Научная статья УДК 378; ББК 88.4
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-38-43 NIION: 2018-0077-2/22-130 MOSURED: 77/27-024-2022-02-329
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Особенности интернет-коммуникации в старшем подростковом
возрасте
Екатерина Александровна Никитская1, Ольга Александровна Лушина2
1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
2 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
Аннотация. Переход системы образования Российской Федерации в новый формат обучения и воспитания подрастающего поколения обусловил актуальность, представленной в статье темы интернет-коммуникации несовершеннолетних подросткового возраста. Целью статьи является теоретическое и эмпирическое изучение особенностей интернет-коммуникации в старшем подростковом возрасте.
Ключевые слова: подростковый возраст, интернет-коммуникация, киберсоциализация, социальные сети, интернет
Для цитирования: Никитская Е. А., Лушина О. А. Особенности интернет-коммуникации в старшем подростковом возрасте // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 38-43. https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-38-43.
Original article
Features of internet communication in older adolescence
Ekaterina A. Nikitskaya1, Olga A. Lushina2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
2 Moscow Pedagogical State University
Abstract. The transition of the education system of the Russian Federation to a new format of training and education of the younger generation has caused the relevance of the presented in the article theme of Internet communication of teenage minors. The aim of the article is theoretical and empirical study of the features of Internet communication in older adolescence.
Keywords: adolescence, Internet communication, cybersocialization, social networks, Internet
For citation: Nikitskaya E. A., Lushina O. A. Features of internet communication in older adolescence // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):38-43. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-38-43.
Постановка проблемы. В современных социокультурных реалиях и в условиях всеобщей пандемии и изоляции проблема интернет-коммуникации несовершеннолетних приобретает актуальность для общественности. Интернет оказывает свое влияние на многие сферы жизнедеятельности человека, в том числе и прежде всего на общение. Согласно
статистическим данным в России, Интернет используют около 75 % граждан старше 12 лет (в этом плане наша страна одна из самых бурно развивающихся), при этом 2/3 из них являются пользователями социальных сетей. Оба этих показателя год от года растут, но второй (участие в социальных сетях) быстрее первого. Если эта динамика сохранится, то через не-
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-013-00247
© Никитская Е. А., Лушина О. А., 2022
сколько лет количество пользователей Интернетом и социальными сетями уравняется. Большинство исследователей данной темы сходятся в том, что в будущем социальные сети будут играть куда большую роль, чем это имеет место сегодня. Вследствие возникновения интернет-сети появилась проблема виртуальной коммуникации людей разных возрастных категорий, прежде всего несовершеннолетних. В последнее время дети и подростки стали больше времени посвящать социальным интернет-сетям. Основным занятием учащихся в Интернет-сети являются компьютерные развлечения: прежде всего социальные сети например ВКонтакте. В связи с этим, многие интернет-ресурсы, желая увеличить свою аудиторию, превращаются в социальные сети.
Современные подростки столкнулись с незнакомым для них опытом социализации, осуществляющимся в киберпространстве, что существенно отличает их от предыдущих поколений. В связи с использованием социальных интернет-сетей, мобильных приложений, «мессенджеров» происходит расширение границ общения для нахождения референтных групп, друзей, формирования идентичности и т. д., что является решением основных задач данного возрастного периода.
Изложение основного материала исследования. В киберпространстве у современных подростков границы социальных связей становятся шире, появляется больше возможностей и ресурсов для поиска информации и самопрезентации. Ребенок пытается познать себя, найти «свое место» в кругу сверстников, получить информацию, разрешить психологические внутриличностные проблемы. Киберсоциализа-ция оказывает воздействие на несформировавшуюся личность подростка посредством его коммуникации в интернет-пространстве, которая влияет на становлении идентичности [3].
Первой особенностью общения старших подростков в социальных интернет-сетях является анонимность и «физическая непредставленность» [1, с. 5]. Например, если происходит демонстрация фотографий, то выбираются наиболее удачные. Это связано с желанием создать положительное впечатление о себе у окружающих, повысить свой статус, получить одобрение.
В условиях анонимности подросток выстраивает личность, которая может существенно отличаться от него. Если при общении в предметной реальности «Я-реальное» подростка частично совпадает с «Я-идеальным», то в Интернет-пространстве «виртуальное Я», часто, не совпадает ни с первым, ни со вторым представлением о себе. Таким образом, подросток примеряет, как минимум, три состояния «себя», реализуя потребность
быть многогранным. Для экспериментов со своей идентичностью подросток использует различные возможности киберпространства, создавая новую виртуальную личность: другой внешний вид на «аватарке» (благодаря удачному ракурсу, компьютерным программам или заимствованному фото), приписывание себе характеристик, отсутствующих в предметной реальности. Это связано либо с отсутствием возможности проявить приписанные себе в киберпространстве качества, либо настоящая жизнь настолько нормативная и конформная, что символьно-знаковая реальность становится единственным способом транслировать себя ненормативного и нестандартного.
