Научная статья на тему 'Особенности интерактивной стороны общения старших и младших подростков'

Особенности интерактивной стороны общения старших и младших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
702
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION / PARTICULARLY DURING ADOLESCENCE / THE INTERACTIVE SIDE OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуина Диана Валериевна, Князькова Ирина Федоровна

В статье раскрываются теоретические аспекты проблемы общения подростков, представлен сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по исследованию интерактивной стороны общения, даны результаты эмпирического исследования интерактивной стороны общения младших и старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жуина Диана Валериевна, Князькова Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INTERACTIVE SIDE OF COMMUNICATION WITH OLDER AND YOUNGER ADOLESCENTS

In article theoretical aspects of a problem of communication of teenagers reveal, the comparative analysis of psikhologo-pedagogical literature on research of the interactive party of communication is submitted, results of empirical research of the interactive party of communication of younger and senior teenagers are yielded.

Текст научной работы на тему «Особенности интерактивной стороны общения старших и младших подростков»

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ И МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Жуина Диана Валериевна

канд. психол. наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии, Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, РФ, Республика Мордовия, г. Саранск

E-mail: dianazhuina@yandex. ru Князькова Ирина Федоровна студентка 5 курса факультета психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, РФ,

Республика Мордовия, г. Саранск E-mail: irinaknjazkova@rambler. ru

FEATURES INTERACTIVE SIDE OF COMMUNICATION WITH OLDER

AND YOUNGER ADOLESCENTS

Zhuina Diana

supervisor, the PhD. psychol. Sciences, Associate Professor, Department of Special and Applied Psychology, Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva, Russian Federation, the Republic of MordoviaSaransk

Knyazkova Irina

5th year student of the Faculty of Psychology and defectology Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva, Russian Federation, the Republic

ofMordoviaSaransk

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются теоретические аспекты проблемы общения подростков, представлен сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по исследованию интерактивной стороны общения, даны результаты эмпирического исследования интерактивной стороны общения младших и старших подростков.

ABSTRACT

In article theoretical aspects of a problem of communication of teenagers reveal, the comparative analysis of psikhologo-pedagogical literature on research of the interactive party of communication is submitted, results of empirical research of the interactive party of communication of younger and senior teenagers are yielded.

Ключевые слова: общение; особенности подросткового возраста; интерактивная сторона общения.

Keywords: communication; particularly during adolescence; the interactive side of communication.

Как известно, потребность в общении для подростков с другими людьми, а именно с ровесниками, является одной из основных человеческой необходимости. Именно от того, насколько человек успешен в общении, зависит дальнейшее активность в общественной жизни, успешность в профессиональной деятельности, и, наконец, личное счастье каждого индивида. Подростковый возраст является тем периодом жизни человека, когда вопросы межличностных отношений ставятся особенно остро. Группа подростка становится для сверстников той средой, в которой он пытается реализовать свои умения, способности и потребности. Одни нуждаются в общение и совместной деятельности со сверстниками. Другие ищут подкрепления самоуважения, самосознания, самосовершенствования, признания своей человеческой ценности. Третьи получает недостающую информацию в коммуникативных навыков. Четвертые удовлетворяются в лидерской потребности.

Общение — это обмен информацией, взаимодействие людей и их взаимоотношение в совместной деятельности. Именно благодаря общению, отмечает Е.П. Ильин, между индивидами происходит достижение распределение различных функций, включенными в совместную деятельность, согласование индивидуальных усилий, обмен опытом, знаниями, совместное планирование и сама деятельность, контроль над ее результатами [2, с. 79].

Общение — важнейшее из понятий, характеризующих мир людей. Мир, в который попадает ребенок с момента своего рождения и в котором протекает вся его жизнь. В нем нет естественных, природных объектов в том виде, в каком они присутствуют в жизни, скажем, высших приматов и других животных. Точнее, физически они в этом мире существуют, но воспринимаются совершенно особым образом. Г.М. Андреева отмечает, что пользуясь выражением А.Н. Леонтьева, можно сказать, что любые предметы

воспринимаются человеком в «квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это — смысловое поле, система значений» [1, с. 21].

Г.М. Андреева выделяет следующие структурные элементы общения:

• коммуникативный (передачу информации),

• перцептивный аспект (восприятие и понимание партнерами друг друга),

• интерактивный (взаимодействие в процессе общения) [1, с. 51].

Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения,

которые непосредственно связаны с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности. В процессе общения индивид может взаимодействовать не только словами, знаниями, идеями, но и действиями, поступками, то есть все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Предметом нашего исследования является общение в подростковом возрасте. Общение со сверстниками в подростковом возрасте приобретает первостепенный характер необходимости. Во-первых, они приобретают важную информацию, которую по каким либо причинам не сообщают взрослые. Во-вторых, подростки осваивают необходимые навыки социального и межличностного взаимодействия. В-третьих, получают чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы является неблагоприятное положение в классном коллективе, причем часто такие юноши попадают под дурное влияние вне школы. По итогам обследованных М.А. Алемаскиным девять десятых правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были «изолированными» в своих школьных классах; многие из них были недовольны своим положением в классе, значительное количество относились к одноклассникам негативно. Около половины обследованных Г.Г. Бочкаревой несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам

равнодушно или враждебно; среди остальных школьников такое отношение проявили 19 % [3, а 35].

