методы профилактики компьютерной зависимости. Проблема «интернет-зависимости» стала актуальной на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кацубина Юлия Сергеевна, Дарендорф Марианна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION INTERNET ADDICTION OF TEENAGERS

This article reveals the concept of «Internet addiction», the mechanisms of its formation, personality traits that contribute to the formation of addiction, symptoms of its manifestation, as well as the question of the life of society and its negative impact on the development of a teenager's personality in practice-oriented socially valuable and personally significant activities using information and communication technologies. The stages of development and methods of preventing computer addiction are highlighted. The problem of «Internet addiction» has become relevant today.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.922.7+159.922.8+37.02+316.624

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Кацубина Юлия Сергеевна

студентка психолого-педагогического факультета, филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Будённовск, Ставропольский край, Россия E-mail: katsubina22@mail.ru Дарендорф Марианна Викторовна доцент кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин, филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Будённовск, Ставропольский край, Россия E-mail: mvd.works@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION INTERNET ADDICTION OF TEENAGERS

Katsubina Yulia Sergeevna

student of the Faculty of Psychology and Pedagogy,

Branch of Stavropol State Pedagogical Institute, Budennovsk, Stavropol Territory, Russia E-mail: katsubina22@mail.ru Darendorf Marianna Viktorovna Associate Professor of the Department of Primary Education 44

and Humanities, Branch of the Stavropol State

Pedagogical Institute, Budennovsk, Stavropol Territory, Russia E-mail: mvd.works@mail.ru

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «интернет -зависимость», механизмы её формирования, особенности личности, способствующие формированию зависимости, симптомы её проявления, а также вопрос о жизни общества и его негативного влияния на развитие личности подростка в практико-ориентированной социально ценной и личностно значимой деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий. Выделены стадии развития и методы профилактики компьютерной зависимости. Проблема «интернет-зависимости» стала актуальной на сегодняшний день.

Abstract. This article reveals the concept of «Internet addiction», the mechanisms of its formation, personality traits that contribute to the formation of addiction, symptoms of its manifestation, as well as the question of the life of society and its negative impact on the development of a teenager's personality in practice-oriented socially valuable and personally significant activities using information and communication technologies. The stages of development and methods of preventing computer addiction are highlighted. The problem of «Internet addiction» has become relevant today.

Ключевые слова: ФГОС, интернет-зависимость, психолого-педагогическая профилактика, подростки, компьютер, Интернет.

Keywords: FGOS, Internet addiction, psychological and pedagogical prevention, adolescents, computer, Internet.

Всем известно, что прогресс не стоит на месте. В то время как мы развиваемся, технологии также развиваются вместе с нами. Вместе с развитием

интернета изменилась и наша повседневная жизнь. Стало проще общаться, знакомиться, поддерживать связь, находить нужную информацию, узнавать все свежие новости и т. д. Этот поток информации, который распространяется в глобальной системе и оказывает влияние на сознание обучающегося, по своей структуре является больше хаотичным, чем последовательным. Это объясняется тем, что количество подаваемой информации из Интернета в массы не ограничивается никем и ничем.

В статье будет рассмотрена интернет-зависимость подростков под влиянием современных тенденций развития информационных технологий. Прежде чем приступить к рассмотрению данной проблемы, необходимо рассмотреть определения понятия «Интернет-зависимость» с разных точек зрения:

1) «Компьютерная зависимость - это форма поведенческой зависимости, которую можно описать как чрезмерное или неконтролируемое использование компьютера» [1, с. 4].

2) «Навязчивое стремление к пользованию Интернетом, обычно бесцельное с чрезмерной затратой времени» [2, с. 412].

3) «Интернет-зависимость» трактуется как навязчивое компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line» [3, с. 31].

Практически у каждого подростка сегодня есть компьютер с доступом к различным образовательным ресурсам, однако, вместо привычного «чтение, изучение, размышление, обучение» он предпочитает использовать поиск в сетях.

Интернет стал одним из достижений современной цивилизации, и подросток осознает его как способ получения информации, который облегчает его обучение, где главным преимуществом является безграничный доступ к данным, которые накоплены человеком. Вместе с положительными моментами, которые связаны с использованием Интернета, есть и отрицательные его стороны.

Из-за того, что подросток погружен в Интернет, он не осознает того факта, что его интернет-деятельность может привести к формированию множества психологических проблем. Данная категория включает в себя как стрессовые состояния, которые имеют место быть в период хронических депрессий, так и дезадаптацию в обществе, при которой занижена самооценка, а также недостаточная способность контролировать время, проведенное в сети Интернет. Также, может возникнуть ряд проблем со здоровьем, связанных с интернетом.

Об этом свидетельствуют работы в данной области известных ученых, таких как Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, К. Янг. Изучив различные подходы к вышеперечисленной проблеме, пришли к выводу, что проблема интернет-зависимости является актуальной, в работах психологов (Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский) и педагогов (О.В. Завалишина, А.М. Обжорин), в которых представлены направления работы по профилактике интернет-зависимости детей и подростков.

Данная проблема появляется у детей ещё с дошкольного возраста и перерастает в подростковый возраст.

ФГОС общего образования значительно изменил ситуацию в сфере обеспечения информационной безопасности образовательных учреждений. С целью осуществления психолого-педагогической профилактики необходимо обеспечить условия для создания медиабезопасности, то есть состояние защищенности, при которой отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью или физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

А.Ф. Федоров выделил основные психологические причины интернет-зависимости, которые могут быть у подростков:

• Недостаток родительского внимания.

• Отсутствие достаточного взаимодействия со взрослыми, которые

играют важную роль, а также с одноклассниками и сверстниками.