В последствии «игры с идентичностью» могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на личность старшего подростка: с одной стороны, может быть удовлетворена потребность в признании, но с другой - есть риск замены своего настоящего «Я» вымышленным в киберпростран-стве, что может привести к сложностям осознания своих реальных чувств, желаний, взглядов.
Вторая особенность - «аффективная раскрепощенность» [4], основанная на пренебрежении нормами и правилами общения в Интернет-пространстве. Подросток может позволить себе использовать в своем общении более грубые выражения следствием чего становятся кибербуллинг, троллинг, унижение, оскорбление, провокации, а безнаказанность и отсутствие границ дозволенного в киберпространстве разрушительно влияют на личность подростка.
Третья особенность - это контроль над выбором собеседника и возможность устанавливать, ре-ализовывать или завершать общение. В интернет-коммуникации человек сам выбирает собеседника и способы контакта. Если общение надоедает, можно прекратить общение (заблокировать, проигнорировать, выйти из беседы). Подросток создает сам или присоединяется к разнообразным неформальным сообществам, удовлетворяющих его потребность в самовыражении, демонстрации своих взглядов. Но следуя субкультуре, подросток принимает «негласные» правила, которые из киберпространства он транслирует в предметную реальность.
Четвертая особенность - гибкость и вариативность трансляции собственных чувств и настроения. В интернет-коммуникации от реального человека остается «набор букв», а эмоции и чувства отражены в «смайликах», «стикерах», «статусах» [2], демонстрируется нужное эмоциональное состояние, а не то, в котором человек находится на самом деле, а отсутствие невербальных средств общения предоставляет возможность управлять представлением собеседника о твоем настроении и чувствах.
Если взглянуть на это с другой стороны, у подростка отсутствует достоверная информация о собеседнике, возможность наблюдения за его вербальными и паралингвистическими средствами коммуникации в киберпространстве, происходит взаимодействие с вымышленным оппонентом. Голос, мимика, речь, эмоции представляются, коммуникация строится в уме, а недостающие знания о характеристиках собеседника додумываются. Выстраивание образа оппонента происходит благодаря «иллюзорной корреляции». В последствии ограничиваются условия для формирования навыков общения, умения «подстроиться» под ситуацию и партнера, по-
нимания его эмоционального состояния. Возникают сложности с коммуникацией в предметной реальности, так как у него пропадает целостное восприятие реальности.
В статье приводятся результаты исследования особенностей коммуникации старших подростков в социальных интернет-сетях и в предметной реальности была использована составленная нами анкета (рис. 1). В исследовании принимали участие 48 обучающихся 8-х классов МБОУ ПСОШ № 2 имени М. Ф. Тихонова города Королева Московской области (35 девочек и 13 мальчиков в возрасте 14-15 лет). Рис. 1.
29 (60,4 %)
Рис. 1. Возрастная категория подростков
Анкетирование проводилось в онлайн режиме. На вопрос «Какие социальные интернет-сети Вы используете?» все 48 опрошенных ответили, что они пользуются «ВКонтакте», 44 и в других социальных сетях. По результатам анкетирования мы выяснили, что 58,3 % (28 подростков) име-
ют анонимные страницы в социальных сетях. Причем 6 из них используют ее на постоянной основе, у 19 - она является дополнительной. У 4 подростков есть сразу несколько анонимных профилей, среди которых присутствует и основная (рис. 2).
Рис. 2. Функции анонимных страниц в социальных интернет-сетях у подростков
Опираясь на ответы подростков, распространенной причиной создания анонимных профилей является знакомство с новыми людьми. 14 подростков указали, что таким образом они могут знакомиться, не боясь быть узнанными. Следующей по распространенности причиной является тайное подсматривание за жизнью других людей. Так ответило 10 подростков. Только 2 человека считают это хорошей возможностью без-
наказанно оставлять негативные комментарии и рассылать сообщения. В строке «Другое» 3 подростка написали, что им нравится слушать музыку, при этом не общаясь с людьми, еще 3 признались, что анонимная страничка им нужна «просто так, чтобы было». Один подросток подобным образом «избегает лишних глаз», и еще один с помощью анонимной страницы общается только с самыми близкими людьми.
На вопрос «Сколько времени в день в среднем Вы тратите на социальные интернет-сети?» мы получили такой результат: 2-3 часа - 16,7 %; больше 7 часов - 18,8 %;
6-7 часов - 31,3 %; 4-5 часов - 33,3 %.
