Научная статья на тему 'Особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств'

Особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
549
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / TEENAGERS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / LEADERSHIP QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доронина Н. Н., Зиборова Е. И., Шкилев С. В.

Представлены результаты исследования типов межличностных отношений и уровня развития лидерских качеств личности подростка. В ходе исследования выявлены особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of interpersonal relations of teenagers with different levels of leadership development

The article presents the results of the study on types of interpersonal relationships and the level of leadership qualities developed by teenagers. The research revealed the features of interpersonal relationships of teenagers with different levels of leadership development

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств»

SO ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2019

УДК 37.015.324.2-053.6 Н.Н. ДОРОНИНА, Е.И. ЗИБОРОВА, С.В. ШКИЛЕВ

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ C РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Представлены результаты исследования типов межличностных отношений и уровня развития лидерских качеств личности подростка. В ходе исследования выявлены особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств.

Ключевые слова: подростковый возраст, межличностные отношения, лидерские качества.

The article presents the results of the study on types of interpersonal relationships and the level of leadership qualities developed by teenagers. The research revealed the features of interpersonal relationships of teenagers with different levels of leadership development.

Keywords: teenagers, interpersonal relationships, leadership qualities.

В подростковом возрасте сфера межличностных отношений претерпевает значительные изменения. Для подростков становится более важным общение со сверстниками, чем со взрослыми, родителями. Однако подростку важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (благополучные отношения c одноклассниками, наличие близких друзей). Е.П. Ильин определяет межличностные отношения как «отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека» [1, с. 194].

М.И. Лисина отмечает, что личные взаимоотношения в группе сверстников становятся основой формирования тесных группировок, называемых впоследствии малыми группами. В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное

© Доронина Н.Н., Зиборова Е.И., Шкилев С.В., 2019

внимание со стороны лидера является особенно важным для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Отличительной чертой подростковых групп выделяют чрезвычайно высокую конформность их членов. Отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую способны абсолютно некритично относиться к мнениям собственной группы и ее лидеров [3].

По мнению Р.Л. Кричевского, лидеры-подростки нашего времени являются потенциальными руководителями и политически активной частью населения страны. Следовательно, диагностика личностных особенностей и базирующийся на ней прогноз социально-психологических особенностей лидерства в молодежной среде актуален теоретически и практически. Немаловажен тот факт, что в подростковом возрасте многие школьники начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки, готовые к социально-политической рефлексии,

становятся практическими лидерами, они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют на их направление и продвижение в процессе учебы [2].

Различные аспекты исследования межличностных отношений и проявлений лидерства в подростковом возрасте представлены в работах Л.И. Божо-вич, Р.Л. Кричевского, М.И. Лисиной, Е.П. Ильина, Б.Д. Парыгина и др.

Проблема данного исследования: каковы особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств.

В данном исследовании использовались следующие методики: «Я лидер» Е.С. Фёдорова и О.В. Ерёмина (модификация Т.А. Мироновой); диагностики межличностных отношений (Т. Лири). Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода, в нем приняли участие подростки в возрасте от 11 до 15 лет. Общее количество респондентов составило 119 человек.

По результатам исследования c помощью методики «Я лидер» было выявлено, что у большинства опрошенных преобладает высокий уровень проявления лидерских качеств (рис. 1).

Исходя из полученных данных, 18% подростков обладают низким уровнем лидерских качеств личности. Такие испытуемые не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

26% опрошенных имеют средний уровень лидерских качеств. Они обладают в целом средними показателями, однако «потенциал» таких склонностей не отличается высокой устойчивостью.

У 56% подростков выявлен достаточный уровень лидерских качеств. Такие люди не теряются в новой обстановке, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, принимают самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Далее была проведена методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (рис. 2).

Рис. 1. Распределение подростков по уровням проявления лидерских качеств личности

82 ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2019

Рис. 2. Выраженность типов межличностных отношений подростков (ср. б.)

На рис. 2 видно, что у опрошенных преобладает властный - лидирующий тип межличностных отношений (8,6 баллов). Такие испытуемые характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, экс-травертированностью. В меньшей степени выражен тип «прямолинейный

- агрессивный» (4,3 балла), такие учащиеся упрямые, упорные, настойчивые в достижении цели, энергичные.

Для выявления статистических различий по показателям межличностных отношений подростков, имеющих разный уровень лидерских качеств личности, нами был применен непараметрический статистический критерий для трех независимых выборок Н-критерий Крускала - Уоллиса. Результат статистической обработки данных представлен в таблице.

Как видно из таблицы, по таким показателям межличностных отношений, как «властный - лидирующий» (Нэмп = = 22,544), «прямолинейный - агрессивный» (Нэмп = 5,781), «недоверчивый

- скептический» (Нэмп = 9,970), «по-

корный - застенчивый» (Нэмп = 21,832), «зависимый - послушный» (Нэмп = = 26,031), «сотрудничающий - конвенциональный» (Нэмп = 20,347), «ответственный - великодушный» (Нэмп = 13,865), «дружелюбие» (Нэмп = 11,985) были обнаружены статистические различия на высоком уровне значимости р < 0,01.

У подростков с достаточным уровнем лидерских качеств доминируют такие показатели, как «властный - лидирующий», «сотрудничающий - конвенциональный», «ответственный - великодушный», «дружелюбие». Они доминантные, энергичные, авторитетные лидеры, успешные в делах, дружелюбные и любезные со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех, гиперответственные, принимают на себя ответственность за других. Подростки с низким уровнем лидерских качеств обладают сильно выраженными («покорный - застенчивый», «зависимый - послушный», «прямолинейный - агрессивный», «недоверчивый - скептический»), типами межличностных отношений. Как правило, такие дети непримиримые, склонные во всем обвинять окружающих, раздражительные, несдержанные, вспыльчивые,

Выраженность типов межличностных отношений подростков с разным уровнем

лидерских качеств личности

Типы межличностных Старшие подростки

Уровни лидерских качеств и ^эмп

отношений Достаточный Средний Низкий

Властный - 11,1 5,7 5 22,544*

лидирующий

Независимый - 5,2 3,9 5,7 2,001

доминирующий

Прямолинейный - 3,6 3,8 7,1 5,781*

агрессивный

Недоверчивый - 3,6 5,7 7,4 9,970*

скептический

Покорный - 3,7 3,8 13,3 21,832*

застенчивый

Зависимый - 3,5 3,7 12,2 26,031*

послушный

Сотрудничающий - 9,6 6,6 5,8 20,347*

конвенциональный

Ответственный - 7,9 6,7 5,2 13,865*

великодушный

Доминирование 0,3 -0,7 2,3 1,031

Дружелюбие 1,5 -2,8 - 3,1 11,985*

*р < 0,01.

критичные, необщительные, скрытные, уступчивые, способные подчиняться, не имеют собственного мнения, неуверенные в себе, часто тревожатся.

Исходя из данных таблицы, мы можем увидеть, что существуют следующие значимые различия: подростки с достаточным уровнем лидерских качеств имеют большую выраженность по типам «прямолинейный - агрессивный» и «дружелюбие». Эти данные говорят об особенностях проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют особенности в проявлении лидерских качеств личности в подростковом возрасте, а именно: у подростков с сильно выраженными лидерскими качествами личности доминирует властный - лидирующий тип межличностных отношений, а у подростков со слабо выраженными лидерскими качествами личности сильно выражен покорный - застенчивый тип межличностных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.

2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. СПб.: Статут, 2007. 544 с.

3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологи, Воронеж; МОДЭК, 1997.384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.