Таким образом, в подростковом возрасте потребность в общении с родителями уходит на второй план, уступая место потребности в межличностных отношениях со сверстниками, но все-таки родители остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения разнообразных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.

С целью изучения особенностей интерактивной стороны общения младших и старших подростков, мы провели эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 23» г. Саранск. В нем приняли участие 40 учащихся (из них — 20 человек — младшие подростки, 20 человек — старшие подростки). В ходе эмпирического исследования был подобран следующий диагностический инструментарий: «методика диагностики межличностных отношений Т. Лири», «опросник межличностных отношений В. Шутца».

Результаты исследования полученных в ходе проведения методики межличностных отношений Т. Лири представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Стиль межличностных отношений у старших и младших подростков (по результатам проведения методики диагностики межличностных

отношений Т. Лири)

Стиль межличностных отношений Младшие подростки Старшие подростки

1. Властный-лидирующий 10 % (2 чел.) 20 % (4 чел.)

2. Независимый-доминирующий 10 % (2 чел.) 20 % (4 чел.)

3. Прямолинейный-агрессивный 15 % (3 чел.) 20 % (4 чел.)

4. Недоверчивый-скептический 10 % (2 чел.) 10 % (2 чел.)

5. Покорный-застенчивый 10 % (2 чел.) —

6. Зависимый-послушный 15 % (3 чел.) —

7. Сотрудничающий-конвенциальный 15 % (3 чел.) 15 % (3 чел.)

8. Ответственный-великодушный 15 % (3 чел.) 15 % (3 чел.)

Согласно данным таблицы 1, у младших подростков доминирует в большей степени зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-великодушный стили межличностных отношений, в меньшей степени недоверчиво-скептический, независимый-доминирующий. Для старших подростков в большей степени характерны властный-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный стили

межличностного взаимодействия, в меньшей степени недоверчиво-скептический, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-

великодушный. Среди старших подростков не выявлены учащиеся с такими стилями межличностного взаимодействия, как зависимо-послушный и покорно-застенчивый.

Результаты, полученных в ходе проведения методики межличностных отношений В. Шутце, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты проведения методики межличностных отношений В. Шутце с __подростками _

Младшие подростки Старшие подростки

Шкала Высокий Низкий Высокий Низкий

показатель показатель показатель показатель

1. Потребность включения 40 % (8 чел.) 60 % 50 % 50 % (10 чел.)

(выраженное поведение) (12 чел.) (10 чел.)

2. Потребность включения 45 % 55 % 60 % 40 % (8 чел.)

(требуемое поведение) (9 чел.) (11 чел.) (12 чел.)

3. Потребность контроля (выраженное поведение) 30 % (6 чел.) 70 % (14 чел.) 45 % (9 чел.) 55 % (11 чел.)

4. Потребность 60 % 40 % 35 % 65 %

контроля (требуемое поведение) (12 чел.) (8 чел.) (7 чел.) (13 чел.)

5. Потребность в аффекте (выраженное поведение) 40 % (8 чел.) 60 % (12 чел.) 60 % (12 чел.) 40 % (8 чел.)

6. Потребность в аффекте (требуемое поведение) 35 % (7 чел.) 65 % (13 чел.) 50 % (10 чел.) 50 % (10 чел.)

Согласно данным таблицы 2, для младших подростков характерна потребность в зависимости и контроле, они стараются избегать самостоятельного принятия решений. В старшем подростковом возрасте характерна тенденция поиска общения с другими людьми. Они стараются брать ответственность на себя, для них характерна роль лидера.

Таким образом, результаты нашего исследования, направленного на изучение интерактивной стороны общения младших и старших подростков, показали, что для младших подростков в большей степени характерны зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-великодушный стили межличностных отношений, в меньшей степени — недоверчиво-скептический, независимый-доминирующий.

Для старших подростков в большей степени характерны властный-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный стили межличностного взаимодействия, в меньшей степени недоверчиво-скептический, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-

великодушный. Среди старших подростков не выявлены учащиеся с такими стилями межличностного взаимодействия, как зависимо-послушный и покорно-застенчивый.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Академия, 2007. — 156 с.

2. Жуина Д.В., Шамаева О.И. Особенности общения подростков с разным уровнем самооценки / VI Всероссийская научно-практическая заочная конференция «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения», 19—20 октября 2009 г. — С. 42—47.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учебник. СПб.: Питер, 2007. — 556 с.

4. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе : Дониш, 1998. — 138 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.