Ни один из подростков не тратит на социальные сети менее 1 часа в день (рис. 3).
ф Не более 1 Часа 9 2-3 часа
4-5 часов ф 6-7 часов
ф Больше 7 часов в день
Рис. 3. Среднее время, проведенное подростками в социальных интернет-сетях за один день
91,7 % опрошенных признались, что у них бывали такие моменты, когда планировали зайти в социальные интернет-сети на пару минут, а в итоге проводили там намного больше времени. Но только 68,8 % ощущают свою зависимость от социальных интернет-сетей.
Подростки видят в «зависании» в социальных сетях самые разные цели, но в основном это конечно общение, за него проголосовало 47 человек. Далее в рейтинге стоит наблюдение за жизнью блогеров/ друзей/знакомых (30 подростков). Благодаря социальным сетям, 28 подростков потребляют развлекательный контент (просмотр мемов). И 26 подростков видят в этом хорошую возможность просматривать новости. В строке «Другое» 6 человек указали, что социальные интернет-сети им нужны для образования, еще 3 - для знакомства, а 2 подростка не ограничивают себя только вышеперечисленными целями, они используют соц. сети по максимуму.
По результатам анкеты только 16,7 % опрошенных предпочитают общение в сети. В основном потому, что только так они могут общаться с близкими из других городов и искать новых людей со схожими интересами. За эти 2 пункта проголосовало по 8 человек. Также 7 подростков считают, что современные технологии позволили им общаться по сети и заниматься более важными делами, не тратя при этом много времени на личные встречи. 6 человек признались, что им просто нравится сидеть дома, и столько же ответило, что общение по сети складывается проще, чем в реальной жизни. Только 3 человек стесняются, чувствуют себя неловко при личном общении, поэтому они предпочитают Интернет-коммуникацию.
Больше половины исследуемых (52,1 %) указали, что у них дружеские отношения со своими одно-
классниками, и общаются они как в школе, так и вне школы. % часть общается с ними хорошо, но только в классе. 8,3 % подростков имеют нейтральные отношения с ребятами из своего класса, и столько же довольствуются общением с парой одноклассников. 2 человека вообще избегают всяческих контактов с ними, а один утверждает, что находится с ними в постоянной вражде.
На вопрос «Вы активнее общаетесь с одноклассниками в классе или в чатах/беседах?» результаты ответов были таковы: в классе - 62,5 %; в чатах/беседах - 20,8 %; вообще не общаюсь - 1 6,7 % (рис. 4).
# В классе
# В чатах/беседе Вообще не общаюсь
Рис. 4. Формат общения подростков со своими одноклассниками
В основном, причиной полного отсутствия общения подростков со своими одноклассниками является то, что им это неинтересно. Так ответило 57,1 % опрошенных. 28,6 % стесняются/боятся своих коллег «по цеху». И 1 4,3 % утверждают, что это с ним не хотят общаться, поэтому они и не стараются идти на контакт.
Анкетирование показало, что только 12,5 % подростков чувствуют себя зажатыми, неловкими
при личном общении с друзьями или знакомыми. Если говорить про виртуальное общение, то тут результат иной - всего 10,4 % держаться скованно при диалоге.
Именно эти 1 0,4 % считают, что они открыты людям только при виртуальном общении. 29,2 % указали, что могут быть откровенными и искренними только при прямом контакте. Оставшиеся 60,4 % чувствуют себя комфортно как при личном общении, так и по сети.
Несмотря на то, что Интернет-пространство дает нам ощущение защищенности, безнаказанности в наших действиях и словах, только 41,7 % подростков согласились, что виртуальное общение придает им смелости в диалоге.
Опрос показал, что общение в Интернет-пространстве может негативно влиять на процесс социализации старших подростков, когда происходит замена взаимодействия межличностного характера, необходимого каждому человек, социальной сетью. Это присуще преимущественно тем несовершеннолетним, которые не уверены в собственных силах, сталкиваются со значительными затруднениями при живом общении. Когда речь идет о знакомстве с новыми людьми, многие подростки сталкиваются с барьером, причиной которого является страх отказа или непонимания со стороны. Ведь куда проще получить отказ по виртуальному общению, чем краснеть и неловко молчать перед другим человеком. Поэтому многие подростки видят в сетевом общении отличную возможность найти людей по интересам. Но они не осознают, что, чем взрослее они будут, тем сложнее становится такой поиск.