• Самосомнение и недостаток уверенности в собственных силах, личные убеждения и проблемы в социализации.

• Интерес ко всему новому.

• Желание подростков быть похожим на своих сверстников, и поэтому они «придерживаются увлечениями» друг друга.

Формирование данной зависимости часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье [4, с. 13].

С точки зрения А.Е. Войскунского, как правило, наличие интернет-зависимости у подростков является признаком психических проблем. Это может быть связано с такими факторами как: отсутствие популярности среди одноклассников и сверстников из-за сложностей в общении, проблем в обучении, неблагоприятной атмосферы в семье.

Зависимость от Интернета растёт постепенно. Существуют этапы интернет-зависимости у подростков:

Первый этап. Первой стадией зависимости является - появление доступа к интернету. У подростка возникает желание найти новые сведения, он создает профили в социальных сетях. Возможно, он пытается создать свой образ в интернете, который может отличаться от того, что на самом деле является реальным. Это может быть тревожным знаком, поэтому подросток может испытывать недостаток в признании со стороны своих настоящих друзей. Это приводит к тому, что в профилях пользователей появляются фотографии и видео с неадекватными высказываниями и действиями. Если в семье сложились доверительные отношения, то этот этап интернет-зависимости у подростков можно проследить и предотвратить [5, с. 33].

Второй этап. Второй этап интернет-зависимости гораздо сложнее. На данном этапе происходит процесс формирования привычки к виртуальному миру у подростка. Он начинает оценивать себя и свою жизнь только с точки зрения виртуальных друзей. В подростковом возрасте формируется туннельное

мышление, при котором все вокруг воспринимается через призму интернета. На замечания подросток реагирует очень недовольно. Сам факт зависимости он категорически отрицает. Каждый аргумент родителей подросток отвергает с помощью тысячи отговорок. Для родителей будет невозможным достичь соглашения на данном этапе. При осознании того факта, что они упустили время, необходимо срочно принимать меры. [5, с. 34].

Третий этап. Третий этап - самый сложный, который можно сравнить с наркотической зависимостью. Подросток больше не живет своей жизнью, вся его жизнь сосредотачивается вокруг игр или онлайн-общения. Раньше, с ним еще можно было поговорить, сейчас он не станет слушать, даже если попытается, будет раздражаться, будет стремиться уйти в мир виртуальности. Со временем у таких молодых людей атрофируются такие чувства, как сочувствие и сострадание. На третьей стадии зависимости от интернета простого лечения не существует [5, с. 34].

Целью профилактики интернет-зависимости является конструктивный диалог развитие, который будет способствовать разрешению конфликтов, будет способствовать развитию самоконтроля для преодоления негативных эмоций и стресса, а также умения выражать свои эмоции в приемлемых формах.

В школьном образовании необходимо использовать психологические тренинги как один из активных методов обучения, который позволит контролировать поведение в неоднозначных ситуациях, научит справляться со стрессом. Необходимо изучать стратегии поведения в сложных психологических условиях, развивать способность идентифицировать проблемы, что позволит выбрать правильные пути к самореализации. Навыки, приобретенные в ходе обучения, могут снизить влияние социальных дезадаптивных факторов.

Чтобы помочь подростку в преодолении интернет-зависимости, необходимо вовлечь его в общественную деятельность, не имеющую ничего общего с компьютером.

Активная общественная деятельность может помочь в преодолении

стрессов, агрессивности, чувства одиночества, ненужности. Такая деятельность позволит установить позитивные связи со сверстниками, с окружением, научит ставить цели, что повлияет на повышение уровня уверенности в себе.

Необходимо учитывать следующие рекомендации по профилактике интернет-зависимости:

1. Основным способом от негативного влияния интернета является общение с родителями.

2. Родителям необходимо стремиться вовлекать своих детей в семейные мероприятия, а учителям - в общественную жизнь.

3. Важно понять, что в воспитании подростков необходимо подбирать индивидуальные подходы, анализировать результаты выбранных методов реализации подростком себя в обществе. Иначе он так и будет искать свою реализацию в виртуальном мире.

4. В процессе работы с подростком надо делать акцент на поощрении его интересов и увлечений, поддерживать и помогать в их реализации.

5. Родители должны быть честны со своими детьми.

6. Методисты считают, что своевременное отслеживание любых изменений в поведении подростка, анализ его поведения послужит эффективной мерой профилактики интернет-зависимости.

7. Когда подросток слишком много времени проводит за компьютером, то важно установить границы. Необходим контроль за нахождением подростка за компьютером, должны быть двухчасовые интервалы между пользованием компьютером.

Соблюдение рекомендаций по профилактике интернет-зависимости поможет избежать многих психологических проблем, возникающих при общении с подростками. Легче предотвратить компьютерную зависимость, чем бороться с будущими последствиями.

Из этого следует, что в качестве основного направления борьбы с интернет-зависимостью следует рассматривать профилактику и мероприятия, направленные на ее снижение. Главная цель педагога заключается в том, чтобы

помочь детям и их родителям преодолеть интернет-зависимость с помощью различных способов и методов. Так как интернет-зависимость является негативным явлением, которое может привести к серьезным последствиям в развитии личности подростка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.

2. Завалишина О.В. Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению интернет-зависимости // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 70(06). - С. 601- 616.

3. Котова С.А. Интернет-зависимость у детей и подростков: риски, диагностика и коррекция. - СПб.: изд-во ВВМ, 2023. - 212 с.

4. Мартынов А.Е. Цифровая зависимость: причины, последствия и меры борьбы. - М.: Автор, 2023. - 94 с.

5. Обжорин А.М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 1 (6). - С. 79-84.

6. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, дигностика, коррекция и профилактика: монография. -Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.