По мере увеличения количества времени, которое подросток проводит у экрана монитора или любого другого устройства, с целью выхода во всемирную Сеть, зависимость начинает становиться патологической и оказывать негативное влияние на жизнедеятельность в целом. Очень часто кибер-пространство отвлекает детей и подростков от учебы. Согласно опросу, немногие подростки видят обучение целью социальных интернет-сетей сетей. Можно сделать вывод о второстепенности использования интернета как ценного источника образовательной информации. Но есть и позитивная динамика в онлайн-коммуникации обучающихся. Например, подавляющее большинство школьников зарегистрировано во «ВКонтакте», где возможно создавать беседы из нескольких человек. Там подростки могут делиться образовательной информацией, помогать друг другу с домашним заданием и просто поддерживать дружеские отношения.
Существует и другая проблема: в интернет-пространстве не ощущается ответственность за свое
поведение по причине анонимности. Значительная часть респондентов подтвердили, что имеют анонимные страницы в социальных сетях, причем некоторые ей пользуются как основной. Подобным образом подростки могут свободно знакомиться с людьми, не боясь быть узнанными, особенно если поиск осуществляется по его родному городу. Тайное подсматривание за жизнью других людей является распространенной причиной создания анонимных страниц. В основном, подростки подсматривают либо за более успешными людьми, что очень плохо сказывается на их самооценке, либо за счет которых они могут самоутвердиться, то есть за менее успешными людьми. Но, к сожалению, анонимные странички не всегда создаются с благими намерениями. Для подростков это возможность оскорблять, оставлять негативные комментарии, в общем, заниматься кибербуллингом, при этом оставаться безнаказанным. Этот факт может повлиять на развитие двуличности, сначала только в интернете, а затем - в реальной жизни.
То, что подростки предпочитает больше реальное общение, чем виртуальное - это очень хороший показатель. И то, что большинство школьников имеют дружеские отношения со своими одноклассниками, что они стараются чаще видеться и вне школы, говорит о превосходстве реального общения над сетевым. Когда подростки потеряют интерес к интернету, когда поймут, что настоящие, живые эмоции намного привлекательнее, чем стикеры и смайлы в социальных сетях, когда ощутят весь «кайф» от знакомства, например, на улице или в кафе, тогда они осознают никчемность интернет-коммуникации.
Выводы. Интернет-коммуникация является специфическим средством социализации и несет в себе неповторимый социально-педагогический потенциал, характеризующийся доступностью, подвижностью и незамедлительностью, относительной безопасностью и анонимностью, что немало важно для подростков, а также свободой самовыражения. Кроме того, общение в киберпространстве может активно влиять как на позитивные, так и негативные процессы в социализации подростков. Таким образом, интернет-коммуникация имеет положительные и отрицательные стороны. Подросток, испытывающий трудности в общении со сверстниками, в социальных интернет-сетях легко находит собеседников, говорит о своих интересах и проблемах открыто, без стеснения, что является возможностью для обмена социокультурными ценностями. Говоря об отрицательных сторонах, хочется обратить внимание на то, что подростки, не умеющие рационально использовать время, проводимое за компьютером, имеют риск приобретения зависимости, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощен-
ности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам. Также в киберпространстве достаточно много негативной информации, ребенок может подвергаться травли, унижениям и оскорблениям, что негативно сказывается на его самооценке и дальнейшей социализации.
Библиографический список
1. Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.10.2020).
2. Гавриченко О. В., Смолякова Т. В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 1(1). URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 25.10.2020).
3. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека. От Homo Sapiens^ до Homo Cyberus^ : монография. М. : Прометей, 2012. 212 c. URL: http://www. iprbookshop.ru/18577.html.
4. Шевченко И. С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении. URL: http:// cyberpsy.ru (дата обращения: 25.10.2020).
Bibliographic list
1. Belinskaya E. P. Informational socialization of adolescents: the experience of using social networks and psychological well-being // Psychological research. 2013. Vol. 6. No. 30. p. 5. URL: http://psystudy.ru (accessed: 10/25/2020).
2. Gavrichenko O. V., Smolyakova T. V. Features of self-presentation in Internet diaries of adolescents and youth // Psychological research: electron. scientific journal 2008. No. 1 (1). URL: http://psystudy.ru (accessed: 10/25/2020).
3. Pleshakov V. A. Cybersocialization of a person. From Homo Sapiens to Homo Cyberus : monograph. Moscow : Prometheus, 2012. 212 p. URL: http://www. iprbookshop.ru/18577.html .
4. Shevchenko I. S. Factors of dynamism of self-presentations in Internet communication. URL: http:// cyberpsy.ru (accessed: 10/25/2020).
Информация об авторах
Е. А. Никитская - доцент кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;
О. А. Лушина - студент IV курса, 406 группы Московского педагогического государственного университета.
Information about the authors
E. A. Nikitskaya - Associate Professor of the Department of Pedagogy of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
O. A. Lushina - IV year student, 406 group of the Moscow Pedagogical State University.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted to the editorial office on 07.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.